DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2025.01.01
Кучуради Иоанна – профессор, почетный президент Международной федерации философских обществ (FISP), директор Центра по правам человека Университета Мальтепе (Стамбул, Турция). E-mail: ioannakucuradi@maltepe.edu.tr.
Макбрайд Уильям Л. – профессор, почетный президент Международной федерации философских обществ (FISP), заслуженный профессор философии Университета Пердью (Уэст-Лафайет, США). E-mail: wmcbride@purdue.edu.
Скарантино Лука Мария – почетный президент Международной федерации философских обществ (FISP), главный редактор журнала “Diogenes”, профессор философии Университета дельи Студи ди Бари Альдо Моро (г. Бари, Италия). E-mail: lucamaria.scarantino@gmail.com.
Чумаков Александр Николаевич – д. ф. н., профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: chumakov5@yandex.ru.
Статья посвящена месту и роли философии в глобальном мире и ответственности философов за решение проблем мирового развития. Ее появление инициировано крупнейшими международными философскими форумами, состоявшимися в 2024 г., где эта тема была в центре внимания. Основу данного материала составляют интервью трех наиболее влиятельных философов мирового уровня, каждый из которых в течение пяти лет был президентом Всемирной федерации философских обществ (МФФО/FISP), а теперь они являются почетными президентами этой самой авторитетной международной философской организации. Публикация такой статьи в журнале «Век глобализации» является неординарным событием с точки зрения как философии, так и глобалистики, поскольку здесь представлены авторитетнейшие мнения по актуальным проблемам современности, которые волнуют российских и зарубежных не только философов, но и различных специалистов в области глобальных исследований.
Ключевые слова: глобализация, философия глобального мира, глобалистика, философское сообщество, мировая философия, конференция, культура, диалог.
PHILOSOPHY IN THE FACE OF GLOBAL PROBLEMS
IN THE 21ST CENTURY
Ioanna Kuçuradi – Professor, Honorary President of the International Federation of Philosophical Societies (FISP), Director of the Centre of Human Rights, Maltepe University (Istanbul, Turkey). E-mail: ioannakucuradi@maltepe.edu.tr.
William L. McBride – Professor, Honorary President of the International Federation of Philosophical Societies (FISP), Distinguished Professor of Philosophy, Purdue University (West Lafayette, USA). E-mail: wmcbride@purdue.edu.
Luca M. Scarantino – Honorary President of the International Federation of Philosophical Societies (FISP), Editor-in-chief of the journal “Diogenes”, Professor of Philosophy, Università degli Studi di Bari Aldo Moro (Bari, Italy). E-mail: lucamaria.scarantino@gmail.com.
Alexander N. Chumakov – Dr. Phil., Professor of the Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University. E-mail: chumakov5@yandex.ru.
The article is devoted to the place and role of philosophy in the global world and to the responsibility of philosophers for solving the problems of world development. Its appearance was initiated by the major philosophical forums held in 2024, where this topic was in the spotlight. This material is based on interviews with three of the world's most influential philosophers, each of whom was the President of the International Federation of Philosophical Societies (FISP) for 5 years; and now they are Honorary Presidents of this most authoritative international philosophical organization. The publication of such an article in the journal “Vek Globalizatsii” is an extraordinary event both from the point of view of philosophy and global studies, since it presents the most authoritative opinions on current problems of our time that concern Russian and foreign not only philosophers, but also other specialists in the field of global studies.
Keywords: globalization, philosophy of the global world, global studies, philosophical community, world philosophy, conference, culture, dialogue.
3–4 октября 2024 г. в Анкаре состоялась Международная конференция «Философия перед лицом мировых проблем в XXI в.». Она была организована в связи с 50-летием Философского общества Турции, что совпало также с 88-летием (4 октября) инициатора создания и президента этого общества, всемирно известного философа и выдающегося организатора науки, профессора Иоанны Кучуради. В работе конференции приняли участие многие известные турецкие и зарубежные ученые, а также большое количество преподавателей, аспирантов и студентов из различных турецких университетов.
Помимо выступлений официальных лиц, представлявших государственные и общественные организации Турции, а также ЮНЕСКО, программа конференции включала широкий спектр проблем современного мира, что в полной мере соответствовало общей теме конференции, практически повторившей название состоявшегося в 2003 г. в Стамбуле XXI Всемирного философского конгресса – «Философия перед лицом мировых проблем» [Итоги… 2003: 10–92]. Это почти полное совпадение тем двух международных философских форумов, разделенных двумя десятилетиями, стало далеко не случайным; оно отразило ту предельную обеспокоенность не только турецкой, но и мировой философии глобальной тематикой и нарастающими глобальными вызовами, которые сегодня, как никогда прежде, угрожают мировому сообществу.
О том, что это именно так, говорят уже сами названия докладов, с которыми на конференции в Анкаре выступили известные представители мировой философии и общественные деятели:
– «Ценность и смысл: два ориентира в стремлении понять наше время» (проф. И. Кучуради);
– «Равные в своем достоинстве и способные свободно выражать свои мысли, настал момент заявить – “Мы, народы”» (проф. Федерико Майор Сарагоса);
– «Жизнестойкость истины» (проф. Ерсу Ким);
– «Философия и война» (проф. Уильям Л. Макбрайд);
– «Роли и задачи философов в многополярном мире» (проф. Лука Мария Скарантино);
– «Современный мир с точки зрения Латинской Америки» (проф. Габриэль Варгас Лозано);
– «Глобальный Юг как философская проблема» (проф. Никола Фоэ);
– «Глобальный мир как новейшая тема современной философии» (проф. А. Н. Чумаков);
– «Корпоративные обязанности в трудные времена» (проф. Клаус Лейзингер);
– «Макро- и микроаспекты этнических конфликтов на глобальном и региональных уровнях – растущее недомогание XXI в.» (проф., д-р Бхуван Чандель);
– «И. Кант о законах и пределах политической философии» (проф. Отфрид Хеффе);
– «Стамбульские семинары Философского общества Турции» (проф. Бетюль Чотуксокен);
– «Работа Философского общества Турции по философии права и прав человека» (проф. Гюльриз Уйгур);
– «Неолиберализм, бедность и права человека» (проф. Хусейн Озел);
– «Расист не говорит “я расист”: Происхождение и экономические корни расизма и практика поиска “виноватых”» (проф. Синан Озбек);
– «Проблемы глобальной миграции с философской точки зрения» (проф. Берфин Карт Тепе);
– «Изменение климата как экзистенциальный кризис» (доц., д-р Джейхун Акин Чингиз);
– «Мировой порядок и глобальная безопасность в XXI в.: философское исследование» (проф. Ричард Фальк) и др.
Специальные обсуждения были посвящены таким темам, как ««Биоэтические исследования Философского общества Турции», «Взгляд Философского общества Турции на мировые проблемы» и др.
По характеру и направленности обсуждаемых проблем данная конференция стала, по существу, продолжением состоявшегося 1–8 августа 2024 г. в Риме XXV Всемирного философского конгресса «Философия без границ», где философское осмысление глобальной тематики было широко представлено в различных форматах и на различных площадках [XXV World… 2024; Scarantino 2024b; Лазаревич, Салеев 2024].
Так, на пленарном заседании обсуждалась тема «Жить в устойчивом мире»; среди приглашенных сессий следует выделить такие из них, как «Философские размышления о современности в контексте глобализации», «Глобальная этика: как возобновить эту дискуссию перед лицом глобальных кризисов?», «Глобальная эстетика и проблема бытия и небытия»; в диалогических сессиях в контексте нашего разговора две из них заслуживают особого внимания: «Гостеприимство в глобальном мире» и «Толерантность в мультикультурном мире». Среди других направлений работы конгресса выделим, в частности, такие секции, как «Экологическая философия и устойчивое развитие», «Философия глобализации и миграции», «Философия наук о жизни»; симпозиум «Биоразнообразие и окружающая среда»; специальную лекцию «От беспокойства о населении к страхам перед иммиграцией: контролирующие образы, экоинтерсекциональные альтернативы». Наконец, среди более 20 круглых столов, посвященных непосредственно глобальной тематике, назовем только некоторые из них: «Философия. Глобализация. Образование и мир», «Межкультурный диалог в многополярном мире», «Глобализация и социальная эпистемология», «Новые взгляды на будущее цивилизации», «Философия мира против войны и насилия», «За пределами истории – представление о будущем здоровой планеты», «Каковы концептуальные основы глобальных отношений между народами?», «Экологическая этика и уязвимость» и др.
Анализируя наиболее важные мировые философские события последних лет, трудно не обратить внимание на то, что по прошествии всего-то двух месяцев после состоявшегося в Риме XXV Всемирного философского конгресса на Международной философской конференции в Анкаре во главу угла снова были поставлены глобальные вызовы и обусловленные ими социальные диспропорции. Таким образом, конференция еще больше заострила проблему обращения мировой философии к глобальной тематике, побуждая тем самым философов осознать свою особую роль и ответственность за судьбу человечества и перспективы мирового развития.
К чести отечественной философии, благодаря таким ее представителям, как В. И. Вернадский, И. Т. Фролов, Н. Н. Моисеев, Д. М. Гвишиани, А. Д. Урсул, Э. В. Гирусов, В. В. Загладин, Б. Г. Юдин, Г. С. Гудожник, И. В. Бестужев-Лада, И. Б. Новик, Р. С. Карпинская, В. А. Кобылянский, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Хозин, А. И. Костин, Н. М. Мамедов, В. А. Лось, И. К. Лисеев, И. Ф. Кефели, А. А. Горелов, В. М. Лейбин, А. В. Кацура и мн. др. [Глобалистика… 2016; Global… 2017], она сыграла ключевую роль уже на начальных этапах формирования глобалистики, заложив прочный теоретико-методологический фундамент этой новой междисциплинарной области научного знания [Глобалистика… 2003: 204–209; Global… 2014].
Однако если в этой связи обратиться к современной российской философии и ее «интересу», «вниманию» к глобальной тематике или хотя бы к традиционным для русской философии проблемам взаимодействия природы и общества, которые сегодня еще более актуальны, чем прежде, то ситуацию здесь не получится охарактеризовать иначе как утратой наших позиций не только в мировой, но и в отечественной философии. Достаточно в этой связи сопоставить то, что было сказано выше относительно мировой философии, с количеством российских философских мероприятий последних лет и содержанием их программ, где глобальная тематика фактически отсутствует. Также с конца прошлого века, а в последние годы и вовсе у нас практически не стало защит философских кандидатских и докторских диссертаций по глобальной или природоохранной тематике. Быть может, кто-то скажет, что это уже не актуально, или философия здесь ни при чем?!
С учетом сказанного и принимая во внимание ограниченные возможности российских философов участвовать в международных конференциях, в том числе их минимальное, по сути символическое, присутствие на последнем Всемирном философском конгрессе (Рим, 2024)[1], а также то, что на юбилейной конференции в Анкаре с пленарными докладами выступали сразу три почетных президента Всемирной федерации философских обществ (И. Кучуради, У. Макбрайд и Л. М. Скарантино), главный редактор журнала «Век глобализации» проф. А. Н. Чумаков обратился к ним с предложением ответить на вопросы, которые представляют особый интерес для российских философов и читателей журнала «Век глобализации». Выражая благодарность этим всемирно известным философам за согласие на такое предложение, публикуем ниже ответы на заданные им вопросы.
Интервью с проф. И. Кучуради
Иоанна Кучуради (род. 04.10.1936) – всемирно
известный турецкий философ, профессор, руководитель
научно-прикладного Центра философии прав человека университета Мальтепе
в Стамбуле, Почетный президент Международной федерации философских обществ (МФФО),
президент Турецкого философского общества. В 1959 г. окончила Стамбульский
университет, там же в 1965 г. защитила докторскую диссертацию и начала
научно-преподавательскую деятельность. С 1997 по 2005 г. И. Кучуради была основателем и
директором Центра исследований и применения
философии прав человека в
Университете Хаджеттепе (Анкара) и директором магистерской и докторской программ по правам человека. С 1998 г.
она заведует кафедрой философии ЮНЕСКО. Профессор Кучуради играет огромную роль в организации международного сотрудничества философов. С 1983 г.
она была членом Руководящего комитета, в 1993–1998 гг. – генеральным секретарем, а в 1998–2003 гг. – президентом
Международной федерации философских обществ (МФФО). Входила в состав Международного фонда защиты прав человека и в Высший консультативный совет по правам человека при Премьер-министерстве Турции
(председатель в 1994–1996 гг.). С 2010 г. – президент Афро-азиатской философской ассоциации. В 2014 г. была
избрана президентом Международного института философии (Париж). Она широко
известна своими исследованиями проблем аксиологии и этики, где мораль
рассматривается как основа ценностного отношения человека к миру и
первостепенное внимание уделяется интеллектуальному аспекту этического выбора
[Кучуради 2016; Papers… 2009]. Всеобщее признание получили ее работы
в области теории и практики прав человека [Кучуради 2018; The Idea…
1995; Human… 2002;
Kuçuradi 2013; Human…2011], а также исследования ключевых мировых проблем и
роли философии в их решении [Кучуради 2004; 2008; Philosophy… 1986; 2007].
* * *
А. Чумаков: В 2024 г. исполнилось 50 лет со дня образования Философского общества Турции, инициатором создания и ученым секретарем, а с 1979 г. – президентом которого Вы являетесь. Что послужило импульсом для создания философского общества Турции? Какой путь в своем развитии прошла турецкая философия за этот период и какие особенности турецкой философии Вы хотели бы отметить? Какие направления философской мысли получили наибольшее развитие и какие теперь находятся в центре внимания турецких философов?
И. Кучуради: Идея создать философское общество в Турции пришла мне в голову в Варне, когда я вошла в огромное здание, в котором в 1973 г. проходил XV Всемирный философский конгресс. Там располагались офисы многих национальных обществ, и наши коллеги из этих стран помогали философам из своих стран ориентироваться в этом огромном здании и предоставляли информацию о работе, проделанной в их странах. Именно тогда я решила основать Философское общество Турции и, вернувшись в Анкару, осуществила это. Философский факультет, который я основала в 1969 г., был третьим философским факультетом в Турции. В настоящее время у нас 67 философских факультетов в университетах по всей Турции. На этих факультетах представлены почти все различные философские школы. Мои коллеги, которые учились за границей, обычно привносили в философию подход тех факультетов, на которых они учились. Оригинальным достижением является развитие философской антропологии, которое началось с проф. Такиеттина Менгушоглу и продолжает развиваться по сей день на ряде философских факультетов по всей Турции. Я могла бы назвать немало своих коллег, чья работа развивается в этом направлении, но назову только троих из них: это проф. Бетюль Чотукшокен, проф. Харун Тепе, проф. Севги Шахинтюрк.
Если оставить в стороне исторические исследования или, например, логический эмпиризм, который был в центре внимания ряда университетов, то теперь они уступили свое место этике и смежным философским дисциплинам.
А. Ч.: Как турецкая философия представлена в мировом философском сообществе? С какими странами и философскими сообществами, философскими системами сложились наиболее тесные и продуктивные творческие и деловые отношения? Как часто и как много проводится международных конференций и других философских мероприятий в самой Турции и насколько активно участвуют турецкие философы в таких научных мероприятиях за пределами своей страны? Сталкиваются ли они с какими-то проблемами или трудностями в решении таких вопросов?
И. К.: Турецкие философы участвуют в философских встречах, организуемых по всему миру. Однако процент тех, кто участвует во встречах, проводимых в европейских странах и США, намного выше, чем тех, кто участвует во встречах, проводимых в Азии, Африке и Южной Америке. Основная причина этого в том, что они провели часть своих исследований в этих странах. Большинству моих коллег, особенно молодым, нелегко участвовать в конференции в стране, расположенной на большом расстоянии, без общественной поддержки.
А. Ч.: С 10 по 17 августа 2003 г. в Стамбуле проходил XXI Всемирный философский конгресс. Вы были председателем Оргкомитета этого конгресса, и тогда же Вы были избраны президентом Международной федерации философских обществ (МФФО). Основная тема этого конгресса была «Философия перед лицом мировых проблем». Тогда большинство российских философов прибыли в Стамбул на «Философском пароходе» и провели презентацию первого в истории науки издания энциклопедии «Глобалистика» на русском и английском языках [Глобалистика… 2003; Global… 2003]. Мы благодарны Вам за всемерную поддержку этого проекта, что вызвало позитивный резонанс в русскоязычном философском сообществе. А какие особенности проведения состоявшегося тогда конгресса Вы выделили бы теперь и как, по Вашему мнению, этот конгресс повлиял на развитие мировой, и в частности турецкой философии?
И. К.: Я очень хорошо помню «Философский пароход», прибывший тогда из России [Чумаков 2023: 73–179]. Я посетила его по Вашему любезному приглашению. Мы не в первый раз становимся свидетелями Вашей необычайной способности организовывать редкие философские встречи. Я никогда не забуду «Философский поезд» и наши встречи с коллегами из разных университетов Сибири [Там же: 229–420].
Эти встречи, а также другие предпринятые мной попытки и другие мероприятия, которые я продвигала в течение 10 лет на посту Генерального секретаря Федерации, а затем и президента, придали новый импульс изучению философии в незападных странах, а также в Турции, среди которых также провозглашение Всемирного дня философии и философии для детей [Kuçuradi 2009].
А. Ч.: С 2007 г. Вы являетесь почетным президентом Международной федерации философских обществ и многие годы активно участвуете в работе этой международной организации, под эгидой и непосредственным руководством которой и проходят Всемирные философские конгрессы.
– Насколько эффективна эта организация и проводимые ею Всемирные философские конгрессы с учетом тех вызовов, которые ставит перед человечеством XXI век?
– Какие наиболее важные проблемы и задачи стоят сегодня перед мировой философией и с какими наиболее серьезными трудностями, на Ваш взгляд, сталкивается современная мировая философия?
– Как Вы оцениваете роль и возможности философии содействовать решению мировых проблем и что конкретно могут и должны делать философы в этом отношении с учетом современных реалий?
И. К.: Одной из основных задач, которые я пыталась решить в Международной федерации философских обществ (МФФО), было расширение сфер его работы. Как ведущая философская организация МФФО не должна ограничиваться только организацией Всемирных философских конгрессов, но должна выявлять и продвигать любую интеллектуальную деятельность, которая способствует «гуманизации человечества». Вы, наверное, помните: одним из девизов после Второй мировой войны был «мир и разоружение». Сегодня мы наблюдаем гонку вооружений и то, что я могла бы перевести на английский как «примитивность цивилизации», что является противоречием в терминах.
Как я часто повторяю, неправильное представление о свободе привело человечество к так называемой эпохе постмодерна, девизом которой, как вы знаете, является «все возможно», что означает, что во всем, что мы делаем, нет разницы в этической ценности. И это неправда.
Вот почему мы должны уделять внимание этическому воспитанию как знанию, а не как культурному ценностному суждению, а также четко сформулированным правам человека на всех этапах образования, в том числе и на заочной форме обучения. Мы должны помогать нашим детям развивать не только их когнитивные способности, как это часто бывает сейчас, но и их этические способности. Дети 12–15 лет, посмотрев интервью, сделанное со мной по таким вопросам, просят своих родителей или учителей отвести их ко мне, чтобы поговорить со мной.
Можем ли мы научить наших детей видеть этические проблемы или проблемы прав человека в том, на что они смотрят? Это важный вопрос, потому что многие люди не способны видеть то, на что они смотрят.
А. Ч.: В связи с 50-летием Философского общества Турции 3–4 октября 2024 г. в Анкаре состоялась международная конференция, которая была посвящена той же теме, что и конгресс в Стамбуле, только с позиции современных реалий, а именно – «Философия перед лицом мировых проблем в XXI в.». Очевидно, что это сходство не случайно. Так ли это?
И. К.: Конечно, это не случайно. Это была попытка представить изменения, произошедшие за последние 20 лет. Насколько нам это удалось? Вы были там, уважаемый Александр. Мы были бы рады узнать Ваш ответ на этот вопрос.
А. Ч.: Несомненно, и замысел конференции, и результаты ее работы, как мне представляется, полностью себя оправдали. Особенно я был впечатлен широким спектром обсуждавшихся проблем, которые касались различных аспектов современной глобалистики, о чем говорят уже сами названия докладов, с которыми выступали как турецкие, так и иностранные участники конференции. С другой стороны, уровень анализа и обсуждения этих проблем был на очень высоком уровне и, что особенно ценно (в контексте перемен в глобальных исследованиях за последние 20 лет), много внимания было уделено гуманитарным аспектам глобальной тематики, в частности проблемам культуры, цивилизации, правам человека, гражданскому обществу, этике. Например, открывая эту конференцию, Вы выступили с основным пленарным докладом «Ценность и смысл: два ориентира в стремлении понять наше время». Почему Вы выбрали именно эту тему для доклада и какие основные идеи Вы выделили бы в своем выступлении?
И. К.: Поиск смысла в нашей жизни – это человеческий феномен. И все же люди придают значение чему угодно, чтобы уйти от реальных проблем, они придают значение не только ценным вещам, но и чему угодно. В качестве примера можно привести «маленького старичка» из «Чумы» А. Камю, который каждый день после обеда открывает окно и тихим голосом подзывает кошек, разбрасывая кусочки белой бумаги; и когда несколько кошек, привлеченных белыми листками, проходят под его окном, старик плюет на них. А когда один из его плевков «достигает своей цели», он улыбается. Но вы также можете вспомнить мать Терезу и Альберта Швейцера.
Выражая это в одном предложении, я попыталась отразить те смысловые установки, которые мы даем, и привести примеры оценок, лежащих в их основе.
А. Ч.: Вы получили широкое признание в мире как один из самых авторитетных философов, работающих в области этики и прав человека. Как Вы оцениваете с этой точки зрения положение дел в современном мире? В частности, поскольку каждое из почти 200 национальных государств мира имеет свою особую национальную культуру, систему ценностей и религиозные предпочтения, как мы можем прийти к единству взглядов на вопросы этики и прав человека в таких условиях? Какие основные проблемы и затруднения Вы видите на пути реализации таких идей и принципов на практике?
И. К.: Я думаю, что один из способов преодолеть этот кажущийся тупик состоит в том, чтобы прояснить термины, которые мы используем, когда смотрим на происходящее; то есть следует избегать присвоения одинаковых названий разным вещам и разных названий разным проявлениям одной и той же вещи, а в на-шем случае, прежде всего, избегать путаницы в культурных системах оценочных суждений, то есть не смешивать с этическими ценностями то, что та или иная группа называет «хорошим» и «плохим».
Что мы, философы, можем сделать в этом отношении, так это помочь людям прояснить в их сознании ценностные термины и, возможно, привести примеры того, как можно жить, осознавая ценность и ценностные ориентиры – разумеется, тщательно отличая их от так называемых «оценочных суждений». Как мы можем это сделать? Единого способа сделать это не существует. Мы должны найти наиболее подходящий в разных случаях.
А. Ч.: Являясь автором солидного творческого наследия и имея богатейший опыт организации философской жизни, какие пожелания, рекомендации или на-путствия Вы могли бы дать современным философам, в особенности тем, кто только ступает на этот путь познания?
И. К.: Мне не нравится давать «советы» или «рекомендации», но я могу предложить их вниманию и осмыслению следующее: во всем, что мы делаем, мы не должны упускать из виду наш объект познания, а в случае норм – по возможности не упускать из виду их предпосылки, то есть не упускать из виду причину (причины), по которой что-то должно или может быть сделано в существующих условиях, по сравнению с другими возможностями действовать в тех же условиях – и делать это искренне.
А. Ч.: Большое спасибо Вам за уделенное время и неизменную поддержку российских философов, которые хорошо знают и высоко ценят Вас, равно как и замечательные результаты Вашей деятельности!
Интервью с проф. У. Макбрайдом
Уильям Макбрайд (род. 19.01.1938) – широко известный американский философ, заслуженный профессор университета Пердью;
почетный президент Международной федерации
философских обществ (МФФО). Он получил мировое признание как видный
специалист в области политической философии, континентально-европейской философии и философии права, а также как
выдающийся организатор науки. У. Макбрайд родился в Нью-Йорке, учился в
Джордж-таунском университете и по программе Фулбрайта в Лилле (Франция); затем продолжил философское образование в Йельском
университете, где получил степень магистра и доктора философии. Еще девять лет
преподавал, прежде чем перейти в университет Пердью. Здесь он был членом Сената
университета в течение нескольких сроков, а также председателем Сената
(2003–2004). В феврале 2001 г. он стал
почетным профессором философии имени А. Г. Хансена. У. Макбрайд был
членом и председателем Комитета по международному сотрудничеству Американской философской
ассоциации и, в последнем качестве, членом ее Совета директоров. Он был также
соучредителем и первым директором Североамериканского общества Сартра;
исполнительным содиректором Общества феноменологии и экзистенциальной
философии; первым вице-президентом, а затем президентом Американского общества
философии французского языка и президентом Североамериканского общества
социальной философии. С 1998 по 2003 г. У. Макбрайд был членом Международной
федерации философских обществ, а также членом программного комитета,
планировавшего XXI Всемирный конгресс в Стамбуле в 2003 г. Там он был избран генеральным секретарем МФФО
на пятилетний срок и стал первым
американцем, занявшим эту должность. Затем был избран президентом на
следующий пятилетний срок (2008–2013), и в этом качестве председательствовал на XXIII Всемирном
философском конгрессе в Афинах
в 2013 г. Он является кавалером французского
ордена Академических пальм. В 2010 г. получил серебряную медаль
Института философии Российской академии наук за «Выдающийся вклад в философию иностранного философа». У. Макбрайд
является автором (и соавтором), а также редактором значительного
количества книг, статей и критических обзоров [Макбрайд 2003; McBride 1977;
1994; 1999; 2001].
* * *
А. Чумаков: В октябре 2024 г. в Анкаре по случаю 50-летия Философского общества Турции состоялась международная конференция, посвященная теме «Философия перед лицом мировых проблем в XXI в.». Вы как бывший президент Международной федерации философских обществ (2007–2013), а ныне почетный президент этой организации были одним из пленарных докладчиков на этой конференции. Тема Вашего доклада была «Философия и война». Почему Вы выбрали именно эту тему и какие основные идеи изложили в своем докладе?
У. Макбрайд: За последние пару лет произошли серьезные войны, угрожающие планете. На рубеже этого столетия, я думаю, существовал определенный уровень оптимизма в отношении вероятности наступления более мирных времен. Тогда я видел, что все это в некотором роде связано с тем, что я считал задачей философии во всем мире – культивировать и продвигать дух общности среди всех народов. Этот дух отвергает войну как средство разрешения разногласий.
Моей главной мыслью в том выступлении было то, что западные философы прошлого в основном считали само собой разумеющимся, что война является такой же неизбежной частью человеческой натуры, как еда, страсти и сама смерть. Я предположил, что возможно и должно быть возможным постепенно работать над тем, чтобы избавить грядущие поколения людей от этого предположения и этой реальности. Мне это не кажется невозможным.
А. Ч.: Как Вы оцениваете уровень состоявшейся конференции, и, в частности, какие направления философской мысли турецких философов привлекли Ваше особое внимание?
У. М.: Я думаю, что уровень дискуссий на конференции был довольно высоким. Турецкие философы, как правило, очень хорошо образованны, по крайней мере, в истории западной философии, и имеют прекрасный опыт проведения конференций по важным вопросам, которые влияют на мир, а также значительное количество публикаций, основанных на этих конференциях.
А. Ч.: Вы хорошо осведомлены о состоянии современной мировой философии и хорошо знакомы с философскими системами разных стран. Не могли бы Вы выделить некоторые особенности турецкой философии?
У. М.: Продолжая свой ответ на предыдущий вопрос, я считаю, что турецкая философия исключительно открыта для философии всего остального мира, особенно западной мысли, и, следовательно, очень глобальна по своему охвату. Они (турецкие философы, которых я знаю и с которыми встречался) действительно интересуются мировой философией и интегрируются с ней. Последние 50 лет были очень впечатляющими. Я должен упомянуть не только о многочисленных конференциях, которые они провели, и о Всемирном философском конгрессе в Стамбуле в 2003 г., но и о выдающейся роли Турции в развитии Международной олимпиады по философии, которая сейчас процветает.
А. Ч.: С 2007 г. Вы являетесь почетным президентом Международной федерации философских обществ (МФФО) и многие годы активно участвуете в работе этой международной организации. Как давно Вы знакомы с почетным президентом Международной федерации философских обществ и президентом Турецкого философского общества профессором И. Кучуради и как бы Вы оценили годы вашего сотрудничества и ее роль в МФФО?
У. М.: Я не помню, когда впервые встретился с Иоанной Кучуради, но я хорошо познакомился с ней на Всемирном философском конгрессе в Бостоне в 1998 г., когда я был избран в Руководящий комитет МФФО. Однако я уверен, что общался с ней на предыдущем Всемирном конгрессе в Москве в 1993 г. На протяжении многих лет она играла очень важную роль в МФФО, и ее роль стала еще более важной после того, как, будучи избранной в Москве Генеральным секретарем этой организации, она в 1993–1998 гг. фактически являлась основным контактным лицом с Американской философской ассоциацией (от имени которой я поддерживал связь с организаторами конгресса в Бостоне), поскольку человек, который формально был тогда президентом МФФО, по существу бездействовал. Затем она занимала пост фактического президента в течение следующих пяти лет, что привело к весьма успешному проведению Конгресса в Стамбуле. Я всегда считал ее превосходной во всем, чрезвычайно отзывчивой и, прежде всего, очень, очень компетентной в организационных вопросах.
А. Ч.: Вы были участником XXV Всемирного философского конгресса, который проходил в Риме 1–8 августа 2024 г. под общей темой «Философия без границ». К сожалению, по объективным причинам многие российские философы не смогли, как прежде, принять участие в этом конгрессе, и поэтому Ваше мнение и оценки состоявшегося форума будут особенно интересны нашим читателям. В частности, как Вам видятся общие итоги прошедшего конгресса и в чем были его отличительные особенности? Какие темы и какие философские проблемы привлекли наибольшее внимание и дискуссии участников конгресса? Какое место в программе этого форума заняла тема глобальных исследований, глобализации и глобальных вызовов мировому сообществу?
У. М.: Римский конгресс собрал чрезвычайно много участников, и очень жаль, что объективные обстоятельства, на которые Вы ссылаетесь, не позволили большинству российских философов, которые могли бы принять участие, присутствовать на нем. Обсуждаемые темы были чрезвычайно разнообразными, и, разумеется, вопросы глобализации занимали ряд сессий, хотя, конечно, не большинство. Организаторы конгресса по экологическим соображениям решили не выпускать никаких печатных программ, предложив использовать электронную версию программы, что, на мой взгляд, было ошибкой. Университетский городок, в котором проходил Конгресс, был довольно большим, с несколькими зданиями, расположенными на территории, так что некоторые участники вполне могли не видеть друг друга в течение всего периода. В любом случае, интерес к философии был значительным, реклама была даже на задних сиденьях городских автобусов.
А. Ч.: С какими наиболее важными проблемами и вызовами сталкивается сегодня мировая философия и какие, на Ваш взгляд, наиболее серьезные трудности она имеет?
У. М.: Как хорошо известно, существуют вызовы самому существованию философии как вида деятельности. Я думаю, что с этими вызовами можно справиться. Как всегда, существует угроза догматизма, боязни критического мышления со стороны политических и других властей. Но, пожалуй, самая большая опасность, в отношении которой существует значительное согласие, исходит от растущего господства новых технологий, особенно тех, которые известны под общим названием «искусственный интеллект» (тема многочисленных дискуссий на Всемирном конгрессе), которые угрожают навязать единые способы мышления, единые модели сознания, воздействуя на человечество с помощью всепроникающих средств массовой информации.
А. Ч.: Как Вы оцениваете роль и эффективность Международной федерации философских обществ и проводимых ею Всемирных философских конгрессов, принимая во внимание вызовы, которые ставит перед человечеством XXI век?
У. М.: Всемирные конгрессы очень эффективны.
Популярность Римского конгресса доказывает, что это действительно так. Но они
проводятся только раз
в пять лет (последний из них был отложен на год из-за эпидемии COVID). Что касается самой Международной федерации философских
обществ, то, с другой стороны, у меня есть сомнения. На мой взгляд, она
не проявила должного внимания к обществам – членам этой федерации. У нее была
возможность привлекать внимание к глобальным проблемам через свой веб-сайт, но
за последние несколько лет ей не удалось добиться этого. Она нуждается в
обновлении.
А. Ч.: Как бы Вы оценили роль и возможности философии внести свой вклад в решение глобальных проблем и что конкретно могут и должны делать философы в этом плане, учитывая современные реалии?
У. М.: Я считаю, что философы должны принимать более активное участие в так называемом «глобальном форуме» идей. Конечно, они не всегда будут согласны друг с другом во всех деталях, но я верю, что среди философов существует консенсус относительно важности глобального сообщества, важности совместной работы по противодействию серьезным угрозам, с которыми, как мы все знаем, сталкивается человечество. Как я указывал в своем выступлении, уничтожение человечества как вида, которое было бы самоуничтожением, сегодня вовсе не является невозможным. Мы, философы, можем стать позитивной силой, привлекая к этому внимание всего мира и вступая в диалог, чтобы предотвратить это.
А. Ч.: Как представитель современной американской философии, имеющий обширные философские связи по всему миру, видите ли Вы какие-то существенные различия в содержании и организации философской жизни в США и в других странах, например в России, Китае, Индии, Турции?
У. М.: У всех нас есть свои национальные и региональные философские организации, и во всех странах, которые Вы упомянули, есть университеты, зачастую со значительными философскими факультетами. Вот почему такое явление, как недавний Всемирный философский конгресс, является возможным: столетие назад участники таких конгрессов приезжали лишь из нескольких западных стран. Я сам много работал, особенно с приглашенными учеными из Китая, и по-прежнему впечатлен уровнем их знаний и заинтересованности. Итак, мой общий ответ на этот вопрос заключается в том, что различия в содержании и организации не так велики, как сходства.
А. Ч.: Являясь автором солидного творческого наследия и имея богатейший опыт организации философской жизни, какие пожелания, рекомендации или напутствия Вы хотели бы дать современным философам, в особенности тем, кто только ступает на этот путь познания?
У. М.: Убедитесь в важности своего призвания. Будьте готовы занимать и защищать позиции, которые бросают вызов тому, что может быть ортодоксальным в ваше время и в вашем месте. Если философы не будут стремиться защищать достоинство и ценность человечества, то никто этого не сделает.
А. Ч.: Большое спасибо за это ценное интервью, которое, надеюсь, с интересом и благодарностью будет воспринято российским философским сообществом и читателями нашего журнала.
Интервью с проф. Л. М. Скарантино
Лука Мария Скарантино (род. 10.04.1968) – влиятельный итальянский философ,
профессор моральной и межкультурной философии в Университете Альдо Моро в г.
Бари (Италия), Почетный президент Международной федерации философских обществ
(МФФО). В 1993 г. он получил степень бакалавра по философии в Миланском
университете, затем продолжил обучение в аспирантуре по эпистемологии в Высшей
школе социальных наук в Париже. Там же в 2006 г. защитил докторскую
диссертацию, посвященную эволюции итальянского трансцендентализма и его влиянию
на социальные науки. Л. М. Скарантино занимал важные должности в
философских организациях, в частности с 2008 по 2018 г. был Генеральным
секретарем, а с 2018 по 2024 г. –
президентом Международной
федерации философских обществ. В этом качестве он руководил подготовкой
и проведением XXV Всемирного философского конгресса (Рим, 2024). Он также
является главным редактором международного философского журнала «Диоген». В
целом, Л. М. Скарантино хорошо известен своим значительным вкладом в моральную
философию и межкультурный диалог, в том числе
в отношении современных глобальных проблем, таких как миграция и культурная
интеграция. Он, в частности, утверждает, что для решения сложных проблем
современной глобальной динамики необходим межкультурный поворот в западной философии. При этом философ критикует рост политики идентичности и
расизма в Европе, подчеркивая, что философские исследования должны выходить за
рамки западных традиций и включать в себя различные культурные направления. Эти
идеи нашли отражение в его работах, опубликованных на многих языках, в том
числе и на русском [Скарантино 2011; 2012; Scarantino 2007; 2008; 2018; 2024a; 2024b].
* * *
А. Чумаков: В 2024 г. исполнилось 50 лет со дня образования Философского общества Турции. В этой связи 3–4 октября в Анкаре состоялась международная конференция, которая была посвящена теме «Философия перед лицом мировых проблем в XXI в.». Вы как президент Международной федерации философских обществ (МФФО) были одним из пленарных докладчиков на этой конференции. Тема Вашего доклада: «Роли и задачи философов в многополярном мире». Почему Вы выбрали именно эту тему и какие основные идеи Вы изложили в своем докладе?
Л. Скарантино: Одним из приоритетов в современном мире является переосмысление социальной и культурной роли философов и ученых в целом. В то время как мы становимся свидетелями растущего числа конфликтов и чувствуем, что общий порядок в мире вот-вот кардинально изменится, я считаю, что мы как ученые и особенно как философы призваны взять на себя историческую функцию – функцию обеспечения постоянного научного обмена через политические границы, создания широких академических сетей и, по сути, обеспечения того, чтобы культурные системы и человеческие цивилизации оставались взаимопроницаемыми.
На мой взгляд, эта важнейшая задача определит одну из наших ключевых обязанностей в долгосрочной перспективе. Это также придает новый и, возможно, более широкий смысл нашей академической работе: зачем нам стремиться к укреплению и расширению международных связей, увеличению числа приглашенных профессоров, созданию возможностей для обмена, если не для того, чтобы утвердить наши институты в качестве эффективных источников культурного и человеческого общения? На мой взгляд, сейчас не время исключать, разделять или разрывать интеллектуальные и академические связи, а также дистанцироваться или изолироваться от наших коллег. Скорее, это время, когда мы будем играть связующую роль и помогать интеллектуальным сообществам преодолевать политические и культурные границы.
А. Ч.: Как Вы оцениваете уровень состоявшейся конференции и, в частности, какие направления философской мысли турецких философов привлекли Ваше наибольшее внимание? Вы хорошо представляете состояние современной мировой философии и хорошо знакомы с философскими системами различных стран. Могли бы Вы выделить какие-то особенности турецкой философии?
Л. С.: Конференция в Анкаре была очень интересной и позволила получить живое представление о текущих проблемах и дискуссиях в области философии в Турции. Существует устойчивый интерес к философии, которая рассматривается как плацдарм для решения глобальных проблем культурного, социального и политического характера. Во многом это связано с активной ролью, которую на протяжении последних десятилетий играла Иоанна Кучуради, и приятно наблюдать, как это стало устойчивым подходом в турецкой философии. Кроме того, молодое поколение, похоже, стремится посвятить себя научной практике, ориентированной на мир, а не исключительно на академические проблемы. Турецкие философы, похоже, демонстрируют преемственность в этом отношении, хотя, конечно, в настоящее время изучаются различные нюансы, проблемы и даже методологии. Однако это явный признак оживления.
А. Ч.: В рамках Международной федерации философских обществ Вы во взаимодействии с Почетными президентами и членами Исполкома этой организации играете ключевую роль в организации Всемирных философских конгрессов и в развитии философского сообщества на международном уровне. Какие страны проявляют наибольшую активность в философской жизни современного мира? Как давно Вы знакомы с почетным президентом Международной федерации философских обществ и президентом Турецкого философского общества, проф. И. Кучуради, и как бы Вы оценили годы вашего сотрудничества и ее роль в МФФО?
Л. С.: Не мне оценивать роль Иоанны Кучуради в МФФО. Она была замечательным Генеральным секретарем и очень влиятельным президентом, и все, что я могу сказать, – это то, что для меня большая честь быть одним из ее преемников. Однако следует подчеркнуть, что МФФО взяла на себя четкое обязательство укреплять межкультурные подходы в философии. Этот поворот, вероятно, начался, когда профессор Эвандро Агацци возглавил МФФО, и неуклонно продолжался его преемниками, включая, конечно, профессора Кучуради. Во время моего пребывания на посту президента я делал все возможное, чтобы недвусмысленно заявить о необходимости распространения философского канона на незападные традиции – то, что стало все более очевидным на последних Всемирных конгрессах: в Афинах, затем в Пекине и на последнем в Риме. Философия – это гораздо более широкое направление деятельности, чем может реально охватить какая-либо одна традиция. Будучи глубоко человеческой деятельностью, она должна учитывать различные представления человеческих цивилизаций о своем месте в мире, своих миссиях и своих культурах. Впрочем, мы должны также сказать, что этот подход все чаще разделяется научными сообществами по всему миру. Например, центр «Восток-Запад» в Маноа (Гонолулу, Гавайи) проделал исключительную новаторскую работу в этой области и, вероятно, должен быть признан одним из самых значительных достижений философии XX в. Сегодня среди прочих группа по межкультурной философии в университете Хильдесхайма (Германия) проводит замечательную работу. Но мы также должны быть благодарны ученым, которые привнесли и продолжают привносить разнообразие традиций в международную географию философии: я могу вспомнить Мигеля Леона-Портилью и его классические труды по философии науа[2], бесчисленные исследования по убунту[3] [Береговая, Ерохин 2024], азанской культуре[4], философии инков[5] и совсем недавно по философии пасифики[6], которую я нахожу очень интересной традицией. Это не говоря уже о таких незападных философских традициях, как китайская, японская, индийская, которые уже были признаны частью расширенного канона философии. МФФО сыграла определенную роль в этой эволюции, но ее работа не была бы столь эффективной, если бы не была частью гораздо более масштабного и долгосрочного научного направления. Мне кажется, что это расширение необратимо. Молодые поколения ученых уже с трудом представляют себе, что их работа в области философии ограничивается какой-то одной традицией. Кроме того, эволюционировала академическая география философии, и важная роль, которую играют незападные университеты в глобальных дискуссиях, в значительной степени способствовала этой растущей открытости.
А. Ч.: С 2018 по 2024 г. Вы были президентом Международной федерации философских обществ и возглавляли организационный комитет XXV Всемирного философского конгресса, который состоялся в Риме 1–8 августа 2024 г. под общей темой «Философия без границ». Какие, на Ваш взгляд, основные итоги прошедшего конгресса и в чем состояли его отличительные особенности? Какая тематика и какие философские проблемы вызвали наибольшее внимание и дискуссии участников конгресса? Какое место в программе Конгресса занимала тема глобальных исследований, глобализации и глобальных вызовов мировому сообществу?
Л. С.: Проходивший в Риме XXV Всемирный философский конгресс был в значительной степени сосредоточен на проблемах социального и межкультурного характера. Пленарные заседания включали такие темы, как искусственный интеллект, экологические проблемы, конфликты, общественная коммуникация и информация, эпистемическая несправедливость и биоразнообразие. Гендерные вопросы также были широко представлены в программе в такой степени, которая никогда не достигалась ранее. Глобализация так или иначе лежала в основе всей программы, поскольку большинство обусловленных ею проблем могут быть эффективно решены только в глобальном масштабе. Сложность – отличительная черта философии, и здесь она должна рассматриваться как смесь разнообразных культурных, социальных, экологических и политических проблем. Большинству участников в Риме было ясно, что философия может восприниматься только как глобальное устремление, которое должно учитывать многообразие культур и традиций при определении философией своей программы исследования, свода правил и методов.
А. Ч.: Какое влияние, по Вашему мнению, этот конгресс может оказать на развитие мировой философии?
Л. С.: Начиная с 1900 г. Всемирные конгрессы по-разному повлияли на философские исследования. Некоторые из них стали поворотными моментами в философских исследованиях: мы можем вспомнить Декартовский конгресс (1937)[7] из-за предложенного им научного подхода или Пекинский конгресс (2018) из-за его четких межкультурных претензий. Московский конгресс (1993) также стал переломным моментом в глобальной динамике философских сообществ, поскольку он значительно расширил масштабы и охват философских дискуссий. На самом деле Московский конгресс можно рассматривать как начало «глобальной» эры Всемирных конгрессов, которая привела к возрождению влияния Всемирных конгрессов как глобальных философских собраний. Конгресс в Риме был частью этой же тенденции, и я, безусловно, надеюсь, что его можно рассматривать как веху в признании межкультурной инклюзивности, как начало необратимого направления в современной философии. Широкое участие в Конгрессе, в котором приняли участие более 4900 человек из 115 стран, свидетельствует о широко распространенном желании обмениваться идеями и опытом, создавать научные и интеллектуальные сети и в целом учиться у коллег, представляющих другие философские традиции. Это тем более важно, что климатические и экологические условия в Риме были непростыми; тем не менее коллеги со всего мира потратили время, энергию и ресурсы на организацию поездки. Я нахожу это достойным восхищения.
А. Ч.: Мы были бы признательны за Ваше авторитетное мнение о том, почему в программе Конгресса среди приглашенных докладчиков и руководителей секций, симпозиумов, круглых столов и других мероприятий состоявшегося в Риме форума практически не было российских философов. Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию на следующем Конгрессе? И, кстати, когда и где состоится следующий Всемирный философский конгресс?
Л. С.: Российское участие в Римском конгрессе было совсем не маргинальным. Пока еще рано делать подробную разбивку участников по национальностям, но несколько панелей включали ученых из России, и я отчетливо помню круглые столы и даже приглашенные сессии, предложенные и организованные российскими философами. Что касается следующего Всемирного конгресса, то он состоится в Токио (Япония) в 2028 г. Задача разработки его программы ляжет на следующий Руководящий комитет МФФО, конечно, в партнерстве с японским организационным комитетом.
А. Ч.: Как Вы оцениваете роль и эффективность Международной федерации философских обществ (МФФО) и проводимых ею Всемирных философских конгрессов с учетом тех вызовов, которые ставит перед человечеством XXI век?
Л. С.: МФФО играет все большую роль в решении глобальных проблем посредством философских обменов, сотрудничества и создания международных сетей. Федерация постепенно расширяет свою клиентуру, которая больше не сосредоточена на западных научных кругах, а включает общества, ассоциации и исследовательские центры со всех континентов. Философия, как и другие виды интеллектуальной деятельности, стала глобальным направлением деятельности – как в академическом, так и в научном плане. Поэтому требуются крупные международные организации для объединения академических центров, ученых с разных континентов и формирования более широкого представления о философском каноне, как это было на протяжении последних нескольких столетий. МФФО – одна из таких организаций, конечно, не единственная (вспомним, например, международные фонды), но по своей структуре самая крупная, сформированная исключительно учеными и академическими кругами. В последние годы она неуклонно отстаивала роль философии в современном обществе, защищала философские факультеты и программы там, где им угрожали, поддерживала национальные философские сообщества в их борьбе за сохранение преподавания философии на национальном уровне, способствовала более широкому участию в международных олимпиадах по философии и в целом делала все, что было в наших силах, чтобы все философские сообщества в мире почувствовали, что у них есть свое место в мировой географии нашей дисциплины.
А. Ч.: Какие наиболее важные проблемы и вызовы стоят сегодня перед мировой философией и с какими наиболее серьезными трудностями, на Ваш взгляд, сталкивается современная мировая философия?
Л. С.: Очень трудно установить объективную иерархию философских проблем, особенно в глобальном масштабе. Научные сообщества и соответствующие им общества слишком разнообразны и многочисленны, чтобы выявить общие интеллектуальные проблемы. Тем не менее мы наблюдаем несколько аспектов философской деятельности, которые, по-видимому, привлекают все большее внимание множества философских сообществ. Среди них в самом широком смысле мы, безусловно, можем упомянуть ряд разнообразных, но взаимосвязанных тем, сопряженных с гендерными проблемами, которые по-разному рассматриваются в раз-личных культурах и социальных системах. Это также забота о кросс-культурном стиле в философии, растущий интерес к логике общественных коммуникаций и значительный объем работы, посвященной переосмыслению фундаментальных категорий политической мысли на Западе и за его пределами. Однако я должен подчеркнуть, что эти тематические области отражают мои собственные философские интересы; философы с другим бэкграундом вполне могли бы упомянуть совершенно другой круг проблем (например, теорию эмоций, проблему свободы воли и т. д.).
А. Ч.: Каковы, по Вашему мнению, роль и возможности философии содействовать решению мировых проблем и что конкретно могут и должны делать философы в этом отношении, учитывая современные реалии?
Л. С.: Мне кажется, что философы как ученые действительно призваны наводить мосты между научными сообществами, преодолевая политические границы. Академические круги играют важную роль в поддержании дополнительных каналов диалога между интеллектуалами, принадлежащими к странам и регионам мира, разделенным конфликтами, напряженностью или жесткой конкуренцией. Философия как область изучения помогает в этом отношении, особенно если учесть присущий ей универсальный охват, ее разнообразие и потенциальное влияние на политических деятелей. Но речь идет не только об обсуждении философских вопросов – речь скорее об использовании диалогического потенциала философии для поддержания активного обмена мнениями. Кроме того, философия может помочь найти пути мирного разрешения конфликтов и противоречий, хотя, как это ни парадоксально, я считаю, что это не является ее главной задачей на данном этапе истории. Объединение ученых, поддержание открытых каналов коммуникации – это, как мне кажется, наша ключевая роль как философов. Вот почему Всемирный философский конгресс как открытая площадка для ученых со всех уголков мира, всех вероисповеданий, языков и национальностей так важен сегодня – где еще ученые из стольких разных мест могли бы встретиться лично и общаться на протяжении длительного периода времени?
А. Ч.: Как представитель современной итальянской (европейской) философии с обширными философскими связями по всему миру видите ли Вы какие-либо существенные различия в содержании и организации философской жизни в разных странах, например в европейских странах, США, России, Китае, Индии, исламском мире?
Л. С.: В современном мире существует несколько моделей академической организации. Например, система, базирующаяся в основном на частном образовании и научных исследованиях, принципиально отличается от системы, в значительной степени основанной на государственных ресурсах, – возможности, доступ, стили и модели обучения значительно различаются в зависимости от того или иного места, о котором мы будем говорить. Кроме того, некоторые системы, по-видимому, более неохотно, чем другие, инвестируют значительные ресурсы в философию и, возможно, в гуманитарные науки в целом. Однако, на мой взгляд, важнее не конкретные различия, а возможность для ученых и студентов из разных областей объединяться, разрабатывать программы обмена, проводить совместные конференции и осуществлять исследовательские программы в различных регионах мира. Интернационализация, как мы иногда это называем, является ключевой в этом отношении. Различия между системами существуют и будут существовать и впредь; главное – это обмен идеями, совместные учебные программы как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры, все более частые и разнообразные международные научные конференции и расширенные программы приглашенных профессоров.
А. Ч.: Являясь автором солидного творческого наследия и имея богатейший опыт организации философской жизни, какие пожелания, рекомендации или напутствия Вы хотели бы дать современным философам, в особенности тем, кто только ступает на этот путь познания?
Л. С.: Мыслите глобально! К какой бы традиции вы ни принадлежали, не забывайте, что это всего лишь одна из многих других традиций, которые создали человеческую цивилизацию такой, какой мы ее знаем. У каждой из них есть свое собственное философское наследие. Мы не сможем оценить ценность нашей традиции, пока не взглянем шире на сложный клубок человеческих цивилизаций от древности до наших дней. Вот почему наше время так волнующе с философской точки зрения – мы действительно сталкиваемся с исторической возможностью переоценить смысл, масштабы и границы философии как отдельной и уникальной дисциплины.
А. Ч.: В заключение хотелось бы выразить Вам глубокую благодарность за эту беседу и столь содержательные ответы, а также пожелать реализации новых интересных проектов и еще более значительных творческих достижений!
Литература
Береговая О. А., Ерохин А. К. Концепция убунту как «ответ» африканской философии образования на вызовы глобальных изменений // Век глобализации. 2024. № 2(50). С. 141–150.
Глобалистика. Персоналии, организации, труды. Энциклопедический справочник / Гл. ред., сост. И. В. Ильин, И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. 2-е изд., стер. М. : Кнорус, 2016.
Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог». М. : Радуга, 2003.
Итоги XXI Всемирного философского конгресса и научно-исторической акции «Философский пароход» // Вестник РФО. 2003. № 3(27). С. 10–92.
Кучуради И. Философия перед лицом мировых проблем // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 5–11.
Кучуради И. Глобализация свободного рынка с философско-этической точки зрения // Век глобализации. 2008. № 2. С. 21–29.
Кучуради И. Этика. Учебник и практикум. М. : Юрайт, 2016.
Кучуради И. Понятия человеческого достоинства и прав человека // Вопросы философии. 2018. № 5. С. 43–51.
Лазаревич А. А., Салеев В. А. Всемирный философский форум: пиршество мысли // Век глобализации. 2024. № 4(52). С. 180–183.
Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд; пер. с анг. Д. Лахути // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 80–87.
Скарантино Л. М. Насилие и великодушие: эпистемный подход // Этическая мысль. 2011. № 11. С. 120–139.
Скарантино Л. М. Прагматические границы разума // Рациональность и ее границы / отв. ред. А. А. Гусейнов, В. А. Лекторский. М. : ИФРАН, 2012. С. 202–215.
Чумаков А. Н. «Философский пароход»: 100 лет без покаяния: монография. М. : Проспект, 2023.
XXV World Congress of Philosophy “Philosophy across Boundaries”. Rome. 2024. 1st-8th August [Электронный ресурс]: URL: http://wcprome2024.com/ (дата обращения: 21.11.2024).
Global Studies Directory. People, Organizations, Publications / ed. by A. N. Chumakov, I. V. Ilyin, I. I. Mazour. Leiden; Boston: Brill / Rodopi, 2017.
Global Studies Encyclopedia / ed. by I. I. Mazour, A. N. Chumakov, W. C. Gay; TsNPP “Dialog”. Moscow : Raduga, 2003.
Global Studies Encyclopedic Dictionary / ed. by A. N. Chumakov, I. I. Mazour, W. C. Gay. With a Foreword by M. Gorbachev. Amsterdam; New York : Editions Rodopi B.V., 2014.
Human Rights 60 Years after the Universal Declaration: Dignity and Justice for All of Us / ed. by I. Kuçuradi. Istambul : Maltepe University, 2011.
Human Rights in Turkey and the World in the Light of Fifty-year Experience / ed. by I. Kuçuradi. Ankara : Hacettepe University, 2002.
Kuçuradi I. Human Rights: Concepts and Problems. Berlin : Lit Verlag Dr. W. Hopf, 2013.
Papers of the 2007 World Philosophy Day / ed. by I. Kuçuradi. Ankara : Philosophical Society of Turkey, 2009.
Philosophy Facing World Problems / ed. by I. Kuçuradi. Ankara : Philosophical Society of Turkey, 1986.
Philosophy Facing World Problems. The Proceedings of the Twenty-First World Congress of Philosophy. Vol. 13 / ed. by I. Kuçuradi. Ankara : Philosophical Society of Turkey, 2007.
The Idea and the Documents of Human Rights / ed. by I. Kuçuradi. Ankara : Philosophical Society of Turkey, 1995.
McBride W. L. The Philosophy of Marx. London : Hutchinson University Library; New York : St. Martin’s Press, 1977 (Routledge, 2015).
McBride W. L. Social and Political Philosophy. New York : Paragon Press, 1994.
McBride W. L. Philosophical Reflections on the Changes in Eastern Europe. Lanham, Maryland : Rowman & Littlefield Publishers, 1999.
McBride W. L. From Yugoslav Practice to Global Pathos: Anti-Hegemonic Post-Post-Marxist Essays. Lanham, Maryland : Rowman & Littlefield Publishers, 2001.
Scarantino L. M. Guilivo Preti. La costruzione della filosifia come scienza sociale. Milano: B. Mondadori, 2007.
Scarantino L. M. Persuasion, Rhetoric and Authority // Diogenes. 2008. № 55(1). Pp. 22–36.
Scarantino L. M. Remarks on Some Trends in Contemporary Philosophy // Frontiers of Philosophy in China. 2018. Vol. 13. No. 2. Pp. 174–181.
Scarantino L. M. Philosophy in a Postnational World // Versuche über das Absolute. Festschrift für Ludwig Nagl zum 80. Geburtstag. Böhlau Verlag, 2024a. Pp. 259–266.
Scarantino L. M. Visibility and Invisibility in the School of Athens A Personal Report on the 25th World Congress of Philosophy (Rome, 01-08 August 2024) // Journal of Didactis of Philosophy. 2024b. Vol. 8. Pp. 1–6.
* Для цитирования: Кучуради И., Макбрайд У., Скарантино Л. М., Чумаков А. Н. Философия перед лицом мировых проблем в XXI в. // Век глобализации. 2025. № 1. С. 3–24. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.01.
For citation: Kuçuradi I., McBride W., Scarantino L. M., Chumakov A. N. Philosophy in the Face of Global Problems in the 21st Century // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2025. No. 1. Pp. 3–24. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.01 (in Russian).
[1] В этой связи достаточно обратиться к Программе XXV Всемирного философского конгресса (см.: http://wcprome2024.com/).
[2] Философия науа (особенно в том, что касается ацтекской традиции) представляет собой уникальную метафизическую систему, которая подчеркивает динамическую природу реальности и взаимосвязанность всего сущего. Центральное место в этой философии занимает концепция теола, которая служит одновременно высшей реальностью и фундаментальным принципом, определяющим мышление науа.
[3] Убунту (переводится как «человечность») – это философия, уходящая корнями в африканские традиции, особенно в южноафриканскую культуру. Это учение подчеркивает важность взаимосвязи между людьми и утверждает, что индивидуальное благополучие неразрывно связано с благополучием других. Убунту предлагает альтернативу западным подходам, делая акцент на духовности и гуманизме при решении социальных и этических проблем и может служить основой для создания более гармоничных отношений как на уровне отдельных сообществ, так и на глобальном уровне.
[4] Азанская культура, или культура татар, представляет собой уникальное сочетание различных культурных традиций, сформировавшихся на территории Татарстана и, в частности, в Казани. Эта культура является результатом многовекового взаимодействия тюркских, финно-угорских и славяно-русских элементов, а также влияния ислама и христианства.
[5] Философия инков, народа, создавшего одну из величайших цивилизаций Южной Америки, представляет собой сложную систему взглядов, основанную на взаимосвязи между временем, пространством и моральными ценностями. Она подчеркивает важность единства, сотрудничества и духовного роста через труд.
[6] Философия Индо-Тихоокеанского региона (или Пасифики) охватывает широкий спектр идей и концепций, связанных с геополитическими, экономическими и культурными аспектами стран, расположенных в этом стратегически важном регионе. Основное внимание уделяется взаимодействию между государствами и их культурному наследию. Эта философия продолжает развиваться в ответ на меняющиеся геополитические реалии и современные вызовы.
[7] Декартовский конгресс, официально известный как IX Международный философский конгресс, проходил с 31 июля по 6 августа 1937 г. в Париже. Этот конгресс был посвящен трехсотлетию со дня публикации основополагающей работы Рене Декарта «Рассуждение о методе» (Discours de la méthode).