Выражение моделируемых эффектов эмоций у искусственных агентов как визуальный язык


Автор: Шиллер А. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(96)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2020.03.08

В течение последних десятилетий существенно возросло число исследований эмоций, появились новые теории и модели эмоциональной системы. Исследователям стало ясно, что феномен эмоций может быть понят, использован и смоделирован с помощью двух фундаментальных процессов: генерации эмоций и эффектов эмоций, а также связанных
с ними задач моделирования. Эти задачи служат строительными блоками для аффективных моделей и включают для обоих процессов следующие составляющие: определение набора областей; определение соотношений между этими областями (от триггеров эмоций к генерации эмоций и от эмоций к их эффектам); вычисление интенсивности и магнитуды для расчета интенсивностей эмоций в процессе генерации и магнитуд эффектов в процессе возникновения этих эффектов; определение функций, которые соединяют и интегрируют сложные эмоции. Интерес к проблеме эмоций возрастает вместе с развитием исследований искусственного интеллекта. Все чаще возникает потребность в человекоподобном поведении, воспроизвести которое очень сложно без попыток моделирования эмоционального аппарата.

В статье проанализированы методологические трудности моделирования эффектов эмоций. Этот анализ представляет собой шаг в направлении формализации моделирования эмоций и предлагает основания для разработки более систематического, общего подхода к моделированию, а также отдельных подходов для создания моделей эффектов эмоций и эмоций в целом. В качестве результата анализа выделен ряд принципов, которые необходимо учитывать при моделировании эмоций. Данные принципы, положенные в основу моделируемой эмоциональной системы агента, могут помочь исследователям продвинуться на пути создания человекоподобного ИИ, использующего эмоциональную систему в качестве визуального языка коммуникации.

Ключевые слова: моделирование эмоций, визуальный язык, эффекты эмоций, архитектура искусственного агента, ИИ – искусственный интеллект.

The number of studies of emotions has increased significantly during the recent decades, and there appeared new theories and models of the emotional system. It became clear for researchers that the phenomenon of emotions can be perceived, used and modeled by means of two fundamental processes: the generation of emotions and the effects of emotions, as well as the associated modeling tasks. These tasks serve as building blocks for affective models and include the following components for both processes: the definition of a set of areas; determining the correlations between these areas (from emotion triggers to generating emotions, and from emotions to their effects); calculation of the intensity and magnitude to evaluate the intensity of emotions in the process of generation and magnitudes of the effects in the process of the occurrence of these effects; definition of functions that connect and integrate complex emotions. Interest in the problem of emotions also increases with the development of new direction of research – artificial intelligence research. Increasingly, there is a requirement for demonstration and reproduction of human-like behavior, which is very difficult to achieve without attempts to model the emotional apparatus.

The article presents an analysis of methodological difficulties of modeling the effects of emotions. This analysis represents a step towards formalizing the modeling of emotions and suggests a basis for developing a more systematic and general approach to modeling, as well as particular approaches to create models of the effects of emotions and generation of emotions. As a result of the analysis, a number of modeling principles are defined, which should be taken into account when modelling emotions. These principles, which form the basis of an agent's modeled emotional system, can help researchers move towards the creation of a humanlike AI, which uses the emotional system as a visual language in communication.

Keywords: visual language, effects of emotions, modeling of emotions, architecture of artificial agent, AI – artificial intelligence.

Шиллер Александра Викторовна, кандидат философских наук, руководитель грантового отдела философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова more