Актуальные вопросы китайских глобальных исследований


скачать Автор: Шупин Я. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №4(48)/2023 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2023.04.10

Ян Шупин, аспирант факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: yangshuping.fgp.msu@yandex.com.

Каждая наука имеет определенные условия своего возникновения и развития. Китайская политика «реформ и открытости» (1978) была введена на волне повышенного интереса к глобализации. В 1990-х гг. интеграция Китая в мировую экономическую систему привела к росту посвященных глобализации и глобальным проблемам исследований. В начале XXI в., особенно после вступления Китая во Всемирную торговую организацию, глобальные исследования КНР расширились и углубились. В связи с тем, что Китай проводит активную политику открытости, глобальное управление стало центральной темой в глобальных исследованиях, а традиционная китайская философия была включена в теоретическую систему глобалистики. После проведения стратегии Си Цзиньпина «Один пояс и один путь» и идеи «Сообщество единой судьбы человечества» в 2013 г. глобальный поворот в различных науках значительно обогатил содержание проводимых в Китае глобальных исследований. Пройдя три фазы развития: внедрение, заимствование и инновации, китайские глобальные исследования перешли от «исследований глобальных проблем», «исследований глобализации» и «исследований глобального управления» к комплексной теоретической глобалистике. В данной статье описываются фазы, черты, школы и последние результаты современных китайских глобальных исследований, отражающие теоретическое мышление и академические инновации китайских ученых.

Ключевые слова: глобалистика, китайские глобальные исследования, методология, теоретические школы.

Current Issues in Chinese Global Studies

Yang Shuping, PhD student of the Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University. E-mail: yangshuping.fgp.msu@yandex.com.

Every science has certain conditions for its emergence and development. China’s policy of “reform and opening up” (1978) was introduced during the wave of increased interest in globalization. In the 1990s, China’s integration into the world economic system led to a growing interest in global studies based on globalization and global issues. In the early 21st century, especially after China’s accession to the World Trade Organization, China’s global studies have also expanded and deepened. Due to China’s active policy of openness, global governance has become
a central theme in global studies, and traditional Chinese philosophy was incorporated into the theoretical system of globalism. After Xi Jinping’s “Belt and Road” initiative and the “Community of Common Destiny for Mankind” idea in 2013, the global turn in various sciences has greatly enriched the content of China’s global studies. Passing through three phases of development: introduction, borrowing, and innovation, Chinese global studies has moved from “global problem studies”, “globalization studies”, and “global governance studies” to comprehensive theoretical globalistics. This article describes the phases, features, schools, and recent results of contemporary Chinese global studies, reflecting the theoretical thinking and academic innovation of Chinese scholars in this field.

Keywords: Globalistics, Chinese Global Studies, Methodology, Theoretical Schools.

1. История развития глобалистики в Китае

Глобалистика (Global Studies, или глобальные исследования) – совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных процессов и проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, а также на поиск путей их преодоления [Чумаков 2019: 32–33]. Термин употребляется для обозначения междисциплинарной области философских, политологических, социальных и культурологических исследований разнообразных аспектов глобальных проблем. Возникнув из глобальных проблем, впервые озвученная Римским клубом в 1960-х и 1970-х гг., глобалистика к концу 1980-х и началу 1990-х гг. оказалась в центре внимания академических и общественных СМИ. Исследования глобальных проблем в Китае начались примерно в середине 1980-х гг. Термин «глобалистика» впервые появился в КНР в 1980-х гг. Глобалистика упоминается во «Всемирном обзоре новых наук» как наука, предназначенная для того, чтобы изучать насущные глобальные проблемы, стоящие перед современным человеческим обществом, и находить пути их решения [Цзинь Чжэ 1987: 1045]. Очевидно, что глобалистика в Китае, как и в России, основывается на глобальных проблемах.

В 1990-х гг., когда Китай продолжал интегрироваться в мировую экономическую систему, интерес к глобалистике, особенно к вопросам экономической глобализации, быстро рос. С другой стороны, развитие российской и западной глобалистики в определенной степени способствовало прогрессу соответствующих областей науки в Китае. Все большее количество российских и западных работ по глобалистике переводилось на китайский язык.

В 1988 г. Ван Синчэн и Цинь Линьчжэн перевели на китайский язык книгу «Глобальные исследования и перспективы» (Global Studies and Perspectives) [Ван Синчэн, Цинь Линьчжэн 1988: 01–24]. Ранее она была издана Мичиганским университетом США. В 1996 г. в Китае был опубликован перевод книги российского ученого А. Н. Чумакова «Философия глобальных проблем». Вслед за этим последовал ряд его статей в китайских журналах, а также сборник статей и лекций по глобалистике, прочитанных им в Пекинском педагогическом университете [см.: Чумаков 1996; Chumakov 2018]. Это обеспечило философскую направленность глобалистики в Китае. Появление книг «Современные глобальные проблемы» [Цай Туо 1994] и «Глобальные исследования и их философское осмысление» [Юй Моучэн, Ван Синчэн 1995] стало прорывом в области китайских глобальных исследований, вставших на путь самостоятельности и глубокого изучения теоретических инноваций.

В XXI в. в связи с быстрой интеграцией Китая в процесс глобализации и углублением его участия в процессе глобального управления глобалистика в Китае развивалась стремительно, достигнув значительных результатов. В 2008 г. вышла первая монография «Глобалистика». Ее автор провел систематический анализ различных аспектов глобализации [Сунь Гоцян 2008].

Затем в монографии 2015 г. «Введение в глобалистику» Цай Туо впервые определил глобалистику как отдельную науку [Цай Туо 2015]. С тех пор глобалистика в Китае получила значительное развитие. Все больше научных учреждений и ученых сознательно или бессознательно вовлекаются в глобальные исследования, как с точки зрения тем исследований, так и с точки зрения методов. Произошел существенный сдвиг в тематике и в самих методах исследований. Сегодня в китайских научных кругах в основном устранено предубеждение, что глобализация сводится к ее экономической составляющей и означает вестернизацию или модернизацию.

В 2010 г. Министерство просвещения КНР официально включило глобалистику в список наук второго уровня. Впоследствии Китайский университет политических наук и права, Шанхайский университет и другие высшие учебные заведения создали магистерские и аспирантские программы по глобальным исследованиям. В 2013 г. Китай официально предложил стратегию «Один пояс и один путь» и идею «единой судьбы человечества». В результате регионоведение, международные исследования, социология, история, философия и даже биология начали принимать «глобальный оборот», то есть стал проводиться ряд исследований с ответственностью за общую судьбу всего человечества. Термин «глобализация» быстро распространился по всем дисциплинам, и китайская глобалистика начала демонстрировать поистине междисциплинарный побочный эффект.

Некоторые из учреждений, созданных к настоящему времени для проведения исследований и преподавания:

1) Институт глобализации и глобальных проблем при Китайском университете политических наук и права;

2) Институт глобальных исследований при Шанхайском университете;

3) Китайский аналитический центр глобализации (CCG);

4) Центр глобальной истории при Столичном университете (Китай);

5) Центр глобальных процессов при Университете Цинхуа;

6) Образовательная программа глобальных исследований при Китайском университете Гонконга.

Эти учреждения на протяжении длительного времени способствуют развитию дисциплины глобалистики в Китае. Они изучают новые вызовы, которые ставят глобализация и глобальные проблемы перед современной общественной жизнью человека, а также исследуют процесс взаимодействия глобального и национального управления с целью подготовки студентов и аспирантов, обладающих глобальным мышлением и способных решать все более изменяющиеся сложные глобальные проблемы. Кроме того, в Китае существует бесчисленное количество академических институтов, занимающихся регионоведением, политикой социального развития, исследованием международных или глобальных проблем и т. п. Все они могут стать базой для изучения глобалистики. Согласно неполной статистике, сотни вузов Китая включили региональное и глобальное управление, глобальное развитие, глобальные общественные отношения и другие направления в свои учебные и исследовательские программы, а некоторые из них даже включены в качестве обязательных курсов для студентов.

В 2011 г. Китайский центр международных экономических обменов выпустил первый научный журнал под названием «Глобализация». В 2012 г. в Центре глобальных исследований Шанхайского университета был начато издание журнала «Global Studies Review», призванного содействовать изучению и дисциплинарному развитию глобалистики в китайских академических кругах. Создание журнала «Региональное и глобальное развитие» в Пекинском университете иностранных исследований в 2017 г. и журнала «Global History Review» в Столичном университете в 2008 г. способствовало развитию глобальных исследований. Кроме того, авторитетные в сфере международных отношений и философии журналы Китая, такие как «International Observer», «International Political Studies», «Chinese Journal of Social Sciences» и «Marxist Studies», уделяют большое внимание развитию глобальных исследований.

Китайская глобалистика прошла четыре этапа: исследование глобальных проблем (1980-е гг.), исследование глобализации (1990-е гг.), исследование глобального управления (начало XXI в.) и глобальный поворот всей науки (после 2013 г.). Сегодня современная китайская глобалистика, объектами изучения которой являются глобальные проблемы, глобализация и глобальное управление, методами – междисциплинарные исследования и плюрализм, а руководящей идеологией – сообщество единой судьбы человечества и новая концепция безопасности и развития, в основном сформировалась.

2. Китайское восприятие глобалистики

В своей книге «Глобалистика» профессор Сунь Гоцян первым высказал мнение, что в Китае существует острая необходимость в теории глобалистики. Он утверждает, что глобалистика – это дисциплина, которая отвечает на следующие четыре вопроса: что такое глобализация? Для чего нужна глобализация? Как продвигать глобализацию? Куда движется глобализация? [Сунь Гоцян 2008: 03–05].

В книге «Введение в глобалистику» Цай Туо более подробно описывает дисциплинарное значение глобалистики в качестве отдельной дисциплины, которая призвана изучать глобальные явления, глобальные отношения и глобальные ценности, возникшие в эпоху глобализации; раскрывать целостные связи и сущность мира; исследовать влияние деятельности человека как класса субъектов и перспективы его развития [Цай Туо 2015]. Цао Синь также подчеркивает важность развития глобалистики как отдельной дисциплины, утверждая, что целостность – это суть глобальных исследований. Последние необходимо перевести из глобальных исследований (Global Studies) в глобалистику (Globalology) [Цао Синь 2012]. Глобалистика как отдельная наука – это не «глобальные исследования» (Global Studies) в форме множественного числа, а «глобалистика» (Globalology) в форме единственного числа, которая является целостной по своей природе. Лю Чжэнье считает, что глобалистика может идти по мультипарадигмальному пути, включающему три основные системы знаний, а именно:

(1) экономику (глобальную или глобальную политическую экономику, глобальную энергетическую экономику и т. д.);

(2) политологию (глобальную политику, глобальную экологическую политику и т. д.);

(3) моральную философию (глобальную этику, ядерную этику и т. д.) [Лю Чжэнье 2012].

Го Чанган из Шанхайского университета подчеркивает междисциплинарный характер глобалистики, поскольку она основана на глобальном процессе, который затрагивает все аспекты человеческого общества: экономику, политику, общество, культуру, религию, идеологию, окружающую среду, здоровье, биологию, новые технологии и коммуникации и т. д. Это явно выходит за рамки возможностей традиционных дисциплин, таких как политология, экономика, социология, право, история, философия, международные отношения и др. [Го Чанган 2012]. Чэнь Юган считает, что отправной точкой глобалистики по-прежнему является политология, поскольку суть глобализации заключается в воздействии на национальные территориальные границы. Он утверждает, что глобалистика – это, по сути, изучение глобальных отношений, в частности глобальной политики, глобального порядка и глобальной стратегии [Чэнь Юган 2012].

Определение категорий глобалистики, данное Цай Туо, сегодня широко используется в китайской научной литературе. Автор делит глобалистику на три группы, включающие четырнадцать категорий [Цай Туо 2022].

(1) Первая группа – глобализация и глобальные проблемы. Это предпосылка и фундамент глобалистики.

(2) Вторая группа включает глобальную экономику, глобальную политику, глобальное право, глобальную культуру, глобальную систему, глобальный порядок, глобальное управление, глобальное гражданское общество и глобальные процессы – это основное содержание глобалистики.

(3) Третья группа – глобальные интересы и глобальная этика. Это ценностное стремление и внутренняя сущность глобалистики.

Очевидно, что глобализация (включая противоположные тенденции) и глобальные проблемы являются логическими отправными точками глобалистики, потому что глобализация и глобальные проблемы вызвали глубокие преобразования человечества. Глобальная система, глобальный порядок, глобальное управление, глобальное гражданское общество и глобальные процессы представляют собой второй уровень глобалистики, призванной ответить на ряд вопросов: как бороться с проблемами, вызванными новыми явлениями и отношениями? Как противостоять изменению структуры человеческого общества? Являются ли они результатом глобального управления, а также объективными факторами новых глобальных явлений и отношений? В конце концов, именно глобальное сознание, интересы людей и этика представляют собой логическую конечную точку глобалистики.

3. Методология глобалистики в Китае

Методологический глобализм (Methodological Globalism), приходящий на смену методологическому национализму (Methodological Nationalism); новый регионализм; системный подход; философский, междисциплинарный и сравнительный методы исследований являются основной методологией, которую китайские ученые используют, работая в области глобалистики.

На основе «методологического национализма» Цай Туо выдвигает концепцию «методологического глобализма», который означает разрушение границ территориальных государств, размывание границ национальных государств, устранение оппозиции между «собой» и «другим» и рассмотрение глобальных явлений, объектов, отношений и ценностей с позиций глобального мировоззрения [Цай Туо 2013].

Новый регионализм (сочетание глобализма и регионализма) выступает за отказ от старых закрытых регионализмов, за построение мостов между глобализмом и национализмом, за усилия по отказу от западного центризма и узкого национального центризма [Гэн Сифэн 2022].

В основе традиционной китайской политической философии лежат концепции «Поднебесная»[1] (кит. упр. 天下, палл. Тянься) и «Датун»[2] (кит. упр. 大同, палл. Датун). И это четко соответствует основным понятиям и принципам глобализма. Поэтому она может обеспечить важную философскую поддержку глобалистике. Китайские ученые фокусируются на диалоге об эпохе глобализации в мире в целом, тем самым обращаясь к традиционным китайским культуре и мышлению, реализуя творческую трансформацию традиционной китайской мысли в современном мире.

Термин «сложные системы» часто относится к изучению многоуровневых и разветвленных систем. Такой подход исследует процесс того, как отношения между частями системы порождают ее коллективное поведение и как система взаимодействует и формирует отношения с окружающей действительностью. Постулат науки о сложности, несомненно, применим к изучению глобализма. Понятие «сложных систем», несомненно, применимо к глобалистике [Цай Туо 2013]. Сложность, многомерность, неравномерность и целостный характер глобализации, глобальных проблем и глобального управления можно понять и осознать только в том случае, если отказаться от простого равновесия, детерминизма, линейного мышления, территориальности, национальности и гражданства.

4. Теоретические школы глобалистики в Китае

Как предупреждал Эдвард Вади Саид в своей книге «Ориентализм», когда мы бездумно используем термины западного происхождения, то словно смотрим на наши предметы исследования через тонированные стекла, помеченные как «сделанные на Западе». В настоящее время становление теоретической системы глобальных исследований с китайской спецификой и привлечение китайских взглядов на глобальный процесс стали наиболее актуальными вопросами китайской глобалистики.

В процессе развития последней сформировались несколько школ:

(1) Школа глобальных проблем и глобального управления. Эта школа наиболее широка и глубока. Она по-прежнему основана на глобальных проблемах и ориентирована на глобальное управление, охватывая вопросы от экологических и природоохранных проблем до международных конфликтов, от нехватки ресурсов до обеспечения кибербезопасности. Здесь китайские ученые предоставляют миру вдохновение и опыт, основанные на китайской концепции решения глобальных проблем.

(2) Школа фундаментальных теоретических исследований глобализации, исповедующая в узком смысле понимание глобалистики. Главным представителем этого направления является профессор Цай Туо из Китайского университета политических наук и права. Под его руководством Институт глобализации и глобальных проблем внес большой вклад в продвижение глобалистики как отдельной дисциплины. Глобалистика в настоящее время признана Министерством просвещения Китайской Народной Республики наряду с международной политикой
в качестве дисциплины второго уровня и может быть привнесена в процесс обучения на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

(3) Школа глобального поворота регионалистических исследований и регионоведения. По своей природе регион и страна, регион и глобальный мир представляют взаимосвязанное единое целое. После 40 лет развития китайское регионоведение, поначалу сфокусированное на изначально разорванном регионе, перенесло вектор своего внимания на многослойную составную систему глобального-регионального-национального, выступая при этом за новый регионализм, преодолевающий разрыв между глобализмом и национализмом. Наиболее ярким здесь является сдвиг в исследованиях России: в настоящее время исследования китайских ученых расширились от изучения одной страны до изучения всего Евразийского региона в контексте глобализации и глобального порядка.

(4) Школа глобального поворота международных отношений и мировой политики. Это основной путь к глобалистике политологов и исследователей международных отношений. Ведущий китайский исследователь международных отношений Цинь Яцин называет глобалистику исследовательской программой в области международных отношений, которая «движется в будущее» [Цинь Яцин 2015]. В контексте сегодняшнего возвращения политики власти, государственного центризма и национализма идея глобальных международных отношений, выступающая за плюралистический универсализм, ставит под сомнение этноцентризм и отвергает однородность и маргинализацию, что соответствует теоретическим ориентирам глобалистики.

(5) Китайская философская школа. Показательными являются «Система Тянься» Чжао Тиньяна из Китайской академии общественных наук, идея «нового мироустройства» Сюй Цзилиня из Восточно-Китайского университета и идея «нового космополитизма» его коллеги Лю Цина.

Глобалистика в Китае стала развиваться поздно и до сих пор не имеет ряда стандартизированных учебных материалов и пособий, а также соответствующей вспомогательной литературы и базовых специализированных курсов. Кроме того, китайская глобалистика не носит ярко выраженного междисциплинарного характера, в ней по-прежнему доминируют политология и международные отношения. Китайская глобалистика сформировала свою собственную уникальную структуру и достигла значительных результатов. Однако до сих пор ни одна авторитетная работа китайского автора не была переведена на иностранные языки, китайские ученые пока еще не участвовали в международных научных обменах, довольствуясь в основном переводами европейских, американских или российских работ. Другими словами, китайская теоретическая глобалистика пока еще сама недостаточно глобальна.

Литература

Ван Синчэн, Цинь Линьчжэн. Глобальные исследования и перспективы. Пекин : Изд-во лит-ры по общественным наукам, 1988 [王兴成, 秦麟征. 全球学研究与展望. 社会科学文献出版社. 1988] (на кит. яз.).

Го Чанган. Подъем международной глобалистики и становление китайской глобалистики // Международное обозрение. 2012. № 1 [郭长刚, 国际全球学的兴起与中
国全球学建构. 国际观察. 2012年第一期] (на кит. яз.).

Гэн Сифэн. Взаимодействие и интеграция исследований китайского регионализма и глобальных исследований // Китайский журнал социальных наук. 2022. № 4 [耿协峰. 中国地区主义研究与全球学的互动交融. 中国社会科学报. 2022年第四期] (на кит. яз.)

Лю Чжэнье. Изменение глобального управления и становление глобалистики // Международное обозрение. 2012. № 1 [刘贞晔. 全球治理变革与全球学学科的构建. 国际观察. 2012年第一期] (на кит. яз.).

Сунь Гоцян. Глобалистика. Гуйян : Народное изд-во Гуйчжоу, 2008 [孙国强. 全球学. 贵州人民出版社. 2008年] (на кит. яз.).

Цай Туо. Современные глобальные проблемы. Тяньцзинь: Тяньцзиньское народное изд-во, 1994 [蔡拓, 当代全球问题, 天津人民出版社. 1994] (на кит. яз.).

Цай Туо. Глобалистика: концепции, категория, методология и дисциплинарное позиционирование // Мировые политические исследования. 2013. № 3 [蔡拓, 全球学: 概念、范畴、方法与学科定位, 国际政治研究. 2013年第三期] (на кит. яз.).

Цай Туо. Введение в глобалистику. Пекин : Изд-во Пекинского ун-та, 2015. [蔡拓. 全球学导论. 北京大学出版社. 2015年] (на кит. яз.).

Цай Туо. Глобалистика на вызове времени: текущее состояние и будущее развитие // Мировые политические исследования. 2022. № 2 [蔡拓, 时代召唤的全球学:研究
现状与未来发展. 国际政治研究. 2022 年第二期] (на кит. яз.).

Цао Синь. Глобалистика: необходимость для развития глобализации // Международное обозрение. 2012. № 1 [曹兴, 全球学:全球化发展的必然, 国际观察. 2012 年第一期] (на кит. яз.).

Цзинь Чжэ. Всемирный обзор новых наук. Чунцин : Изд-во Чунцин, 1987 [金哲,世界新学科总揽, 重庆出版社. 1987年] (на кит. яз.).

Цинь Яцин. Глобалистика и глобальные международные отношения // Мировые политические исследования. 2015. № 4 [秦亚青. 全球学与全球国际关系学. 国际政治
研究. 2015年第四期] (на кит. яз.).

Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. Пекин : Изд-во Китайского на-родного университета, 1996 [阿·恩·丘马科夫. 全球性问题哲学. 中国人民大学 出版社. 1996年] (на кит. яз.).

Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2019.

Чэнь Юган. Глобальные отношения и глобальные исследования // Международное обозрение. 2012. № 7 [陈玉刚. 全球关系与全球研究. 国际观察. 2012年第七期] (на кит. яз.).

Юй Моучэн, Ван Синчэн. Глобальные исследования и их философские аспекты. Пекин : Изд-во Центральной партийной школы КПК, 1995 [余谋成, 王兴成. 全球研究及其哲学思考. 中共中央党校出版社. 1995年] (на кит. яз.).

Chumakov A. N. The Globalized World from the Philosophical Point of View (Chinese Edition 從哲學觀點看全球世界). N. p. : Book Jungle, 2018.

References

Wang Xincheng, Qin Lingzheng. Global Studies and Perspectives. Beijing : Social Science Press, 1988 [王兴成, 秦麟征. 全球学研究与展望. 社会科学文献出版社. 1988年] (in Chinese).

Guo Changan. The Rise of International Globalism and the Emergence of Chinese Globalism // International Review. 2012. Vol. 1 [郭长刚, 国际全球学的兴起与中国全球
学建构, 国际观察. 2012年第一期] (in Chinese).

Geng Xifeng. Interaction and Integration of Chinese Regionalism and Global Studies Studies // Chinese Journal of Social Sciences. 2022. Vol. 4 [耿协峰. 中国地 区主义研究与全球学的互动交融. 中国社会科学报. 2022年第四期] (in Chinese).

Liu Zhenye. Changing Global Governance and the Emergence of Globalism // International Review. 2012. Vol. 1 [刘贞晔. 全球治理变革与全球学学科的构建. 国际观察. 2012年第一期] (in Chinese).

Sun Guoqiang. Globalistics. Guiyang : Guizhou People’s Publishing House, 2008 [孙国强. 全球学. 贵州人民出版社. 2008年] (in Chinese).

Cai Tuo. Modern Global Problems,. Tianjin : Tianjin People’s Publishing House, 1994 [蔡拓. 当代全球问题. 天津人民出版社. 1994年] (in Chinese).

Cai Tuo. Globalistics: Concepts, Categories, Methodology, and Disciplinary Positioning // World Policy Studies. 2013. Vol. 3 [蔡拓. 全球学: 概念、范畴、方法与学科定位. 国际政治研究. 2013年第三期] (in Chinese).

Cai Tuo. Introduction to Globalistics. Beijing : Peking University Press, 2015 [蔡拓. 全球学导论. 北京大学出版社. 2015年] (in Chinese).

Cai Tuo. Globalistics at the Challenge of Time: Current State and Future Development // World Policy Studies. 2022. Vol. 2 [蔡拓. 时代召唤的全球学:研究现状 与未来发展. 国际政治研究. 2022 年第二期] (in Chinese).

Cao Xin. Globalistics: A Necessity for the Development of Globalization // International Review. 2012. Vol. 1 [曹兴. 全球学:全球化发展的必然. 国际观察. 2012年第一期] (in Chinese).

Jin Zhe. World Review of New Sciences. Chongqing : Chongqing Publishers, 1987 [金哲.世界新学科总揽. 重庆出版社. 1987年] (in Chinese).

Qin Yaqing. Globalistics and Global International Relations // World Policy Studies. 2015. Vol. 4 [秦亚青. 全球学与全球国际关系学. 国际政治研究. 2015年第四期] (in Chinese).

Chumakov A. N. Philosophy of Global Problems. Beijing : Chinese People's University Press, 1996 [阿·恩·丘马科夫. 全球性问题哲学. 中国人民大学出版社. 1996年] (in Chinese).

Chumakov A. N. Globalizatsiya. Kontury tselostnogo mira [Globalization. Contours of a Holistic World]. 3rd ed., rev. and ext. Moscow : Prospekt, 2019.

Chen Yugan. Global Relations and Global Studies // International Review. 2012. Vol. 7 [陈玉刚. 全球关系与全球研究. 国际观察. 2012年第七期] (in Chinese).

Yu Mocheng, Wang Xingcheng. Global Studies and its Philosophical Aspects. Beijing : CPC Central Party School Press, 1995 [谋成, 王兴成. 全球研究及其哲学思考. 中共中央党校出版社. 1995年] (in Chinese).

Chumakov A. N. The Globalized World from the Philosophical Point of View (Chinese Edition 從哲學觀點看全球世界). N. p. : Book Jungle, 2018.

 





* Для цитирования: Ян Шупин. Актуальные вопросы китайских глобальных исследований // Век глобализации. 2023. № 4. С. 128–137. DOI: 10.30884/vglob/2023.04.10.

For citation: Yan Shupin. Current Issues in Chinese Global Studies // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2023. No. 4. Pp. 128–137. DOI: 10.30884/vglob/2023.04.10 (in Russian).


[1] Китайский термин, который использовался для обозначения всего мира.


[2] Это древняя китайская идея, относящаяся к идеальному миру, которого человечество может в конечном итоге достичь, представляющая собой прекрасное видение будущего общества. Основной характеристикой является то, что все будут любить и помогать друг другу, а каждая семья будет жить и работать в мире и счастье, без разногласий и войн.