Дорога философии устлана прецедентами


скачать Авторы: 
- Лешкевич Т. Г. - подписаться на статьи автора
- Старостин А. М. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №2(38)/2021 - подписаться на статьи журнала

Лешкевич Татьяна Геннадиевна, д. ф. н., профессор, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) more

Старостин Александр Михайлович, д. полит. н, профессор, директор Института междисциплинарных исследований глобальных процессов и глокализации Ростовского государственного экономического университета (Ростов-на-Дону) more

В статье анализируется творчество известного российского философа, исследователя процессов глобализации и глобального мира А. Н. Чумакова, а за основу такого анализа взят сборник его избранных работ, изданный к семидесятилетию исследователя. В частности, авторы обращают внимание на то, что занятие философией дает определенные преимущества в осмы-слении процессов глобализации, поскольку современная глобалистика опирается на категориальный аппарат и методологическую базу, вырабатываемые философией. Отмечается также, что новая книга автора побуждает к размышлению. В ней рассматриваются актуальные мировоззренческие и методологические проблемы философии и глобалистики, решение которых имеет большое значение для общественного развития в условиях современной глобализации.

Ключевые слова: философия, глобализация, глобалистика, культура, монография, Римский клуб. 

 The Path of Philosophy is Paved with Precedents

Tatyana G. Leshkevich Doctor of Sci. (Philosophy), Professor, Southern Federal University (Rostov-on-Don)

Alexander M. Starostin Doctor of Sci. (Political Sci.), Professor, Director of the Institute for Interdisciplinary Research of Global Processes and Glocalization, Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don)

The article analyzes the works of Alexander N. Chumakov, a well-known Russian philosopher, researcher of the processes of globalization and global peace. This analysis is based on a collection of his selected works, published to mark his seventieth anniversary. In particular, the authors draw attention to the fact that study of philosophy has certain advantages in understanding globalization processes since modern global studies relies on the categorical apparatus and methodological base developed by philosophy. It is also noted that the author's new book is thought-provoking. It examines the current worldview and methodological problems of philosophy and global studies, the solution of which is of great importance for social development in the context of modern globalization.

Keywords: philosophy, globalization, global studies, culture, monograph, Club of Rome.


Название монографии «Путь в философию» привлекает внимание многих, книга притягивает не только философов, профессионально с ней связанных. В реалиях дня сегодняшнего и особенно в период пандемии кладезь философской мудрости становится активно востребованной всеми мыслящими обитателями нашей планеты. Осмыслить происходящее и найти те духовные опоры, которые помогут жить в настоящем, нести миссию подлинной человечности, становится важным императивом современного существования в столь неопределенном и неравновесном мире. Монография А. Н. Чумакова «Путь в философию» примечательна еще и тем, что в ней нашел отражение действительно биографический путь становления ученого-философа, знакомого с жизнью не понаслышке [Чумаков 2021]. Вехи личностного становления простираются от техникума с профессионализацией бурения нефтяных и газовых скважин, то есть освоения глубин земли в полном смысле этого слова [Его же 2014], последующей службы в рядах Советской армии, работы после распределения на ядерных полигонах для подготовки испытаний в Семипалатинске [Солдаты… 2016] и до философского факультета МГУ. Именно в стенах МГУ произошло наполнение ментальности исследователя не только смысловыми обертонами размышлений маститых философов и раздумьями над всеобщими законами природы, общества и мышления, но и погружение в водоворот общественной и организационной жизни, постижение философии переднего края.

Проблема начала, столь важная для любого исследователя, решается автором постановкой знаковой проблемы Истины, которая приобретает все большую актуальность. Стремление быть адекватным существующей реальности и в то же время не потерять человеческий облик, понимать все нюансы истины и ее отличие от заблуждений, лжи, обмана, которые человечество преодолевает на своем пути – разве это не задача для мыслителей всех времен и народов? Ясный и понятный стиль изложения, высокая культура мышления с обращением к выводам корифеев отечественной философии позволяют не только обсуждать представленную работу автора в студенческой аудитории, но оценить ее как ресурс категориально-теоретического развития современной философии.

Мудрость как искомое состояние не только для философа, но и каждого человека неизбежно включает в себя осмысление ситуации своего времени, того социального контекста и типа общественного устройства, в рамках которого действует и живет индивид. В связи с чем автор прозорливо поднимает вопрос о «философии как индикаторе открытости общества». В увидевшей свет одноименной статье автор берет на себя смелость поставить диагноз реалиям того времени, предложив критический и опережающий свое время анализ перестройки. Интерес подстегнуло русскоязычное издание широко известного труда К. Поппера «Открытое общество и его враги», вскрывающее суть тоталитаризма [На пути... 1998]. Содержащиеся в нем идеи, знакомство с которыми пришлось на начало перестройки, провозглашающей свободу слова, гласность, новое мышление, всколыхнули критическую мысль интеллектуалов. Вместе с тем, воспроизводя перипетии перестройки, автор приходит к выводу: «Для многих, и прежде всего для гуманитариев, непричастных к материальному производству и таким образом оказавшихся отстраненными от начавшегося дележа собственности, зачастую граничившего с элементарным растаскиванием, борьба за выживание сопровождалась по большей части серьезной ломкой мировоззренческих позиций и нередко шла “методом проб и ошибок”, не оставляя практически ни духовных, ни физических сил на серьезное осмысление теоретических оснований происходивших в обществе перемен» [Чумаков 2021: 27].

Быть может, осмысление российского «вхождения» в демократию и послужило ступенькой к тому исследовательскому интересу, который впоследствии оформился в самостоятельную предметную область глобализации с приоритетным положением человека-гражданина. На исторических примерах автор показывает, что человек не должен оказываться в роли постороннего наблюдателя. Идеи «гражданского» и «открытого общества» предполагают иной статус человека, «когда человек-подданный (зависимый) уступает место человеку-гражданину (свободному), готовому нести ответственность за все решения, принимаемые властью, избранной большинством народа в условиях реальной демократии» [Там же: 32]. А открытое проявление несогласия должно сочетаться с правовыми нормами и законами. При этом нельзя игнорировать тот факт, что вопрос о частной собственности, с одной стороны, предполагает свободный рынок, а с другой – скрывает в себе вопрос о власти. А стремление отыскать правильный путь требует продуманных целенаправленных действий. Автор ратует за открытый обмен мнениями, содержательный диалог, за творческие и серьезные профессиональные тексты и межличностное общение, направленное на выявление первостепенных проблем, требующих осмысления. ХIХ Всемирному философскому конгрессу в России предшествовали драматические события распада Советского Союза в 1991 г., и философия, поставленная на грань выживания, оказалась перед вызовом: выработать новую систему ценностей и мировоззренческих ориентиров, способствовать консолидации интеллектуальной мысли.

Автор поднимает проблему негласного противостояния центра и периферии, напряжение которого силами лидеров философии было уменьшено посредством проведения философских конгрессов в г. Санкт-Петербурге (1997 г.), Екатеринбурге (1999 г.), Ростове-на-Дону (2002 г.) и др. [Его же 1997: 4–7; 1999: 12–57; 2002: 7–58]. Оживился выпуск периодических изданий по философии. Объективные перемены в жизни страны привели к популяризации деятельности философского общества.

В связи с той миссией, которая возлагалась на себя философией в деле воспитания человечества, остро встала проблема преподавания философии. Эта проблема приобрела особую актуальность в условиях «техногенного, информационно “взрывающегося” мира» [Проблемы... 1996]. Обеспокоенность по поводу кризиса культуры усиливалась острой потребностью осмысления глобальных проблем современности, и в первую очередь экологической. Что и как преподавать, как не «утонуть» в разномастной литературе философского толка? Как преодолеть асимметрию преподавательских кадров в сторону поголовного большинства преподавателей в солидном возрасте и возникшую в связи с этим пассивность? Удручало многое: и попытки перевода философии на практические рельсы, и отсутствие стимуляции самостоятельного критического мышления. Важно было понять, что, подобно пайдейе, философия должна сочетать в себе образование, воспитание и культуру. А специфика ее преподавания предполагает демаркацию науки и свободного полета философии. В этом отношении весьма значим вывод М. Нуссбаум, согласно которой «смысл же философских занятий состоит в том, чтобы человек научился думать сам и следовал своему разуму, а не обращался бы по каждому вопросу к авторитетам» [Чумаков 2021: 49].

Поднимая проблемы глобализации, автор призывает быть реалистичными, в полной мере понимая реальный уровень социально-экономического положения людей. Сопряжение глобализации и космополитизма приобретает негативные коннотации, и то и другое оценивается отрицательно: глобализация в связи с угрозой национальным интересам, а космополитизм в связи с собственной «безродностью», несмотря на пафос идеи общей судьбы человечества. С трибуны XXIII Всемирного философского конгресса в Сеуле (2008 г.) автор стремится расставить акценты, показывая, что глобализация – это объективный процесс универсализации связей и отношений в масштабах всей планеты. А «космополитизм – есть состояние духа, идеология, жизненное кредо…» [Там же: 52]. Он приходит к обоснованному выводу, что идеи космополитизма в их новом прочтении становятся «необходимым условием выживания человечества» и являются «атрибутом общественной жизни в условиях глобального мира» [Там же: 57]. Автор показывает сложный симбиоз этих процессов, не затушевывая тем не менее их амбивалентность. Еще со времен Древней Греции известная дилемма «единства и многообразия» приковывала к себе внимание мыслителей. Изучение современного среза данных процессов нуждается в новом понятийном аппарате. В исследовательской литературе присутствуют плодотворные идеи не только относительно противостояния глобализации и глокализации, но и о «волнах» глобализации, о том, что данный процесс не имеет авторства и никем не инициирован. Однако в контексте реалий дня сегодняшнего система управления мировым хозяйством, равно как и глобальная демократия и глобальное гражданское общество, воспринимается как прекрасная иллюзия.

Нотки оптимизма выливаются в благозвучную мелодию под названием «Рай на земле», который связывается с идеальным общественным устройством. Автор показывает, что утопии сопровождали человечество на протяжении всего его культурного развития, однако их оборотная сторона – бедствия и страдания людей. Искусные и захватывающие зарисовки утопизма русских космистов приземляются пониманием того, что «не будет другого рая, кроме того, который уже есть на Земле» [Там же: 65]. Обилие примеров работает на убедительность выводов о том единственном мире, в котором «человек мог в полной мере реализовать себя в качестве и биологического (чувствующего), и социального (мыслящего) существа» [Там же: 66].

* * *

Путь в философию не может быть непротиворечивым, лишенным барьеров и трудностей. Вехи пути в философии включают в себя в качестве исходного начала понимание философской мудрости, проходят сквозь ее преломления в горниле исторических коллизий социума, затрагивают проблему приобщения к философии в процессе преподавания в связи с ее великой миссией быть пайдейей и уходят в обширную проблематику глобализма и космополитизма.

А. Н. Чумакову – ведущему отечественному теоретику в сфере глобализации и видному ученому международного уровня в этой области – принадлежит важная роль в подготовке и издании известных энциклопедических трудов в области глобалистики [Глобалистика 2003; Global… 2014 и др.]. В данной монографии, представленной в жанре избранных публикаций и выступлений, являющихся вехами творческого пути автора, отобрано порядка 50 работ, сконцентрированных в 10 разделах. Около половины текстов непосредственно связаны с проблематикой глобализации и ее осмыслением, в них поставлены принципиальные для современной глобалистики вопросы и даны авторские ответы. Это философия глобальных процессов; теория и методология глобализации и глобалистики; гуманитарный аспект глобалистики; сравнительно-цивилизационный и культурологический взгляд на глобализацию; проблемы глобального управления. Следует подчеркнуть, что автор монографии выступает не только как профессиональный философ, но и как один из создателей нового тематического направления в современной глобалистике – философии глобалистики, что, видимо, вполне назрело. Это новое направление автор обосновывает очень квалифицированно, поскольку именно у философии есть богатый опыт междисциплинарного синтеза и формирования обще- и частнонаучных картин мира. В представленном публикационном массиве впервые дана многосторонняя репрезентация дискуссионных и проблемных для современной глобалистики вопросов. Это вопросы об основном противоречии в современной глобализации; об идолах и идеалах в глобалистике; о разной глобальной субъектности; о глобальной регуляции и управлении; о кросс-культурном подходе в глобалистике и возможностях культурной конвергенции; о пути к холистическому глобальному мировоззрению; о предмете глобалистики, его специфике и путях междисциплинарного синтеза.

Заметим, что представленный проблемный круг не уже, а где-то и шире того круга, который представлен в известном юбилейном докладе Римского клуба (2018 г.), где основатели клуба не только критически проанализировали полувековой опыт глобального моделирования и формирования глобальной повестки, но и подошли к постановке проблем социально-философского и мировоззренческого порядка применительно к глобальным процессам и глобалистике [Римский… 1997; Печчеи 1980]. Подчеркнем и то обстоятельство, что именно эта часть глобальной повестки дня в работах профессора А. Н. Чумакова сформулирована значительно раньше и значительно лучше артикулирована, что помогает единомышленникам и оппонентам лучше сконцентрироваться на сути дела.

Заметим также, что работы А. Н. Чумакова подготовлены и опубликованы в основном позднее значимого периода 70–80-х гг. XX в., когда в нашей отечественной науке доминировала марксистская парадигма и определяла в основном критический подход к проблемам, поставленным тогда Римским клубом и рядом других западных интеллектуальных центров. Данная традиция дала значительный опыт в рефлексии глобалистской проблематики, но и в значительной мере оказалась индоктринизирована. Нельзя сказать, что Римский клуб избежал этого, но и не удалось в этот период сформировать некомплементарную глобалистскую доктрину, пригодную для эффективных глобально-управленческих взаимодействий. Римский клуб сейчас это признал, что видно и из названия последнего доклада («Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet») и его общей идейной тональности, и частичного признания правоты советских оппонентов в тот период [Weizsaecker, Wijkman 2018]. Нельзя забывать и о том, что тогда же был запущен механизм выработки конвергентного дискурса, который по-прежнему актуален, в особенности в условиях формирования многополярного социально-глобального мира.

Отметим, что в постсоветской России намеченный ранее комплекс работ не был отставлен. Сформировались свои научные и общественно-научные институты в сфере глобализации. 10 лет назад в Российской академии наук было сформировано отделение глобальных проблем, а в МГУ имени М. В. Ломоносова с 2005 г. успешно функционирует факультет глобальных процессов (ФГП МГУ), тесно взаимодействующий со всеми значимыми российскими и международными глобалистскими центрами и обществами. С 2020 г. работают Российское общество глобальных исследований (РОГИС) и специализированный портал www.globalistika.ru. В этих структурах всесторонне представлена деятельность профессора А. Н. Чумакова и его обширный научный публикационный массив. Традиции классической российской глобалистики, представленные трудами В. И. Вернадского, Н. Д. Кондратьева, А. А. Зиновьева, С. П. Капицы, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула [Глобалистика 2016], продолжаются и в трудах А. Н. Чумакова, работающего ныне на факультете глобальных процессов МГУ. И все же, бросая ретроспективный взгляд на развитие теоретической глобалистики А. Н. Чумаковым, мы не можем не видеть те проблемы и «точки роста», на которые он указывает либо в которых видит дискуссионность ряда позиций современной глобалистики.

Подчеркнем некоторые проблемные и дискуссионные моменты, прежде всего об определении глобалистики и ее предмета. Автор полагает, что «сформировалась принципиально новая интегративная сфера научного знания – глобалистика, которая заставила политиков и общественных деятелей говорить о ядерной, экологической, террористической и т. п. угрозах» [Чумаков 2021: 129] (это высказывание 2020 г.). Несколько ранее: «Кратко глобалистику можно определить как междисциплинарную область научных исследований, направленных на выявление сущности глобализации, причин ее появления и тенденций развития, а также на анализ порождаемых ею позитивных и негативных последствий» [Там же: 200] (суждение 2012 г.), или же «глобалистика… является интегративной областью научного знания, чем она принципиально отличается от конкретных наук, являющихся итогом дифференциации науки в широком смысле этого слова» [Там же: 239] (суждение 2013 г.). Не являются ли эти суждения относящимися пока к сфере должного? Безусловно, глобалистика выступает как проблемно-тематическая область, образованная агрегативно. Это некоторый свод, компендиум знаний о разных аспектах глобальных процессов и разных глобальных проблемах. Но уже многочисленные доклады Римского клуба и ряд других исследований показали, что некоей общей основы, концепции здесь пока не сложилось.

Читая работы А. Н. Чумакова, мы можем говорить об авторской концепции, о гуманитарной глобалистике, которая пока не состыкована и не вписана в исследования естественно-научного и математического характера. Да и сама социальная глобализация как феномен находится в процессе становления. И предстоит еще понять, как она впишется в биосферные, геосферные и космические процессы. Можно также думать, что это не только комплексное знание или свод знаний, но системотехническая деятельность, где присутствует, а то и преобладает организационно-деятельностный, целеполагающий аспект и устремленность оформить данную направленность действий в виде большого проекта, большой стратегии действий (например, в виде стратегии устойчивого развития). Словом, требуется дискуссия на предмет соотношения деятельностного, когнитивного, аксиологического, онтологического аспектов в глобалистике.

Весьма любопытен, но и проблематичен авторский раздел, посвященный проблемам глобального регулирования и управления [Там же: 329–349 и др.]. Автор подчеркивает: «Под влиянием процессов глобализации мировое сообщество практически по всем параметрам общественной жизни все больше становится единой целостной системой, тогда как механизмов управления, адекватных этой целостности, нет» [Чумаков 2021: 330]. А не забегание ли это вперед? Мы живем ныне в многосоставном глобальном обществе, и источником глобальных проблем и конфликтов как раз и является несостыкованность разных национальных и макрорегиональных стратегий, которые не удается сблизить и направить в какое-то общее русло. Здесь во многом не сложился общий процесс регуляции и саморегуляции. Попытки его выстроить все время срываются ввиду преобладания конфликтных и конкурентных начал во взаимодействии социальных организмов. Нам кажется, что стоит выстраивать разные модели взаимодействия и траектории развития социальных организмов в глобальной среде: конкурентные, конфликтные, солидарные и выявлять условия и пути их сближения. В одной из последних своих больших работ автор как раз и выясняет подоплеку складывания и расхождения глобальных интересов в современном мире [см.: Его же 2019] и логику последующего глобального развития, которая прогнозно дает скорее вариативные, нежели унифицируемые результаты. Хотя мы солидарны с выводом автора, что «альтернативы единому человечеству, по всей вероятности, нет» [Его же 2021: 243]. И к пока еще доминирующей в том числе и в современном мире максиме «Победителей не судят!» глобальный мир добавляет одно маленькое примечание о том, что победителей может и не быть, так же как и побежденных.

Новая монография А. Н. Чумакова – это не только информация к размышлению, но и побуждение к размышлению. Она содержит свод фундаментальных мировоззренческих и методологических проблем, решение которых будет способствовать дальнейшему развитию глобалистики с учетом гуманитарных целей и перспектив развития человечества на основе приоритетов общественного разума.

Литература

Глобалистика. Персоналии, организации, труды. Энциклопедический справочник / гл. ред., сост. И. В. Ильин, И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. 2-е изд., стер. М. : Кнорус, 2016.

Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М. : Диалог; Радуга, 2003.

На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия / отв. ред. А. Н. Чумаков. М. : Весь мир, 1998.

Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1980.

Проблемы преподавания философии в высшей школе. Материалы конференции / под ред. А. Н. Чумакова М. : РФО, 1996.

Римский клуб / сост. Д. М. Гвишиани, А. И. Колчин, Е. В. Нетесова, А. А. Сейтов. М. : УРСС, 1997.

Солдаты холодной войны: хроники оборонного предприятия «Гидромонтаж» (1955–1991 гг.) / под ред. А. В. Буренкова. М. : ИнфоВелт, 2016.

Чумаков А. Н. Главное событие философской жизни // Вестник Российского философского общества. 1997. № 1–2.

Чумаков А. Н. К итогам II Российского философского конгресса // Вестник Российского философского общества. 1999. № 3(11). С. 201–207.

Чумаков А. Н. К итогам III Российского философского конгресса // Вестник Российского философского общества. 2002. № 3(23). С. 238–241.

Чумаков А. Н. Глобальный мир: столкновение интересов. М. : Проспект, 2019.

Чумаков А. Н. Путь в философию. Работы разных лет: монография. М. : Проспект, 2021.

Чумаков А. Н., Нестеренко Н. Я. История одного техникума. Хадыженский нефтяной. М. : Проспект, 2014.

Weizsaecker von E., Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. New York : Springer, 2018.

Global Studies Encyclopedic Dictionary / ed. by A. N. Chumakov, I. I. Mazour, W. C. Gay. With a Foreword by Mikhail Gorbachev. Editions Rodopi B. V., Amsterdam; New York, NY, 2014.

References

Globalistika. Personalii, organizatsii, trudy. Entsiklopedicheskiy spravochnik [Global Studies. Personalities, Organizations, Works. Encyclopedic Reference] / ed. by I. V. Il'in, I. I. Mazur, A. N. Chumakov. 2-ye izd., print. Moscow : Knorus, 2016.

Globalistika: Entsiklopediya [Global Studies: Encyclopedia] / ed. by I. I. Mazur, A. N. Chu-makov. Moscow : Dialog; Raduga, 2003.

Na puti k otkrytomu obshchestvu. Idei Karla Poppera i sovremennaya Rossiya [Towards an Open Society. Karl Popper's Ideas and Contemporary Russia] / ed. by A. N. Chumakov. Moscow : Ves' mir, 1998.

Pechchei A. Chelovecheskiye kachestva [Human Qualities]. Moscow : Progress, 1980.

Problemy prepodavaniya filosofii v vysshey shkole [Problems of Teaching Philosophy in Higher Education]. Conference Proceedings / ed. by A. N. Chumakov. Moscow : RFO, 1996.

Rimskiy klub [Club of Rome] / ed. by D. M. Gvishiani, A. I. Kolchin, Ye. V. Netesova, A. A. Seytov. Moscow : URSS, 1997.

Soldaty Holodnoy voyny: hroniki oboronnogo predpriyatiya “Gidromontazh” (1955–1991 gg.) [Soldiers of the Cold War: Chronicles of the Defense Enterprise “Gidromontazh” (1955–1991)] / ed. by A. V. Burenkov. Moscow : InfoVelt, 2016.

Chumakov A. N. Glavnoye sobytiye filosofskoy zhizni [The Main Event of Philosophical Life] // Vestnik Rossiyskogo filosofskogo obshchestva. 1997. No. 1–2.

Chumakov A. N. K itogam II Rossiyskogo filosofskogo kongressa [Towards the Results of the II Russian Philosophical Congress] // Vestnik Rossiyskogo filosofskogo obshchestva. 1999. No. 3(11). Pp. 201–207.

Chumakov A. N. K itogam III Rossiyskogo filosofskogo kongressa [Towards the Results of the II Russian Philosophical Congress] // Vestnik Rossiyskogo filosofskogo obshchestva. 2002. No. 3(23). Pp. 238–241.

Chumakov A. N. Global'nyy mir: stolknoveniye interesov [Global World: Clash of Interests]. Moscow : Prospekt, 2019.

Chumakov A. N. Put' v filosofiyu. Raboty raznyh let [Path to Philosophy. Works of Different Years]: monography. Moscow : Prospekt, 2021.

Chumakov A. N., Nesterenko N. Y. Istoriya odnogo tehnikuma. Hadyzhenskiy neftyanoy [The History of one Technical School. Khadyzhensky Oil]. Moscow : Prospekt, 2014.

Weizsaecker von E., Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. New York : Springer, 2018.

Global Studies Encyclopedic Dictionary / ed. by A. N. Chumakov, I. I. Mazour, W. C. Gay. With a Foreword by Mikhail Gorbachev. Amsterdam; New York, NY : Editions Rodopi B. V., 2014.