DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2025.01.02
Кузьмин Сергей Борисович – д. г. н., в. н. с. Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН. E-mail: sergey_kuzmin1966@mail.ru.
В статье рассмотрены глобальные геополитические проблемы, к числу которых отнесены опасные природные процессы, порождаемые ими стихийные бедствия и возникающий при этом риск природопользования. Стихийные бедствия наносят сегодня колоссальный ущерб практически во всех странах мира и их регионах, в геополитических объединениях, в масштабах всей планеты. Причины этого заключаются в стремительном росте численности населения Земли, урбанизации, негативном влиянии человека на окружающую среду, освоении новых территорий, нарушении биогеохимических циклов и геофизических полей, глобальных изменениях климата и природной среды. Риск природопользования рассматривается в статье с точки зрения теории управления как риск, связанный с потерей природных активов. Стохастическая природа риска природопользования предполагает предпочтительное использование вероятностных методов для оценки защищенности населения, экономики и территорий от стихийных бедствий вместо широко распространенного прямого расчета по величине ущерба, посредством которого не может быть осуществлен достоверный прогноз. Актуальными становятся априорные оценки риска, которые помогали бы формировать систему превентивных мероприятий еще до того, как опасное природное событие произошло. В условиях глобальных стихийных бедствий высокую эффективность управления риском природопользования можно обеспечить только на основе специальной системы поддержки процессов самоорганизации и антиколлапсной самонастраивающейся интеграции сегментов геоинформационных систем и интеллектуальных сервисов, адаптируемых к условиям известного, предсказуемого и неизвестного характера.
Ключевые слова: глобальные проблемы, геополитика, риск природопользования, опасные природные процессы, управление риском.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF GLOBALIZATION
OF RISKS IN NATURE MANAGEMENT
Sergey B. Kuzmin – Dr. Geogr., Leading Researcher at V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS. E-mail: sergey_kuzmin1966@mail.ru.
The article deals with global geopolitical problems, which include natural hazards, natural disasters and the resulting risk of natural resource use. Today natural disasters cause colossal damage in almost all countries of the world and their regions, in geopolitical associations, on the scale of the entire planet. The reasons for this are the rapid growth of the Earth's population, urbanization, negative human impact on the environment, development of new territories, disruption of biogeochemical cycles and geophysical fields, global changes in climate and natural environment. The article considers the risk of natural resource use from the perspective of management theory as a risk associated with the loss of natural assets. The stochastic nature of natural use risk implies the preferred use of probabilistic methods for assessing the protection of the population, economy and territories from natural disasters instead of the widespread direct calculation of the damage value, through which no reliable forecast can be made. A priori risk assessments, which would help to form a system of preventive measures even before a hazardous natural event occurs, are becoming relevant. In the conditions of global natural disasters, high efficiency of nature use risk management can be ensured only on the basis of a special system to support the processes of self-organization and anticollapse self-tuning integration of segments of geoinformation systems and intelligent services adaptable to conditions of known, predictable and unknown nature.
Keywords: global problems, geopolitics, nature use risk, natural hazards, risk management.
Введение
В последнее время наметилась отчетливая тенденция к глобализации опасных природных процессов и риска природопользования, о чем мы уже писали на страницах журнала [Кузьмин 2021; 2022а]. Но в повседневной жизни люди и даже их сообщества редко анализируют свое существование с точки зрения влияния на него общемировых процессов. Обычных граждан больше заботит их личное благосостояние, уровень доходов, перспективы карьерного роста, реже – состояние окружающей среды, работа социальных институтов, международные отношения.
Глобальные геополитические проблемы имеют отношение ко всему человечеству. Это не проблемы одного государства, региона, нации или этнической общности, хотя они могут быть очень важными; это проблемы планетарного масштаба. Термин «политические» делает второстепенными часть проблем, поскольку апеллирует к задачам, которые могут быть решены только политическими методами. Глобальные геополитические проблемы – это негативные явления планетарного масштаба, которые регулируются только долгосрочными административно-управленческими решениями.
Глобальные проблемы волнуют все институты общества, на это правительствами выделяются немалые средства. Специалисты разных направлений постоянно контролируют ситуацию, проводят исследования, а руководители, политики получают их выводы и разрабатывают рекомендации для развития. Возникает необходимость в проведении особой геополитики.
В условиях стремительного роста численности населения Земли, урбанизации, глобальных изменений климата, негативного влияния человека на окружающую среду, освоения новых территорий, нарушения биогеохимических циклов и геофизических полей возросла угроза со стороны природных процессов. Природопользование в условиях природной опасности сопряжено с риском. Риск обусловлен внешней угрозой – объективный фактор – опасные природные процессы (ОПП) и несовершенством методов хозяйствования – субъективный фактор – защищенность от стихийных бедствий и катастроф. Возникает риск природопользования, и ОПП играют при этом первостепенную роль, поскольку являются главными провокаторами стихийных бедствий и природных катастроф. А несовершенство методов хозяйствования зависит от слабой изученности ОПП, от неверного восприятия и неправильной постановки задач природопользования на уровне правительств и специализированных структур управления риском в государстве, отсутствия необходимых финансовых, трудовых, правовых и других ресурсов.
Глобальные проблемы
Список глобальных проблем не является откровением. Они известны каждому, кто интересуется международными отношениями. Первая проблема – бедность. На Земле живет более 8 млрд человек. Большинство из них прозябает в нищете. Это касается не одного государства или региона, а вредит развитию всего общества. Люди просто умирают от болезней или истощения. Не реализуется их человеческий потенциал – трудовой, творческий и т. д. Вторая проблема – государственные долги. Речь идет не о средствах, которые необходимо выплатить домохозяйствам в терминологии экономистов. Долги стран настолько велики, что ученые не могут предложить ни одного вразумительного выхода из этой ситуации. Третья проблема – состояние окружающей среды, экология. Человек долгое время вел, да и сейчас все еще полномасштабно ведет непродуманную хозяйственную деятельность, создавая тем самым глобальные проблемы. Состояние окружающей среды и уровень ее антропогенной деградации наглядно подтверждают это. Некоторые негативные результаты люди наблюдают ежедневно. В городах – смог, на сельхозземлях – эрозия почвы, леса бесконтрольно вырубаются. Климат самой планеты сильно меняется, тают покровные и горно-долинные ледники, повышается уровень Мирового океана, разрушается вечная мерзлота, в оттаявших грунтах возвращаются к жизни болезнетворные микроорганизмы, засухи, суховеи и пыльные бури разрушают ценные ландшафты.
Глобальные проблемы касаются не только физического состояния ландшафтов и их обитателей. В поведенческих аспектах групп людей тоже существует угроза, например терроризм. Сегодня он приобретает огромные масштабы, и уже начали появляться террористические государства. В связи с локальными военными конфликтами существенно активизировались миграционные процессы, обострились гуманитарные кризисы.
Глобальные проблемы различают по следующим главным признакам: 1) имеют планетарный характер распространения; 2) угрожают существованию всего человечества; 3) являются насущными, сверхсрочными, требуют скорейшего решения; 4) взаимосвязаны между собой; 5) могут быть преодолены только совместными усилиями [Мовсесян, Огнивцев 2001].
Причины глобальных проблем нужно рассматривать комплексно, поскольку рождение одной влечет за собой появление и разрастание другой, и все они тесно связаны. За счет эмерджентности, каскадных и кумулятивных эффектов, триггерных механизмов геосистем эти проблемы становятся источником появления новых [Ansell, Baur 2018; Морозов 2020]. Думаю, что скоро в их число войдет идеологическое противостояние. Мир раскалывается на два противоборствующих лагеря: с одной стороны, это страны, где процветает доведенная до абсурда морально-политическая терпимость по отношению к национальным меньшинствам, унисексуальная доктрина воспитания подрастающего поколения и ЛГБТ-идеология, с другой – это страны, где практикуют и пропагандируют классические моральные ценности.
Глобальные проблемы возникли не вдруг, их начали изучать достаточно давно [Кузин, Пономарев 2021]. За чертой бедности на Земле живет огромное количество людей, и эта проблема имеет круговой характер. Из-за низкого уровня доходов у людей нет возможности получить надлежащее образование и заниматься высокопроизводительным трудом, а у общества нет потенциала для развития, так как экономику можно поднять только при наличии качественных специалистов. В бедном обществе таких специалистов нет, и приходится привлекать иностранцев из развитых стран. Кроме того, проблемные страны не получают инвестиций из-за многочисленных финансовых рисков. Бедность приводит к эскалации социальной напряженности, беспорядкам. Страны страдают от революций, смены политических режимов. Бедность порождает терроризм. Он влияет на всю планету. Нет стран, которые не являлись бы объектом интересов террористов.
При рассмотрении глобальных проблем наряду с другими называют негативное влияние человека на состояние окружающей среды. Экономика активно влияет на глобальные процессы. Конечно, здесь следует говорить и о климатических изменениях, росте температуры и снижении влажности атмосферы, таянии ледников, изменении направления океанических течений и т. д. Любой из этих процессов может привести к таким изменениям климата, что жизнь всего человечества окажется под угрозой. Общество не в состоянии повлиять на эти негативные процессы, они идут сами по себе; например, таяние ледников – это такая же закономерность, как и смена магнитных полюсов Земли. Но планетарная экосистема требует от политиков пристального внимания и, безусловно, очень бережного отношения к себе.
Для того чтобы справиться с глобальными вызовами человечества, простого подхода с традиционными методами, например в географии – картографический, статистический, исторический, сравнительный и др., – сегодня уже недостаточно. Разрешить их можно только комплексными, концептуальными методами. Должна быть разработана глубокая программа, затрагивающая основные философские аспекты существования человечества. Попытки работать в этом направлении предпринимаются постоянно, но глобальные проблемы накапливаются гораздо быстрее, чем развиваются те тенденции в социуме, которые необходимы для их решения. Поэтому основная директива статьи посвящена все возрастающей активности опасных природных явлений в результате глобальных и региональных изменений климата.
Геополитика
ОПП и риск природопользования, на каком бы уровне они ни рассматривались, всегда лежат в плоскости непосредственных интересов геополитики. А гео-политика прочно связана с географией, изучает связь между географическим положением государств и их политическими стратегиями, то, как географические факторы – пространственное расположение, природные ресурсы, климат – влияют на политическую силу государств. Геополитика выявляет взаимодействие между государствами и их регионами, анализируя их географические интересы, конфликты и стратегии. Она помогает понять, как государства используют географическое положение для достижения политических целей и обеспечения безопасности. Географическое положение государства может дать ему преимущество или недостаток в соревновании с другими государствами. Геополитика изучает также влияние географических факторов на международные конфликты и сотрудничество [Геополитика… 2023]. Границы между государствами могут быть источником напряженности, но могут и способствовать интеграции между государствами.
Геополитика, основываясь на принципе географического детерминизма* и методологии политической географии, развивалась относительно автономно в рамках системы политических наук. Будучи включенной в эту систему скорее механистически, чем по существу, она всегда больше тяготела к географии, чем к политике. Первоначально теоретические построения основателей геополитики опирались на ограниченный понятийный аппарат: пространство, государство, сила, граница. Все многообразие межгосударственных отношений интерпретировалось следующими суждениями: 1) государство есть пространственный феномен, подобный живому организму; 2) функция государства – силовой контроль над пространством; 3) геостратегия государства заключается в установлении прямого силового контроля – военного и политического – над пространством [Кефели 2011].
В итоге геополитика сложилась как отдельная отрасль стратегического анализа международных отношений по объекту исследований, но в методической области базировалась на географии. Между теориями международных отношений и геополитическими теориями существуют определенные связи, но геополитика является оригинальной и независимой областью стратегического мышления. Ее можно определить как дисциплину, изучающую отношения между географическими пространствами, государствами, цивилизациями, народами, экономикой. Это гораздо более широкий контекст, чем контекст международных отношений, которые изучают только отношения между государствами. Геополитика сосредоточена вокруг отношений между государством и его собственным пространством, между историей и культурой народов, помещенных в это пространство. Пространство в геополитике играет ту же роль, что и время в истории [Глобальная… 2010].
Геополитика уделяет особое внимание географическому положению государств и регионов, так как оно определяет доступность и контроль над территориями, влияет на экономическую и политическую мощь. Так, страны с доступом к морю имеют преимущество в торговле и обороне. Контроль над природными ресурсами, такими как нефть, газ, вода, дает государству экономическую и политическую силу, а территориальные споры часто связаны с этими ресурсами и стратегически важными территориями. Геополитические интересы в области безопасности и контроля над другими государствами могут столкнуться и привести к конфликтам или сотрудничеству между ними. Геостратегическое планирование включает выбор оптимальных маршрутов, позиций и союзников для достижения политического и военного преимущества [Морозов 2020]. Геополитические объединения и союзы определяются общими географическими, политическими или экономическими интересами. Геополитика предоставляет инструменты для анализа и прогнозирования политических событий и стратегий государств.
Традиционная геополитика основана на реалистической политической географии, согласно которой мировая политика состоит из слабо регулируемого пространства международного сообщества и хорошо упорядоченного пространства суверенного государства [Fard 2021]. Оно понимается как единственный актор в международной политике, и его роль сводится к обеспечению безопасности, защите внутреннего пространства и граждан от угрозы хаотичного внешнего пространства. Этим обеспечивается легитимность государств, желающих во что бы то ни стало распространить свой порядок на международное пространство, например США.
Тем не менее наши исследования национальной безопасности России и других стран [Кузьмин 2019; 2020; 2022б] показывают, что именно различие угрожает государствам. Поэтому целью геополитики должно стать разделение международного пространства по трансгосударственным принципам на «наше» и «их» пространство. Функцией геополитики станет объединение и регулирование «нас» или «тех же», отличая «нас» от «них», то есть «тех же» от «других». Геополитика займет центральное место в конструктивистских подходах к формированию и поддержанию идентичности в геополитических объединениях, например БРИКС. Государственная идентичность связывает всех членов вместе, делая тех, кто существует за ее пределами, «чужими», опасными. Проведение геополитических границ не просто отражает различия мирового пространства, но и способствует их созданию. Поэтому центричность государства в традиционной геополитике необходимо расширить или сузить до проблем «над» и «под» государством. Первыми как раз и являются глобальные проблемы, которые выходят за границы государств. Такое расширение подчеркивает реалии современного мира и исключает различия в конструировании идентичности.
Гегемония государственной идентичности формирует ощущение инаковости, опасности во внутренней политике, а наличие внешних угроз используется в геополитическом дискурсе для дисциплинирования внутренних акторов. Конструирование инаковости создает нормативный образ государственной самобытности, который навязывается гражданам страны. Но этот вопрос, хотя и имеет большое значение, уже выходит за рамки статьи.
Риск природопользования
Риск природопользования – это трансграничная категория, она присуща как суверенным государствам и их административно-территориальным подразделениям, так и геополитическим объединениям. Он возникает тогда, когда общество подвергается воздействию ОПП, но не имеет достаточных сил и средств для защиты от их негативного влияния, то есть оно неустойчиво, уязвимо. В процессе управления риском природопользования ОПП анализируются в соотношении с этой неустойчивостью, чтобы сначала оценить потенциальный ущерб и потери. Это включает в себя расчет вероятности возникновения стихийного бедствия, выявление факторов неустойчивости, составление сценариев ущерба, оценку мер по быстрому восстановлению экономики. Способность общества продолжать функционировать в условиях природной опасности называется его устойчивостью.
Предотвращение последствий стихийных бедствий охватывает деятельность, долгосрочной целью которой является смягчение возможного негативного воздействия ОПП и обеспечение постоянной защиты населения, экономики и территорий (экосистем), готовность руководителей эффективно реагировать в случае надвигающегося бедствия. Важными элементами такой готовности являются: планы действий на случай ЧС, наличие подготовленных спасательных и аварийных служб, неотложной медицинской помощи, быстрая и эффективная передача предупреждений, наличие средств связи. Важный компонент готовности – это система раннего оповещения, которая позволяет оперативно и достоверно выявить и оценить опасность. Предупреждения передаются населению, предприятиям и учреждениям, которые реагируют соответствующим образом. Превентивная реконструкция системы безопасности направлена на извлечение соответствующих уроков из предыдущих стихийных бедствий, включение критериев и мер по уменьшению их опасности непосредственно в процесс этой реконструкции.
Риск природопользования – это относительно новое понятие, которое теоретически и методически обосновывается в наших работах [Кузьмин 2007; 2016; 2023]. Это признанный уже в теории управления риск, связанный с потерей природных активов. Он влияет на бизнес и экономику, хозяйственную деятельность, общество и социальные институты, что создает собственно экономические, рыночные и социально-политические риски. Потеря природно-ресурсного потенциала влечет за собой возникновение системного геополитического риска, поскольку природные ресурсы и услуги, такие как чистый воздух, обильная пресная вода, плодородные почвы, стабильный климат, представляют собой жизненно важные общественные блага, от которых зависит функционирование общества.
Высокий риск природопользования всегда усиливает политическую и административную активность в государстве. Сектора экономики сталкиваются с серьезными изменениями в стоимости активов и повышением цены ведения бизнеса для компаний и предприятий, использующих природные ресурсы и оказывающих негативное воздействие на природу. По мере того как потребители и рынок реагируют на высокий риск, появляются новые продукты и услуги, технологии и модели, которые приводят к изменению спроса и предложения, нарушают устоявшееся бизнес-сообщество.
Природопользование рассматривается нами как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого для этого качества окружающей среды. Природопользование – это изучение, разведка, оценка, извлечение, первичная переработка (обогащение) природных ресурсов в форме сырья с целью их потребления или обеспечения ими производственной сферы, осуществляемая с учетом основных официально принятых эколого-экономических, социальных и природоохранных стандартов, критериев и ограничений.
Современное общество в процессе природопользования повышает и безопасность – защищенность, и ненадежность – опасность. Это придает понятию «риск» особое значение для развития геополитических структур. Риск означает паритет шансов на успех и потерь по отношению к некоторому решению в части развития, с помощью которого неизвестное будущее хотят сделать известным. Такой тип деятельности является отличительной чертой развития современного общества, а рискованную ситуацию можно рассматривать как разновидность неопределенной ситуации, допускающей оценку вероятности потерь при реализации того или иного решения с учетом влияния природной среды, действия партнеров, конкурентов, противников, непредвиденных факторов и т. д. В этом смысле наша концепция риска природопользования близка таким фундаментальным концепциям, как «эффект бабочки» Эдварда Лоренца и «черные лебеди» Нассима Талеба.
Риск природопользования – это сложная, неопределенная, слабо предсказуемая и постоянно развивающаяся угроза современному обществу, которая меняется в зависимости от его основных факторов, подверженности и уязвимости инфраструктуры, динамики населения, экономических и климатических изменений, а также от новых технологий и социальных предпочтений в тех или иных странах и геополитических объединениях.
Оценка риска природопользования – это процесс определения вероятности потерь путем анализа потенциальных и реальных природных опасностей, существующих и возможных условий уязвимости, которые могут представлять угрозу или нанести ущерб инфраструктуре, имуществу, людям, их средствам к существо-ванию и окружающей среде, от которой они зависят [Ward et al. 2020]. Стандарт ISO 31000 определяет оценку риска как процесс, состоящий из трех этапов: идентификация, анализ, оценка. Идентификация – это поиск, распознавание и описание рисков, которые могут повлиять на достижение поставленных целей деятельности. Анализ – это понимание сути, источников и причин идентифицированных рисков для изучения их воздействий и возможных последствий, а также средств контроля. Оценка – это сравнение результатов анализа риска с идентифицированными критериями риска, чтобы решить вопрос о том, является ли определенный уровень риска приемлемым или допустимым.
Стохастическая природа самого риска природопользования предполагает использование вероятностных методов оценки защищенности населения, экономики и территорий от стихийных бедствий вместо широко распространенного прямого расчета по величине ущерба, посредством которого не может быть осуществлен достоверный прогноз. Поэтому особенно актуальными становятся априорные оценки риска, которые помогали бы формировать систему превентивных мероприятий еще до того, как опасное природное событие произошло. А для этого необходимо концептуальное осмысление подходов к оценке, прогнозу и управлению риском природопользования. Распространенным заблуждением является утверждение о том, что анализ риска основан на эмпирических исследованиях различных опасных для населения, экономики и территорий природных процессов.
Опасные природные процессы
Актуальность оценок риска природопользования обусловлена колоссальным ущербом, который несет мировая экономика [Грушицын и др. 2020]. Он превышает показатели роста ВВП. Если экономические потери от катастроф по всему миру за последние 50 лет выросли в 15 раз, то уровень ВВП – только в четыре раза [Витчак и др. 2020]. При сохранении такой тенденции уже через 30 лет человечество будет вынуждено направлять большую часть ресурсов не на производство материальных и духовных благ, а на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Безусловно, это оказывает сильное деморализующее влияние на общество, даже невзирая на предпринимаемые мировыми лидерами беспрецедентные и дорогостоящие меры в части обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.
Модели ОПП имеют большое значение для всех этапов оценки и риска природопользования. Но большое количество неопределенностей, присущих этим моделям, негативно отражается на связи ученых со структурами управления. Ее отсутствие приводит к еще большей неопределенности в принятии административных решений. Для преодоления этих проблем нужны: 1) четкая типология неопределенности в моделях ОПП и риска природопользования; 2) эффективное взаимодействие со структурами управления, чтобы решить, на каких неопределенностях следует сосредоточиться; 3) управление ансамблями, уверенность, консенсус, преодоление предвзятости и разногласий; 4) методы передачи конкретных неопределенностей, карты, графики; 5) оценки альтернативных подходов. Ученые должны понять потребности административных лиц, а затем уже сосредоточить усилия на выявлении неопределенностей, связанных с их решениями.
Среди причин взлета числа и силы ОПП, стихийных бедствий и ущерба от них следует назвать рост населения, объемов промышленного производства, урбанизацию, антропогенную деградацию природной среды, глобальные изменения климата и др. Все это приводит к увеличению риска природопользования. Снизить его можно, разрабатывая превентивные меры регулирования ОПП, повышая защищенность от стихийных бедствий. К их числу относятся: 1) управление ОПП; 2) упорядочение хозяйственной деятельности и рациональное использование территорий; 3) создание технических систем предупреждения и экстренного реагирования; 4) принятие своевременных управленческих решений; 5) страхование риска.
Поэтому выявление ОПП и управление риском природопользования строится сегодня на двух дополняющих друг друга стратегиях: мониторинг и прогноз [Кузин 2021]. Мониторинг позволяет понять механизмы ОПП, выявить условия их возникновения, оценить периоды возврата и т. п. Сети мониторинга являются эффективным средством сбора данных, которые могут использоваться в сочетании с моделированием. Прогноз основывается на мониторинге. Он представляет собой анализ данных в режиме реального времени. Это позволяет проводить более углубленные исследования, направленные на понимание механизмов ОПП и интеграцию в цифровую геоинформационную модель их развития в среднесрочной и краткосрочной перспективе. Количественные методы и вычислительные средства позволяют численно моделировать ОПП. Однако эти расчеты основаны на апостериорном знании, на данных о конкретном уже произошедшем явлении, которые подвержены неопределенностям. И это оправдывает внедрение вероятностных методов для учета уровня неопределенности входных данных и распространения этой неопределенности на выходные результаты. Эта область бурно развивается сегодня и является все еще открытой областью исследований.
ОПП могут вызвать как индивидуальные, так и системные риски. Но в литературе по-прежнему рассматривают эти два типа рисков по отдельности, хотя их следует анализировать и учитывать комплексно. Такой анализ может быть дополнен понятием устойчивости. Он открывает возможности для разработки интегрированной структуры ОПП для повышения устойчивости систем к обоим типам риска. Системные риски иногда называют сетевыми, чтобы подчеркнуть важность взаимосвязей, в то время как индивидуальные риски возникают в результате отдельных ОПП, которые напрямую влияют на агента и происходят независимо от остальной системы.
Субъекты риска могут определить собственные переломные моменты или отдельные ОПП, то есть точки в распределении потерь, в которых их операция завершится неудачей. На этой основе можно разработать наиболее подходящие меры для снижения риска таких ОПП. Этот подход опирается на хорошо зарекомендовавшие себя инструменты – страхование и диверсификацию рисков. Для противодействия системным рискам отдельными переломными моментами нужно управлять в совокупности, так как крах всей системы вызывается отдельными ОПП. Дополнительно проводится корректировка сетевой структуры, которая определяет, как отдельные ОПП могут вызывать каскадные эффекты и генерировать системные риски.
Перспективный путь к интегрированной структуре ОПП основан на оценке критичности узлов. Он направлен на реструктуризацию сети на основе дифференциального вклада узлов (отдельных ОПП) в системный риск. Нужны трансформационные подходы, которые учитывают специфику сетевой структуры системы и подталкивают ее к более безопасным конфигурациям для индивидуальных и системных рисков [Hochrainer-Stigler et al. 2020].
Управление риском природопользования
Оценка риска природопользования должна отражать тип риска, имеющуюся информацию и цель, для которой используется результат оценки. Все это должно согласовываться с критериями риска. Важно рассматривать взаимозависимость различных рисков и их источников. При анализе необходимо рассматривать достоверность в определении уровня риска и его чувствительность к предварительным условиям и допущениям и эффективно обмениваться информацией с теми, кто принимает решения. Наличие разброса мнений экспертов, неопределенность, доступность, качество, количество, соответствие текущей информации или ограничения моделирования необходимо констатировать и обращать на них особое внимание.
Основная цель оценки риска природопользования – способствовать принятию решений, основанных на результатах его анализа. Эта оценка включает сравнение уровня риска, выявленного во время анализа, с установленными критериями во время рассмотрения конкретной ситуации (контекста). Рассмотрение необходимости воздействия на риск должно основываться на этом сравнении. Решения должны учитывать контекст риска и толерантность к нему не только структур управления, извлекающих из риска пользу, но и других сторон. Решения должны приниматься в соответствии с правовыми требованиями. Иногда оценка риска приводит к решению продолжить анализ или не воздействовать на риск каким-либо иным образом, кроме поддержания существующих методов и средств управления. На это решение влияет отношение руководителей к риску и его критериям.
Решение задач по идентификации и анализу риска обеспечивает реализацию мер по его снижению, задач по коммуникации и доведению информации до ответственных субъектов и общества в целом. Риск природопользования связан с неоднозначностью мировых геополитических процессов. Он есть везде, где есть неопределенность будущего. Это неизбежная реальность для всех, поэтому им нужно управлять применительно к природе, техносфере, обществу, экономике, тер-риториям, экосистемам. Объединяет их единый научно-методический аппарат. Без возможности влиять на будущее, без теории вероятностей и теории риска современная цивилизация вряд ли могла бы существовать. Ключевым этапом управления риском является его анализ, заключающийся в исследовании влияющих на риск факторов. На основе этого разрабатываются и реализуются меры по контролю и снижению риска, которые состоят в целенаправленном воздействии на факторы риска.
Управление риском природопользования – это ответственность прежде всего пострадавшей страны и только во вторую очередь геополитического объединения, куда она входит. Оно особенно важно в странах, подверженных каскадным и мультирискам. В них администрации всех уровней должны включаться в качестве стандартной практики в национальные стратегии развития. Поэтому необходима законодательная и институциональная база. Для каждого сектора экономики и общественной жизни должны быть определены точки входа для эффективных действий. Также важно, чтобы простые люди, которые могут пострадать от стихийных бедствий, были осведомлены и получили необходимую информацию, могли оперативно отреагировать, так как они непосредственно участвуют в событиях на месте их возникновения.
В условиях стихийных бедствий высокую эффективность управления риском можно обеспечить только на основе специальной системы поддержки процессов самоорганизации и антиколлапсной самонастраивающейся интеграции сегментов геоинформационных систем и интеллектуальных сервисов, адаптируемых к условиям известного, предсказуемого и неизвестного характера. При этом интеграция сетевых инфраструктур предполагает распределенную обработку и хранение данных на основе взаимодействия и объединения различных сетевых сред, что позволяет обеспечить недостижимую ранее надежность, устойчивость и восстанавливаемость управления. Основное внимание при управлении риском следует уделять финансовому обеспечению, а не техническому управлению. Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются структуры управления, являются: 1) неадекватное и несвоевременное снабжение финансовыми фондами; 2) недоступность страхового покрытия; 3) плохая связь, неточные данные и недоступность информации. Поэтому органам власти необходимо создавать устойчивые институты финансового управления фондами помощи в ЧС без игнорирования роли других частных, государственных и общественных финансовых учреждений, таких как банки и страховые компании, фирмы, инвестиционные фонды.
Будущее общества во многом зависит от политической воли и приверженности руководителей к выделению ресурсов для управления и снижения риска. Отсутствие политической воли не позволит расставить приоритеты в действиях по смягчению рисков. Под эгидой глобальных целей Сендайской рамочной программы до 2030 г. по достижению целей в области устойчивого развития и снижения риска стихийных бедствий всем структурам управления следует совместно работать над снижением глобальной смертности и уменьшением ущерба экономическим активам и инфраструктуре. Обязательства стран в рамках геополитических союзов могут различаться, но в целом должны включать инвестиции в системы раннего предупреждения ОПП и мероприятия по снижению уязвимости к ним. Это распределение бюджетных средств, повышение осведомленности населения и органов власти, продвижение и стимулирование заинтересованных институтов общества к участию в управлении риском. Политическая воля обеспечивает местные, национальные и глобальные дискуссии по укреплению институционального механизма устойчивости и уменьшения уязвимости перед стихийными бедствиями.
Заключение
Сегодня в глобальной геополитике происходит всплеск новых институциональных форм и стратегий борьбы со стихийными бедствиями, которые децентрализуют регулирование рисков и выводят на первый план метарегулирование. Набирает силу превентивный подход. Он требует расширения сферы мониторинга и контроля рисков, что обострило споры по поводу алгоритмов оценки и реагирования на них. Преобладают две точки зрения. Первая объясняет их как отражение преобразования государства, рынка и социума в привилегию экономической свободы или объяснительную структуру, которую можно назвать неолиберальным государственным управлением. Вторая утверждает, что эти тенденции отражают практические требования всего общества для эффективного регулирования и управления риском или пояснительную основу, которую можно назвать функциональной адаптацией. Но для лучшего контроля риска необходима связь между тем, как люди и общество определяют риски и опасности, и тем, как структуры управления и органы власти стремятся контролировать эти риски и опасности.
На всех уровнях управления должно быть четкое и однозначное представление о том, что понимать под ОПП, стихийными бедствиями, риском природопользования, как их следует изучать и оценивать, в чьей компетенции находятся вопросы пространственного развития территорий. Это позволит выработать механизмы защиты населения, экономики и территорий от негативного влияния ОПП, снизить ущерб и предотвратить убытки.
С точки зрения географии пространство как ее ведущая категория должно быть подвергнуто критическому анализу и рассмотрено скорее как социально-исторический феномен. Наш подход к оценке риска природопользования претендует на переосмысление концепций традиционной геополитики в контексте власти с помощью дискурс-анализа многомерности и открытости географического детерминизма. Но важно понимать, что географическая реальность – это всегда дискурсивная реальность. Геополитическое пространство мира – это сознание действующих лиц. Поэтому любое знание, в том числе по поводу риска природопользования, всегда относительно. Оно формируется под влиянием неизбежной историчности, контекстуальности и случайности знаний. А традиционная геополитика сегодня заклеймена идеологически мотивированным использованием объективных фактов.
Литература
Витчак Е. Л., Грушицын А. С., Данилина М. В., Терновсков В. Б., Яркин В. В. Разработка модели экономики чрезвычайных ситуаций // Мониторинг: наука и технологии. 2020. № 1(43). С. 99–102.
Геополитика: ключевые понятия и основные принципы [Электронный ресурс] : Научные Статьи.Ру. 2023. URL: https://nauchniestati.ru/spravka/geopolitika-kak-nauka (дата обращения: 12.12.2023).
Глобальная геополитика / под ред. И. И. Абылгазиева, И. В. Ильина, И. Ф. Кефели. М. : МГУ, 2010.
Грушицын А. С., Зайченко А. Н., Терновсков В. Б., Данилина М. В. Экономические аспекты чрезвычайных ситуаций // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2020. № 3. С. 57–63.
Кефели И. Ф. Глобальная геополитика – реалии и теоретическое знание в XXI в. // Век глобализации. 2011. № 1 (7). С. 15–28.
Кузин Д. В., Пономарев И. П. Управленческое мышление в новой реальности // Мир новой экономики. 2021. № 2. С. 107–117.
Кузьмин С. Б. Оценка риска хозяйственной деятельности в условиях стихийных бедствий по странам мира // Известия РАН. Сер. географическая. 2007. № 4. С. 86–97.
Кузьмин С. Б. Оценка риска природопользования для субъектов Российской Федерации // Геориск. 2016. № 2. С. 30–37.
Кузьмин С. Б. Опасные природные процессы в Российской Федерации // Проблемы анализа риска. 2019. № 2. С. 10–35.
Кузьмин С. Б. Сравнительная оценка риска природопользования в субъектах Российской Федерации // Проблемы анализа риска. 2020. № 5. С. 48–71.
Кузьмин С. Б. Опасные природные процессы – глобальная угроза современности // Век глобализации. 2021. № 2. С. 17–29.
Кузьмин С. Б. Глобальные социально-психологические аспекты стихийных бедствий // Век глобализации. 2022а. № 4. С. 49–62.
Кузьмин С. Б. Опасные природные процессы: специальное геоморфологическое районирование. Новосибирск : СО РАН, 2022б.
Кузьмин С. Б. Риск природопользования в странах Европейского и Африканского Союзов: сравнительный анализ // Климат и природа. 2023. № 1–2. С. 3–26.
Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика. М. : Финансы и статистика, 2001.
Морозов В. А. Теории общества и риски его развития // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 124–133.
Ansell C., Baur P. Explaining Trends in Risk Governance: How Problem Definitions Underpin Risk Regimes // Risk, Hazards, & Crisis in Public Policy. 2018. No. 4. Pp. 397–430.
Fard R. Towards a New Concept of Constructivist Geopolitics: Bridging Classical and Critical Geopolitics // Central European Journal of International and Security Studies. 2021. No. 1. Pp. 26–57.
Hochrainer-Stigler S., Colon C., Boza G., Poledna S., Rovenskaya E., Dieckmann U. Enhancing Resilience of Systems to Individual and Systemic Risk: Steps toward an Integrative Framework // International Journal of Disaster Risk Reduction. 2020. Vol. 51.
Pp. 101868.
Ward P. J., Blauhut V., Bloemendaal N., Daniell J. E. Natural Hazard Risk Assessments at the Global Scale // Natural Hazards and Earth System Science. 2020. No. 4. Pp. 1069–1096.
* Работа выполнена в Институте географии им. В. Б. Сочавы СО РАН по госзаданию. Тема: Морфолитогенез Внутренней Азии: теоретические, методические и практические аспекты исследования. Регистрационный № АААА-А21-21012190017-5. Раздел 4: Проанализировать основные проблемы изучения опасных природных процессов и риска. Выявить глобальную, национальную и региональную специфику риска природопользования и безопасности человека, экономики и территорий в обстановке стихийных бедствий.
Для цитирования: Кузьмин С. Б. Проблемы и перспективы глобализации риска природопользования // Век глобализации. 2025. № 1. С. 25–38. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.02.
For citation: Kuzmin S. B. Problems and Prospects of Globalization of Risks in Nature Management // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2025. No. 1. Pp. 25–38. DOI: 10.30884/vglob/ 2025.01.02 (in Russian).
* Географический детерминизм – это глобальная концепция, утверждающая, что социально-экономическое развитие является не результатом объективного преобразования общества, а следствием влияния природных сил. Геологическое строение, рельеф, климат, почвы, растительность и другие естественно-эволюционные факторы непосредственно определяют характер общественного строя в государстве, уровень хозяйственного развития тех или иных стран и даже физические и психологические черты самих людей, их способности, наклонности, темперамент и т. д. Социально-экономические процессы и явления в обществе ставятся в зависимость от географических факторов.