Концепция доверия Петра Штомпки


Автор: Быкова О. Е. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(99)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2021.02.08

В XIX в. тематика социологических исследований была связана в большей степени с изучением закономерностей, особенностей, принципов функционирования многочисленных структур социальных систем («первая социология»). Внимание уделялось и анализу «деятельных единиц», главным образом их действий и поведения в разных социальных событиях («вторая социология», которая начала выходить на первый план лишь во второй половине XX в.) [Штомпка 2012: 35].

В конце XX в. – начале XXI в. стало приобретать серьезное значение такое направление теоретической мысли, как социология повседневной жизни («третья социология») [Там же: 38]. Тематика повседневности входила в область интересов социологов и философов с XX в. А. Шюц (Шютц), И. Гофман, Г. Гарфинкель, Т. Лукман и ряд других современных ученых внесли весомый вклад в развитие социологии повседневной жизни, основоположником которой принято считать Г. Зиммеля.

В социологии повседневной жизни центральное место постепенно заняла культура. «Культурные переменные» все чаще становились и продолжают оставаться предметом исследований социологов [Там же: 54]. К таким переменным относится и феномен доверия. Изучению проблемы доверия посвящено немалое количество фундаментальных трудов, в которых отражены различные системы взглядов на этот феномен. Книга польского социолога Петра Штомпки «Доверие – основа общества» [Штомпка 2012] не является исключением. Главная идея автора – создание в обществе культуры доверия, которая является одним из основных столпов, обеспечивающих стабильность и прогресс для социальной жизни. Новаторство Штомпки заключается в том, что он доказывает утверждение, согласно которому культура доверия создается в рамках общей культуры общества и представляет собой систему правил и норм, связанных с доверием. Культура как форма бытия созидается в результате действий как обычных людей, так и харизматических личностей. Раз за разом повторяющиеся действия людей в обществе превращаются в принцип, который все начинают соблюдать. Если общество разделяет правила, лежащие в основе доверия, и каждый член общества считает их обязательными, то в обществе создается культура доверия. Штомпка также отмечает, что в силах людей оказывать влияние на уровень доверия в обществе. Чем чаще индивиды будут добросовестно поступать и соблюдать договоренности, тем сильнее станет «импульс доверия» у каждого из них. Доверие будет оказываться не только по отношению к ближнему кругу общения, но также станет все больше распространяться на малознакомых и незнакомых людей и социальные институты.

Помимо акцента на культурной составляющей доверия, ученым также были выделены и детально проанализированы многочисленные аспекты феномена доверия, сформулирован обширный понятийный аппарат, связанный с доверием, разработана гипотетическая модель создания культуры доверия в обществе и предложены способы ее реализации на практике. В данной статье будут рассмотрены и проанализированы некоторые теоретические составляющие концепции доверия П. Штомпки: связь доверия и риска; типы, объекты и способы оказания доверия; акт доверия и ожидания; основы и области существования доверия.

Ключевые слова: доверие, солидарность, Петр Штомпка, культура доверия, социология повседневной жизни, риск, надежность, мораль, социальные институты.

In the 19th century, the subject of sociological research was mostly related to the study of the laws, features, and principles of the functioning of numerous structures of social systems (‘the first sociology’). Attention was also paid to the analysis of ‘active units’, mainly, their actions and behavior in various social events (‘the second sociology’, which began to come to the fore only in the second half of the 20th century [Sztompka 2012: 35]).

At the end of the 20th century – the beginning of the 21st century, a direction of theoretical thought such as the ‘sociology of everyday life’ (‘the third sociology’) began to gain importance [Ibid.: 38]. The topic of everyday life has been of interest to sociologists and philosophers since the 20th century. A. Schutz, I. Hoffmann, G. Garfinkel, T. Lukman and a number of other modern scientists have made a significant contribution to the development of the sociology of everyday life, the founder of which is considered to be G. Simmel.

Culture has gradually taken a central place in the sociology of everyday life. ‘Cultural variables’ have increasingly become and continue to be the subject of sociological research [Ibid.: 54]. Such variables include the pheno-menon of trust. A considerable number of fundamental works have been devoted to the study of the problem of trust, which reflect various systems of views on this phenomenon. Not an exception is the book by the Polish sociologist Piotr Sztompka ‘Trust is the Basis of Society’ [Sztompka 2012]. The main idea of the author is to create a culture of trust in society, which is one of the main pillars that ensure stability and progress for social life. The innovation of Sztompka is that he proves the claim that a culture of trust is created within the general culture of society and represents a system of rules and norms related to trust. Culture as a form of being is created as a result of the actions of both ordinary and charismatic people. Time after time, the repeated actions of people in society turn into a principle that everyone begins to observe. If a society shares the rules that underlie trust, and each member of the society considers them binding, then a culture of trust is created in the society. Sztompka also notes that it is in the power of people to influence the level of trust in society. The more often individuals act in good faith and comply with agreements, the stronger the ‘trust impulse’ will become for each of them. The trust will not only extend to the immediate community, but will also increasingly include little-known and unfamiliar people and social institutions.

In addition to the emphasis on the cultural component of trust, the scientists also identified and analyzed in detail numerous aspects of the phenomenon of trust, formulated an extensive conceptual framework related to trust, developed a hypothetical model for creating a culture of trust in society and proposed the ways of its implementation. This article will consider and analyze some of the theoretical components of the concept of trust by P. Sztompka: the relationship of trust and risk; types, objects and methods of trust; the act of trust and expectations; the foundations and areas of the existence of trust.

Keywords: trust, solidarity, Peter Sztompka, culture of trust, sociology of everyday life, risk, reliability, morality, social institutions. 

Быкова Ольга Евгеньевна, аспирант кафедры этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова more