Место и роль БРИКС в формировании нового миропорядка


скачать Авторы: 
- Герасимов В. И. - подписаться на статьи автора
- Коданева С. И. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(53)/2025 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2025.01.05

Герасимов Владимир Иванович – к. филол. н., в. н. с. Университета мировых цивилизаций. E-mail: coopinion@mail.ru.

Коданева Светлана Игоревна – к. ю. н., в. н. с. Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: kodanevas@gmail.com.

В статье представлен обзор материалов II Международной научно-практической конференции «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы сотрудничества в изменяющемся мире». Представлены цели и задачи конференции, приоритетные тематические направления, общие количественные показатели. Основное внимание уделяется докладам, посвященным формированию нового миропорядка и роли стран БРИКС в этом процессе. Рассматриваются также перспективные области сотрудничества стран БРИКС (в том числе в решении глобальных проблем), приоритеты и механизмы стратегического планирования и управления в странах БРИКС, культурно-цивилизационные особенности и необходимые условия укрепления субъектности этого интеграционного объединения.

Ключевые слова: формирование нового миропорядка, страны БРИКС, национальные интересы, интеграционные процессы, международное сотрудничество.

THE PLACE AND ROLE OF BRICS IN THE FORMATION
OF A NEW WORLD ORDER

Vladimir I. Gerasimov – Ph.D. in Philology, Leading Researcher at the University of World Civilizations. E-mail: coopinion@mail.ru.

Svetlana I. Kodaneva – Ph.D. in Law, Leading Researcher at the Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. E-mail: kodanevas@gmail.com.

The article presents an overview of the proceedings of the II International Scientific and Practical Conference “BRICS Countries: Development Strategies and Mechanisms of Cooperation in a Changing World”. The goals and objectives of the conference, priority thematic areas, and general quantitative indicators are presented. The main focus is on the reports on the formation of a new world order and the role of the BRICS countries in this process. Promising areas of cooperation between the BRICS countries (including in solving global problems), priorities and mechanisms of strategic planning and management in the BRICS countries, cultural and civilizational features and necessary conditions for strengthening the subjectivity of this integration association are also considered.

Keywords: formation of a new world order, BRICS countries, national interests, integration processes, international cooperation.

Введение

5–7 июня 2024 г. в Москве состоялась Вторая международная научно-практическая конференция «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы сотрудничества в изменяющемся мире», направленная на конструктивное обсуждение стратегий развития и механизмов взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС, выработку конкретных рекомендаций по решению ключевых проблем в этой области, представление результатов и перспектив сотрудничества стран БРИКС в области экономического, инновационно-технологического, научного и культурного развития.

Организаторы конференции: Университет мировых цивилизаций, Евразийский информационно-аналитический консорциум, Международный союз экономистов, Российский совет по международным делам, Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию, Национальный комитет по исследованию стран БРИКС, Российский центр научной информации, Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России, МИРЭА – Российский технологический университет, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, факультет глобальных процессов МГУ, Институт экономических стратегий РАН, Институт Китая и современной Азии РАН.

Особое внимание в работе конференции было уделено формированию нового миропорядка; национальным интересам стран БРИКС в изменяющемся мире, проблемам стратегического планирования и управления; глобальным и региональным аспектам сотрудничества стран БРИКС; научно-технологическому развитию и сотрудничеству, задачам обеспечения технологического суверенитета и технологического лидерства стран БРИКС; развитию информационной безопасности, защите общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; развитию науки и образования в странах БРИКС; цифровизации экономики, искусственному интеллекту и большим данным в жизнедеятельности социума; охране окружающей среды, продвижению экологически чистых и энергосберегающих технологий.

В программе конференции* было заявлено участие 582 специалистов из 38 регионов РФ и 20 зарубежных стран, а также 402 доклада (в том числе 111 заочных). Доклады заслушивались на пленарном заседании и на девяти секциях, шесть из которых были проведены в Университете мировых цивилизаций и три – в РСМД, МИРЭА и НКИ БРИКС. В рамках данного обзора будут представлены доклады, посвященные роли стран БРИКС в формировании нового мироустройства. Посвященные этой теме доклады были представлены как на пленарном заседании, так и на нескольких секциях.

* * *

Пленарное заседание конференции открыл доклад д. э. н., профессора, генерального директора Института экономических стратегий РАН и Международного научно-исследовательского института проблем управления А. И. Агеева, в котором рассматривалось место БРИКС+ в «расколотом и сплетенном» мире. По мнению докладчика, процессы, которые сейчас происходят, имеют эпохальное значение. Важнейшей особенностью текущего исторического этапа является сдвиг в гегемонии, который выражается в недовольстве развивающихся стран своим «местом под солнцем», в крушении доктрины господства, в существенных изменениях, которые происходят в мировом ВВП, в технологическом лидерстве, военном потенциале, в мировой финансовой системе и системе международной торговли. Мы являемся фактически свидетелями капитуляции нынешнего гегемона, которую западный альянс стремится предотвратить за счет сплочения западного мира, упреждающего технологического рывка на основе форсированного развития ВПК, предотвращения снижения роли доллара США в качестве мировой резервной валюты и роста долей конкурентных расчетных единиц, экспроприации и уничтожения существенной части национального богатства РФ и других стран БРИКС, подавления суверенитета РФ, Китая, Индии и других развивающихся стран во всех сферах, предотвращения полноценного военно-стратегического союза РФ с Китаем и др.

Автор отмечает устойчивый рост доли стран БРИКС в мировом ВВП, обширность занимаемой ими территории, а также наличие значительных природных ресурсов, но главным потенциалом стран БРИКС он признает человеческий капитал, те демографические ресурсы, которые в сочетании с растущей экономикой способны взломать сложившийся миропорядок. К числу приоритетных задач в реализации жизненно важных интересов стран БРИКС докладчик относит повышение их витальности, удвоение нормы накопления, заметное усиление социальной справедливости, формирование новых институтов экономики, образования, социализации и управления, полноту суверенизации и субъектность.

Иностранный член РАН, профессор МГУ А. А. Акаев выразил убеждение в том, что БРИКС является платформой для формирования равноправного многополярного мироустройства. Базовым ресурсом современного общества является информация, которая реализуется через сетевые структуры. Сети превратились в основную организационную форму информационного общества. Сеть – это система децентрализованного управления, полезность которой увеличивается по экспоненте с увеличением числа ее участников. Платформа – базовая инфраструктура, опосредующая взаимоотношения между участниками сети. Объединение БРИКС, чтобы идти в ногу с эпохой, должно иметь платформенную инфраструктуру с цифровыми инструментами и сервисами для обслуживания взаимодействия своих участников. Платформа БРИКС должна обеспечивать своим участникам возможность оперативно связываться между собой, чтобы обмениваться товарами, услугами и информацией без излишних барьеров. Правила взаимодействия на платформе устанавливают страны – члены БРИКС.

Изначально стратегической целью БРИКС является формирование равноправного многополярного мироустройства со справедливым и рациональным гло-бальным управлением. Именно поэтому в БРИКС были установлены самые демократические правила взаимодействия ее членов, наиболее привлекательные для развивающихся стран: полное равноправие; невмешательство во внутренние дела друг друга и уважение права каждого народа на собственную модель развития; страны БРИКС не навязывают свои идеологические убеждения кому-либо и не экспортируют «цветные революции». Страны-лидеры, составляющие ядро БРИКС, – Россия, Китай, Индия и Бразилия – осуществили успешную индустриализацию и информатизацию, освоили космические технологии и теперь успешно формируют цифровую экономику. Их сила в том, что они сохранили ценности традиционной культуры. Страны – лидеры БРИКС дали важный урок развивающимся странам: успешная модернизация возможна без «вестернизации», без применения разрушительных принципов «Вашингтонского консенсуса». Страны – лидеры БРИКС закладывают основы прогрессивного интегрального экономического и социокультурного строя, обеспечивающего процветание большинства населения, и строят межцивилизационное объединение, основанное на равноправном диалоге и парт-нерстве. У мирового большинства появилась уверенность в том, что БРИКС – это успешный проект, остановить его дальнейшее развитие уже невозможно. БРИКС становится локомотивом развивающегося мира и постепенно превращается в платформу для всестороннего сотрудничества стран Глобального Юга.

О. Ф. Русакова, д. полит. н., профессор, зав. отделом философии Института философии и права УрО РАН, в своем докладе отмечает, что за годы своего существования объединение БРИКС стало важным международным актором, который отстаивает идеи справедливого мироустройства, многополярности, суверенности и равноправия государств, борьбы с разнообразными формами дискриминации, выступая в качестве принципиальной альтернативы западоцентричной модели мира. На саммитах БРИКС постоянно подчеркивается необходимость преодоления санкционной и дискриминационной политики, проводимой западными странами и альянсами в отношении противостоящих им государств и союзов. Следовательно, для вступления в ряды БРИКС новых государств, помимо приверженности принципам многополярности, суверенности, справедливости, равенства и т. д., необходимо, чтобы они также выступали против дискриминационных санкционных практик, применяемых в самых разных областях общественной жизни. Именно эти требования делают участие в работе БРИКС особо привлекательным для многих государств мира, которые когда-либо подвергались санкционному давлению со стороны западных государств. БРИКС является «магнитом», притягивающим к себе прежде всего государства Глобального Юга. Форматы деятельности БРИКС уже успели положительно зарекомендовать себя, став важным фактором усиления международного влияния этого альянса. Автор выражает убеждение в том, что в современной геополитической ситуации именно БРИКС в процессе своего развития сможет осилить решение тех масштабных вызовов, с которыми столкнулось человечество.

В. И. Мунтиян, д. э. н., профессор, советник Института исследований и экспертизы ВЭБ, посвятил свой доклад представлению концептуальных основ, приоритетов и механизмов стратегического планирования и управления в странах БРИКС. Автор отмечает, что при демонтаже нынешней деградирующей системы мироустройства БРИКС обладает необходимым потенциалом, чтобы стать основой для разработки и реализации принципиально новой, более прогрессивной модели развития человеческой цивилизации.

По убеждению автора, БРИКС – это наиболее благоприятная среда для формирования и реализации новой парадигмы и модели будущего мирного и более справедливого сосуществования стран и народов; основа для выживания человеческой цивилизации; фундамент для построения нового мирового порядка; ядро новой системы международной безопасности, стабильности и устойчивого развития.

Союз стран БРИКС может и должен предложить миру принципиально новую парадигму выхода из системного цивилизационного кризиса. В создавшейся ситуации первостепенными задачами новой стратегии БРИКС должны стать обеспечение выживания, нормального существования и безопасности. Главной задачей в стратегии развития БРИКС должно стать спасение и сохранение мира в целом.

Миссия БРИКС – создание не особого макрорегиона по аналогу англосаксонской модели, а новой справедливой и прогрессивной системы мироустройства на принципах ноосферы, где нет места неоколониализму.

А. Н. Чумаков, д. филос. н., профессор факультета глобальных процессов МГУ, главный редактор журнала «Век глобализации», отметил, что современный мир являет собою динамичную и достаточно пеструю культурно-цивилизационную систему, где у каждого государства свое особое место. Оно зависит не только от целей, задач и амбиций того или иного государства, но и от того, насколько данное государство весомо, значимо и авторитетно представлено в международном сообществе, а следовательно, и в той коалиции, куда оно входит. В современных условиях существенно возрастает роль альянсов, коалиций, блоков, союзов, объединений и иных форм кооперации различных субъектов международных отношений, а объединение усилий субъектами становится условием выживания и укрепления безопасности в ситуации перманентного противоборства и всеобщей конфронтации. В то же время пока нет условий для создания действительно глобальных объединений, куда входили бы все государства планеты, государства вынуждены объединяться в альянсы, представляющие их общие интересы. Характерными примерами подобного рода международных организаций являются БРИКС, ЕС, АСЕАН и др. В политической сфере отношений можно назвать «Большую семерку», «Большую двадцатку»; в области экономики – это Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), а в военной сфере примерами являются НАТО и ОДКБ. Но указанные организации и альянсы сами вступают в конфликты и противоречия между собой, и остается лишь констатировать тот факт, что мировое сообщество обречено жить в перманентном противоборстве не только отдельных индивидов и иных субъектов общественных отношений, но и их всевозможных коалиций, союзов, блоков и т. п. [Чумаков 2016]. При этом ни одна страна в современном мире не может доминировать абсолютно, что вынуждает руководство этих стран заручаться морально-политической поддержкой других государств. Таким образом, главные вопросы, которые сегодня встают перед каждым государством, – это то, насколько привлекательными для других общественных систем являются их идеология, система ценностей, поведение во внутренней и внешней политике, наконец, сколько у них союзников и на чью поддержку они могут рассчитывать в глобальном противостоянии всевозможных амбиций и интересов.

В. Е. Лепский, д. психол. н., г. н. с. Института философии РАН, к необходимым условиям укрепления субъектности БРИКС+ относит:

– формирование идеологии (мировоззрения) БРИКС+;

– снижение роли принципа максимизации прибыли и плавный переход к гармонии субъектов развития на основе гармонии иерархий, сетей и сред в обеспечении жизнедеятельности, безопасности и развития БРИКС+;

– проектную идентификацию членов БРИКС+ (формирование современных механизмов целеполагания и стратегического планирования);

– совершенствование механизмов общественного участия для укрепления субъектности БРИКС+. Создание центров общественного контроля и выработки консолидированных решений. Создание пространства доверия в БРИКС+ и др.;

– обеспечение рефлексии всех членов БРИКС+ о состоянии и будущем (на всех уровнях и аспектах);

– организацию системы опережающего образования на пространстве БРИКС+ и создание инкубаторов социально ответственных лидеров (элиты развития БРИКС+);

– формирование концепции безопасности БРИКС+, ориентированной на гармонию безопасности и развития.

А. И. Субетто, д. ф. н., д. э. н., к. т. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный президент Ноосферной академии наук, профессор кафедры общественных наук Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ, полагает, что в условиях процессов первой фазы глобальной экологической катастрофы спасение человечества возможно только в случае перехода к кооперационной цивилизации. В этом процессе Россия в силу особенностей своего цивилизационного развития призвана стать в ближайшие десятилетия лидером Ноосферного прорыва человечества. Но путь к общественно-планетарному идеалу будет очень сложным и охватит весь XXI век. В итоге он должен привести к формированию Ноосферного Союза Цивилизаций, что и должно стать «Повесткой Дня» на XXI век. В этом контексте Союз Советских Социалистических Республик можно рассматривать как прообраз будущего Ноосферного Союза Цивилизаций как формы реализации планетарной кооперации народов-этносов и сохранения разнообразия на Земле. Высшей целью России, по мнению докладчика, должен стать переход к научно-управляемой социоприродной эволюции с установлением Ноосферного Социализма и научно-образовательного общества. Россия как полиэтническая кооперация нуждается в национальной идее, которой должен стать Ноосферизм и на его основе – Ноосферный Социализм. Россия должна возглавить Ноосферный прорыв человечества, который обеспечит не только экологическое выживание, но и поступательное развитие через становление Ноосферного Союза Цивилизаций (мировой ноосферно-цивилизационной кооперации), первыми шагами на пути к которому стали и БРИКС, и ШОС, и ЕАЭС, и Союз России и Белоруссии.

Независимый исследователь из ФРГ А. Н. Журба (Белов) подчеркнул, что человечество разделено на блоки в соответствии с признаваемыми отдельными народами ценностями. Примирение ценностно несовместимых миров возможно, но только в том случае, когда противоборствующие стороны вынуждены признать несокрушимую мощь противника. Только в этом единственном случае возможен уважительный учет интересов противника. Однако сегодня весь мир играет на поле и по правилам коллективного Запада (КЗ), поскольку финансовые механизмы, которыми широко пользуются все страны, включая БРИКС, были разработаны западной цивилизацией еще в колониальный период. Это положение заведомо обрекает БРИКС на проигрыш, так как донорство стран БРИКС в отношении западной цивилизации составляет 2–3 % от их ВВП, а потери РФ, идущие на процветание стран Запада, доходят до 4 % ВВП [Ньевас, Содано 2024]. Поэтому, как полагает докладчик, выход у БРИКС один – отказаться от институтов классического капитализма, прежде всего его финансовых форм и инструментов. Необходимо вернуться к способам хозяйствования, которые на протяжении тысячелетий обеспечивали существование народов, позволяли им расти и развиваться и которые К. Маркс в свое время назвал «азиатским способом производства». Речь идет только о тех принципах хозяйствования, которые могли бы плодотворно послужить странам и народам в XXI в. и в будущем (например, общинная собственность на природные ресурсы, новые формы банкинга, такие как Крестьянский банк, созданный Мухаммадом Юнусом в Бангладеш, и т. п.).

Д. филос. н., профессор Института бизнеса и деловой администрации РАНХиГС при Президенте РФ В. В. Добрынин и к. и. н., с. н. с. Института востоковедения РАН Л. С. Перепелкин полагают, что ООН может стать аналогом мирового парламента. Для этого необходимо кодифицировать право ООН, устранив внутренние противоречия, и создать механизмы, обеспечивающие исполнение права ООН национальными правительствами. При этом ООН необходимо реформировать, чтобы этот орган стал рупором и проявлением воли большинства населения планеты, а не меньшинства, как сейчас. Это же касается и других международных институтов. Необходимо также разработать «Основные принципы действия суверенных государств на международной арене», или «Основные принципы международной политической этики», ограничивающие эгоистичные устремления государств и основанные на кодифицированном международном праве, и предложить их к рассмотрению в ООН. Это, по мнению докладчиков, должно стать одним из направлений работы БРИКС.

Тему трансформации международных институтов рассматривает и к. ю. н., в. н. с. Центра международного права и сравнительно-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ А. А. Каширкина. Она полагает, что БРИКС является хорошим примером того, как международная структура, не имеющая в своей основе международного учредительного акта и созданной на его основе институциональной системы, может достаточно эффективно выстраивать международное сотрудничество, не являясь межгосударственным интеграционным объединением. БРИКС знаменует собой конец предполагаемого западного универсализма конституционного права, а инновационный характер БРИКС заключается именно в том, что государства, входящие в него, могут сформировать новую модель международного сотрудничества [Car-ducci, Bruno 2014]. Развитие кооперационных отношений между государствами – членами БРИКС и различными международными и региональными акторами имеет жизненно важное значение для продвижения общих интересов через существующие и новые механизмы сотрудничества, координации с другими международными и региональными организациями, объединениями и форумами, а также на основе расширения формата сотрудничества и взаимодействия внутри самого блока и участия в различных многосторонних глобальных организациях [Stojković, Milosavljević 2023]. В отличие, например, от Европейского союза, который требует от новых государств-членов строгого пересмотра своих конституционных и правовых систем, группа БРИКС использует то, что можно назвать мягкой передачей политики. Такая форма диалога между странами БРИКС сегодня предполагает «легальные потоки», результаты которых нельзя назвать «трансплантациями», они представляют собой форму «легального заимствования» и являются результатом решений, принятых на межправительственных сессиях. Таким образом, закладываются основы прочных правовых «мостов» между различными системами.

Д. э. н., заместитель генерального директора ООО «ФРЭКОМ» П. В. Касьянов отмечает, что в настоящее время происходят качественные изменения, которые приведут к новому мироустройству. Однако в документах БРИКС не отражены (или отражены недостаточно) концептуальные положения этого нового справедливого мироустройства и движения к нему. Для этого необходимо оценить причины современного кризиса, которые, по его мнению, заключаются в парадигме развития человечества, основанной на паразитировании на природных ресурсах. Это означает, что для формирования нового миропорядка необходимо изменить саму парадигму познания и научную парадигму, сформированные западной цивилизацией, поскольку геополитическая победа в состязании с КЗ в любой форме будет пирровой победой, если не изжить все глубинные причины цивилизационного тупика. Ведущим способом познания должна быть наука в широком смысле, изучающая тонкоматериальные миры, описывающая то, что веками трактовалось в религиозной традиции как чудо, непознаваемость божественного. Наука «новых горизонтов» будет способна объяснить те явления, которые до настоящего времени официальной наукой не познаны или не признаны, а в религии сама возможность их познания находится в принципе под запретом.

Д. э. н., профессор, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета С. Г. Ковалев представил существующий миропорядок как многоуровневый кристалл, включающий в себя доминантные и недоминантные субъекты – великие державы и другие страны, транснациональные и национальные компании, глобальные явные и «закулисные» организации, интеграционные блоки, институты и организации отдельных стран. Докладчик обозначил ряд тенденций развития миропорядка: формирование сложной, разветвленной сетевой структуры доминантных игроков и их диффузия; глобальная унификация общества; природоресурсная недостаточность; глобальная информатизация и цифровизация процессов управления; новое качество сращивания мирового денежного и мирового информационного пространства. Современный мир является миром неоимперским, миром крупных интеграционных региональных образований, которые складываются вокруг крупнейших держав, доминирующих в конкретных регионах, и их группировок. Империи не перестали существовать, но видоизменились. Роль классических метрополий выполняют ТНК, транснациональные банки и их штаб-квартиры в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Швейцарии, Японии, а их империи – это сетевой переплетающийся конгломерат их филиалов во всех частях Старого и Нового Света, их семейных владельцев и правительств подконтрольных им государств.

В. А. Чернов, д. э. н., профессор Нижегородского государственного университета, также полагает, что современная гегемония КЗ держится на принципах господства транснационального банковского эмиссионного капитала, подчиняющего узкокорпоративным интересам финансовые и политические институты как внутри страны их географического расположения, так и других стран, что соответствует формации финансиализма с его геополитической философией трансатлантизма. Это означает, что формирование нового миропорядка невозможно, пока не будет уничтожена финансовая зависимость от транснациональной корпоратократии. По его мнению, Новый банк развития (НБР) БРИКС может стать примером принципиально нового финансового института, поскольку система его управления существенно отличается от ФРС (США), ЕЦБ (ЕС), ЦБ (Россия) – он управляется не частным капиталом, а представителями государств-членов, что открывает возможность быть независимыми от транснационального монополярного гегемона, сохранять национальные суверенитеты стран – членов БРИКС.

Проблематике трансформации международной финансовой системы был посвящен и доклад д. э. н., академика РАЕН, заслуженного экономиста России, профессора МГУ В. Д. Андрианова, который полагает, что сейчас разворачивается новый экономический суперкризис, причина которого коренится в системных дисбалансах в глобальной экономике и мировой финансовой системе, требующих кардинальной перестройки всех ее сегментов. Новая валютная система должна строиться не на долларовом стандарте и резервных валютах сателлитов США, а на более широкой корзине национальных валют прежде всего стран БРИКС. Составными институциональными финансовыми элементами новой альтернативной валютной системы на первом этапе могут стать международные финансовые институты развития, такие как Новый банк развития БРИКС (НБР), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Исламский банк развития (ИБР) и др. Возможно создание нового международного финансового института как альтернативы МВФ, который мог бы регулировать деятельность валютного и фондового рынка, оффшорных центров, суверенных фондов, принципов трансграничных слияний и поглощений, рынка небиржевых деривативов и др. Одновременно, по мнению докладчика, необходимо стимулировать региональную экономическую интеграцию и формирование региональных валютных зон – азиатской валютной зоны на базе азиатской валютной единицы АКЮ (англ. Asian currency unit, ACU); зоны «золотого динара» арабских стран; рублевой зоны, включающей ЕАЭС и отдельные страны СНГ; валютной зоны стран Латинской Америки; валютной зоны стран западноафриканского экономического сообщества ЭКОВАС.

Д. и. н., профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС М. М. Шумилов и студент того же института Ю. М. Шумилов в своем докладе также обратились к проблематике трансформации мировой валютной системы, в частности к перспективам отказа от доллара США как основной валюты международных расчетов. По их мнению, такая перспектива связана с переходом на расчеты с использованием цифровых валют. Так, в 2020 г. КНР запустила цифровую валюту e-CNY, в 2021 г. начала партнерские отношения с ОАЭ и Таиландом для расчетов по экспорту в цифровых юанях. Одновременно была запущена Трансграничная межбанковская платежная система (CIPS) как альтернатива SWIFT. К началу 2023 г. к ней присоединились около 1300 банков из более чем 100 стран. При этом была использована платформа mBridge – совместная разработка Китая, ОАЭ, Тайваня и Таиланда. Присоединение к этому проекту российского Центробанка и Банка БРИКС ускорит процесс дедолларизации.

Д. ф. н., г. н. с. Высшей школы экономики МГУ, в. н. с. Института востоковедения РАН Л. Е. Гринин и к. б. н., с. н. с. НИУ ВШЭ, н. с. МГУ имени М. В. Ломоносова А. Л. Гринин посвятили свой доклад двум ключевым, по их мнению, аспектам борьбы за мировой порядок – технологическому и демографическому. Докладчики подчеркнули, что чем больше возможностей появляется у технологий, тем сильнее желание геополитических игроков использовать эти технологии для собственных целей – военных, внешнеполитических, разведывательных и иных [Кашин, Сушенцов 2023]. Внедрение эффективных технологий существенно изменяет не только внешнеполитические и военные возможности, но и сами эти отношения – как межгосударственные, так и внутригосударственные, – что они продемонстрировали на ряде примеров, показав, что в принципе любая технология может стать орудием политической борьбы, в том числе за мировой порядок. Только адекватная общая стратегия, включающая в себя различные аспекты, опирающаяся на передовые технологии и прогноз появления новых технологий, способна помочь занять достойное место в новом мировом порядке. Что касается демографического измерения, то докладчики предположили, что резкое сокращение белого населения в США в итоге приведет к краху американской гегемонии [Huntington 2004]. На политические процессы могут оказать влияние самые разные демографические процессы. В частности, миграция меняет облик европейских городов, столиц, в целом стран в пользу исламских и африканских мигрантов. В итоге происходит мощнейший геополитический разлом в Мир-Системе, где явно идет борьба за изменение баланса сил и роли в мировом порядке (в целом за возможности его изменения).

К. э. н., в. н. с. ИМЭМО РАН В. Н. Кумачев, с. н. с. ИМЭМО РАН С. Ю. Казеннов и н. с. ИМЭМО РАН Е. М. Королева проанализировали перспективы развития БРИКС, а также потенциальную роль России в этом объединении. Докладчики отметили, что страны – участники БРИКС имеют существенные различия в экономическом, политическом, культурном плане. Более того, они все в большей или меньшей степени «вмонтированы» в существующий «несправедливый» экономический миропорядок, поэтому для них БРИКС – это способ улучшить собственные позиции в отношениях со странами КЗ. Поэтому не следует рассматривать БРИКС как объединение «против Запада». Также докладчики скептически оценили перспективы создания единой валюты БРИКС, биржи БРИКС, появления единой идеологии. Остается открытым и вопрос лидерства. По мнению докладчиков, многое зависит от возможности сочетать эффективное развитие объединения, обеспечение его внутренней упорядоченности с задачами его расширения. Что касается России, то ей не хватает компоненты «мягкой силы» в ее широком понимании, включая экономику. Россия должна выглядеть не только мощной, экономически эффективной, но и цивилизационно «правильной», «справедливой», самодостаточной величиной глобальной и тем более региональной геополитики. При этом Россия не должна «перенапрягаться», принимая на себя слишком много ответственности и соответствующих усилий и обязательств.

По мнению д. э. н., зав. отделом экономических исследований Института востоковедения РАН А. В. Акимова, БРИКС объединяет страны, которые могут иметь схожие взгляды в политике, но при этом оставаться конкурентами в экономической сфере. Например, Индия отказалась вступать в созданное Китаем Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП, Regional Comprehensive Economic Partnership), опасаясь стать в нем младшим партнером КНР, которая уже превратилась в центр мировой экономики, сопоставимый с коллективным Западом [Афро-азиатские… 2023]. ВРЭП объединяет страны, выбравшие путь экономической интеграции с КНР даже вопреки политическим противоречиям с ним. Индия больше ориентирована на США и Европу, поскольку сильная сторона ее экономики – развитый экспорт услуг в сфере информационных технологий и бизнес-услуг – не востребована в странах Азии [Цветкова 2021; 2022]. Докладчик предположил, что по мере развития технологий дешевизна индийской рабочей силы перестанет быть решающим фактором. В этих условиях Индии предстоит переопределиться с партнерами на мировом рынке. Не исключена вероятность ее возврата к экономической интеграции с партнерами из Восточной и Юго- Восточной Азии. Альтернативным вариантом может стать стратегия Индии на создание собственного интеграционного экономического объединения. В него могут войти страны Южной Азии, а также Ближнего и Среднего Востока, не вошедшие в такие крупные объединения, как ЕС и ВРЭП [Акимов 2023].

К. ф. н., в. н. с. Университета мировых цивилизаций В. И. Герасимов и к. ю. н., в. н. с. ИНИОН РАН С. И. Коданева отмечают особую значимость сотрудничества стран БРИКС в решении глобальных экологических проблем, включая изменение климата, обезлесение, опустынивание, утрату биоразнообразия, острую нехватку ряда природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Глобальные экологические проблемы можно решить совместными усилиями развивающихся стран, рассматривая БРИКС как «локомотив» осуществления необходимых перемен в создании безопасного и комфортного будущего планеты. В этом контексте развитие и расширение объединения БРИКС+ приобретает особую геоэкономическую и геополитическую значимость как площадка, на которой тестируются форматы партнерского взаимодействия стран, относящихся к различным локальным цивилизациям, оттачиваются принципы формирования нового справедливого и устойчивого мироустройства. Для обмена накопленным опытом и эффективной реализации международных и межгосударственных соглашений в области охраны окружающей среды необходимо создать Экологическую платформу БРИКС, которая должна представлять собой сетевую коммуникационно-деятельностную среду, содействующую интенсивному, скоординированному и результативному взаимодействию экспертного сообщества, органов государственной власти и управления, бизнес-структур, научно-исследовательских и профильных организаций системы образования, общественных, политических организаций и СМИ по ключевым проблемам экологического развития и сотрудничества стран БРИКС. Деятельность платформы в значительной степени должна быть ориентирована на разработку и реализацию конкретных программ и проектов [Герасимов, Коданева 2024].

Д. э. н., профессор кафедры экономики и финансов Волгоградского филиала Российского экономического университета И. Е. Бельских обратил внимание на то, что страны – участники БРИКС по-прежнему интегрированы в западные рынки больше, чем в рынки друг друга, они активно инвестируют на рынках G7. Развитие БРИКС, по его мнению, требует большей экономической интеграции участников объединения, для чего следует использовать представленный автором комплекс мотивирующих факторов, основанный на поиске точек соприкосновения и учета национальных интересов всех участников БРИКС [Бельских, Алифанова 2022]. Мотивационная работа должна опираться на множественные усилия по самым разным направлениям: языковая поддержка, создание инфраструктурных возможностей для взаимодействия, снижение валютных рисков (в частности, создание туристических цифровых токенов в странах БРИКС), формирование взаимного национального уважения и роста значения мотивационных программ в сфере экономики на основе отраслевого и территориального подходов. Подобная работа, по мнению докладчика, является основой долгосрочной интеграции стран БРИКС, построенной на взаимном интересе фирм и людей.

К. и. н., доцент кафедры всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского университета А. Г. Евстратов обратил внимание на опасность принятия в состав БРИКС Турции, которая может привести к разрушению объединения изнутри, поскольку эта страна видит себя конкурентом России и Китая во влиянии на Евразию. Она продвигает идею пантюркизма, которая представляет собой идеологию господства тюрков, объединенных вокруг Турции, что в итоге должно вылиться в появление на огромных пространствах евразийского материка образования под названием «Великий Туран». В этой связи докладчик призвал проявить максимальную осторожность в отношениях с Турцией и ее сателлитами, а также приложить больше усилий по переориентации стран тюркского мира на сотрудничество со странами БРИКС.

Заключение

Завершая обзор материалов этой конференции, считаем необходимым на их основе сделать некоторые обобщения:

1. Современное глобальное социально-экономическое пространство подвергается кардинальным преобразованиям – рушится однополярность мироустройства, на смену отношениям иерархического доминирования приходят отношения сетевого взаимодействия.

2. В современном геополитическом контексте объединение БРИКС обретает статус цивилизационной платформы многополярного мира, которая организует не только политические, экономические и технологические процессы, но и систему цивилизационных ценностей.

3. БРИКС стала полноценной платформой для объединения развивающихся стран на основе равноправия и культурного многообразия, главной целью которой является формирование равноправного многополярного мироустройства со справедливой и рациональной архитектурой глобального управления.

4. К стратегическим приоритетам объединения БРИКС можно отнести:

– обеспечение глобальной и региональной безопасности и стабильности;

– формирование нового справедливого и безопасного мирового порядка и новой системы международной безопасности;

– формирование справедливой и эффективно функционирующей мирохозяйственной системы;

– возрождение духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей стран БРИКС, создание условий для гармонического развития личности;

– создание безопасных, сбалансированных и динамичных транснациональных транспортно-логистических систем, коммуникационной инфраструктуры на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий;

– создание новой системы международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

5. В складывающемся глобальном социально-экономическом пространстве сотрудничество стран БРИКС является важнейшим фактором укрепления их политической независимости, экономической конкурентоспособности, успешности национально-культурного и социально-экономического развития. Особое значение имеет сотрудничество стран БРИКС в решении глобальных проблем. Глобальные проблемы можно решить совместными усилиями развивающихся стран, рассматривая БРИКС как «локомотив» осуществления необходимых перемен в создании безопасного и комфортного будущего нашей планеты.

Литература

Акимов А. В. Индия как самостоятельный центр в мировой экономике // Вестник Института востоковедения РАН. 2023. № 4. С. 213–221.

Афро-азиатские страны и новые технологии 2023 / отв. ред. и сост. Н. Н. Цветкова. М. : ИВ РАН, 2023.

Бельских И. Е., Алифанова С. Е., Гордиенко В. В. Позиционирование экономики и маркетинг территории в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 3(140). С. 381–384.

Герасимов В. И., Коданева С. И. О мегапроекте «Экологическая платформа БРИКС+» // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы сотрудничества в изменяющемся мире: материалы Второй международной научно-практической конференции (5–7 июня 2024 года): в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. М. А. Булавина, В. И. Герасимов. М. : Изд. дом УМЦ, 2024. С. 448–455.

Кашин В. Б., Сушенцов А. А. Большая война: из прошлого в настоящее // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 2. № 6. С. 100–118.

Ньевас Г., Содано Э. Нормы доходности и иностранные активы в глобальной перспективе, 1970–2022 гг. [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://wid.world/wpcontent/uploads/2024/04/WorldInequalityLab_WP2024_14_Has-theUS-exorbitantprivile....

Цветкова Н. Н. Развитие цифровой экономики: страны Азии и Африки: в 2 кн. Кн. 1. Развитие цифровой экономики. М. : ИВ РАН, 2021.

Цветкова Н. Н. Развитие цифровой экономики: страны Азии и Африки: в 2 кн. Кн. 2. Компании цифровой экономики. Онлайн-платформы и занятость. М. : ИВ РАН, 2022.

Чумаков А. Н. О природе нестабильности в современном мире // Credo New. 2016. № 3(87). С. 8.

Carducci M., Bruno A. S. BRICS as Constitutional Inhomogenous Dynamics. 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.brics.unipr.it/wedit/uploads/contenuti/97/27102014144554.pdf.

Huntington S. Who We are: Challenges to American National Identity. New York : Simon & Schuster, 2004.

Stojković R., Milosavljević S. BRICS Tendencies towards Redefining the Global Economic Order // Science International Journal. 2023. Vol. 2. No. 4. Pp. 7–11.

 




* Для цитирования: Герасимов В. И., Коданева С. И. Место и роль БРИКС в формировании нового миропорядка // Век глобализации. 2025. № 1. С. 63–76. DOI: 10.30884/vglob/ 2025.01.05.

For citation: Gerasimov V. I., Kodaneva S. I. The Place and Role of BRICS in the Formation of a New World Order // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2025. No. 1. Pp. 63–76. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.05 (in Russian).


* Полный текст программы опубликован на сайте «Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество» (http://ukros.ru/archives/37134).