Глобальное экзистенциальное пространство


скачать Авторы: 
- Махаматов Т. М. - подписаться на статьи автора
- Маматов М. А. - подписаться на статьи автора
- Пулатова Д. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №3(47)/2023 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2023.03.08

Махаматов Таир Махаматович, д. ф. н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: makhamatov.tair@mail.ru.

Маматов Мамаджон Ахмаджанович, д. ф. н., профессор кафедры юридического образования Ферганского государственного университета (Узбекистан). E-mail: mmamadjan@mail.ru.

Пулатова Дилдор Акмаловна, Ph.D., профессор, заведующая кафедрой восточной философии и культуры Ташкентского государственного университета востоковедения (Узбекистан). E-mail: Falsafa2009@gmail.com.

В статье поднимается проблема усиления влияния глобальных экзистенциальных проблем на экзистенции человека в условиях обострения противоречий перехода от однополярного этапа глобализации к многополярному, которую авторы обозначают как неоглобализационный этап. Анализируется влияние внешних глобальных экзистенциальных проблем на экзистенцию суверенных государств, на образование «экзистенции в объективности», по К. Яс-персу, и ее переход в субъективную экзистенцию. Для конкретизации понятия объективной экзистенции и исследования связи глобальных и государственных экзистенциальных проблем с экзистенцией человека предлагается ввести понятие «глобальное экзистенциальное пространство».

Ключевые слова: экзистенция государства, глобальное экзистенциальное пространство, объективная экзистенция, субъективная экзистенция, И. Т. Фролов, К. Ясперс, экзистенциальная глобалистика.

Global existential space

Tair M. Makhamatov, Dr. Phil., Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: makhamatov.tair@mail.ru.

Mamadzhon A. Mamatov, Dr. Phil., Professor of the Department of Legal Education of Fergana State University (Uzbekistan). E-mail: mmamadjan@mail.ru.

Dildor A. Pulatova, Ph. D., Professor, Head of the Department of Oriental Philosophy and Culture of the Tashkent State University of Oriental Studies (Uzbekistan). E-mail: Falsafa2009@ gmail.com.

The article raises the problem of strengthening the influence of global existential problems on human existence in the context of the aggravation of the contradictions of the transition from the unipolar stage of globalization to the multipolar one, which the authors designate as the neo-globalization stage. The influence of external global existential problems on the existence of sovereign states, on the formation of ‘existence in objectivity’, according to K. Jaspers, and its transition into subjective existence is analyzed. To concretize the concept of objective existence and to study the connection of global and state existential problems with human existence, the authors propose to introduce the concept of ‘global existential space’.

Keywords: existence of the state, global existential space, objective existence, subjective existence, I. T. Frolov, K. Jaspers, existential globalistics.

Введение

Начало XXI в. знаменуется стартом качественно нового этапа объективно-исторического процесса глобализации – неоглобализации, которая также носит объективный и неизбежный характер. Объективность ее наступления обусловлена интенсивным углублением и расширением самой глобализации, носящей многоаспектный характер [Чумаков 2023] и появлением в ее структуре новых центров и субъектов. Интернационализация капитала, использование передовых технологий в странах периферийного капитализма, универсализация, цифровизация образования, глобальная торгово-экономическая конкуренция приводят к развитию человеческого и интеллектуального капитала, расширению слоя креативной молодежи в странах, которые до недавнего времени были пассивными участниками процесса глобализации [Евстафьев, Цыганова 2022).

Интенсивно развивающиеся страны стремятся приобрести субъектность как в глобальном, так и в глокальном пространстве, преодолеть усиливающееся финансово-экономическое, технологическое и социальное неравенство со странами – центрами глобализации [Therbo 2001; Dürrschmidt 2015]. Главным результатом такой практики является тенденция перехода от западоцентрической глобализации [Гранин 2021] к полицентричному ее этапу, то есть к неоглобализации, которую можно еще охарактеризовать как эпоху упадка американской империи [Махаматов 2017; Чумаков 2022].

Однако наступлению многополярной и многосубъектной неоглобализации отчаянно сопротивляются нынешние ключевые субъекты, агрессивные сторонники сохранения прежнего однополярного и прозападного этапа глобализации, что проявляется в потоке санкций, военно-политических угрозах против «непослушных» бывших недавно периферийными стран. Особенности процессов и других феномены современного этапа глобализации комплексно и внимательно изучаются многими отечественными [Чумаков 2022; Астафьева, Судакова 2019; Гринин Л. Е., Гринин А. Л. 2022; Гранин 2021; Спиридонова 2022; Махаматов 2017; 2018 и др.] и зарубежными учеными-глобалистами [Burbach, Robinson 1999; Robertson, Knon-ker 1999; Nancy 2007 и др.]. Основные публикации на актуальные темы процесса глобализации появляются на страницах журнала «Век глобализации», который стал главным рупором глобалистики в современной России и за рубежом.

Влияние пандемии COVID-19, приближающее третью мировую войну обострение военно-политической напряженности между Востоком и Западом, техногенные и стихийные бедствия наподобие землетрясения на юго-востоке Турции и северо-западе Сирии в начале февраля 2023 г., в результате которого погибли почти 50 тысяч граждан двух стран, углубляют противоречия глобализации, порождают конфликтогенность в глобальном и глокальном социальном пространстве мирового сообщества [Кочетков 2022; Кузьмин 2022; Ахмедова 2022]. Усиление напряженности и конфликтогенности в международных отношениях наблюдается не только в торгово-экономической, финансовой и военно-политической сферах. Оно проявляется в возникновении такой политико-онтологической проблемы, как угроза экзистенции отдельных суверенных государств, в обострении проблемы человека, выражающейся в углублении экзистенции индивида, что требует внимательного изучения с позиции парадигмы экзистенциальной глобалистики. Последняя понимается нами как изучение проблемы человека в глобальном мире через призму исследования процесса образования экзистенции индивида под влиянием глобальных проблем.

Дискурс об экзистенциальных проблемах в процессе глобализации

Содержание понятия «экзистенция государства» в высказываниях президента РФ В. В. Путина, других отечественных и зарубежных политических деятелей, представителей политической философии свидетельствует, что оно носит онтологический характер и касается существования государства как самостоятельного политического субъекта международной политики, являясь политико-онтологическим понятием.

Однако угрозы экзистенции государства как следствие порождают экзистенциальные проблемы, негативно влияющие на жизнедеятельность государства. Как пишет О. Д. Гаранина, анализируя место и роль РФ в процессе глобализации, «экзистенциальные проблемы России – это проблема жизни и смерти государства, проблема выбора исторического пути, проблема принятия решений, способствующих утверждению чувства национальной гордости, помогающих развитию страны, ее существованию в мире трансформаций» [Гаранина 2022: 14]. В настоящее время, кроме Российской Федерации, экзистенциальные проблемы переживают Иран, Северная Корея, Куба, Сирия, Сербия, Венгрия и другие государства, на которые западный мир во главе с США оказывает комплексное давление [Абылгазиев, Васецова 2022; Махаматов 2018].

Конкретное государство, у которого возникают экзистенциальные проблемы, есть глокальная точка обострения противостояния уходящего и наступающего этапов глобализации. Глобальную международную напряженную обстановку, вызывающую экзистенциальные проблемы у многих государств, можно обозначить, используя понятие К. Ясперса, как экзистенцию в объективности. «Экзистенция, – пишет К. Ясперс, – всегда существует в субъективности и объективности» [Ясперс 2021: 343; курсив наш. – Авт.]. «Экзистенция в объективности» не означает онтологичность экзистенции, но выражает наличие реальных факторов в общественном бытии, способных породить или обострить экзистенцию, отражает напряженное состояние социального пространства, способного вызывать, воспроизводить экзистенцию в образующих его индивидах.

Глокальная экзистенция в объективности демонстрирует обусловленность возрождения экзистенции в субъективности не только как результат непосредственной коммуникации. При глокальной экзистенциальности международной финансово-экономической и военно-политической атмосферы экзистенция индивидов активизируется опосредованно, под влиянием противоречий и нерешенных проблем не только в рамках одного государства, но и в сфере глобальной практики человечества, ибо все проблемы в конечном итоге проходят через жизнедеятельность, сознательные переживания граждан государств.

Проблемы современного этапа глобализации порождают глобальную объективную экзистенциальность, которая постепенно проникает во внутреннюю жизнь отдельных государств и их граждан. Как отмечает О. Д. Гаранина, экзистенциальные проблемы России вытекают из «мощного негативного воздействия» на нее «со стороны европейского мира, формирующего “образ врага”, расширяющего набор санкций, ограничивающих рост внутренних ресурсов. Эти процессы негативно влияют на экономическое и психологическое состояние россиян, утверждая в общественном сознании страх утраты материального благополучия, настроения пессимизма и неуверенности в будущем» [Гаранина 2022: 15]. В этих рассуждениях автора отражается логика перехода, перерастания глобальных экзистенциальных проблем во внутренние экзистенциальные проблемы суверенного государства, и затем и в субъективную экзистенцию.

В современном процессе перерастания глобального в локальное немаловажную роль играет глобальная интенсификация цифровизации обществ, что стирает границы истинности, объективности в информационном поле и усиливает влияние СМИ на психологическое состояние людей [Фатенков 2022; Иоселиани 2013]. К тому же, как пишет А. А. Мельникова, «анализ специфики современных средств массовой информации открывает смещение акцентов с прекрасного на шокирующее, безобразное, пугающее. При этом ситуация, когда массмедиа делают культуру убийств и насилия неотъемлемой частью массового сознания, приводит к тому, что информация о террористических актах становится для СМИ уже не столько пугающей или ужасающей, сколько желанным объектом, поднимающим рейтинг» [Мельникова 2020: 102; см. также: Махаматова 2021]. Такое положение усиливает процесс абсурдизации социальной психологии общества, жизни людей и экзистенциализацию их сознания.

Здесь в действительности речь идет о возрождении и активизации экзистенции индивидов под влиянием глобальных проблем при отсутствии внутренних оснований субъектной экзистенции, что, на первый взгляд, противоречит положению экзистенциализма о ее детерминантах. Как известно, согласно К. Ясперсу, Ж.-П. Сартру, А. Камю и другим классикам экзистенциализма, источником экзистенции являются непосредственные негативные коммуникации между индивидами, а также господство принципа индивидуализма или репрессивная политика государственной машины как источник экзистенциализации данного конкретного общества.

Глобализация и диалектика образования глобального экзистенциального пространства

Согласно К. Ясперсу, «коммуникация есть исток экзистенции» [Ясперс 2021: 64]; по А. Камю, «абсурдное окружение» как «разлад между человеком и его жизнью» толкает индивида в мир абсурда; по Ж.-П. Сартру, чрезмерная критичность, неприязнь к себе и окружению вызывает у человека экзистенцию как «тошноту», по С. Беккету, пустые обещания общества, его безразличие к судьбам своих членов [Samuel… 2006] порождают экзистенцию индивида, превращают его в человека абсурда. Следовательно, когда мы рассматриваем влияние экзистенциальных проблем глобального на экзистенцию индивидов, необходимо учитывать наличие между ними диалектики опосредованного перехода внешнего во внутреннее. Здесь диалектика такова, что первоначально глобальная или глокальная экзистенциальность как внешний детерминант порождает экзистенциальность в социальном пространстве конкретного государства. Она же, в свою очередь, соединяясь с имманентной экзистенциальностью данного государства, проникает в души его граждан и превращается в экзистенцию в субъективности.

Активизация «экзистенции в субъективности» под влиянием экзистенциальных проблем глобального и глокального человечества ставит перед глобалистикой важнейший вопрос о судьбе человека-индивида в бурном потоке глобальных проблем. Следует согласиться с утверждением М. В. Ненашевой, что «сегодня, когда происходит обострение глобальных проблем, концептуальная постановка вопроса о человеке, предложенная И. Т. Фроловым еще в прошлом веке, снова становится актуальной, поскольку позволяет сместить акценты с анализа последствий глобализации к исследованию внутреннего потенциала человека, который определяет его функционирование в новых условиях» [Ненашева 2022: 71]. В этих рассуждениях автора раскрывается органическая опосредованная связь экзистенциальной напряженности индивидов с противоречиями перехода глобализации к неоглобализационному этапу. Как справедливо указывает Н. В. Гришина, «экзистенциальные, “философские” вопросы человеческого существования все острее встают сегодня перед человеком, что в немалой степени является следствием изменений социального контекста жизни людей. Наиболее фундаментальное из них — переход от относительной стабильности общества к “текучей реальности” современности, для которой характерны рост неопределенности…» [Гришина 2011: 109–110]. «Текучая реальность» с ее особенностями, о чем пишет данный автор, является одним из основных порождающих экзистенцию факторов неоглобализации. Такая реальность постоянно воспроизводит неустойчивость, тревожность в социальных организмах глобального мира, что вызывает у людей ожидание кризиса, тревогу и страх за свое будущее [Махаматова 2021]. Это в свою очередь является основной причиной возникновения экзистенциальных проблем у государства.

Экзистенциальные проблемы государств имеют многоуровневый характер, что усиливает их воздействие на экзистенцию субъектов. В период глобальной напряженности в любом государстве, кроме экзистенциальных проблем, возникших в силу внешних факторов, имеют место и имманентные экзистенциальные проблемы. Они формируются и усиливаются как под влиянием внешних факторов, так и из-за финансово-экономических и социально-политических противоречий в самом обществе. Здесь встает вопрос: как глобальные и имманентные государственные экзистенциальные проблемы могут порождать экзистенцию у граждан? Она, экзистенция, есть субъективный осознанный мир индивида, наполненный отрицательными переживаниями, страхами, сомнениями о смысле своего существования. Экзистенция индивидов оказывает влияние на социум, на ее нормальное функционирование, создает в нем социально-психологическое напряжение [Weinstein D., Weinstein M. 1978; Bolle De Bal 2003; Elliott, Lemert 2009]. Однако в экзистенциализме, а также в экзистенциальной социологии и психологии пока еще отсутствует парадигма, способная установить связь между глобальными экзистенциальными проблемами и порождением экзистенции у граждан стран – участниц глобализации.

Действительно, каким понятием можно обозначать глобальные и глокальные экзистенциальные проблемы, образованные многочисленными санкциями объединенной Европы и США против России, Ирана и других «не послушных» западному миру стран, глобальной пандемией COVID-19 [COVID-19… 2021; Чумаков 2020; Кочетков 2022], природными катастрофами, которые, не будучи непосредственными коммуникациями, пробуждают экзистенцию у индивидов и усиливают ее напряжение у населения?

В изучении детерминантов и особенностей экзистенциализации целого общества, регионов, а в особых случаях – и всего глобального человечества, нам может помочь упомянутое понятие К. Ясперса объективная экзистенция. Объективность экзистенции проявляется во внешней форме как неразрешенные противоречия между странами, внутри общества – в репрессивном характере политического режима, в безразличии общества к своим индивидам, что выступают детерминантами экзистенции в субъективности. Такую форму экзистенции предлагаем определить как экзистенциальное пространство, имеющее онтологическую природу, то есть как объективное специфическое состояние социального. Следовательно, систему глобальных и глокальных международных взаимодействий, в которой имеются экзистенциальные проблемы, мы считаем целесообразным обозначать как глобальное экзистенциальное пространство, как форму «объективности экзистенции» в эпоху глобализации. Такое понятие позволяет использовать системный метод глобалистики, разрабатываемый ее представителями [Чумаков 2023; Розенберг 2022], через призму экзистенциализма конкретизировать проблему общечеловеческой цивилизации и раскрыть связь глобалистики с проблемой человека, выдвинутой еще академиком И. Т. Фроловым.

Заключение

Все глобальные, локальные проблемы современного мира, каждого государства, способы их преодоления так или иначе затрагивают в конечном счете судьбу индивидов, конкретного человека. Поэтому, отталкиваясь от концепции И. Т. Фролова о том, что судьба человека является глобальной проблемой современности [Фролов 2003], мы выдвигаем парадигму экзистенциальной глобалистики, которая, на наш взгляд, смогла бы помочь более конкретно исследовать проблему человека, соединяя вопросы глобалистики с экзистенциализмом. Ведь, как справедливо писал Ж.-П. Сартр, «экзистенциализм – это гуманизм» [Сартр 1990]. Действительно, не изучая душевную боль человека, не разрабатывая способы ее преодоления, невозможно адекватно осмыслить суть глобальных проблем эпохи неоглобализации.

В наше время, когда надвигается глобальная «демографическая лавина» [Чумаков 2015], обостряются глобальные и глокальные экзистенциальные проблемы военно-политического, финансово-экономического, природного характера, угроза жизни человека наиболее четко проявляется в его экзистенции. Хотя она субъективна, но проявляет себя в особом поведении человека, в его отношении к другим, к своему делу, к «проблемам психического здоровья и употребления психоактивных веществ» [Moore et al. 2017: 60]. Методологическую помощь в раскрытии диалектической связи глобальных проблем с субъективной экзистенцией окажет понятие экзистенциальное социальное пространство; последнее может образоваться как на глобальном и глокальном уровнях, так и на уровне пространства отдельного государства. Опираясь на это понятие и развивая его, может быть, удастся создать парадигму экзистенциальной глобалистики.

Литература

Абылгазиев И. И., Васецова Е. С. «Балканский халифат» как фактор дестабилизации Западных Балкан // Век глобализации. 2022. № 2(42). С. 31–42.

Астафьева О. Н., Судакова Н. Е. Культурные императивы в век глобализации: инклюзия в перспективе культурной политики БРИКС // Век глобализации. 2019. № 4(32). С. 26–39.

Ахмедова М. Г. К вопросу об устойчивом развитии общества // Философия и общество. 2022. № 3(104). С. 40–55.

Гаранина О. Д. Экзистенциальные проблемы России в контексте кризиса глобализации // Общество: философия, история, культура. 2022. № 4. С. 14–19.

Гранин Ю. Д. Новая форма глобализации и цивилизационная специфика России // Век глобализации. 2021. № 2(38). С. 3–16.

Гринин Л. Е., Гринин А. Л. Идем ли мы к глобалистской революции? (Как глобалисты пытаются изменить мир.) Ст. 2. Глобалистская революция и ее цена для мира // Век глобализации. 2022. № 1. С. 3–28.

Гришина Н. В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. Вып. 4. C. 109–116.

Евстафьев Д. Г., Цыганова Л. А. Постглобальная модель социального развития: диалектика преемственности и отрицания // Век глобализации. 2022. № 1(41). С. 42–54.

Иоселиани А. Д. Антропология глобального мира: человек в современной коммуникативно-информационной сфере // Век глобализации. 2013. № 2(12). С. 143–154.

Кочетков В. В. Влияние пандемии COVID-19 на глобальную политику // Век глобализации. 2022. № 4(44). С. 73–84.

Кузьмин С. Б. Глобальные социально-психологические аспекты стихийных бедствий // Век глобализации. 2022. № 4(44). С. 49–62.

Махаматов Т. М. От эпохи глобализации к неоглобализации: культурно-цивилизационный аспект // Век глобализации. 2017. № 4(24). С. 55–61.

Махаматов Т. Т. Запад и Восток: генетика духовного пути // Век глобализации. 2018. № 1(25). С. 60–67.

Махаматова С. Т. Либертарианство как продолжение ценностного слома. Взгляд из России // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2021. № 4(11). С. 30–36.

Мельникова А. А. Терроризм в эпоху глобализации: опасности медиакоммуникаций // Век глобализации. 2020. № 1(33). С. 102–108.

Ненашева М. В. Феномен жизнестойкости в контексте глобальных вызовов современности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 22. № 5. С. 69–77.

Розенберг Г. С. Системный подход в глобалистике на примере современных социо-эколого-экономических систем // Век глобализации. 2022. № 4(44). 28–48.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. М. : Политиздат, 1990. С. 319–344.

Спиридонова В. И. «Цивилизационное государство» как вызов однополярной глобализации // Век глобализации. 2022. № 1(41). С. 29–41.

Фатенков А. Н. Цифровое общество: цивилизация на стадии «комфортной» тоталитарности // Век глобализации. 2022. № 1(41). С. 72–85.

Фролов И. Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов // Избр. труды: в 3 т. Т. 3. М. : Наука, 2003.

Чумаков А. Н. Культурно-цивилизационные разломы глобального мира // Век глобализации. 2015. № 2(16). C. 33–48.

Чумаков А. Н. Глобалистика в контексте современности: испытание пандемией // Век глобализации. 2020. № 3(35). C. 3–15.

Чумаков А. Н. Глобализация как катализатор развития и упадка империй // Век глобализации. 2022. № 3(43). С. 3–17.

Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2023.

Ясперс К. Философия. Кн. 2. Просветление экзистенции. М. : Канон+, Реабилитация, 2021.

Bolle De Bal M. Reliance, déliance, liance: émergence de trois notions sociologiques // Société. 2003. No. 80. Pp. 99–131.

Burbach R., Robinson W. I. The fin de siecle debate: globalisation as epochal shift // Science & Society. 1999. Vol. 63. No. 1. Pp. 10–39.

COVID-19 Mental Disorders Collaborators. Estimating the Global Prevalence and Burden of Depressive and Anxiety Disorders in 2020 Due to the COVID-19 Pandemic // The Lancet. 2021. October 8. Pp. 1700–1712. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)02143-7.

Dürrschmidt J. Globalization and Existential Inequality: The Precariousness of Belonging // Understanding the Dynamics of Global Inequality Social Exclusion, Power Shift, and Structural Changes / ed. by A. Lenger, F. Schumacher. Freiburg : Springer, 2015. Pp. 269–284.

Elliott A., Lemert C. The New Individualism: the Emotional Costs of Globalization. London : Routledge, 2009.

Moore S. E., Norman R. E., Suetani S., Thomas H. J., Sly P. D., Scott J. G. Consequences of Bullying. Victimization in Childhood and Adolescence: A Systematic Review and Meta-analysis // World Journal of Psychiatry. 2017. Vol. 22. No. 7(1). Pp. 60–76.

Nancy J.-L. The Creation of the World or Globalization. Albany, NY : State University of New York Press, 2007.

Robertson R., Knonker H. Discourses of Globalization: Preliminary Considerations // International Sociology. 1999. Vol. 13. No. 1. Pp. 25–40.

Samuel Beckett – One Hundred Years / ed. by Ch. Murray. Dublin : New Island Press, 2006.

Therbo G. Globalization and Inequality. Issues of Conceptualization and Explanation // Soziale Welt. 2001. Vol. 52. No. 4. Pp. 449–476.

Weinstein D., Weinstein M. An Existential Approach to Society: Active Transcendence // Human Studies. 1978. Vol. 1. Pp. 38–47.

References

Abylgaziyev I. I., Vasetsova E. S. “Balkanskiy khalifat” kak faktor destabilizatsii Zapadnykh Balkan [“The Balkan Caliphate” as a Factor of Destabilization of the Western Balkans] // Vek globalizatsii. 2022. No. 2(42). Pp. 31–42.

Astafyeva O. N., Sudakova N. E. Kulturnyye imperativy v vek globalizatsii: inklyuziya v perspektive kulturnoy politiki BRIKS [Cultural Imperatives in the Age of Globalization: Inclusion in the Perspective of BRICS Cultural Policy] //Vek globalizatsii. 2019. No. 4(32). Pp. 26–39.

Akhmedova M. G. K voprosu ob ustoychivom razvitii obshchestva [On the Issue of Sustainable Development of Society] // Filosofiya i obshchestvo. 2022. No. 3(104). Pp. 40–55.

Garanina O. D. Ekzistentsialnyye problemy Rossii v kontekste krizisa globalizatsii [Existential Problems of Russia in the Context of the Crisis of Globalization] // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2022. No. 4. Pp. 14–19.

Granin Yu. D. Novaya forma globalizatsii i tsivilizatsionnaya spetsifika Rossii //[A New Form of Globalization and the Civilizational Specifics of Russia] // Vek globalizatsii. 2021. No. 2(38). Pp. 3–16.

Grinin L. E., Grinin A. L. Idyom li my k globalistskoy revolyutsii? (Kak globalisty pytayutsya izmenit’ mir.) [Are We Going to the Globalist Revolution? (How Globalists are Trying to Change the World.)] Article 2. Globalistskaya revolyutsiya i ee tsena dlya mira [The Globalist Revolution and its Price for the World] // Vek globalizatsii. 2022. No. 1.
Pp. 3–28.

Grishina N. V. Ekzistentsialnyye problemy cheloveka kak zhiznennyy vyzov [Existential Human Problems as a Life Challenge] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Series 12. Psikhologiya. Sociologiya. Pedagogika. 2011. Vol. 4. Pp. 109–116.

Evstafyev D. G., Tsyganova L. A. Postglobalnaya model sotsialnogo razvitiya: dialektika preyemstvennosti i otritsaniya [The Post-global Model of Social Development: the Dialectic of Continuity and Negation] // Vek globalizatsii. 2022. No. 1(41). Pp. 42–54.

Ioseliani A.D. Antropologiya global’nogo mira: chelovek v sovremennoy kommunikativno-informatsionnoy sfere [Anthropology of the Global World: Man in the Modern Communication and Information Sphere] // Vek globalizatsii. 2013. No. 2(12). Pp. 143–154.

Kochetkov V. V. Vliyaniye pandemii COVID-19 na globalnuyu politiku [The Impact of the COVID-19 Pandemic on Global Politics] // Vek globalizatsii. 2022. No. 4(44). Pp. 73–84.

Kuzmin S. B. Globalnye sotsialno-psikhologicheskiye aspekty stikhiynykh bedstviy [Global Socio-psychological Aspects of Natural Disasters] // Vek globalizatsii. 2022. No. 4(44). Pp. 49–62.

Makhamatov T. M. Ot epokhi globalizatsii k neoglobalizatsii: kulturno-tsivilizatsionnyy aspekt [From the Era of Globalization to Neo-globalization: Cultural and Civilizational Aspect] // Vek globalizatsii. 2017. No. 4 (24). Pp. 55–61.

Makhamatov T. T. Zapad i Vostok: genetika dukhovnogo puti [West and East: Genetics of the Spiritual Path] // Vek globalizatsii. 2018. No. 1(25). Pp. 60–67.

Makhamatova S. T. Libertarianstvo kak prodolzhenie cennostnogo sloma. Vzglyad iz Rossii [Libertarianism as a continuation of the Value Breakdown. A View from Russia] // Vestnik Finansovogo universiteta. Gumanitarnyye nauki. 2021. No. 4(11). Pp. 30–36.

Mel’nikova A. A. Terrorizm v ehpokhu globalizatsii: opasnosti mediakommunikatsiy [Terrorism in the Era of Globalization: the Dangers of Media Communications] // Vek globalizatsii. 2020. No. 1(33). Pp. 102–108.

Nenasheva M.V. Fenomen zhiznestoykosti v kontekste globalnykh vyzovov sovremennosti [The Phenomenon of Resilience in the Context of Global Challenges of Our Time] // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Series Gumanitarnye i sotsial’nye nauki. 2022. Vol. 22. No. 5. Pp. 69–77. No. 2(12). Pp. 143–154.

Rosenberg G. S. Sistemnyy podkhod v globalistike na primere sovremennykh sotsio-ekhologo-ekonomicheskikh system [System Approach in Globalistics on the Example of Modern Socio-ecological and Economic Systems ] // Vek globalizatsii. 2022. No. 4(44). Pp. 28–48.

Sartre J.-P. Ekzistentsializm – eto gumanizm [Existentialism is Humanism] / F. Nietzsche, S. Freud, E. Fromm, A. Camus, J.-P. Sartre // Sumerki bogov [Twilight of the Gods]. Moscow : Politizdat, 1990. Pp. 319–344.

Spiridonova V. I. “Tsivilizatsionnoye gosudarstvo” kak vyzov odnopolyarnoy globalizatsii [“Civilizational State” as a Challenge to Unipolar Globalization] // Vek globalizatsii. 2022. No. 1(41). Pp. 29–41.

Fatenkov A. N. Tsifrovoye obshchestvo: tsivilizatsiya na stadii “komfortnoy” totalitarnosti [Digital Society: Civilization at the Stage of “Comfortable” Totalitarianism] // Vek globalizatsii. 2022. No. 1(41). Pp.72–85.

Frolov I. T. O cheloveke i gumanizme [About Man and Humanism] / I. T. Frolov // Izbr. trudy [Selected Works]: in 3 vols. Vol. 3. Moscow : Nauka, 2003.

Chumakov A. N. Kulturno-tsivilizatsionnyye razlomy global’nogo mira [Cultural and Civilizational Fractures of the Global World] // Vek globalizatsii. 2015. No. 2(16). Pp. 33–48.

Chumakov A. N. Globalistika v kontekste sovremennosti: ispytaniye pandemiyey [Globalistics in the Context of Modernity: the Test of a Pandemic] // Vek globalizatsii. 2020. No. 3(35). Pp. 3–15.

Chumakov A. N. Globalizatsiya kak katalizator razvitiya i upadka imperiy [Globalization as a Catalyst for the Development and Decline of Empires] //Vek globalizatsii. 2022. No. 3(43). Pp. 3–17.

Chumakov A. N. Globalizatsiya. Kontury tselostnogo mira [Globalization. Outlines of the Whole World]. 3rd ed., rev. and exp. Moscow : Prospekt, 2023.

Jaspers K. Filosofiya. Kniga vtoraya. Prosvetleniye ekzistentsii [Philosophy. Book Two. Enlightenment of Existence]. Moscow : Kanon+, Reabilitatsiya, 2021.

Bolle De Bal M. Reliance, déliance, liance: émergence de trois notions sociologiques // Société. 2003. No. 80. Pp. 99–131.

Burbach R., Robinson W. I. The fin de siecle debate: globalisation as epochal shift // Science & Society. 1999. Vol. 63. No. 1. Pp. 10–39.

COVID-19 Mental Disorders Collaborators. Estimating the Global Prevalence and Burden of Depressive and Anxiety Disorders in 2020 Due to the COVID-19 Pandemic // The Lancet. 2021. 8 October. Pp. 1700–1712. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)02143-7.

Dürrschmidt J. Globalization and Existential Inequality: The Precariousness of Belonging // Understanding the Dynamics of Global Inequality Social Exclusion, Power Shift, and Structural Changes / ed. by A. Lenger, F. Schumacher. Freiburg : Springer, 2015. Pp. 269–284.

Elliott A., Lemert C. The New Individualism: the Emotional Costs of Globalization. London : Routledge, 2009.

Moore S. E., Norman R. E., Suetani S., Thomas H. J., Sly P. D., Scott J. G. Consequences of Bullying. Victimization in Childhood and Adolescence: A Systematic Review and Meta-analysis // World Journal of Psychiatry. 2017. Vol. 22. No. 7(1). Pp. 60–76.

Nancy J.-L. The Creation of the World or Globalization. Albany, NY : State University of New York Press, 2007.

Robertson R., Knonker H. Discourses of Globalization: Preliminary Considerations // International Sociology. 1999. Vol. 13. No. 1. Pp. 25–40.

Samuel Beckett – One Hundred Years / ed. by Ch. Murray. Dublin : New Island Press, 2006.

Therbo G. Globalization and Inequality. Issues of Conceptualization and Explanation // Soziale Welt. 2001. Vol. 52. No. 4. Pp. 449–476.

Weinstein D., Weinstein M. An Existential Approach to Society: Active Transcendence // Human Studies. 1978. Vol. 1. Pp. 38–47.