Мировая цивилизация и модернизация общественного развития


скачать Автор: Сабден О. С. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(37)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2021.01.10

Сабден Оразалы Сабденович, д. э. н., профессор, заведующий отделом глобализации и экономической политики Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (г. Алматы) more

Мир переживает сложности, грядет новая цивилизация. В условиях глобального кризиса встает вопрос: в каком направлении идет мировое развитие? Автор излагает свое видение изменившегося мира, мировой цивилизации, а также предлагает конкретные проекты. По его мнению, с изменением мировой цивилизации переход на новую, седьмую формацию может осуществиться на основе построения интегрального общества, конвергентного пути развития мира. Общественное развитие приобретает новый статус гуманистическо-ноосферной цивилизации. Опираясь на эволюцию развития Тюркской империи, автор предлагает безальтернативный путь прорыва в развитии тюркской цивилизации, основанный на духовно-исторических и культурных ценностях, которые находятся на более высокой фазе по сравнению даже с развитыми странами.

Ключевые слова: цивилизация, глобализация, тюркская цивилизация, гуманизация, конвергентное развитие.

Global civilization and modernization of social development

Orazaly S. Sabden, RSPE “Institute of economics” Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan.

The world is going through difficulties and a new civilization is coming. In the conditions of the global crisis, there arises the following question: what is the direction of the global development? The author expresses his vision of the changing world, world civilization, and presents specific projects. In his opinion, with the change of world civilization, the transition to a new seventh formation can be realized on the basis of creating of an integral society and convergence path of the global development. The development of society is moving to a new status of humanistic-noospheric civilization. Basing on the evolution of the Türkic empire, the author offers a non-competitive way of breakthrough in development of the Türkic civilization, based on spiritual, historical and cultural values, which are at
a higher stage than even in the developed countries.

Keywords: civilization, globalization, Türkic civilization, humanization, convergent development.



Мировая цивилизация

Сегодня благодаря Интернету, цифровизации, высоким технологиям мир, с одной стороны, прозрачен, а с другой – очень быстро меняется, и порою не знаешь, что ожидает нас завтра. В мире много неурядиц: это изменение климата, продовольственный кризис, нехватка воды, голод, миграция, коронавирус и др. Мировой кризис углубляется небывалыми темпами. Главные последствия данного кризиса могут быть весьма плачевными и продолжительными. Видя положение дел в мире, приходишь к выводу, что человечество блуждает и находится на перепутье. Происходят ошибки в формационном развитии мирового сообщества. Все известные нам сценарии развития капитализма и социализма исчерпали свои потенциальные возможности. Ошибки обеих систем привели нас к системному кризису.

Происходит интернет-революция, создаются новые технологии, искусственный интеллект, роботизация и др. – на все эти явления общество реагирует с запозданием, а мировые институты (государства, правительства, парламент, ООН, НАТО, ЕС, ШОС, БРИКС и др.) не могут создать адекватную систему мер их использования для мирного развития цивилизации. Некоторые страны, наоборот, начинают совершать провокации, инициируя разные политические и военные интриги. Создается жуткое впечатление, что они хотят развязать третью мировую войну. Вообще самой страшной опасностью для человечества могут стать различные биологические болезни, что в настоящее время ощущается в связи с пандемией коронавируса.

Одно ясно: мир идет к новому укладу жизни, многое меняется, и это ощущают миллионы людей, находясь дома, оказавшись запертыми в четырех стенах. Трудно увидеть дорогу, которая выведет нас на светлый путь. Да, мы прошли несколько формационных укладов жизни. Это первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, азиатская формация, капиталистическая, социалистическая. По мнению ведущих ученых мира, предстоящая седьмая формация будет интегральным обществом [Гэлбрейт 1969]. Вопрос: каким будет строительство нового общества? Ясно, что новое интегральное общество впитает все положительное, что человечество приобрело в прежних формациях, особенно плюсы капитализма и социализма. Этот путь на Западе считается конвергентным путем развития, то есть симбиозом лучших черт капитализма и социализма, что является наиболее подходящим сценарием общественного развития в ХХІ в. И создание такого «гибрида» капитализма и социализма – процесс долгий и весьма сложный.

Если говорить о Казахстане, то мы, стараясь подражать соседям, а также находясь в центре пристального внимания зарубежных советников международных банков и фондов и прислушиваясь к ним, сами не заметили, как оказались в системе координат бюрократическо-олигархического капитализма. Все развивающиеся страны тоже должны принять конвергентный путь развития, так как цивилизация мирового сообщества должна развиваться по одному спиральному пути. Можно отметить, что, используя это путь, такие государства, как Китай, Вьетнам, Скандинавские страны, а также Эстония, достигли на начальном этапе довольно неплохих результатов. Однако у некоторых из них демократия – не самая сильная сторона, например в КНР.

Цивилизация представляет собой единство исторического процесса, протекающего на платформе совокупности материально-технических и духовно-исторических достижений человечества. Понятие цивилизации известно еще со времен Античности, когда некая форма и порядок жизни противопоставлялись варварству.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют качественно различные уникальные этнические или исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками; согласно этому подходу предполагается, что у каждого народа своя собственная уникальная цивилизация. Например, ученые насчитывают более 20 видов цивилизаций: античная, арабская, китайская, египетская, иранская, индийская, сирийская, минойская, шумерская, тюркская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя и др.

В нашей статье рассмотрены некоторые личности и учтен их вклад в общемировую цивилизацию, для удобства с разделением по материкам (Азия, Африка, Северная и Южная Америка, Европа, Австралия). Классификация проведена по семи приоритетным направлениям деятельности, важным для цивилизации.

1. Прежде всего нельзя отрицать влияние мировых религий на развитие человеческой цивилизации. Здесь, несомненно, необходимо акцентировать внимание на основных представителях мировых религий, таких как Будда, Конфуций, Иисус Христос, пророк Мухаммад. Духовные представители мира всегда в пер-вую очередь выдвигали идеи, способствующие пробуждению сознания, освобождению его от стереотипов, и лишь потом рекомендовали применять технологии, совершенствующие физическое тело, без которого сознание не может полностью реализовать себя и существовать в материальном мире. К сожалению, данную истину даже представители развитых стран не понимают или не хотят понять: в большинстве случаев вначале думают об обогащении, а лишь потом уделяют внимание разуму и духовному развитию. В ХХІ в., в эпоху глобализации, для гуманизации общества и возрождения духовно-исторических ценностей необходимы единение конфессиональных систем, планетарная кооперация народов, наций и этносов.

2. Все научные направления берут свое начало с философии. Развитие мышления и сознания является основой мировой цивилизации. В связи с этим необходимо отметить следующих великих мыслителей человечества: Сократ, Аристотель, Платон, Архимед и др. Сегодня мировая философская наука находится в стадии стагнации. Многие новые процессы, происходящие в окружающем мире, нуждаются в принципиально новом философском осмыслении вчерашней, сегодняшней и завтрашней человеческой цивилизации. Сейчас мир как экопотенциальная система опутан глобальной сетью, информационными потоками и сетевой экономикой, Интернетом и др. Тем не менее необходимо отметить, что понятие «информация» до сих пор не признано как философская категория. С философской точки зрения мир сегодня следует понимать как глобальную самоорганизующуюся систему, которая живет по нелинейным и диалектическим законам, законам живой природы и управления циклическим развитием. Отсюда перед философской наукой как интегрирующим центром в системе наук стоят новые задачи – рассмотрение ряда нововведений, разработка новой парадигмы, новой философии спасения в понимании научной картины многополярного мира, в условиях перехода к гуманистической ноосферной и планетарной цивилизации нового типа. По теории эволюции, человечество должно пройти через точку сингулярности к новой цивилизации без глобальной катастрофы.

3. Цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал науки и научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Здесь следует отметить следующих ученых с мировым именем: Абу Али ибн Сина, аль-Фараби, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Адам Смит, Карл Маркс, Эрнест Резерфорд, Альберт Эйнштейн, Галилео Галилей, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Владимир Вернадский, Мария Кюри, Томас Эдисон, Никола Тесла, Роберт Оппенгеймер и др. Наука – как обоюдоострый меч. Все зависит от того, как государственные мужи будут использовать ее результаты – для уничтожения или для развития цивилизации; примеров этому предостаточно. Теперь она имеет глобальный характер, и один неверный шаг может уничтожить как целые регионы, так и все человечество. Некоторые ученые с мировым именем, говоря о кризисе науки, утверждают, что великие открытия учеными уже сделаны. Не оспаривая данный тезис, а также учитывая то, что нам еще предстоит жить в новой ноосферной цивилизации, надеемся, что ученые умы могут дать человечеству еще не одно великое открытие. Этого мы ждем в новых направлениях цивилизационного развития, в таких областях, как взаимодействие общества с природой; производство продуктов шестого-седьмого технологических укладов; нано- и биотехнологии, генная инженерия, информатизация, космическая технология, искусственный интеллект, роботизация, солнечная и водородная энергия, телепортация атомов, магнетизм и др. Наука остается решающим фактором преобразования окружающего мира в ХХІ в. На основе интеграционных преобразований, возможно, естественных и гуманитарных наук, при осуществлении междисциплинарных исcледований и проектов в мире появятся новые открытия. Вслед за эрой цифры, возможно, наступит эра разума, то есть человечество достигнет высшего уровня мышления, интеллектуального и культурного развития, в результате чего откроется путь к новой цивилизации ноосферного развития.

4. Один из признаков цивилизации – появление государственного устройства и права. Здесь стоит вспомнить имена «пассионарных» исторических личностей и правителей, которые по-разному повлияли на ход истории, основали империи, отдельные государства и были реформаторами и великими государственными деятелями: Цинь Шихуанди, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Бейбарыс, Чингисхан, Юлий Цезарь, Аттила, Томирис, Александр Македонский, Тамерлан, султан Сулейман Великолепный, Мустафа Кемаль Ататюрк, Наполеон, Петр I, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер и др. Образно говоря, в большой семье есть личности как положительные, так и отрицательные.

5. Ценности прогрессивного типа развития во всем мире признаются как общечеловеческие. Это результат развития рынка, правового демократического государства, гражданского общества, прав человека. В данном направлении следующие личности внесли свой огромный вклад: Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Джон Кеннеди, Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Кофи Аннан, Патрис Лумумба, Нельсон Мандела и др. К великому сожалению, из нынешних правителей, руководителей государств мира весьма трудно кого-либо отнести к перечисленным лидерам; накапливается слишком много проблем, препятствующих дальнейшему развитию. Когда мир находится в турбулентном движении и нельзя ничего предугадать, весьма важна роль государственных правителей и деятелей. Здесь лидеры развитых стран, входящих в G7, G20, ООН, ЕС, и международных общественных организаций должны задавать тон в деле интеграции, доверия мирному соглашению и решению острых мировых проблем, которые постоянно беспокоят человечество. В этом аспекте мировое сообщество должно выявить новых лидеров, личностей своего времени, как и прежде в истории развития человечества, объединяющих людей в целях спасения нашей планеты и будущего поколения от грядущих климатических изменений, катаклизмов, катастроф, войн и т. п.

Отдельно необходимо отметить первооткрывателей и мореплавателей, таких как Христофор Колумб и Джеймс Кук. Из современных можно упомянуть первого в мире космонавта Юрия Гагарина, полет которого в космос всколыхнул весь мир. В ближайшем будущем новые открытия ожидаются прежде всего в области освоения космоса, межпланетных пространств и в других областях знаний. Тогда человечество станет свидетелем появления новых героев, открывателей планет в ноосферной цивилизации. Наступает эра сотрудничества.

6. В большинстве случаев культура рассматривается как неотъемлемая часть цивилизации. Конечно, можно привести очень длинный список имен, но ограничимся только некоторыми представителями: Вольфганг Амадей Моцарт, Марк Твен, Эрнест Хемингуэй, Оскар Уайльд, Теодор Драйзер, Лев Толстой, Чарли Чаплин и др. Если говорить о будущности культуры, то все представители самых разных культур, национальностей понимали необходимость справляться с теми задачами, которые возникают в эпоху новой цивилизации. На наш взгляд, стержнем этой эпохи может быть духовно-технологический прорыв к новой цивилизации. Главное, чтобы искусственный интеллект, роботизация человечества, то есть все новые технологические изменения, не «покушались» на традиционные источники смысла жизни и быта человека, становление социокультурного строя. Катализатором может служить культурный ренессанс, объединяющий исторические ценности прошлого, настоящего и будущего. Он основан на движении человечества вверх, к новому коллективному и моральному сознанию, основанному на единении, сотрудничестве всех религий, общественных организаций и других международных структур мирового сообщества.

7. Человечество пережило разные стадии общественного развития. Сегодняшний этап характеризуется постиндустриальным типом общества. Современная жизнь немыслима без компьютерных технологий и цифровых средств связи. Здесь необходимо отметить основателей новых информационных технологий – Билла Гейтса, Стива Джобса и др. Самое главное, чтобы будущие технологические изменения, информационные технологии служили лишь важными средствами для создания благ общечеловеческой цивилизации в ХХІ и в последующих веках. В конечном итоге все зависит от разумного взаимодействия человеческого фактора (потенциала) самых умных в мире людей.

В целом научно-технический прогресс ведет к глобальному сотрудничеству, созданию общепланетарных систем информации, связи, транспорта, торговли, стиранию архаичных различий между странами. Появление в XX–ХХІ вв. глобальных проблем, связанных с выживанием человечества на планете Земля, – угроза ядерной, экологической катастрофы, демографические проблемы и т. п. – служит дополнительным аргументом в пользу единства человеческой цивилизации, а также формирования единого цивилизационного пояса в мире.

Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, наукой, техникой и технологией. По оценкам ученых, в указанных направлениях многие открытия и находки уже сделаны, вопрос заключается в общедоступности их, например, для отдельных стран мира. Тем не менее интеллект человека в состоянии постичь еще многие тайны. Возможно, следующие открытия и ноу-хау будут связаны с космосом, другими планетами Солнечной системы и т. п. Таким образом, мировая цивилизация уже вступила в новый этап своего развития, то есть переход к гуманистической, ноосферной и нового типа планетарной цивилизации.

Также стоит отметить, что прогресс цивилизации и науки не всегда идентичен культурно-духовному развитию, последний включает в себя нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума. В связи с этим на пути развития цивилизации человечество не должно забывать и про духовное развитие, так как оно является прочным фундаментом жизнестойкости любой цивилизации.

Человечество сейчас находится на перепутье. Либо мы найдем новый путь, кардинально меняя направление развития в сторону ноосферной цивилизации, формирования биосферного сознания, либо нас настигнет угроза исчезновения. Мы ограничены и в пространстве, и во времени. Наступает момент истины, то есть – быть или не быть новой цивилизации.

Эволюция и обновление тюркской цивилизации

Общеизвестно, что древней тюркской родиной были Алтай и Средняя Азия, в эпоху неолита и бронзового века – Южная Сибирь, а также в древние времена (в 7-м тыс. до н. э.) – Иерихон, и тогда же люди начали осваивать землю и заниматься земледелием.

В целом древние тюрки в истории считаются скифами, саками, хунну, гуннами, усунями и канлы. Что касается потомков тюркского происхождения рода Ашина, лидерами гуннов в истории (в их числе Модэ, Томирис, Аттила, Эртонга, Тонокок, Бумын, Мукан, Эстеми, Иолигтегин, Чингисхан, Амир-Темир, Хубилай, Бейбарс, Улугбек, Сулейман) были и десятки других глав государств, каганы и ханы.

Возникает большой вопрос. В то время тюркский народ не был многочисленным, но, несмотря на это, завоевал полушарие. Вопрос заключается в том, откуда у них такая могущественная сила. Тюркский каганат имеет более чем 3000-лет-нюю историю и охватывал территорию начиная от Тихого океана, включая Корею, Китай и империю Сун, а также Вьетнам, Бирму, Камбоджу, Индию, Иран, Пакистан, Афганистан, Среднюю Азию, Сибирь, Волгу, Каспий, Кавказ, Крым и Средиземноморье, Вену, Тунис, Дамаск, Каир, Константинополь, Багдад, Алжир. И если рассматривать побежденные народы, то можно убедиться, что их было в десятки, сотни раз больше. Возникает вопрос: «В чем заключается феномен тюркского народа?» [Груссэ 2006]. Конечно, это головоломка, которую трудно решить, и связано это со многими факторами.

Тюрки завоевали почти весь материк и завладели всем Евразийским континентом. О тюркском населении арабский историк Абу аль-Ала ибн-Хассул в своей «Книге о превосходстве Тюрков над другими воинами» (1252 г.) сказал: «...в мире нет людей более стойких и более настойчивых в достижении целей. В подтверждение их всесилия, величия, гордыни и неиссякаемой мощи достаточно вспомнить слова благословенного посланника Аллаха: не трогайте тюрков, пока они не трогают вас...»

Потомки тюркских шангюев (386–550 гг. н. э.), становясь во главе китайских династий, считали, что тюркские племена должны быть раздроблены, изолированы друг от друга, в ином случае они могли «перевернуть с ног на голову весь Китай» [Паркер 2008].

Оглядываясь на действия Чингисхана и его потомков в XII в., можно убедиться в том, что это правда. Например, внук Чингисхана Хубилай-хан со своими потомками управлял гигантским Китаем с империей Сун, включая Пекин (1256–1360). Он внес значительный вклад в процветание и цивилизацию экономики Китая, построил новый город Даду, который назывался Великая Столица, создал систему снабжения населения рисом, также завоевал Вьетнам, Бирму, Камбоджу и т. п. Чингисхан совершил мощный боевой поход, захватив Корею и Китай, и поручил своей правой руке Мукали «держать их как вассалов».

Если Римская империя (Рим, который в свое время платил налог Аттиле) находилась в состоянии войны в течение девяти веков, то тюркский воин был с мечом на коне в течение 13 веков, и никто не мог противостоять Тюркской империи.

Свидетельством тому является Китай: его император Цинь Шихуанди (221–210) годами строил Великую китайскую стену для защиты от гуннов. Выдающийся французский историк и востоковед Рене Груссэ в своей книге «Империя степей» пишет: «Аттила, Чингисхан, Тамерлан... Великие Варвары, они возникали в самом сердце истории цивилизации и молниеносно, в течение нескольких лет, превращали римский, иранский, китайский миры в груду руин» [Груссэ 2006].

Здесь Рене Груссэ подразумевает «варвара» в положительном смысле слова. Но утверждения евроцентристов, будто кочевой народ – дикари, не соответствуют истине. Если обратиться к истории, то можно убедиться в том, что тысячи лет назад у кочевых народов имелись: руническое письмо, религия, одомашненная лошадь, ботайская культура, плавка металла, изготовление оружия, развитие ремесел и уникальная воинская культура. В VI–V вв. до н. э. противостояние Тюркского каганата и одной из крупнейших армий в мире, царей Кира II и Дария, в VI–V вв. завоевание Европы, в XIII в.– всего полушария, 100-летнее правление в Китае Хубилая и его потомков и т. д. я бы назвал «тюркским феноменом».

Томирис, Модэ, Буме, Мукан, Бейбарс и другие тюркские каганы, ханы, которые произошли из тюрков, потрясли мир своей храбростью, контролировали территории всех четырех сторон света – можно вообразить влияние могущественной империи.

Предки тюркоязычных народов – скифы, саки, гунны, жившие в бескрайних степях Евразии тысячи лет – оставили четкий след в человеческой истории. Известны их огромные курганы, найденные в них ювелирные изделия представлены в музеях и по сей день. Тумар (Томирис), царица (570–520 гг. до н. э.), которая защищала свою страну от Кира II, пытавшегося вторгнуться в земли саков; принц саков, который умер в раннем возрасте и был похоронен с золотом, часто называемый «золотым человеком» (V–IV вв. до н. э.); Аттила (434–453 гг.), король гуннов, который потряс Европу и Римскую империю, – остаются широко известными личностями в мировой истории.

Чингисхан и эмир Тимур сформировали большую империю на Евразийском континенте, от побережья Тихого океана до Европейской равнины. Основное богатство заключалось в этом пространстве. Это была самая мощная сила в мире. Европа, которая боялась этой разрушительной армии, оказалась в отчаянном положении и была вынуждена с ней бороться. Если бы не географическая отдаленность от Европы, холодный климат и инфекционные заболевания (чума), кто знает, возможно, тюркская армия захватила бы Западную Европу. Как тогда развивалась бы евразийская цивилизация?

Историческая судьба добавляет новые ветви развития Европы. Беспорядки, волнения, продолжающиеся войны на Ближнем Востоке и в Африке ускоряют процесс миграции. В будущем миллионы людей (в основном мусульмане) из этих стран будут мигрировать в Европейский союз и ускорять процесс международной интеграции. Что ожидает Европу, пока неизвестно.

Возникает второй вопрос: почему тюркский мир рассеялся после того, как стал сверхгосударством, подобным Римской империи? Способны ли современные тюркоязычные страны возродиться и каков потенциал их развития с использованием новой цивилизационной спирали? Данные вопросы глубоко волнуют многих.

Их нельзя рассматривать в одностороннем порядке, как показала история. В мире было много империй. Они просуществовали десятилетия, сотни лет, заняли свое место и послужили глобальной цивилизации, придав импульс развитию. Однако с развитием истории, и особенно с быстрым научно-техническим прогрессом, тюркский этнос трансформировался, появлялись новые объединения и государства, многие национальные государства и некоторые племена были в конечном счете уничтожены. Тюркская империя, когда-то бывшая одной из шести мировых империй, шла по аналогичному историческому пути. Жизнь показала, что тюркские народы внесли значительный вклад в цивилизацию человечества. Подтверждением служат исследования ученых. Тюркский ученый К. Маршан одним из первых доказал существование тюркской цивилизации. Ученые, изучавшие тюркскую цивилизацию: Кадрали Бек, Н. М. Ядринцев, Е. Паркер, Суян Су, М. Х. Дулати, Ш. Уалиханов, В. В. Бартольд, С. П. Толстов, А. З. Уали, Л. Н. Гумилев, Ю. Гроус, М. Аджи, А. Дж. Тойнби, Л. Р. Кызласов, Н. Эдвард, Г. Файзрахманов, Т. Рыскулов, С. С. Асфендиаров, А. Х. Маргулан, Б. Е. Кумеков, О. Смагулов, С. Ахматнуров, С. Ш. Аязбекова, Н. Амрулеков и др. [Ахматнуров 2015; Осборн 2018; Рахманалиев 2015; Аджи 2014].

Общее количество тюркоязычного населения сейчас превышает 200 млн человек. Если бы они не были разбросаны по всему Евразийскому континенту, если бы не сражались друг с другом, а вместе завоевывали обширные территории Евразии, могли бы тюркские народы объединиться и основать крупнейшее и наиболее развитое в мире государство, как США и Китай? Вполне возможно, что наши предки не смогли воспользоваться этой возможностью по причине вражды между собой. Сейчас существует множество предположений, но мы полагаем, что в то время у Тюркской империи не было многолетнего стратегического плана.

В настоящее время бывший древнетюркский каганат представляет собой территории шести тюркоязычных государств (Турция, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Киргизия, Туркменистан), крупные автономные округа (Татарстан, Башкортостан, Саха, Тыва, Хакасия, Чувашия, Алтай, Синьцзян-Уйгурский автономный район и др.). Следующая цель в XXI в. – соединиться и интегрироваться на новой основе, поскольку тюркские народы имеют близкие корни. Какие в этом плане имеются идеи и проекты? На мой взгляд, необходимо осмыслять и реализовывать идеи в этом направлении.

В древние времена существовала легенда о тюрках, гласившая: «Тюркский язык похож на бесценную жемчужину, временно находящуюся под морями. Но когда она выходит из моря, то приобретает большую ценность, превращаясь в королевскую корону…» [Рахманалиев 2015].

Сегодня мы должны конкурировать с развитыми капиталистическими странами, поднимая наши «алмазы» со дна этого исторического моря, объединяя тюркоязычные народы и используя наши духовные ценности для стимулирования их развития. Примерно в середине этого века тюркский мир должен занять свое место в мире. Если мы не сможем этого сделать, развитые капиталистические страны оттолкнут нас от цивилизационного пути. Только установив амбициозные цели, тюркский мир может стать самым передовым на планете. Главы государств, ученые, интеллектуалы играют в этом особенную роль.

Исследуя экономический потенциал современного тюркского мира, можно заметить, что, согласно индексу глобальной конкурентоспособности ежегодного Давосского экономического форума, мы находимся в худшем положении. Азербайджан занимает 37-е место в индексе глобальной конкурентоспособности. Казахстан на 53-м месте, Турция на 55-м, а Киргизия – на 111-м. Если смотреть глубже, то тюркоязычные страны значительно отстают в инновациях, развитии здравоохранения, образования, науки и техники, финансовой системы и особенно бизнеса (80–100-е место). Нам необходимо уделять больше внимания этим показателям, особенно новому образованию, науке и технике.

На мой взгляд, нет другого пути ускоренного развития для стран тюркского мира, чтобы «сесть в последний вагон цивилизационного поезда XXI в.». Необходима одна интеграционная идея, которая объединит тюркские народы. Если рассматривать мировую цивилизацию в процессе глобализации, в том числе путь развития стран G7, очевидно, что мы не можем конкурировать с ними в областях экономики, новых технологий, экологии, безопасности, освоения космоса.

Есть только один способ, с помощью которого тюркский мир сможет конкурировать с развитыми нациями – возродить и укрепить наши духовные, исторические и культурные ценности.

Мир развивается по спирали, подобно ДНК. Человек так же, как гибкая спираль, быстро приспосабливается к жизни, борясь со сложностями, находит новый путь развития и т. д. Что касается текущей ситуации, мы быстро развиваемся благодаря научно-техническому прогрессу, и есть много инноваций: нанобиотехнология, генетика, информационные и коммуникационные технологии, космические технологии и Интернет. С другой стороны, мир резко меняется, и порой трудно понять, что будет завтра. Это вызывает сомнения относительно того, что угрожает человечеству. Оглядываясь вокруг, можно сказать то же самое: пожары, войны, экология, потепление климата, миграция. Похоже, человечество нуждается в устойчивом направлении своего развития.

В последние годы мир сталкивается с новой цивилизацией на фоне политических, экономических и глобальных изменений. Теперь стало ясно, что когда развитые страны достигают кульминации цивилизации, их интересует только проблема обогащения и потребления. К сожалению, духовные ценности и мораль уступили материальным нуждам. Лучше поздно, чем никогда: пришло время обратить внимание на человеческий капитал, если даже уже действительно поздно. Признав это несколько лет назад, миллиардер Б. Гейтс стал заниматься меценатством. Сейчас сложно предсказать, что ждет впереди. Однако тюркоязычные страны находятся на очень высоком уровне своего духовного потенциала. В этом заключается наше превосходство над капиталистическими странами.

История – это то же самое, что и политика, как говорит Г. Уилсон, «искусство возможного». Особенно нам, тюркским народам, из-за отсутствия древних источников некоторые аспекты развития общества и культуры того времени казались загадочными. Поэтому тенденции развития тюркской цивилизации, особенно в древние века, остаются для нас неизвестными. Используя раздробленность тюрков после распада Золотой Орды, Россия колонизировала Центральную и Восточную Азию и сдерживала тюрков более 300 лет. 70 лет пребывания в составе Советского Союза не дали нам возможности написать правдивую историю. Дж. Неру сказал: «Историю колониальной страны пишут колонисты». Благодаря последним достижениям науки и техники новые технологии открывают новые горизонты для археологических исследований, космоса, вывоза артефактов из-за границы. Мы надеемся, что они окажутся в руках достойных представителей современной молодежи. Чтобы восстановить историческую справедливость, мы обязаны искать, пополнять и национализировать истинную историю казахского народа. Чтобы стать независимым государством, Казахстану для научного исследования понадобятся государственный грант, большой грант для проекта «История Казахстана» и значительное финансирование.

Наша миссия состоит в том, чтобы проанализировать нынешнюю ситуацию на планете относительно тюркского мира, изучая письменные источники, в частности, внести вклад в развитие гуманитарного сообщества в ближайшем будущем и представить наши проекты. Вероятно, судьба дала нашим современникам возможность сделать этот шаг, чтобы конкурировать с развитыми государствами, придав импульс развитию тюркского мира в XXI в.

Предлагаем следующие проекты и мероприятия по возрождению тюркского мира в XXI в.:

1. Шесть тюркоязычных государств вместе с другими тюркоязычными народами должны принять «Стратегическую концепцию и программу модернизации тюркской цивилизации до 2050 г.». Было бы неплохо назвать этот мегапроект «Алға Түркілер – Ашина 2050», имея в виду наше древнее происхождение.

2. Необходимо принять интегрированную, совместно финансируемую программу «Импульс к духовному развитию тюркского мира» (история, образование, наука, здоровье, культура, религия, языки и т. д.). Нужно снять 30-серийный исторический документальный фильм о трехтысячелетней истории Тюркской империи. Этот фильм мог бы стать новой идеологией, чтобы поднять дух тюркских народов.

3. Создание мирового уровня историко-культурного, географического музея-панорамы в Туркестане: от династии Гуннов до наших дней. Музей-панораму необходимо создать в двух аспектах: один – в закрытом помещении, а другой – на открытом пространстве в виде города на Великом шелковом пути времен древнетюркской цивилизации. В этом открытом музейном городке будет логистический хаб с древними историческими реликвиями и макетами старых городов (Суяб, Тадж-махал, Баласагун, Отрар, Самарканд, Тараз и др.), ботайской культурой, пантеонами, мавзолеями (Модэ, Томирис, Аттила, Бумын, Иоллигтеги, Аль-Фа-раби, Чингисхан, Эмир Тимур, Кубылай, Бейбарс, Улугбек, Сулейман I, Ататюрк и др.), создана панорама крупных исторических сражений. Музей будет единственным в мире, представляющим панорамно великое сражение в течение трех дней и трех ночей вдоль Сырдарьи 700-тысячной кавалерии Чингисхана с армией султана Мухаммеда, всего 1,5 млн человек [Аджи 2014]. Эта битва была крупнейшим сражением из когда-либо происходивших в истории. Если будут воспроизведены Великий шелковый путь, карты кочевников и др., люди всего мира будут посещать музей и получать от этого удовольствие.

4. Нам нужно разработать программу, которая обеспечит тюркским государствам 5–6 % ежегодного роста экономики, включая проекты по новым технологиям, искусственному интеллекту, робототехнике и эффективному использованию интернет-ресурсов. В каждом государстве должны быть мегапроекты, духовно-логистические хабы, которые дадут мощный импульс возрождению Великого шелкового пути.

5. Модернизация села с приоритетом в развитии сельского хозяйства. Тюркский мир способен накормить ряд стран мира, используя свои огромные земельные ресурсы и способность производить продовольствие. Тюркский мир в будущем может стать продовольственной державой. Для этого в каждой стране необходимо разработать и реализовать программу «Сельский кластер тюрков в XXI в.»

6. Необходимо создать научный центр по планированию будущего и планированию развития тюркского мира (Алматы, Стамбул). Предусмотреть открытие различных научных лабораторий. Например, открытие «генетической лаборатории тюркского мира», открытие научных центров по запросу новой цивилизации. Ученые из тюркских стран должны совместно исследовать, писать и распространять «три тысячи лет тюркской истории» по всему миру.

7. Для обсуждения и утверждения всего вышесказанного необходимо организовать Саммит глав шести государств и других автономных республик. Также необходимо провести съезд народов тюркского мира. Затем должна быть создана «Всеобщая декларация Великой тюркской цивилизации» и приняты все решения и действия для ее осуществления.

8. Процесс глобализации никто не остановит. Есть единственный путь – это объединение народов. Главная цель – по типу Евросоюза создать союз тюркоязычных народов и государств «Түркі тегі» (ТТ). В будущем такой союз ТТ, имея необходимый контингент армии и вооружения, охватит тюркский мир. Только в таком случае его будут признавать богатые государства.

Если прогнозировать будущее, в обозримом будущем тюркский мир, с его глубокой исторической цивилизацией и имеющимся потенциалом, в XXI в. может совершить прорыв во второй раз в мировой истории. Это зависит от единства тюркского народа и от того, насколько эффективно будут использоваться новые технологии в будущем. Стоит также отметить, что тюркские народы способны объединить народы древней Евразии. Перед тюркскими народами стоит возможность нового пути развития по спирали.



Литература

Аджи М. Азиатская Европа. М. : АСТ, 2014.

Ахматнуров С. Распад тюркского каганата VI–VIII вв. М. : Алгоритм, 2015.

Груссэ Р. Империя степей. Атилла, Чингизхан, Тамерлан. Алматы : Санат, 2006.

Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М. : Прогресс, 1969. С. 452–455.

Осборн Р. Цивилизация. Новая история западного мира. М. : АСТ, 2018.

Паркер Э. Татары. История возникновения великого народа. М. : Центрполиграф, 2008.

Рахманалиев Р. Империя тюрков. История великой цивилизации. М. : РИПОЛ классик, 2015.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992.

References

Adzhi M. AziatskajaEvropa [Asian Europe]. Moscow : AST, 2014.

Ahmatnurov S. Raspad tjurkskogo kaganata VI–VIII vv. [Disintegration of the Turkic Kaganatein 6th – 8th Centuries]. Moscow : Algoritm, 2015.

Galbraith J. K. Novojeindustrial'noje obshchestvo [The New Industrial State]. Moscow : Progress, 1969. Pp. 452–455.

Grousset R. Imperijastepej. Atilla, Chingizhan, Tamerlan [The Empire of the Steppes. Atilla, Genghis Khan, Tamerlane]. Almaty : Sanat, 2016.

Osborn R. Civilizacija. Novaja istorija zapadnogo mira [Civilization. The New History of the Western World]. Moscow : AST, 2018.

Parker E. Tatary. Istorija vozniknovenija velikogo naroda [The History of the Emergence of a Great People]. Moscow : Centrpoligraf, 2008.

Rahmanalijev R. Imperijatjurkov. Istorija velikoj tsivilizatsii [The Empire of the Turks. The History of a Great Civilization]. Moscow : RIPOL klassik, 2015.

Sorokin P. A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Person. Civilization. Society]. Moscow : Politizdat, 1992.