Этические аспекты организации коммуникативного пространства в онлайн-образовании


Автор: Авдеева И. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(99)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2021.02.05

В 2020 г. российское образование столкнулось с проблемой резкого перехода к дистанционным формам обучения, в основном к обучению в онлайн-формате. Однако, как выяснилось, оно оказалось не готово к такому переходу не только по причине недостаточной технической оснащенности или недостатка подобного опыта в прошлом, но еще и потому, что онлайн-обучение оказалось весьма специфической формой коммуникации, особенности которой требуют особого внимания, в том числе и с точки зрения выработки норм коммуникативного взаимодействия в этой среде. При этом скорость массового внедрения новых форм обучения потребовала одновременного анализа этой ситуации с позиций многих прикладных наук. Профессиональная и прикладная этика также должны вырабатывать свою позицию и практические рекомендации в связи с решением возникших проблем. Предметом данной статьи являются онлайн-формы современного образовательного процесса в средней и высшей школе, а предметом и задачей статьи – этические аспекты реализации этих форм и проблематизация их содержания с точки зрения этики.

Ключевые слова: прикладная этика, профессиональная этика, этика общения, онлайн-образование, виртуальные коммуникации, дистанционное обучение.

In 2020 Russian education has faced the problem of a rapid transition to distance learning, primarily to online learning. However, it turned out to be not ready for this transition, not only because of insufficient technical equipment or a lack of this experience in the past, but also because online learning has proved to be a very specific form of communication, the features of which require special attention, including in terms of the development of norms for communicative interaction in this environment. At the same time, the speed of mass introduction of new forms of education required a simultaneous analysis of this situation from the perspectives of many applied sciences. Professional and applied ethics should also develop their position and practical recommendations for dealing with the problems that arise. The subject of this article is the online forms of the modern educational process in secondary and higher education, and the subject and purpose of the article is the ethical aspects of the implementation of these forms and the problemati-zation of their content from an ethical perspective.

Keywords: applied ethics, professional ethics, communication ethics, online education, virtual communications, distance learning. 

Авдеева Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова more