Всеобщий характер моральной ответственности в философии русского космизма


Автор: Авдеева И. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(97)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2020.04.05

Идея ответственности – одна из ключевых точек построения современного этического дискурса. Причин для обращения к этой теме было немало на протяжении всего ХХ в. (войны, революции и другие социально-политические потрясения, экологические угрозы, перестройка экономики, развитие гуманитарной культуры в целом и гуманистических идей в частности). Расширение характера ответственности, наблюдаемое в современной философии, актуализирует ту проблематику ответственности, в контексте которой развивали свои философские идеи представители русского космизма. Именно в его естественно-научном направлении удалось совместить нравственную и научную идеи в концепции научной этики. В ней утверждается неразрывная связь человека с развитием мира в целом, поэтому нравственная идея имеет свое естественно-научное обоснование. В связи с этим идея ответственности содержательно определяется как возникающая в ходе эволюции человеческого самосознания, включенного в общую логику планетарной эволюции. Ответственность эта распространяется глобальным образом на все уровни существования космоса – антропологический (персональная ответственность человека как отдельного, но связанного с миром естественными связями существа), социальный, природный, планетарный, метакосмический (на уровне совокупности возможных космических миров). В философии К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, Н. Г. Холодного мы встречаем основы тех идей бесконечной парадигмы ответственности, ее интерсубъективного и всеобщего характера, специфики персональной ответственности, которые в ХХ в. получили развитие в творчестве других философов (Г. Йонаса, П. Сингера, Э. Левинаса, П. Рикёра, Х. Арендт, В. Шутца и др.).

Ключевые слова: космическая этика, глобальная ответственность, антропокосмизм, научная этика, естественно-научный космизм.

The idea of responsibility is one of the key points in the construction of modern ethical discourse. There were many reasons for addressing this topic throughout the twentieth century (wars, revolutions and other socio-political upheavals, environmental threats, economic restructuring, the development of humanitarian culture in general and humanistic ideas in particular). The expansion of the nature of responsibility, observed in modern philosophy, actualizes the problem of responsibility, in which context the representatives of the philosophy of Russian cosmism developed their philosophical ideas. It was in this natural-scientific framework that it became possible to combine the moral and scientific ideas in the concept of scientific ethics. It affirms the inextricable connection between human and the development of the world in general; therefore, the moral idea has its own natural-scientific basis. In this regard, the idea of responsibility is meaningfully defined as arising in the course of the evolution of human self-consciousness, included in the general logic of planetary evolution. This responsibility extends globally to all levels of the existence of the Cosmos – anthropological (the personal responsibility of an individual as a separate being connected to the world by natural ties), social, natural, planetary, metacosmic (at the level of a set of possible cosmic worlds). In the philosophy of Konstantin Tsiolkovsky, Vladimir Vernadsky, Nikolai Kholodny we find the foundations of those ideas of the infinite paradigm of responsibility, its intersubjective and universal character, the specifics of personal responsibility, which in the 20th century were developed in the works of other philosophers (Hans Jonas, Peter Singer, Emmanuel Levinas, Paul Ricoeur, Hannah Arendt, William Schutz, and others).

Keywords: space ethics, global responsibility, anthropocosmism, scientific ethics, natural scientific cosmism.

Авдеева Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова more