Рассмотрение философско-орфических взглядов Абдурахмана Джами


скачать Автор: Атхатов Л. К. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 14, номер 1/ 2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/ipsi/2021.01.11

Атхатов Лутфилло Караматиллоевич, cтарший преподаватель Чирчикского государственного педагогического института more

В этой статье идет речь о философско-орфических концепциях в трудах Абдурахмана Джами и их традиционной классификации. В результате проведенного анализа было исследовано содержание его работ с научной и философской точек зрения и сделаны научные выводы о том, что человек является цветком Вселенной, высшим существом, созданным Богом, отличающимся сознанием и мышлением от других существ во Вселенной.

Ключевые слова: Абдурахман Джами, философско-орфические концепции, человек, ислам, орфизм.

Considering the philosophic and orphic views of 'Abd ar-Rahmān Jāmī

Lutfillo K. Atkhatov.

The present article considers philosophic and orphic conceptions in the works of 'Abd ar-Rahmān Jāmī and their traditional classification. The performed analysis covered the content of his works from the scientific and philosophic points of view and the author makes conclusion that human is a flower of the Universe, and the superior creature created by the God and who has consciousness and thinking which distinguish him from other creatures in the Universe.

Keywords: 'Abd ar-Rahmān Jāmī, philosophic and orphic conceptions, human, Islam, orphism.


В основе философско-орфических взглядов Абдурахмана Джами лежит человек, его достоинство, самосознание, познание Истины, социальный статус, свобода и интересы. И в его былинах, и в других его произведениях теме человека уделяется особое внимание. Следует отметить, что в его произведениях широко обсуждаются вопросы, связанные с просветлением человечества. В частности, в большинстве его работ непосредственно анализируется и описывается проблема человеческого просветления и орфизма. Во многих его произведениях ряд человеческих благородных качеств и пороков оценивается через искусство сравнения. Наряду с признанием достоинства человека Джами описывает все его хорошие и плохие качества, которые приводят к духовному совершенствованию или деградации, и преподает урок на основе их последствий. В частности, он сравнил и проанализировал противоречивые аспекты милосердия и жадности, вежливости и грубости, застенчивости и непристойности, удовлетворенности и жадности, верности и нечестности, правды и лжи, праведности и заблуждения, справедливости и жестокости. В его работах таким человеческим качествам посвящены отдельные главы, в которых раскрывается содержание орфической идеи.

Классификация философско-орфических концепций Джами свидетельствует о том, что моральные качества, служащие самосознанию человека и формированию просветления Истины, являются основной осью его работ. Например, сравнивая щедрость и жадность, он говорит, что неизбежны благодарность за щедрость, заблуждение из-за жадности, удовольствие от доброты, вред и утрата от скупости. В этом смысле мыслитель сравнивает великодушие героя народов Востока Хотам Тоя и алчность Каруна. Он призывает знать предел во всем и основывается на аяте Аллаха «Ешь и пей, но не расточайся». Использует такую метафору: «Щедрые люди не умирают, как Хизр, своим хорошим поведением, полезными и достойными поступками. А жадность сравнивается с тем, что ракушки с жадностью глотают жемчужину, и чтобы достать жемчужину, приходится разрезать им грудь» (Шайх… 2016). Хазрат Джами, размышляя о вежливости и грубости, утверждает, что если вежливость является признаком человеческой мудрости и совершенства, то грубость – это гибель. Используя данную метафору, он говорит: «Из-за своего грохота молния проваливается сквозь землю, из-за громкого пения кеклик попадает в сети охотника, младенец, восхищаясь красивым узором змеи, может тронуть ее, но не знает, что за этой красотой кроется смертельный яд» (Там же).

Джами, размышляя о роли любви в формировании просветления, считает, что смысл человеческой жизни – любовь. По его мнению, если в сердце человека нет чувства любви, то в его жизни нет смысла, такой человек несчастен. Рассуждая о стыдливости (смущении), он говорит, что Нуширавон стал королем справедливого мира вследствие своего смущения и воспитания. Этим он доказывает, что судьба человека во многом зависит от его скромности и нравственности. Сравнивая правду и ложь, он цитирует хадис: «Праведность есть спасение». Только божественное чудо, присущее человечеству, высоко ценит силу слова, особенно магию слова, произнесенного искренне, на языке нашего народа передает бесценную мудрость, унаследованную от Джами (Гребенюк, Ирисметов 2019).

Мыслитель говорит, что сердце и душа человека – это дар Божий, который отличает его от других живых существ, и на самом деле все сокровища Вселенной находятся в сердце человека. Аллах признает человека хозяином всей Вселенной, наделив его сердцем и душой. Мыслитель возвышенно описывает человека как «хозяина» души. Джами сказал: «Кааба – это алтарь всего мира, и она не имеет ценности перед Каабой сердца. Это потому, что Кааба – это место поклонения обычных людей, а душа – место, в котором видна улыбка Создателя. Ибо эта душа ведет человека на самый высокий и самый низкий уровень» (Шайх Муҳаммад… 2016).

Джами утверждает, что самое величайшее из всех существ во Вселенной – это человек, что его совершенством и просветлением поражается ум. Но он подчеркивает, что человеку придется много трудиться и пережить много страданий, пока он не приобретет орфизм (ирфон). Джами говорит, что на протяжении своей короткой жизни люди становятся рабами гордыни, ссорятся из-за карьеры, гонятся за властью и не замечают, как пролетела жизнь. Главный вывод этих философско-орфических взглядов состоит в том, что в мире смертных человек становится совершенным через различные трудности, испытания и формирует просветление Истины. Все работы Джами воплощают суть ислама и орфическую философию накшбандизма. В частности, сказания Джами – о том, что если человек осознает свою вину и грехи и встает на путь раскаяния, то Аллах легко отпустит его грехи, даже если они будут велики, как гора. Ибо прежде всего человек должен достичь просветления, поистине признать Аллаха.

Философско-орфические взгляды в творчестве Джами вызывали большой интерес и у зарубежных ученых, и этот интерес растет. По случаю дня рождения Алишера Навои на узбекском языке была опубликована статья канадского ученого Гарри Дика «Садовник сада духовности» (Гребенюк, Ирисметов 2019). Этот ученый – поклонник произведений Навои и Джами перевел некоторые из их произведений на английский язык, чтобы передать англоязычным читателям всю их художественную и духовную красоту. Он восхваляет Джами и Навои, называя их «мой поэт» и «садовник духовного сада». По словам Гарри Дика, в условиях резкого снижения духовности на Западе очистка сада от всевозможных сорняков и уход за ним является очень актуальной задачей. По его мнению, в решении этой актуальной проблемы необходимо использовать высокие духовные и орфические воззрения в творчестве Джами и Навои. Высокая духовность творчества Джами и Навои в решении столь актуальной задачи иллюстрируется на примере необходимости использования мистических воззрений (Шайх… 2016).

Анализируя философские и концептуальные основы рациональных и иррациональных аспектов философско-орфических взглядов Абдурахмана Джами, следует сказать, что в его произведениях эти взгляды классифицируются с точки зрения рациональности и иррациональности. Другими словами, орфические взгляды в творчестве мыслителя могут быть проанализированы в пределах человеческого разума и проблемы, а объясненные или переданные с помощью метафоры, они могут попасть в сферу иррациональности. Понимание орфизма – очень сложный процесс, и независимо от того, насколько совершенен человек, он должен быть просветленным, и люди должны быть достойны просветления. В частности, по мнению Джами, просветление, то есть орфизм (ирфон), должен быть надежным средством, ведущим человека к вершине совершенства, и высшей формой познания Истины (Хусейнова 2017). Утверждается, что проводник, то есть предводитель, должен быть совершенным и что он должен быть опытным, смелым и, конечно же, благородным и добрым человеком (Расулов и др. 2016). Говорится, что проводник, несмотря на несравненную мудрость, которой вознаградил его Аллах, должен искренне служить тем, кто желает достичь просветления. Рассматривая теоретические и практические аспекты, связанные с орфизмом, многих эпосов и диванов (произведений) мыслителя, а также других философских трудов, в которых содержатся его наставления, следует сказать, что в них прослеживаются рациональные и иррациональные аспекты философско-орфических взглядов, в которых научно объясняется практическое применение этих взглядов в ходе текущих духовно-просветительских реформ.

Таким образом, следует отметить, что Джами занимает важное место в истории мировой философии и религиозной литературы с его уникальными и бессмертными орфическими идеями. Его философско-орфические взгляды признаны уникальными по своим особенностям, стилю и языку в научно-философских школах Востока и Запада, и в настоящее время, а также в будущем имеют огромную ценность для решения социально-духовных проблем. Творческое наследие Абдурахмана Джами разнообразно и многогранно, и главная обобщающая и формирующая черта его философско-орфических взглядов заключается в том, что они состоят из орфических идей. В идеях, выдвинутых в произведениях мыслителя, приоритет отдан человеку, его природе, познанию Истины и формированию на этой основе просвещения. Осознание своей личности и достижение совершенства – общепризнанный фундаментальный принцип морали.

Литература

Гребенюк, М. В., Ирисметов, Б. М. 2019. Народное образование: современные методы изучения иностранных языков на основе переводов произведений Алишера Навои. В: Гуляев, Г. Ю. (ред.), Педагогические исследования и разработки: сб. статей II Международного научно-исследовательского конкурса, состоявшегося 10 октября 2019 г. в г. Пензе. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», с. 81–85.

Расулов, С. А., Акбарова, М. М., Абдурасулова, Р. Т. 2016. Воспитательные аспекты в произведениях Абдурахмана Джами. Инновации в преподавании: VI Международная научно-практическая конференция в рамках Евразийского сотрудничества, 24.03.2016 – 25.03.2016. URL: https:// dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/103901.

Хусейнова, А. А. 2017. Философское миропонимания Абдурахмана Джами. Ученый XXI века 4-3(29): 88–91.

Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф Ҳадис ва Ҳаёт (Ислом ва иймон китоби) 2 жуз “HILOL – NASHR” Тош: 2016. 78-б 4. Шарофиддин Роқумий “Тарихи томм” – Т. Маънавият 1998 й 53-55 б.