Любутин К. Н. – 80 лет


скачать Журнал: Выпуск №1-2(76)/2015 - подписаться на статьи журнала

25 февраля 2015 г. исполнилось 80 лет Константину Николаевичу Любутину, выдающемуся советскому и российскому ученому, организатору науки и высшего образования. Константин Николаевич – заслуженный деятель науки РСФСР (1981), действительный член Российской академии естественных наук (1992), вице-президент Российского философского общества (1993), член Кантовского общества (ФРГ), доктор философских наук, профессор.

Бóльшая часть организационной, преподавательской и научной деятельности К. Н. Любутина связана с двумя важнейшими философскими центрами Среднего Урала: 1) Уральским университетом (ныне – составная часть УрФУ), где Константин Николаевич был одним из основателей философского факультета УрГУ (1965); с 1969 по 2014 г. заведовал организованной им кафедрой истории философии при философском факультете УрГУ, а в 1978–1989 гг. был деканом философского факультета УрГУ; 2) Институтом философии и права УрО РАН, созданным в Свердловске в 1988 г. при непосредственном участии К. Н. Любутина, в котором он по сей день является главным научным сотрудником.

К. Н. Любутин сформулировал гипотезу, согласно которой современная философия, в сущности, предстает в качестве общей теории субъекта и объекта. Она раскрывается как многоуровневая теория, включающая в себя иерархию разнообразных субъектов и объектов (человечество – часть природы, социальные общности: семья, социальная группа, класс, нация; индивид как субъект и объект). Любутин убедительно показал, что механизм взаимодействия субъекта и объекта (субъекта и субъекта) на каждом уровне (общее, особенное, единичное) как минимум включает практическое, познавательное и ценностное отношения.

Константин Николаевич прежде всего историк философии. В этой области философской науки ему принадлежит заслуга постановки вопроса о специфике русского и советского марксизма. Разработка этой темы ведется им без перечеркивания советского прошлого и собственных идей, но в то же время с современных позиций. Другая сторона историко-философских интересов К. Н. Любутина – история немецкой классической философии, особенно в лице И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. И, наконец, третья сторона – работы, посвященные неомарксизму, в частности изучению идей Франкфуртской школы (особенно Э. Фромма). Можно сказать, что именно работы К. Н. Любутина способствовали появлению интереса к идеям неомарксистов, например к творчеству Э. Блоха.

В последние годы К. Н. Любутин обращает внимание на такую современную и модную область философских и социологических исследований, как повседневность. Он предлагает рассматривать это явление в рамках тотальности социального бытия, в качестве одного из уровней социальной реальности наряду с национальной культурой и формацией. Повседневная жизнь в работах Любутина предстает в виде непосредственной человеческой деятельности, включающей весь спектр обыденных феноменов: материальную практику, труд, отдых, быт, язык, опыт, обыденное сознание, повседневную эстетику и т. д. Исследование повседневности К. Н. Любутин осуществляет на методологической основе учения К. Маркса о практической сущности человека и общества.

За 45 лет научной и педагогической деятельности им подготовлены высококвалифицированные специалисты, работающие в вузах по всей России. Среди его учеников около 70 кандидатов и 27 докторов философских наук. К. Н. Любутин награжден орденами Дружбы и «Знаком Почета», медалями. К. Н. Любутин – один из основателей Уральской философской школы, видный специалист по метафилософии, философской антропологии, теории познания, истории немецкой классической и марксистской философии.

К. Н. Любутин – автор тридцати научных монографий, более трехсот иных научных, учебных, учебно-методических и публицистических работ, среди которых можно особенно выделить следующие:

• Человек – мир – философия (в соавт. с П. П. Чупиным). – Свердловск, 1970.

• Критика философской антропологии. – М., 1971; София, 1972.

• Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. – Свердловск, 1973; М., 1981.

• Введение в историю философии (в соавт. с Б. В. Емельяновым). – М., 1987.

• Фейербах: философская антропология. – Свердловск, 1989.

• Человек в философском измерении. – Свердловск, 1990.

• От рассудка к разуму: Кант, Гегель, Фейербах (в соавт. с В. Н. Володиным, И. С. Нарским). – Екатеринбург, 1991.

• Диалектика субъекта и объекта (в соавт. с Д. В. Пивоваровым). – Екатеринбург, 1993.

• Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. – Екатеринбург, 1994.

• Классическая философская антропология: И. Кант, Л. Фейербах (в соавт. с Р. А. Бурхановым). – Екатеринбург, 1995.

• Гуманистическая проблематика в немецкой классической философии // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. – М., 1997.

• Диалектика повседневности: методологический подход (в соавт. с П. Н. Кондрашовым). – Екатеринбург, 2007.

• Философская антропология Карла Маркса (в соавт. с П. Н. Кондрашовым). – Екатеринбург, 2007.

• Историческая феноменология бесчеловечности (в соавт. с П. Н. Кондрашовым). – Екатеринбург, 2010.

• Диалектика Людвига Фейербаха (в соавт. с А. А. Коряковцевым). – Екатеринбург, 2010.

Желаем Константину Николаевичу крепкого здоровья, творческих успехов и новых идей!

П. Н. Кондрашов,

кандидат философских наук