Иван Аршакович Гобозов


скачать Автор: Цуркан Е. Г. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №1(102)/2022 - подписаться на статьи журнала

Цуркан Евгений Геннадьевич, старший преподаватель кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова more

Ivan Arshakovich Gobozov

Evgeny G. Tsurkan

В приложении моего магистерского диплома есть один очень необычный спецкурс – «Сумерки будущего». Если не знать, что это за спецкурс, кто его читал и в каком контексте, то на ум в лучшем случае придет известная цитата Гегеля, согласно которой именно в это время суток Сова Минервы начинает свой грандиозный полет, в худшем же случае придет подсказанный поп-культурой образ вампиров и их подростковых драм в футуристичном сеттинге. В названии этого спецкурса, возможно, не вполне соответствующего университетской учебной номенклатуре, но демонстрирующего свободный полет мысли, отражается его автор – Иван Аршакович Гобозов. Нонконформист и бунтарь. Мыслитель, сочетавший в своей фигуре несколько распространенных в современности представлений о философе – как о строгом академическом ученом, как о мудреце и как о политическом активисте, желавшем в соответствии с 11-м тезисом о Фейербахе не только объяснить мир, но и изменить его. Иван Аршакович никогда не боялся высказывать порой непопулярные, но от того не менее истинные мнения, до конца оставаясь верным гуманистическим идеалам, воспитанным в нем советской школой мысли. На научной конференции, на профессорском или профсоюзном собрании, на заседании кафедры Иван Аршакович всегда брал слово, чтобы справедливо и достойно критиковать все, что он считал несправедливым и недостойным.

Жизнь Ивана Аршаковича была теснейшим образом переплетена с историей его alma mater – философским факультетом МГУ. Окончив факультет в 1967 г., он проработал на нем более полувека. За это время были реструктуризированы кафедры, изменилось лицо факультета, да и всей страны, но до последнего времени И. А. Гобозов читал лекции, вел научную работу, осуществляя связь поколений. Без таких ярких философов невозможна была бы преемственность российской социально-философской мысли. Иван Аршакович жил философией. Разговоры о направленности и смысле мировой истории, о соотношении интернализации и глобализации, о разумности действительного и действительности разумного не умолкали ни до, ни после лекционной или семинарской пары.

Труды И. А. Гобозова получили широкую известность не только в России, но и за ее пределами. Автор более 200 статей и 33 книг Иван Аршакович внес весомый вклад в развитие российской и мировой философии. Несмотря на все драматические перипетии, которые пережила марксистская философия после распада СССР, И. А. Гобозов остался верен духу исторического материализма. Всю свою жизнь он посвятил изучению философии истории, западных (особенно французских) философско-исторических течений и концепций, проблем цивилизации, исторического познания и исторического сознания, диалектики рационального и иррационального в обществе. Важное место в творчестве Ивана Аршаковича занимали переводы. В 1972 г. он отправился в зарубежную научную командировку в парижский Коллеж де Франс, где написал докторскую диссертацию под руководством Р. Арона, а также познакомился со многими видными французскими интеллектуалами того времени – Ж. Дюмезилем, Ф. Броделем, Л. Альтюссером, Л. Сэвом и другими. Об этом ярком эпизоде своей жизни Иван Аршакович очень любил вспоминать. С трогательными нотками ностальгии в голосе он с упоением рассказывал о том, как Арон помог ему заселиться в общежитие, как Иван Аршакович огромными неподъемными кипами выносил книги из французских библиотек, едва успевая вернуть их в срок, о жизни во Франции и об интеллектуальной атмосфере того времени. Многие важные работы Р. Арона, не потерявшие своей актуальности и по сей день, переведены И. А. Гобозовым на русский язык («Мнимый марксизм», «Введение в философию истории», «Критическая философия истории»). Возможно, именно глубокая любовь к левой французской мысли того времени так и не позволила И. А. Гобозову принять ее развитие (или загнивание – оценки разнятся) в виде французского постструктурализма, который он активно критиковал. Например, книга с говорящим названием «Куда катится философия» посвящена именно постструктуралистскому и – шире – постмодернистскому направлению философской мысли.

В нашу последнюю встречу Иван Аршакович подарил мне свой авторский экземпляр третьего издания «Энциклопедии русской философии» (под ред. М. А. Маслина, 2020). Эта книга является знаковой, поскольку И. А. Гобозов фигурирует в ней не только как автор, но и как герой. В этой книге запечатлено неуловимое мгновение, когда ученый перестает быть комментатором, дающим голос иным мыслителям, более авторитетным и общепризнанным, перестает быть тружеником архива, разбирающим философское наследие ушедших эпох, и сам становится фигурой философского пантеона, наследием, архивом. На страницах книги прослеживается творческий путь Ивана Аршаковича от автора энциклопедических статей к их главному герою. Какая судьба ждет философское наследие Ивана Аршаковича в сумерках будущего, зависит от нас – нынешних работников архива, комментаторов и учеников.