Дарвинистские проекты в социальной этике и идея справедливости


Автор: Прокофьев А. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(96)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2020.03.05

В статье реконструированы и подвергнуты оценке две социально-этические концепции, рассматривающие в качестве своего научного фундамента эволюционную теорию. Цель обращения к ним – использовать результаты их сравнительного анализа для совершенствования теории справедливости. Первая концепция, дарвинистcкая левая доктрина, предложенная Питером Сингером, предполагает, что эволюционная теория позволяет определить природные ограничения политики, направленной на реализацию идеалов равенства и всеобщего благополучия. Вторая концепция, дарвинистский консерватизм Лэрри Арнхарта, исходит из того, что дарвинистское видение человеческой природы не только ограничивает социальные трансформации, но и задает всю систему ценностей социальной этики. Автор статьи переоформляет выводы и опасения обоих философов с помощью представления о границах справедливости и приходит к следующим заключениям: а) «дарвинистская левая доктрина» является теоретически и нормативно более обоснованным вариантом социальной этики, б) ее артикуляция с помощью концепта «границы справедливости» позволяет обогатить теорию справедливости и сохранить связь социальной этики с многообразием моральных ценностей.

Ключевые слова: этика, мораль, эволюционная теория, справедливость, дарвинистская левая доктрина, дарвинистский консерватизм, П. Сингер, Л. Арнхарт.

The paper reconstructs and evaluates two conceptions of social ethics based on the theory of evolution. The goal of the analysis is to use the theoretical content of Darwinian projects and the results of their evaluation for a further development of the theory of justice. The first conception (Peter Singer’s doctrine of Darwinian left) maintains that the theory of evolution makes it possible to establish natural limits of our attempts to implement the ideals of universal happiness and equality. The second conception (Larry Arnhart’s Darwinian conservatism) is formed by the strong conviction that the Darwinian understanding of human nature not only limits any social transformations but lays foundation for the whole value-system of social ethics. The author of the paper reformulates the main propositions and concerns of Singer and Arnhart using the concept of “limits of justice”. He draws two conclusions: a) the doctrine of Darwinian left is better justified than its rival, both theoretically and normatively, b) the articulation of this doctrine by means of the concept of “limits of justice” allows enriching the theory of justice and maintaining the contact of social ethics with the full range of moral values.

Keywords: ethics, morality, theory of evolution, justice, Darwinian left, Darwinian conservatism, Peter Singer, Larry Arnhart. 

Прокофьев Андрей Вячеславович, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Сектора этики Института философии РАН more