Этические проблемы цифровизации в системе образования


Авторы: 
- Дорохина Р. В. - подписаться на статьи автора
- Лаврёнов С. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №2(38)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2021.02.10

Дорохина Римма Викторовна, к. ф. н., доцент Воронежского государственного технического университета more

Лаврёнов Сергей Викторович, к. т. н., доцент, руководитель Проектного офиса Воронежского государственного технического университета more

Цифровизация образовательного процесса, дистанционное образование, роль искусственного интеллекта в высшей школе на сегодняшний день актуальны как никогда. Поднимая вопрос о цифровом образовании, стоит обратить внимание на разработку и внедрение новых программ по работе со студентами, в частности на методы диагностики способностей и предпочтений обучающихся. Диагностика студентов посредством искусственного интеллекта позволит учащимся выбрать дополнительную программу обучения. Ключевым фактором для получения новой профессии будет самообучение с минимальным привлечением преподавателей к образовательному процессу. Данные программы, призванные выявить и направить обучение студентов новым компетенциям, уже сейчас вызывают споры об этических рисках попадания информации во Всемирную сеть. С одной стороны, работа в связке «искусственный интеллект – студент» кажется не такой уж плохой идеей, с другой стороны, стоит вопрос об утечке информации, перепродаже базы данных другим лицам и формировании цифровой тени. Проходя диагностику, разнообразные тесты, опросы и оставляя информацию на разнообразных ресурсах, мы фактически предоставляем всю информацию о себе, таким образом нарушая границы приватности, и становимся открытыми в информационном пространстве. Готово ли общество к тому, что вся информация о каждом ее члене будет храниться в цифровом пространстве? Насколько информация будет общедоступной? Не станет ли наша цифровая копия важнее оригинала? Насколько роль преподавателя окажется подвергнута трансформации в связи с переходом на «цифру»? Эти вопросы открытые, достаточно резонансные и требуют своего разрешения.

Ключевые слова: цифровизация, высшее образование, этика, студенты, искусственный интеллект.

  Ethical Problems of Digitalization in the Education System (pp. 118–123).

Rimma V. Dorokhina Ph. D. (Philisophy), Associate Professor, Voronezh State Technical University

Sergey V. Lavryonov Ph. D. (Technical Sci.), Associate Professor, Head of the Project Office, Voronezh State Technical University

Digitalization of the educational process, distance education, the role of artificial intelligence in higher education are more relevant today than ever. Raising the issue of digital education, it is worth paying attention to the development and implementation of new programs for working with students, particularly, methods of diagnosing the abilities and preferences of students. Students diagnostics using artificial intelligence will allow students to choose an additional training program. Self-study with minimal involvement of teachers in the educational process will be a key factor for obtaining a new profession. These programs are designed to identify and guide student learning in new competencies, at the same time they cause debates about the ethical risks of getting information onto the WWW. On the one hand, interaction of artificial intelligence and student does not seem like such a bad idea, on the other hand, there can be information leakage, reselling the database to other people and the formation of a digital shadow. We actually provide all information about ourselves by passing diagnostics, various tests, polls and leaving information on various resources, thus by violating the boundaries of privacy we become open in the information space. Is society ready for the fact that all information about each of its members will be stored digitally? To what extent will information be publicly available? Will our digital copy become more important than the original? To what extent will the role of the teacher be transformed by digitalization? These questions are open, quite resonant and require their resolution.

Keywords: digitalization, higher education, ethics, students, artificial intelligence.


Литература

Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Цифровая экономика и социально-этические ценности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 5. С. 7–11.

Баррат Дж. Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens. М. : Альпина нон-фикшн, 2015.

Брызгалина Е. В. ИИ в образовании: социально-философские аспекты [Электронный ресурс] : Национальная технологическая инициатива. 2019. URL: https://ntinews.ru/blog/publications/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-sotsialno-filosofskie-asp... (дата обращения: 21.08.2020).

Дерюгина Н. Мы находимся в моменте возвращения к истокам. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://indicator.ru/article/2019/07/10/otkrytiye-ostrov-govorili/ (дата обращения: 18.06.2020).

Емелин В. А. Идентичность в информационном обществе. М. : Канон +, РООИ «Реабилитация», 2017.

Маркузе Г. Одномерный человек. М. : REFL-book, 1994.

Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятие, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.

Остров свободы: цифровые экзоскелеты туристов и робинзонов. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://indicator.ru/article/2019/07/25/ostrov-svobody/ (дата обращения: 06.09.2020).

Разин А. В. Искусственный интеллект и свобода воли // Искусственный интеллект: Этические проблемы «Цифрового общества» / сост., науч. ред. В. Шелекета. Белгород : БГТУ им. В. Г. Шухова. 2018. С. 110–119.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М. : Аспект Пресс, 2004.

Schiller A. R., Schiller H. Who Can Own What America Knows? // The Nation. 1982. No. 17. April. Pp. 461–463.

References

Afanasenko I. D., Borisova V. V. Tsifrovaya ekonomika i social'no-eticheskie tsennosti [Digital Economy and Socio-Ethical Values] // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2018. No. 5. Pp. 7–11.

Barrat J. Poslednee izobretenie chelovechestva: Iskusstvennyj intellekt i konets ery Homo sapiens [Humanity's Latest Invention: Artificial Intelligence and the End of the Era of Homo Sapiens]. Moscow : Al'pina non-fiction, 2015.

Bryzgalina E. V. II v obrazovanii: sotsial'no-filosofskie aspekty [Artificial Intelligence in Education: Socio-Philosophical Aspects]. Natsional'naya tehnologicheskaya initsiativa. 2019. URL: https://ntinews.ru/blog/publications/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-sotsialno-filosofskie-asp....

Deryugina N. My nahodimsya v momente vozvrashcheniya k istokam [We are in the Moment of Returning to Basics]. 2019. URL: https://indicator.ru/article/2019/07/10/otkrytiye-ostrov-govorili/.

Emelin V. A. Identichnost' v informatsionnom obshchestve [Identity in the Information Society]. Moscow : Kanon +, RPOPD “Reabilitatsiya”, 2017.

Markuze G. Odnomernyj chelovek [One-dimensional Man]. Moscow : REFL-book, 1994.

Nikulina T. V., Starichenko E. B. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatie, tehnologii, upravlenie [Informatization and Digitalization of Education: Concept, Technology, Management] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. No. 8. Pp. 107–113.

Ostrov svobody: tsifrovye ekzoskelety turistov i robinzonov [Freedom Island: Digital Exoskeletons of Tourists and Robinsons]. 2019. URL: https://indicator.ru/article/2019/07/25/ostrov-svobody/.

Razin A. V. Iskusstvennyj intellekt i svoboda voli [Artificial Intelligence and Free Will] // Iskusstvennyj intellekt: Eticheskie problemy “Tsifrovogo obshchestva” / compilated, ed. by V. Sheleket. Belgorod : BGTU im. V. G. Shuhova, 2018.

Webster F. Teorii informatsionnogo obshchestva [Information Society Theories]. Moscow : Aspekt Press, 2004.

Schiller A. R., Schiller H. Who Can Own What America Knows? // The Nation. 1982. No. 17. April. Pp. 461–463.