БРИКС – платформенная модель для ускоренного формирования нового равноправного многополярного мироустройства и справедливой глобальной системы управления


скачать Авторы: 
- Акаев А. А. - подписаться на статьи автора
- Мусиева Дж. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(53)/2025 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2025.01.04

Акаев Аскар Акаевич – д. т. н., профессор кафедры глобалистики факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова, академик РАН. E-mail: askarakaev@mail.ru.

Мусиева Джамиля Маллаевна – н. с. факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: Musdjam@mail.ru.

В статье показано, что развитие БРИКС на этапе становления (2006–2022 гг.) происходило по платформенной модели, которая идеально подходит для ускоренного формирования нового равноправного многополярного мироустройства и справедливой глобальной системы управления, что является стратегической целью объединения БРИКС. Описаны принципы, на которых строятся отношения между странами – членами БРИКС, и базовые транзакции, лежащие в основе их взаимодействия.

Саммит БРИКС в Йоханнесбурге (ЮАР, 2023 г.) стал историческим: объединение пополнилось первой волной из пяти стран. Начался второй этап развития БРИКС – этап расширения. Изложены задачи года председательства России в БРИКС, основные из которых – выработка эффективных механизмов активизации финансово-экономического сотрудничества и подготовка достойной второй волны стран-кандидатов для дальнейшего расширения БРИКС-10. Авторы полагают, что наиболее подходящие для этой цели страны – Алжир, Индонезия, Казахстан, Мексика, Нигерия, Таиланд и Турция.

Отмечено, что именно БРИКС под силу гармонизировать новый этап глобализации, сделать ее справедливой для развивающихся стран. В заключение подчеркивается, что при успешной реализации стратегии развития и расширения БРИКС на основе платформенной модели уже в 2040-е гг. человечество будет благополучно развиваться в условиях устойчивого справедливого многополярного мира.

Ключевые слова: БРИКС, многополярное мироустройство, глобальная система управления, суверенитет, сетевое взаимодействие, сетевой эффект, платформа, транзакции, устойчивое развитие, справедливая глобализация.

BRICS AS A PLATFORM MODEL FOR THE ACCELERATED
FORMATION OF A NEW EQUAL MULTIPOLAR WORLD ORDER
AND A FAIR GLOBAL GOVERNANCE SYSTEM

Askar A. Akayev – Dr. Techn., Professor of the Department of Globalistics, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University, Academician of the RAS. E-mail: askarakaev@mail.ru.

Jameelah M. Musieva – Researcher of the Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University. E-mail: Musdjam@mail.ru.

The article shows that the development of BRICS at the stage of its formation (2006–2022) took place according to a platform model which is ideal for the accelerated formation of a new equal multipolar world order and a fair global governance system, which is the strategic goal of the BRICS association. The principles on which the relations between the BRICS member countries are based and the basic transactions underlying their interaction are described.

The BRICS summit in Johannesburg (South Africa, 2023) was historic: the first wave of five countries joined the group. The second stage of BRICS development –the expansion stage – has begun. The goals of the year of Russia's BRICS chairmanship are outlined, the most important of which are the development of effective mechanisms for strengthening financial and economic cooperation and the preparation of a worthy second wave of candidate countries for further expansion of BRICS10. According to the authors, the most suitable countries for this purpose are Algeria, Indonesia, Kazakhstan, Mexico, Nigeria, Thailand and Turkey.

It is noted that it is BRICS that is capable of harmonizing the new stage of globalization and making it fair for developing countries. In conclusion, it is emphasized that with the successful implementation of the BRICS development and expansion strategy based on the platform model, already in the 2040s, humanity will develop safely in the conditions of a sustainable, fair multipolar world.

Keywords: BRICS, multipolar world order, global governance system, sovereignty, network interaction, network effect, platform, transactions, sustainable development, fair globalization.

Платформенная модель для организации сетевого взаимодействия
государств

Анализ развития БРИКС на этапе становления (2006–2022 гг.) показывает, что это объединение по существу является платформенной моделью для формирования равноправного многополярного мироустройства и справедливой глобальной системы управления. Действительно, современное общество является информационным, и его базовым ресурсом служит информация, которая реализуется через сетевые структуры. Поэтому сети превратились в основную организационную форму информационного общества, предполагающую децентрализованное управление. Сети обладают весьма полезными внешними эффектами: каждый дополнительный участник сети увеличивает ее полезность для других [Срничек 2021]. Следовательно, чем больше участников сети, тем она будет ценнее. Однако, как установил Р. Меткалф еще в 1970-е гг. [Стрелец 2018: 39], сеть, чтобы обладать реальной ценностью, должна достичь своей критической массы. Достижение критической массы является ключевым фактором для дальнейшего расширения и успеха сети.

Платформа, как известно [Срничек 2021: 2], является базовой инфраструктурой, опосредующей взаимоотношения между участниками сети. Большинство действующих платформ сегодня цифровые. Платформы порождают «сетевые эффекты» и опираются на них: чем больше участников (пользователей) у платформы, тем более ценной она становится. Естественно, чтобы идти в ногу с эпохой, БРИКС должна иметь платформенную инфраструктуру с цифровыми инструментами и сервисами для обслуживания взаимодействия своих участников. Платформа БРИКС должна обеспечивать своим участникам возможность свободно и оперативно связываться между собой, чтобы обмениваться товарами, услугами, информацией без излишних барьеров. Правила взаимодействия на платформе устанавливают страны – члены БРИКС. Рост сети участников зависит от пути развития, который выбрала платформа. Если сделан правильный выбор пути развития, то стоит платформе привлечь критическую массу участников определенного типа, и остальные участники из этой группы тоже начнут отдавать ей предпочтение [Моазед, Джонсон 2019]. Причем численность последних растет экспоненциально.

Этап становления БРИКС как платформенной модели

Правильный выбор пути развития платформы чрезвычайно важен с самого начала [Там же]. Именно первые ее участники определяют дальнейшую траекторию роста платформы. В случае с БРИКС все это получилось весьма удачно. Действительно, первая группа участников формирования межцивилизационного объединения БРИК (2006 г., Санкт-Петербург) оказалась основополагающей – собрались авангардные страны развивающегося мира, обладающие полным суверенитетом и отстаивающие равноправие в международных отношениях. Причем в объединение вошли три государства-цивилизации: Россия, Китай и Индия, а также Бразилия – ведущее государство латиноамериканской цивилизации. С присоединением в 2009 г. ЮАР объединение БРИКС стало представлять уже пять локальных цивилизаций из двенадцати [Яковец, Акаев 2016]. Стратегической целью БРИКС стало формирование равноправного многополярного мироустройства со справедливым и рациональным глобальным управлением на основе диалога и партнерства цивилизаций и ведущих держав.

Почти все успешные платформы начинали с одной простой базовой транзакции [Моазед, Джонсон 2019]. Добавление дополнительных транзакций считается главной формой роста платформ. Ценность сети участников увеличивается по мере роста платформы. Если платформе удается достичь устойчивого роста, то она генерирует растущие объемы ценности для участников. Начальная цель объединения БРИКС, ставшая базовой транзакцией, состояла в поиске путей обеспечения свободной взаимной торговли и инвестиций, исключающих ограничения и санкции, а также не зависящих от международных финансовых и торговых организаций (ВБ, МВФ, ВТО и др.), контролируемых США и их союзниками. Кроме того, страны – члены БРИКС с самого начала взяли курс на равноправный диалог и партнерские отношения в целях поддержания мира и стабильного развития на глобальном уровне. Указанные базовые транзакции в 2017 г. во время саммита в Сямене (КНР) были официально утверждены как модель «Три столпа» для продвижения плодотворного партнерства в трех основных сферах: геополитика и безопасность; экономика, торговля и финансы; культурные и гуманитарные обмены.

Платформы обладают рядом основных функций, способствующих ускорению базовых транзакций [Моазед, Джонсон 2019: 49]:

1) привлечение новых участников. Фактически это процесс расширения сети участников (пользователей) и концентрация потенциальной энергии связей, которая позже превратится в транзакции. Чем больше участников у платформы, тем она ценнее;

2) координация. Она помогает клиентам и производителям найти друг друга, ускорив тем самым процесс осуществления транзакций и взаимодействия;

3) предоставление инструментов и сервисов. Они поддерживают базовую транзакцию и позволяют снизить издержки. Как правило, они базируются на цифровых технологиях, используют большие данные и искусственный интеллект для их обработки;

4) определение правил и стандартов. Указываются допустимые и поощряемые рамки поведения участников. Необходимо определить также, что именно запрещено и не приветствуется. Такие правила являются важнейшей частью системы управления сетевым взаимодействием.

Привлекательность объединения БРИКС для развивающихся стран объясняется в первую очередь тем, что там изначально были установлены самые демократичные правила взаимодействия его членов: полное равноправие; невмешательство во внутренние дела друг друга и уважение права каждого народа на собственную модель развития; страны БРИКС не навязывают свои идеологические догмы другим и не экспортируют «цветные революции». Таким образом, быть членом БРИКС весьма комфортно. Во-вторых, страны – основоположники БРИКС (Россия, Китай, Индия и Бразилия) осуществили успешную индустриализацию и информатизацию, освоили космические технологии и теперь успешно формируют цифровую экономику. Их сила в том, что при этом они сохранили ценности традиционной культуры. Они являются ярким примером для развивающихся стран, которые увидели важный урок: успешная модернизация возможна без «вестернизации», без применения разрушительных принципов «Вашингтонского консенсуса». Кроме того, они закладывают основы прогрессивного интегрального экономического и социокультурного строя, обеспечивающего процветание большинства населения, и строят межцивилизационное объединение, основанное на равноправном диалоге и партнерстве. Отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия России и Китая, складывающиеся в последнее десятилетие, могут служить образцом для всех стран – членов БРИКС.

В 2022 г. завершился первый этап развития БРИКС – этап становления. В этом году произошли два важных события для дальнейшего динамичного развития организации. Во-первых, наступил переломный момент в соотношении сил между БРИКС и G7 [Акаев 2023; Акаев, Мусиева 2023]: именно в 2022 г. БРИКС по своему экономическому потенциалу сравнялась с G7 – ее доля в мировом ВВП по паритету покупательной способности составила 31,5 %, тогда как доля G7 понизилась до 30,7 %. Для сравнения: 20 лет назад доля G7 составляла 42 % мирового ВВП, а доля стран БРИКС – всего 20 %. Прогнозы показывают, что далее этот тренд будет усиливаться по экспоненте. Причем экономическое развитие стран БРИКС+ будет ускоряться главным образом за счет расширения взаимной торговли и инвестиций стран – членов БРИКС+.

Во-вторых, базовые транзакции стран – членов БРИКС в 2022 г. на саммите в Китае дополнялись прорывными транзакциями. Были приняты:

1) совместное заявление БРИКС по укреплению многосторонней торговли и реформированию ВТО;

2) первая стратегия сотрудничества стран БРИКС в области продовольственной безопасности;

3) создание Сети БРИКС в области передачи технологий широкого применения (ТШП);

4) рамочное соглашение о партнерстве БРИКС в формировании цифровой экономики.

Говорить о важности для развивающихся стран свободной торговли без ограничений и протекционизма, а также продовольственной безопасности нет особой необходимости. А вот создание Сети БРИКС в области передачи ТШП резко повысило привлекательность объединения для стран Глобального Юга, которые раньше надеялись получить эту помощь в развитых странах Запада. Тем более что эта инициатива исходила из Китая, который, по признанию западных экспертов, в ближайшей перспективе станет технологическим лидером мира [Акаев, Мусиева 2023], сменив США. Особенно впечатляют успехи КНР в разработке цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта. В целом указанные достижения убедительно показали, что БРИКС как платформенная модель достигла критической массы. Ярким свидетельством этого факта стало то, что к концу 2022 г. количество стран, желающих присоединиться к БРИКС, выросло скачкообразно – с нескольких сразу до двух десятков.

Итоги юбилейного XV саммита БРИКС в Йоханнесбурге

Юбилейный XV саммит БРИКС, прошедший в Йоханнесбурге (ЮАР) в августе 2023 г., стал самым представительным и историческим: в его работе приняли участие представители более 40 стран и впервые произошла волна расширения объединения. БРИКС пополнился следующими странами, играющими ключевую роль в своем регионе: Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Также была приглашена Аргентина, однако новоизбранный президент Хавьер Милей как популист и проамериканский лидер отказался от вступления в БРИКС. Думается, что это временное явление. А вот единовременное вступление четырех мусульманских стран Ближнего Востока и Персидского залива, представляющих суннитскую и шиитскую ветви мусульманской цивилизации, можно считать знаковым событием, которое, несомненно, окажет позитивное влияние на обстановку в регионе. С одной стороны, это будет способствовать установлению долгожданного мира и стабильности в регионе. А с другой – это означает, что регион, отягощенный целым клубком проблем, становится кузницей для утверждения нового регионального миропорядка. А в целом мы имеем дело с началом нового этапа формирования многополярного мироустройства – этапа расширения БРИКС. Совокупная доля ВВП стран БРИКС-10 поднялась до 36 % мирового ВВП и 46 % населения мира.

Примирение двух крупнейших держав в регионе Персидского залива, двух давних соперников – Ирана и Саудовской Аравии, при плодотворном посредничестве Китая, 10 марта 2023 г. открыло новую страницу в истории взаимоотношений мусульманских стран Ближнего Востока и Персидского залива. Это является свидетельством растущего влияния Китая на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива как в экономической, так и в геополитической сфере. В свою очередь Россия предприняла успешные усилия по нормализации отношений между Сирией и Турцией, а также Сирией и Саудовской Аравией. Благодаря своим давним тесным и дружеским отношениям с арабскими странами России удалось помочь Сирии преодолеть также изоляцию в арабском мире, последняя вновь установила контакты с Египтом, Иорданией и ОАЭ. Все это привело к разрядке напряженности в регионе, к смягчению «гибридного противостояния» ведущих держав региона в Ираке, Йемене, Сирии и Ливане. Начался переход от конфронтации к добрососедским отношениям, сотрудничеству и учету взаимных интересов.

Арабские страны стали действовать более самостоятельно, выстраивать альтернативные приоритетные отношения с новыми центрами силы – Китаем и Индией. Они теперь более решительно взаимодействуют в рамках ОПЕК+, без оглядки на США стали определять объемы нефтедобычи на том уровне, который выгоден им самим. Более того, поскольку теперь в БРИКС-10 состоят ряд ключевых экспортеров нефти и газа (Россия, Саудовская Аравия, Иран и ОАЭ) и импортеров энергоресурсов (Китай, Индия и Бразилия), то именно БРИКС+ будет определять вектор развития международного энергетического сотрудничества и поддерживать стабильность на нефтегазовых рынках Глобального Юга, что, несомненно, будет способствовать устойчивому росту развивающегося мира. В арабском мире также хотят найти альтернативу западной системе платежей SWIFT, справедливо полагая, что она используется США в качестве оружия для подрыва независимости развивающихся стран.

Основные итоги саммита БРИКС в Йоханнесбурге можно сформулировать в следующих пяти пунктах:

1) у мирового большинства (особенно у стран Глобального Юга) появилась уверенность в том, что БРИКС – это успешный проект по формированию справедливого многополярного мироустройства и остановить его дальнейшую реализацию не под силу никому;

2) БРИКС стала полноценной платформой для объединения развивающихся стран на основе равноправия и культурного многообразия, с главной целью формирования многополярного мироустройства со справедливой и рациональной архитектурой глобального управления;

3) БРИКС стала конструктивной силой, способствующей мировому экономическому росту. Если во второй половине ХХ в. локомотивом мирового развития являлась группа развитых стран G7, то во второй четверти XXI в. им становится БРИКС+;

4) БРИКС+ становится локомотивом развивающегося мира и постепенно превращается в платформу для всестороннего и плодотворного сотрудничества стран Глобального Юга на основе равноправного диалога и партнерства цивилизаций и ведущих держав;

5) принята итоговая декларация «Йоханнесбург-2», где отмечены основные направления, по которым БРИКС+ планирует двигаться далее для достижения более справедливого мироустройства и улучшения положения дел в странах объединения.

Таким образом, мировому большинству объединение БРИКС+ уже сегодня видится как:

– локомотив мирового экономического развития;

– основа для плодотворного диалога и партнерства цивилизаций и ведущих держав в целях обеспечения устойчивого развития человечества;

– главная сила, способная вывести мир из текущего глобального цивилизационного кризиса.

Все вышесказанное означает, что БРИКС прошла точку бифуркации. Впереди только устойчивый рост. Действительно, деструктивными действиями США и их союзников мир сегодня расколот на противостоящие блоки: G7 и коллективный Запад; БРИКС+ и Глобальный Юг. Произошла фрагментация рынков, тормозящая мировое экономическое развитие.

К сожалению, теряя монополию на доминирование в мире, правящая элита США выбрала курс на дестабилизацию обстановки, на ведение прокси-войн против новых восходящих стран, на то, чтобы сеять хаос по всему миру. Но, к счастью для мирового большинства, БРИКС+ достигла примерного паритета сил с G7: первые имеют существенное преимущество, так как они находятся на подъеме, в то время как вторые переживают серьезный кризис по вине прежде всего своего гегемона – США. Однако если быть объективными, то страны G7 все еще имеют финансовое и технологическое преимущество, которое они превратили в оружие для наказания стран, не признающих гегемонию США. Отсюда следует однозначный вывод: от БРИКС+ требуется динамичное развитие и расширение, чтобы как можно скорее добиться финансового и технологического суверенитета. Необходимо, чтобы БРИКС+ добилась полного превосходства над коллективным Западом в сферах экономики, финансов и технологий к 2030 г. Желательно, чтобы к 2030 г. БРИКС+ насчитывала порядка 50 ключевых стран Глобального Юга. Тогда она, несомненно, станет гарантией мира и устойчивого развития человечества.

Задачи председательства России на саммите БРИКС-10 в Казани
(октябрь 2024 г.)

В международной экспертной среде есть огромные ожидания на дальнейший прорыв в развитии и расширении БРИКС в период председательства России в объединении и в особенности – на прорывные решения в ходе саммита в Казани, который запланирован на октябрь 2024 г. Из итогов предыдущего саммита в Йоханнесбурге следует, что приоритетными станут вопросы, касающиеся активизации финансовых и экономических связей стран внутри объединения БРИКС+. Это очень важно, поскольку дальнейшее экономическое развитие стран БРИКС+ главным образом будет происходить за счет наращивания взаимной торговли и инвестиций. Поэтому наиболее приоритетными будут вопросы:

– формирования собственной независимой финансовой системы, наряду с повышением роли БРИКС+ в действующей международной финансовой системе;

– расширения сотрудничества между банками стран БРИКС+ и использования национальных валют во взаимных расчетах;

– содействия налоговому и таможенному сотрудничеству между странами – членами БРИКС+.

Повышения роли БРИКС в международной финансовой системе можно было бы добиваться через решения «Большой двадцатки» (G20), где влияние стран БРИКС в последние годы возросло. Однако очевидно, что страны G7 будут саботировать продвижение соответствующих инициатив стран БРИКС и даже попытаются уничтожить G20, если они почувствуют доминирование позиций стран БРИКС+. США и их союзники с большой выгодой для себя воспользовались огромным потенциалом G20 для наименее болезненного выхода из мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., который они сами и сгенерировали. Идея, что всем миром справиться с бедой легче, оправдалась: первые саммиты группы, прошедшие в ноябре 2008 г. и в апреле 2009 г., были весьма результативны для развитых стран Запада. Так, «двадцатка» обрела статус постоянно действующего объединения. Некоторые западные политики даже поспешили объявить G20 чуть ли не «мировым правительством». Однако как только угроза финансового краха миновала, страны G7 из единомышленников БРИКС вновь превратились в конкурентов. Так же как Запад отверг запущенную им глобализацию, как только она привела к перераспределению экономических выгод в пользу Китая и развивающихся стран, он отвергнет G20, когда увидит, что повестка дня там будет формироваться странами БРИКС+. Кроме того, такие международные организации, как МВФ, ВБ, ВТО и др., которые в свое время служили для продвижения западного проекта глобализации, и сегодня являются инструментами поддержания гегемонии Запада. Например, США, у которых в МВФ наибольшая доля голосов и право вето, просто блокируют проведение любой реформы в пользу усиления роли БРИКС в фонде. Аналогичная ситуация имеет место и в других финансово-экономических и торговых организациях, входящих в международную систему. Поэтому БРИКС+ необходимо создавать свою автономную финансовую систему.

Страны БРИКС уже создали отдельные элементы собственной финансовой системы: Пул валютных резервов как альтернативу функции МВФ и Банк развития БРИКС как аналог Всемирного банка, которые работают с 2015 г. Они также создают условия для взаиморасчетов в национальных валютах в противовес доллару и евро. Теперь перед странами БРИКС+ стоит задача разработки альтернативы SWIFT – международной системы обмена сообщениями для обеспечения крупных трансграничных платежей, которая контролируется США. К этой системе подключены тысячи крупнейших банков по всему миру. США бесцеремонно вмешиваются в работу системы и беззаконно отключают от SWIFT не только отдельные банки, но и целые государства. Поэтому многие авангардные страны были вынуждены искать альтернативу SWIFT. В частности, Россия и Китай создали собственные платежные сети, не связанные с Западом, чтобы обезопасить себя от будущих санкций со стороны США и коллективного Запада. Россия создала платежную систему «Мир», а Китай – CIPS. Поэтому многие развивающиеся страны стремятся присоединиться к БРИКС для того, чтобы получать кредиты на гораздо более выгодных условиях, чем в международных финансовых организациях, контролируемых Западом.

Итак, в БРИКС+ на ближайшие годы приоритетом остается развитие и расширение платежной сферы с наращиванием взаиморасчетов в национальных валютах, что поддерживается большинством стран – членов БРИКС. В ближайшей перспективе страны БРИКС намерены создать свою систему, аналогичную SWIFT, с использованием технологий блокчейн. А в дальней перспективе стоит вопрос о создании единой валюты БРИКС, возможно, цифровой. Сегодня же большинство стран БРИКС+ однозначно поддерживают уход от доллара во взаимных расчетах друг с другом в качестве универсального платежного средства. Поэтому России в год своего председательства предстоит разработать и предложить к саммиту БРИКС-10 в Казани эффективные меры по укреплению и расширению платежной системы, основанной на взаиморасчетах в национальных валютах стран – членов БРИКС-10. В этой связи Россия видит одну из основных своих задач в содействии адаптации новых членов БРИКС-10 к уже действующему платформенному взаимодействию внутри БРИКС. Россия также намерена способствовать углублению диалога и взаимодействия в области науки и образования, культуры, спорта и молодежных обменов.

Среди инновационных решений, которые Россия готовит к предстоящему саммиту в Казани, крайне важным представляется предложение о дополнении создаваемой в странах БРИКС+ сети передачи ТШП центрами технологических компетенций, что, несомненно, облегчит развивающимся странам как доступ к ТШП, так и их освоение и практическое применение для ускорения экономического роста. Россия также подчеркивает, что развитие в рамках БРИКС должно носить характер устойчивого развития. С этой целью Россия готовит предложения по расширению сотрудничества с государствами БРИКС+ в части, касающейся осуществления совместных разработок в сфере мониторинга климатически активных газов и измерения углеродного баланса экосистем, а также создания научных основ для выработки совместных научно-технологических решений, направленных на смягчение антропогенного воздействия государств к изменениям климата. А последнее имеет первостепенную важность для большинства стран Глобального Юга. С другой стороны, Китай уже давно стал лидером по производству и практическому использованию ВИЭ и других зеленых технологий, например электромобилей. За Китаем следует Индия. Так что страны БРИКС+ вскоре станут подлинными локомотивами в деле реализации исторических решений Парижского климатического соглашения ООН по стабилизации изменений климата.

И, конечно же, одной из главных задач России является подготовка достойной второй волны стран – кандидатов для дальнейшего расширения БРИКС-10. Хотя официальные критерии, предъявляемые к странам, вступающим в БРИКС, все еще не опубликованы, можно предположить, исходя из предыдущего этапа расширения, что страны – основоположники БРИКС руководствовались следующими принципами:

1) поскольку БРИКС создавалась как форум суверенных государств, страны, претендующие на членство в объединении, должны обладать достаточной политической волей для принятия самостоятельных решений при определении своей судьбы;

2) в БРИКС входят страны, которые поддерживают формирование равноправного и справедливого многополярного мироустройства;

3) это должны быть страны, имеющие достаточно крупные экономики (с объемом ВВП порядка 0,3–0,5 трлн долларов) с реальным потенциалом для долгосрочного роста с темпами выше среднемировых;

4) каждый новый член БРИКС+ должен внести свой вклад в повышение его ценности;

5) страны БРИКС должны соблюдать географический и цивилизационный баланс, чтобы адекватно представлять мировое большинство.

Исходя из вышеуказанных принципов, авторы полагают, что наиболее подходящей группой стран в качестве второй волны расширения БРИКС+ на саммите
в Казани была бы следующая группа: Алжир, Индонезия, Казахстан, Мексика, Нигерия, Таиланд и Турция. Заметим, что ряд из этих стран уже официально подали заявки на вступление в объединение. Алжир представляет североафриканскую ветвь мусульманской цивилизации и располагает крупной экономикой, демонстрирующей динамичный рост. Казахстан представляет евразийскую цивилизацию и в этом качестве мог бы усилить позиции России в БРИКС+. Мексика представляет северную ветвь латиноамериканской цивилизации, она сможет стать одним из эпицентров регионального роста. Мексика, как ни одна другая страна региона, имеет уникальное сочетание условий для экономического подъема, но выйти на траекторию устойчивого роста ей пока не удается, несмотря на членство в НАФТА, поскольку США всегда ограничивали передачу ей современных технологий. Поэтому Мексика может проявить интерес к вступлению в БРИКС+, чтобы начать новый успешный этап развития, тем более что США отгораживаются от нее неприступной стеной. Нигерия представляет африканскую цивилизацию, это страна с быстрорастущим многочисленным населением. Таиланд является частью буддийской цивилизации, которая еще не представлена в БРИКС+. И, наконец, Турция, представляющая мусульманскую цивилизацию, страна, связующая три континента, Черное и Средиземное моря. Турция совместно с квартетом мусульманских стран Ближнего Востока и Персидского залива, уже присутствующими в объединении, могла бы способствовать установлению в регионе такого миропорядка, который отвечает целям БРИКС.

Начало второго этапа развития БРИКС – этапа расширения (2023 г.)

Таким образом, саммит БРИКС в Казани под председательством России может дать мощный импульс, необходимый для дальнейшего ускоренного развития и расширения объединения. Этому будут способствовать разрабатываемые Россией механизмы и технологии, облегчающие финансово-экономическое и торговое сотрудничество, а также передачу ТШП и их успешное использование в низкотехнологичных развивающихся странах. Благодаря этому БРИКС может помочь многим развивающимся странам перейти на траекторию устойчивого роста и развития. Однако этому могут помешать дальнейшие дестабилизирующие действия, которые непременно будут предприняты со стороны США и их союзников, не желающих терять доминирующее положение в мире. В этих условиях БРИКС из чисто экономического объединения неизбежно должна перерасти в экономико-геополитический блок для демократической выработки общих позиций по основным международным событиям в противовес коллективному Западу, который формирует свою позицию под диктатом США. В конце концов, ведь именно США и их союзники еще десять лет назад начали первыми создавать «дружественные торгово-экономические блоки» для ограничения торговли и инвестиций с остальным миром, что привело к фрагментации глобального рынка. Именно Запад запустил процесс деглобализации мировой экономики, приведший к ощутимому замедлению ее динамики в последние годы.

Однако все еще сохраняется огромный разрыв в уровне жизни населения в развитых и развивающихся странах, что в условиях прежней замедляющейся глобализации порождает дополнительную геополитическую напряженность и конфликты во многих регионах мира. Для выравнивания средних доходов населения в развитых и развивающихся странах требуется ввести справедливый механизм распределения доходов, получаемых в результате глобализации, тогда как на первом этапе глобализации (1980–2010 гг.) развитые страны Запада, продвигая свою программу глобализации, обеспечили себе непропорционально большую долю выгод за счет развивающихся стран. Если ситуация не изменится и будет продолжаться нынешний процесс необузданной несправедливой глобализации, тогда человечеству не удастся избежать перерастания сегодняшней геополитической напряженности в источник перманентной нестабильности и даже локальных и региональных войн. Настало время, когда развивающиеся страны надеются на справедливое распределение выгод от глобализации. Но какая организация в мире способна гарантировать использование преимуществ глобализации развивающимися странами, одновременно не допуская ее опасных последствий?

Еще несколько лет назад такие надежды связывали с «Большой двадцаткой» в связи с возрастанием международного авторитета и усилением позиций БРИКС в G20. Но сегодня очевидно, что страны G7 заблокируют любое соответствующее предложение в G20. Поэтому единственной организацией, которая сможет решить эту проблему, является БРИКС+. Именно она в силах гармонизировать новый этап глобализации так, чтобы он принес выгоду новым сотням миллионов людей из развивающихся стран. Глобализацию, но справедливую, необходимо обязательно продолжать. Не будем забывать, что именно благодаря глобализации за последние 25 лет более 600 млн китайцев выбрались из нищеты и бедности. В Индии также условия жизни сотен миллионов людей были улучшены. В Бразилии многие миллионы людей поднялись до уровня среднего класса. Крайне важно, чтобы эта тенденция получила продолжение и привела к относительному выравниванию богатства народов в развитых и развивающихся странах, что будет способствовать укреплению взаимного доверия и безопасности в мире. Как заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди на онлайн-саммите «Голос Глобального Юга» [1st Voice… 2023]: «Развивающиеся страны желают глобализации, которая не приведет к долговому кризису. Мы хотим глобализации, которая приносит процветание и благополучие человечеству в целом и ориентирована на рядового человека».

Успехи стран БРИКС, несомненно, будут выгодны развивающимся странам мира. Действительно, глобальная экономика нынче стала нестабильной вследствие кризисов и деградации в развитых странах. Экономики же стран БРИКС и другие растущие новые рыночные экономики, ранее считавшиеся гораздо более уязвимыми к внешним негативным воздействиям, продемонстрировали в годы последнего мирового финансово-экономического кризиса удивительную устойчивость. Все дело в том, что высокие темпы роста и финансовая стабильность в странах БРИКС способствуют непрерывной модернизации экономики и положительным структурным изменениям. Способность своевременной адаптации к структурным изменениям глубоко укоренилась во многих быстрорастущих экономиках, став основой их динамичного развития. В этих экономиках к тому же идет постепенное усиление движущих сил эндогенного, опирающегося на растущий средний класс внутреннего роста. Вместе с тем этот новый средний класс создает дополнительный возрастающий спрос на высококачественные товары и наукоемкую высокотехнологичную продукцию, стимулируя переход к инновационной экономике. В последние годы наблюдается тенденция усиления взаимной торговли и инвестиций между странами, входящими в БРИКС. По мере роста торговли с развивающимися странами и между собой экономики авангардных стран БРИКС все меньше будут зависеть от спроса населения развитых стран, поскольку общий объем рынка развивающихся стран достаточно велик. Поэтому БРИКС+ уже в ближайшем десятилетии будет способна придать устойчивость социально-экономическому развитию мирового большинства.

Итак, при успешной реализации описанного выше оптимистического сценария развития и расширения БРИКС, поддержанного мировым большинством, уже в 2040-е гг. человечество будет благополучно развиваться в условиях устойчивого равноправного многополярного мироустройства на базе плодотворного диалога и партнерства цивилизаций и ведущих держав. Благодаря сильному лидерству БРИКС+ в мире будут заложены основы прогрессивной интегральной и гуманистически-ноосферной цивилизации [Яковец, Акаев 2016], идущей на смену отживающей свой век индустриальной хищнической капиталистической цивилизации. БРИКС+ станет основной глобальной консолидирующей силой мирового большинства, способной решительно противостоять любым дестабилизирующим силам. Нынешний коллективный Запад распадется на 3–4 центра силы в новом многополюсном мире и будет вынужден адаптироваться к развитию в условиях нового международного права. Поскольку роль ООН как центрального органа всей системы международных отношений никем не оспаривается, то она, опираясь на БРИКС+, может плавно трансформироваться в Организацию Объединенных Цивилизаций (ООЦ) и вновь занять ведущее место и играть ключевую роль в будущем многополярном мироустройстве. Ведь всем очевидно, что «концерт наций» уже уходит в историю.

Литература

Акаев А. А. Процесс зарождения нового справедливого многополярного мироустройства и перспективы его становления // Век глобализации. 2023. № 3. С. 3–18.

Акаев А. А, Мусиева Д. М. БРИКС вступает в качественно новый этап развития // Мир перемен. 2023. № 3. С. 130–144.

Моазед А., Джонсон Н. Платформа: Практическое применение революционной бизнес-модели. М. : Альпина Паблишер, 2019.

Срничек Н. Капитализм платформ. М. : Изд. дом ВШЭ, 2021.

Стрелец И. А. Сетевая экономика и сетевые рынки М. : МГИМО, 2018.

Яковец Ю. В., Акаев А. А. Перспективы становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций. М. : МИСК, 2016.

1st Voice of Global South Summit [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://www.mea.gov.in/voice-of-global-summit.htm (дата обращения: 02.07.2024).

 

 




* Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда (проект № 23-11-00160 «Моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС в XXI веке в контексте мировой динамики»).

Для цитирования: Акаев А. А., Мусиева Д. М. БРИКС – платформенная модель для ускоренного формирования нового равноправного многополярного мироустройства и справедливой глобальной системы управления // Век глобализации. 2025. № 1. С. 50–62. DOI: 10.30884/ vglob/2025.01.04.

For citation: Akayev A. A., Musieva J. M. BRICS as a Platform Model for the Accelerated Formation of a New Equal Multipolar World Order and a Fair Global Governance System // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2025. No. 1. Pp. 50–62. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.04 (in Russian).