АСЕАН и ЮТР в 2010–2020-х гг.: актуальные проблемы международных отношений


скачать Авторы: 
- Арди А. - подписаться на статьи автора
- Малетин Н. П. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 14, номер 2/ 2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/ipsi/2021.02.11

Арди Ахмад, аспирант МГИМО (У) МИД РФ more

Малетин Николай Павлович, доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД РФ, заслуженный деятель науки РФ, отличник высшей школы more

В статье отражены особенности ключевых направлений региональных отношений Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Южно-Тихоокеанского региона (ЮТР) в 2010–2020-х гг. На примере стран Океании показаны новые векторы сотрудничества модели «АСЕАН+», каждой страны ЮВА с ЮТР, а также рассматриваются инновационные векторы, развиваемые государствами ЮВА и ЮТР в двусторонних форматах по стратегии их международного сотрудничества в субрегионах Океании. Выявлены традиционные и инновационные направления взаимодействия стран в условиях глобального экономического кризиса, пандемии COVID-19. Сделан вывод о последствиях развития экономических отношений стран соседних регионов в условиях изменения стратегии развития многополярного мира. Предложены конструктивные прогнозы развития межрегиональных отношений ЮВА и ЮТР, а также их отдельных государств
в условиях формирования новых этапов многополярного мира.

Ключевые слова: Южно-Тихоокеанский регион, Юго-Восточная Азия, ЮВА и ЮТР, КНР и ЮТР, КНР и ЮВА, Океания, международные отношения в ЮВА и ЮТР, Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, экономические проекты в ЮТР.

  ASEAN and STR in 2010–2020: Urgent Problems of International Relations

Ahmad Ardi, Nikolay P. Maletin

The article reflects the features of the key directions of regional relations between Southeast Asia (SEA) and the South Pacific Region (SPR) in the 2010–2020s. By the example of the countries of Oceania, new vectors of cooperation of the “ASEAN +” model are shown, and each country of Southeast Asia with the South Pacific Region, as well as innovative vectors developed by the states of Southeast Asia and the South Pacific Region in bilateral formats according to the strategy of their international cooperation in the subregions of Oceania. There are identified the traditional and innovative directions of interaction between countries in the context of the global economic crisis and the Covid-19 pandemic. A conclusion is made about the consequences of the development of economic relations between the countries of neighboring regions in the context of changing developmental strategy of a multipolar world. Constructive forecasts are proposed for the development of interregional relations in Southeast Asia and the South Pacific Region, as well as their individual states in the context of the formed new stages of a multipolar world.

Keywords: South Pacific, Southeast Asia, Southeast Asia and South Pacific Region, China and South Pacific Region, PRC and Southeast Asia, Oceania, international relations in Southeast Asia and South Pacific Region, Asia-Pacific Region, Asia-Pacific Region, economic projects in South Pacific Region.


Юго-Восточная Азия граничит с Южно-Тихоокеанским регионом (ЮТР). Страны Океании, развитые и развивающиеся, участвуют в экономических отношениях со странами АСЕАН. Такие позитивные стимулы международных отношений способствуют созданию режимов комплексного взаимодействия ряда государств ЮТР с ЮВА в 2010–2020-х гг.

На основе источников можно проследить специфику развития межрегиональных отношений ЮВА и ЮТР (Динкевич 2010; 2009; Тюрин 2004; Тюрин, Цыганов 2010; Шарипов 2021; Хазанов 2012: 5–470; Немчинов, Захарьев 2019; Рыбалко 2021; Кремнев, Иванов 2021; Скоробогатых 2016; 2020; Сидорова 2019: 5–156; Захарьев 2021а: 5–149; 2020; 2019б; 2019а; 2019в; 2021б; 2021в; 2021г; 2017а; 2017б; 2017в; 2015; 2019г; Тихонова 2020; Захарьев и др. 2016; Скоробогатых 2011: 100–240; Скрипниченко, Пале 2017; Пале 2021; 2012: 70–110; 2014; АСЕАН… 2020). Страны Юго-Восточ-ной Азии имеют разнообразные экономические интересы в развивающихся странах Океании. Так, малайзийские компании участвуют в сельском хозяйстве острова Новая Гвинея (восточные территории Папуа – Новой Гвинеи), осваивают также пока быстрые природные ресурсы, не требующие затрат на оборудование и сложную геологическую разведку. Хуацяо АСЕАН имели интересы в развивающихся странах Океании и финансовых центрах (Тюрин 2004; Тюрин, Цыганов 2010; Захарьев 2015). Однако стратегия их бизнеса часто изменялась ввиду сильных конкурентов, прежде всего китайских фирм из КНР. Таиланд и Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) развивают логистику транспортных коридоров с Фиджи, Палау, Вануату, Кирибати, Новой Зеландией и Австралией, при этом они активно конкурируют на рынке экспорта продовольствия в развитые и развивающиеся государства ЮТР по поставкам продовольствия, прежде всего линеек риса, готового к употреблению мяса, фармакологических препаратов, косметических средств и др.

В условиях перехода к новым формам многополярного мира обостряются вопросы территориальных претензий. Например, граница на острове Новая Гвинея между Индонезией и Папуа – Новой Гвинеей (ПНГ) была проведена колониальными властями, разделившими Ириан на половины Нидерландов и Германской империи без учета особенностей миграции населения данных субрегионов приграничных зон. Существуют нерешенные территориальные претензии у Филиппин и Индонезии к существующим границам акватории Палау (Пале 2012: 70–110). У самих стран Океании есть солидное количество локальных конфликтов за спорные территории и акватории. В настоящее время важную роль в данном векторе стали играть участники «Большой игры», государства, внешние по отношению к независимым ЮТР и ЮВА (Рыбалко 2021; Кремнев, Иванов 2021; Скоробогатых 2016; 2020; Сидорова 2019: 5–156; Захарьев 2021а: 5–149; 2019а; 2021б; 2021в; 2021г; 2019в; 2017а; 2017б; 2017в; 2015; Захарьев и др. 2016; 2019г; Пале 2012: 70–110), прежде всего США, КНР, РФ, Англия и Франция.

Новая Зеландия (НЗ) предпочитает тактику «мягкой силы» в формах равноправного многоканального диалога (Захарьев 2019а: 148–156; 2021г; Захарьев и др. 2016; Скрипниченко, Пале 2017). Страна за свой счет проводит учения войск и правоохранительных органов развивающихся стран Океании, в том числе по линии Плана взаимопомощи (МАР). В отличие от Австралии Веллингтон договорился о совместных проектах по освоению природных ресурсов акватории островов Кука с Китаем. Отдельно следует отметить успешные реализации программ гуманитарного сотрудничества с бедными странами ЮТР. Такая помощь данным государствам зарабатывает престиж и реальные политические очки в региональном и глобальном пространстве вместо спекулятивных призрачных очков, с которыми явно переусердствовал Австралийский Союз. С Юго-Восточной Азией НЗ проводит идентичную политику: вооруженные силы Малайзии, Индонезии, Таиланда – также ее партнеры по МАР (Рыбалко 2021; Захарьев 2019а), которые к тому же имеют статус почетных наблюдателей (Захарьев 2019а; Захарьев и др. 2016; Скрипниченко, Пале 2017), а устойчивый товарооборот с блоком АСЕАН даже в условиях глобальной пандемии и закрытия границ (Рыбалко 2021) только укрепляет позиции Веллингтона.

Ведущая экономика ЮТР – Австралийский Союз теряет свои позиции ввиду ошибочного и убыточного курса правительства. Сначала государство ЮТР осадил в едином порыве действий блок АСЕАН, прекратив финансовые операции с банками Австралии (Захарьев 2021а: 5–149; 2021в), что за несколько недель обернулось ущербом в миллиарды долларов США. Тони Эбботт за эту авантюру сначала утратил былой рейтинг доверия спонсоров и населения, а затем и вовсе лишился поста премьера (Рыбалко 2021; Кремнев, Иванов 2021; Скоробогатых 2016; 2020; Сидорова 2019: 5–156; Захарьев 2021а: 5–149; 2021в). Китай вытеснил Австралию из ряда ниш развивающихся государств ЮТР (Захарьев 2021в; 2017а; 2015; Пале 2012). На этом КНР не остановилась, так как и на собственном внутреннем рынке Австралийского Союза китайские компании выигрывали и продолжают лоббировать ключевые тендеры в свою пользу у австралийских национальных корпораций под руководством англосаксонского менеджмента. За этим последовало ухудшение отношений Пекина и Канберры. На последнюю стали активно оказывать постоянное давление Англия, США и Канада. Тактика действий в фарватере политики Вашингтона в КНР привела к очередной волне финансовых убытков для Австралии, без компенсации от США, и переходу в стан ведомых игроков глобального пространства (Захарьев 2021в; 2017а). КНР нашла себе замечательного партнера в лице датской Гренландии, которая окупила весь ущерб от лишений концессий в Австралии (Он же 2018а; 2018б; 2019д). В отношении Канберры Китай ввел оперативные меры, подобно ограничениям блока АСЕАН в адрес недружественной политики, проводимой кабинетом Эббота. Разница заключается в том, что в этот раз ни один австралийский чиновник не лишился поста, хотя ущерб от их политики продолжает расти в геометрической прогрессии.

В конце 2019 г. был проведен референдум по независимости от Папуа – Новой Гвинеи острова Бугенвиль (Захарьев 2017б; 2019г). Это действие после войны 1988–1997 гг. закладывает сценарий косовского прецедента в ЮТР. Он может при окончательном одобрении де-юре своего нынешнего статуса сыграть роль катализатора для тенденций к активному сепаратизму и сецессионизму в других странах ЮТР. США инициировали перекройку границ под свои цели и задачи, выступая своеобразным гарантом исполнения изменений, при условии, что одна из сторон просит их о поддержке, во многих регионах мира. Хотя в случае с Бугенвилем происходит обратная тенденция (Он же 2019г): Австралия (в лице блока АУКУС) поддерживает Порт-Морсби (центральное правительство ПНГ), затягивая признание независимости острова де-юре от Папуа – Новой Гвинеи (ПНГ), хотя де-факто сецессионное правительство Аравы не подчиняется центральным властям ПНГ. Канберра ввязалась в этот конфликт, чтобы не потерять свой статус ведущей экономики ЮТР, а КНР, продолжая отвечать на австралийские авантюры, повлекшие ущерб для своих китайских бизнесменов, уже начала серии программ гуманитарной помощи отделившемуся де-факто острову (Там же). Помимо этого, Пекину досаждают попытки Австралии уменьшить военное и торговое присутствие в глубоководных акваториях Тимора-Лешти, которые также находятся в большей близости от Австралийского Союза.

Особую роль финансового центра в системе комплексных экономических отношений стран ЮВА и ЮТР продолжает играть Сингапур (Он же 2020; 2019б). Развитые и развивающиеся экономики Океании заинтересованы в стабильных экономических отношениях, гаванью которых продолжает выступать данное островное государство. Несмотря на роль других финансовых центров, таких как Шанхай, Гонконг, Нью-Йорк, Лондон и иные, именно Сингапур с его стратегией развития будущего добился особых форм доверия и потоков циркуляции денежных средств ряда миллиардных контрактов между странами ЮВА и ЮТР и не собирается останавливаться на достигнутом. Перманентное развитие финансовых услуг по линейке софтов и программного ведения клиентов сингапурскими банками значительно опережает КНР, США и других заинтересованных в данной нише игроков.

Новыми полями взаимодействия стран ЮВА и ЮТР становятся арктические и антарктические исследования, инициированные Индонезией и Новой Зеландией с целью анализа перспектив сохранения региона (Веллингтон) и возможностей квотированного освоения ресурсов (Джакарта). Оба государства провели серии переговоров с Российской Федерацией (Арктика) по поиску взаимовыгодных проектов освоения углеводородных месторождений с точки зрения повышающихся экологических стандартов добычи и профилактики техногенных катастроф, все чаще случающихся в России в данном секторе (Новая Зеландия), возможности участия в разработках новых месторождений и импорта углеводородов по арктическому коридору в Тихий океан (Индонезия).

Южный Тихоокеанский регион и Юго-Восточная Азия имеют комплекс сложившихся экономических отношений в условиях волн глобального экономического кризиса, новой архитектуры глобального пространства, пандемии COVID-19, территориальных претензий, изменений системы миграционных потоков населения из других регионов и иных проблем. Помимо традиционных взаимовыгодных направлений международного сотрудничества ЮВА и ЮТР появляются новые актуальные векторы и экономические стратегии. В условиях становления многополярного мира с центробежными силами из панамериканской парадигмы, определяющей переход от глобализации к регионализации, от Pax Americana к новым системам региональной и политической интеграции, в международном пространстве осуществляются сценарии развития межрегиональных комплексов многосторонних диалогов «на полях» актуальных проблем, определяющих экономическое, политическое, социальное развитие участников. Политика Австралии с переходом страны от самостоятельности к статусу ведомого игрока блока АУКУС (Захарьев 2021в), безусловно, изменит интеграционные механизмы развивающихся стран Южно-Тихоокеанского региона. Развивающиеся страны Океании начнут интенсивно наращивать новый конструктивный диалог экономического взаимодействия с Веллингтоном (прежде всего по МАР и гуманитарному сотрудничеству), с Пекином в обход китайцев из ЮВА, с Сингапуром (Он же 2020; 2019б; АСЕАН… 2020; Пале 2014: 14–18), Россией, странами АСЕАН и любыми иными государствами мира вне ЮВА и ЮТР, которые будут заинтересованы в экономическом стабильном предсказуемом для всех сторон сотрудничестве с Океанией (Захарьев 2021а: 5–149).

Литература

АСЕАН и партнеры подписали соглашение о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли. 2020. ТАСС 15 ноября. URL: https://
tass.ru/ekonomika/10005211.

Динкевич, А. И.

2009. Мировой финансово-экономический кризис (опыт структурно-функционального анализа). Деньги и кредит 10: 23–30.

2010. Новая экономика: методология и модели. М.

Захарьев, Я. О.

2015. Несостоявшееся чудо транзитного региона для бизнеса китайской общины Индонезии и Филиппин в 2000–2014 гг. Научное обозрение 19: 213–216.

2017а. Австралия и Канада: тактики ведущего и ведомого в условиях глобального экономического кризиса. Экономические отношения 7(2): 177–182.

2017б. Папуа – Новая Гвинея: проблемы экономической интеграции в начале ХХI века. Экономические отношения 7(3): 279–286.

2017в. Экспорт фармакологической продукции в Юго-Восточной Азии в условиях глобального экономического кризиса. Экономические отношения 7(4): 387–394.

2018а. Экономическая стратегия КНР в Скандинавии. Ч. 1. Экономические отношения 8(2): 181–192. DOI: 10.18334/eo.8.2.38707.

2018б. Отношения КНР и Скандинавии в 2000–2020-х гг. Вестник развития науки и образования 4: 8–26.

2019а. Мягкая сила Новой Зеландии в 2010–2020 гг. В: Сидорова, Г. М., Николаев, В. П., Захарьев, Я. О. (отв. ред.), Южно-Тихоокеанский регион: история, политика, экономика, культура. М., с. 148–156.

2019б. Сингапур после Ли Куан Ю: гавань стабильности вопреки ожиданиям экспертов и новые успешные шаги в будущее. Экономические отношения 9(4): 2509–2518. DOI: 10.18334/eo.9.4.41234.

2019в. Развитие инфраструктуры полуострова Индокитай и вопросы безопасности в начале ХХI века. Нестабильность геостратегического пространства в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока: актуальные проблемы 1: 211–218.

2019г. Бугенвиль: тлеющий региональный конфликт и объект геостратегических экономических интересов участников «Большой игры». Экономические отношения 9(3): 1549–1562. DOI: 10.18334/eo.9.3.40873.

2019д. Политика Китая в Скандинавии в 2000–2020-х гг. В: Хазанов, А. М. (ред.), Азия и Африка через 100 лет после Октябрьской революции 1917 г. М.: ИВ РАН, с. 198–203.

2020. Успешное настоящее и будущее Сингапура вопреки прогнозам. Нестабильность геостратегического пространства на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке: актуальные проблемы 1: 313–319.

2021а (ред.). Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. М.: Онто-Принт.

2021б. Влияние мультикультурализма на систему управления и делового общения бизнеса хуацяо Юго-Восточной Азии и Океании в начале ХХI века. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки 4–2: 18–21.

2021в. Почему Австралия превращается в развитого ведомого игрока глобального и регионального пространства. Экономические отношения 11(3): 557–564.

2021г. Пандемия вируса COVID-19 в Южно-Тихоокеанском регионе в 2020–2021 гг. В: Захарьев, Я. О. (ред.), Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. М., с. 143–149.

Захарьев, Я. О., Скрипниченко, А. В., Александрин, О. И. 2016. Геополитическая геостратегия АТР: Новая Зеландия в 2010–2020-х гг. Казачество 22(9): 27–35.

Кремнев, Е. В., Иванов, К. А. 2021. Региональные исследования в Австралии: направления и проблематика на базе Австралийского национального университета. В: Захарьев, Я. О. (ред.), Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. М., с. 90–95.

Немчинов, В. М., Захарьев, Я. О. 2019. Южнотихоокеанский регион в прошлом и настоящем: история, экономика, политика, культура – 2018.
Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития 3(44): 232–237.

Пале, С. Е.

2012. Постколониальные конфликты в странах Океании. М.

2014. Китай в Океании энергетика: настоящее и будущее. Азия и Африка сегодня 9(686): 14–18.

2021. Гавайи как часть ЮТР в культурно-исторической ретроспективе. В: Захарьев, Я. О. (ред.), Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. М., с. 16–32.

Рыбалко, М. Л. 2021. Проблема коллективного действия при создании интеграционных объединений южной части Тихого океана. В: Захарьев, Я. О. (ред.), Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. М., с. 110–120.

Сидорова, Г. М. (Ред.). 2019. Южно-Тихоокеанский регион: история, политика, экономика, культура. М.: Онто-Принт.

Скоробогатых, Н. С.

2011. История Австралии. М.

2016. Взлет и падение Тонни Эббота (Ч. 2. Международный курс и смена руководства). Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития 31: 149–171.

2020. Особенности китайского присутствия в Австралийском союзе. Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы афро-азиатских стран 3: 352–365.

Скрипниченко, А. В., Пале, С. Е. 2017. Актуальные проблемы Новой Зеландии в начале ХХI века. Экономические отношения 2: 191–198. DOI: 10.18334/eo.7.2.37983.

Тихонова, К. И. 2020. Особенности развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона на примере Сингапура. Nauka.me 4: 3.

Тюрин, В. А. 2004. История Юго-Восточной Азии. М.

Тюрин, В. А., Цыганов, В. А. 2010. История Малайзии. ХХ век. М.: ИВ РАН.

Хазанов, А. М. (ред.). 2012. Ось мировой политики ХХI в.: обострение борьбы за ресурсы в Азии и Африке. М.: Центр стратегической конъюнктуры.

Шарипов, У. З. 2021. Реальность и проблемы политических и экономических связей в Индо-Тихоокеанском регионе. В: Захарьев, Я. О. (ред.), Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. М., с. 121–142.