Культурно-образовательная среда в эпоху цивилизационных переходов


Автор: Остапенко С. М. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №4(36)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2020.04.09

В статье выявляется взаимосвязь философско-исторических аспектов и обосновывается закономерность переосмысления понятия «культурно-образовательная среда» как целостного пространства для формирования личности в ответ на вызовы цивилизации. Исследованы особенности трансформирующегося мышления, зависящие в разные исторические периоды от цивилизационных, мировоззренческих, культурных установок, а также обозначены направления социокультурного воздействия на природу человека под влиянием динамики общественного развития. Новое осмысление культурологического знания в периоды кризисов, антропоцентричный поворот в мировоззрении обосновывают понятие культурно-образовательной среды как целостной системной структуры, обеспечивающей становление личности.

Ключевые слова: теории цивилизаций, антропологические аспекты, философско-культурологические концепции, глобализация, модернизация образования, постнеклассическая наука, принцип универсального эволюционизма, кризис культуры, социокультурные ценности, идентичность.

The article reveals the relationship of philosophical and historical aspects and substantiates the pattern of rethinking the concept of «cultural and educational environment» as an integral space for the formation of personality in response to the «challenges» of civilization. The features of transforming thinking, which depend on civilizational, philosophical, cultural attitudes in different historical periods, are studied, and the directions of sociocultural impact on human nature under the influence of the dynamics of social development are identified. A new understanding of culturological knowledge during periods of crisis, an anthropocentric turn in the world outlook justifies the concept of «cultural and educational environment» as a holistic, systemic structure that ensures the formation of personality.

Keywords: theories of civilizations, anthropological aspects, philosophical and cultural concepts, globalization, modernization of education, post-non-classical science, the principle of universal evolutionism, the crisis of culture, sociocultural values, identity. 

Остапенко Светлана Михайловна, аспирант кафедры ЮНЕСКО факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) more