Наднациональное крипторегулирование: необходимость или возможность


скачать Авторы: 
- Мосакова Е. А. - подписаться на статьи автора
- Шмелева М. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(53)/2025 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2025.01.07

Мосакова Елизавета Александровна – к. э. н., доцент, доцент кафедры ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: lizavetam@mail.ru.

Шмелева Майя Артемовна – студентка 2-го курса магистратуры факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: pchelkamayyyya@mail.ru.

Данная статья посвящена анализу возможных путей регулирования такого финансового феномена, как криптовалюты. На сегодняшний день многие государства реализуют локальную политику в отношении криптовалют. Подобная политика варьирует от полного запрета до легализации в рамках разработанного законодательства. Однако принятие локальных мер не способствует значительному снижению уровня рисков и угроз, которые представляют криптовалюты мировой финансовой безопасности. Для минимизации рисков и повышения эффективности необходимо избрать единые механизмы, инструменты, а главное – стратегию глобального/наднационального крипторегулирования. В современных реалиях достаточно непросто реализовать подобный проект, однако от этого зависит финансовая безопасность не только криптопользователей, но и самих государств. На данном этапе странам необходимо наладить обмен правовым и другим опытом, информацией, технологиями, разработками, высококвалифицированными специалистами, что станет первым шагом на пути к избранию единого сценария развития политики наднационального регулирования криптовалют.

Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, крипторегулирование, криптоуправление, блокчейн, наднациональный уровень, трансграничные операции, цифровизация.

SUPRANATIONAL CRYPTOCURRENCY REGULATION:
A NECESSITY OR AN OPPORTUNITY

Elizaveta A. Mosakova – Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the UNESCO Department for the Study of Global Problems, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University. E-mail: lizavetam@mail.ru.

Maya A. Shchmeleva – 2nd year master’s student of the Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University. E-mail: pchelkamayyyya@mail.ru.

This article is devoted to the analysis of possible ways to regulate such a financial phenomenon as cryptocurrencies. Today, many states are implementing local policies regarding cryptocurrencies. Such a policy ranges from a complete ban to legalization within the framework of developed legislation. However, the adoption of local measures does not significantly reduce the level of risks and threats posed by cryptocurrencies to global financial security. To minimize risks and increase efficiency, it is necessary to choose common mechanisms, tools, and most importantly, a strategy for global/supranational cryptocurrency regulation. In modern realities, it is quite difficult to implement such a project, however, not only the financial security of cryptocurrency users, but also of the states themselves depends on it. At this stage, the countries need to establish an exchange of legal, etc. experience, information, technologies, developments, highly qualified specialists, which will be the first step towards choosing a common scenario for the development of a policy of supranational regulation of cryptocurrencies.

Keywords: cryptocurrency, digital currency, cryptocurrency regulation, cryptocurrency management, blockchain, supranational level, cross-border transactions, digitalization.

Характерная черта криптовалют – трансграничность и децентрализованность, что говорит о том, что тенденция крипторегулирования должна принять общий глобальный характер, для чего необходима выработка согласованной позиции мирового сообщества в отношении данного феномена с последующей разработкой единых инструментов и механизмов для реализации эффективного крипторегулирования.

Основной тенденцией развития общества на современном этапе является цифровизация. Технологии и инновации активно внедряются в различные сферы жизни. Аналоговые процессы и данные переходят в цифровой формат, делая их более адаптивными к современным реалиям.

Информационный этап развития общества олицетворяет верховенство информации во всем. Обладание информацией, грамотное ее использование и реализация определяют уровень конкурентоспособности человека, бизнеса, организации или государства. Технологии, в свою очередь, обеспечивают расширенный доступ к информации, увеличивают скорость ее освоения и снижают разного рода издержки. Помимо этого, технологии позволяют оптимизировать производство, повысить качество услуг, а также эффективность ряда процессов. Вместе с этим меняется общая модель взаимодействий на внутрисистемном уровне.

Сегодня цифровизация, сопровождаемая технологиями и инновациями, активно внедряется в сферу экономики. Примером могут служить криптовалюты и цифровые валюты центральных банков. Использование технологий в данной сфере увеличивает скорость операций, снижает издержки, повышает уровень защищенности и прозрачности данных, расширяет границы рынков, а также нивелирует некоторые барьеры [Мамаева 2018].

В целях обеспечения прогрессивного развития во многих странах сегодня внедряются блокчейн-технологии. Например, в Индии их тестовое использование направлено на упрощение процесса регистрации собственности, сельскохозяйственного страхования и цифрового сертифицирования. В Сьерра-Леоне их применяют на этапе подсчета голосов в ходе избирательного процесса. В США предпринимаются попытки их использования в сфере госуслуг. В Западной Европе наблюдается тенденция их применения в различных финансовых проектах. Подобная ситуация развивается в Сингапуре. Поддержка и развитие блокчейн-технологий в ОAЭ неразрывно связаны со стремлением правительства превратить регион в интеллектуальный центр. Частные предприятия наряду с госучреждениями открыты для данной инновации, что повышает их конкурентоспособность в современном ландшафте цифровизирующегося мира. Развитие технологической инфраструктуры привлекает инвесторов, что также способствует развитию страны.

В обычном понимании блокчейн-технологии в основном ассоциируются с криптовалютами. Однако спектр их применения намного более обширен. Например, в Эстонии их используют в сфере здравоохранения для регистрации медицинской информации в единой децентрализованной открытой структуре. На примере Швеции можно изучить их применение в сфере управления собственностью для обеспечения прозрачности, а также более высокого уровня защищенности процесса купли-продажи. В Грузии был запущен пилотный проект ведения кадастрового учета на базе блокчейна. Более того, данная технология подходит для управления документооборотом. Ярким примером здесь является Китай, проводящий политику запрещения криптовалют, но активно использующий блокчейн-технологии в судебной сфере для управления документами (их хранения, а также проверки). Блокчейн является прогрессивной технологией, использование которой в процессе политических выборов позволяет обеспечить их безопасность и прозрачность, что демонстрирует правительство Сьерра-Леоне. Кроме того, существует возможность их применения в сфере образования. В России существует возможность замены ЕГЭ на сбор данных об ученике за весь период обучения и составления на его основе единого рейтинга достижений учеников. Подобная рейтинговая система, основанная на блокчейне, может быть использована и в других сферах [Михаленко, Крюкова 2018].

Высокий уровень защищенности и прозрачности, обеспечиваемый блокчейн-технологиями при помощи неразрывной цепочки блоков, помогает реализовывать управление на более высоком уровне, повышать эффективность и скорость процессов, параллельно упрощая их. Внедрение блокчейна в государственный финансовый сектор, активное его использование в бизнес-сфере – все это указывает на высокую актуальность и перспективность данного инновационного инструмента, что также повышает его инвестиционную привлекательность.

Однако, в силу новизны данной технологии, существует ряд рисков, сопряженных с ее использованием. Например, возможны сбои в смарт-контрактах или в механизме консенсуса. Более того, внедрение данной инновации в уже сложившиеся системы вызывает необходимость в многостороннем тестировании блокчейна на соответствие текущим условиям. По этой причине большое количество блокчейн-проектов сегодня работает в пилотном, тестовом режиме, что позволяет оценить все возможности и риски, связанные с данной технологией. Вместе с этим возрастает необходимость в формировании прогрессивной нормативно-правовой базы в целях регулирования блокчейна. Данный аспект также является неоднозначным, поскольку правовое регулирование технологии должно способствовать не только предотвращению рисков, но и сохранению возможности ее масштабной реализации.

Большое число государств положительно оценивает применение блокчейн-технологий в целом ряде отраслей. Однако, несмотря на то что функционирование криптовалют выстроено на основе блокчейна, отношение к ним неоднозначное. Сегодня все активнее ведутся обсуждения о необходимости их регулирования как на национальном, так и на наднациональном уровне. С одной стороны, их регулирование должно быть нацелено на минимизацию рисков, связанных с криптовалютами. С другой стороны, данные меры позволят обезопасить внутренний рынок от востребованного, но неподконтрольного финансового инструмента и подготовить его для другого управляемого национального/регионального инструмента [Griffith, Clancey-Shang 2023].

Регулирование блокчейна, криптовалют на сегодняшний день является важным и дискуссионным вопросом в международном сообществе. Существуют разные национальные подходы к данному вопросу, начиная с полного запрещения и заканчивая полным или частичным разрешением на использование данных технологий в соответствии с юрисдикцией отдельного государства. К государствам, проводящим запретительную политику в отношении криптовалют, относятся: Китай, Индонезия, Марокко и др. Такие страны, как США, Япония, Сальвадор и др., избрали более дружелюбную политику в этой сфере.

Легализация криптовалют не только способствует повышению уровня защищенности государства, бизнеса и граждан от возможных рисков, связанных с ними, но и приносит прибыль государству за счет налогообложения. Еще в 2013 г. власти Сингапура, Швейцарии, США и других стран изучали вопрос налогообложения криптовалют. Однако решение данного вопроса все еще находится на национальном уровне. Каждая страна принимает свои законы в соответствии с нормативно-правовыми особенностями.

Правовой режим криптовалют разнится от государства к государству. В одних странах они признаются в качестве инвестиционного актива, в других – средством платежа, в третьих – товаром и т. д. Подходы разнятся от легализации (Япония, Белоруссия, Канада) до регуляции (но не в статусе платежного средства) (США), ограничивания или частичного запрещения (Казахстан, Индия) и полного запрета (Китай, Индонезия) [Зыкова, Лобач 2020].

Разнообразие подходов не дает государствам объединить усилия для установления наднационального контроля над криптовалютами. Разный уровень развития национальных правовых баз и самого технического развития государств также разнится. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют международные договоры, направленные на их регулирование [Cryptocurrency… 2020].

Данная тенденция не является положительной, так как криптовалюты – это наднациональное, трансграничное и децентрализованное явление, что делает их регулирование на национальном уровне малоэффективным. В такой ситуации власти государства не могут полностью контролировать криптовалюты и обеспечивать полную безопасность их использования. Разработка национальных норм в их отношении снижает риски, но не в полной мере. По причине децентрализованности, отсутствия центра управления невозможно обеспечить контроль над данным явлением. В этом случае возможным вариантом было бы создание международного «искусственного» центра управления. Более того, трансграничные операции не могут быть взяты под контроль с территории одной или нескольких стран. Трансграничные процессы требуют общего – международного – подхода.

Данная технология отличается высоким уровнем сложности. Для ее понимания и грамотного управления ею необходима консолидация усилий всего мирового сообщества. Обмен опытом, информацией, технологиями, правовыми разработками – все это является необходимым этапом на пути к наднациональному регулированию криптовалют. В данном случае странам необходимо не увеличивать разрыв, а сокращать его для ускоренного объединения усилий.

Также существует риск нарушения криптовалютной системы, что может спровоцировать кризис и повлечь за собой большие убытки как для государств и организаций, так и для бизнеса и других пользователей. На данном этапе необходимо составление моделей негативных последствий, которые могут быть спровоцированы внедрением общих наднациональных мер регулирования [Kosse, Mattei 2023].

Несмотря на то что установление международного контроля над криптовалютами является сложной задачей, некоторые страны и организации уже сегодня делают шаги в этом направлении. Например, ЕС сегодня рассматривает возможность объединения усилий для создания общей правовой базы, выходящей за рамки одного государства. В рамках ЕС данная инициатива могла бы получить более быстрое развитие в связи с тем, что само объединение отличается высоким уровнем интеграции, что делает принятие решений более согласованным, а их реализацию – более эффективной. Кроме того, МBФ подчеркивает актуальность установления наднационального регулирования над криптовалютами, обусловленную современными реалиями и особенностями функционирования криптовалют, повышающими уровень рисков и угроз для финансовой структуры как отдельно взятых стран, так и всего мирового сообщества. Страны G7 также заявляют о необходимости разработки норм и стандартов правового крипторегулирования на глобальном уровне. Данное заявление было сделано после краха FTХ и последовавших за этим больших финансовых потерь. Более того, уже сегодня такие международные организации, как FSВ и FАFT, занимаются разработкой общих стандартов и рекомендаций по регулированию криптовалют [Lagarde 2018].

На данный момент существует несколько сценариев крипторегулирования. Один из них носит запретительный характер, другой – стимулирующий. Для реализации первого сценария необходимо проработать определенные виды запретов (табл. 1). К ним могут относиться: запрет на использование криптовалют как платежного средства, их свободный оборот, деятельность бирж, анонимное использование, инвестирование, IСО, трейдинг и т. д. Для реализации перечисленных запретов необходимо внедрить ряд инструментов.

Таблица 1

Запретительный сценарий крипторегулирования


Запреты

Инструменты

Наказание

Мотивы

Использование

 в качестве платежного средства 

Валютное законодательство

Предписание

 Защита государства, бизнеса 

и граждан

Свободный

оборот

Инвестиционное законодательство

Штраф

Деятельность бирж

 Расширение финансового законодательства 

 Уголовная ответственность 

IСО

Законодательство ПOД ФT

Инвестирование
и трейдинг

Анонимность


Крипторегулирование возможно через валютное законодательство, инвестиционное (действует в CША), финансовое (с более широким распространением норм, как в Новой Зеландии), законодательство по отмыванию доходов (действует в Индии, Пакистане и др.). Помимо запретов и инструментов необходимо определить уровень санкционирования правонарушений: предупреждение, штраф, уголовное наказание. Мотивом для реализации запретительного метода регулирования криптовалют может служить: предотвращение утечки капитала/средств, защита населения, сдерживание высокого скачка энергозатрат. Данные меры будут защищать не только государство, но и бизнес, а также граждан.

Второй – стимулирующий – сценарий подразумевает интеграцию в существующую нормативную базу (табл. 2). Например, возможно заимствование опыта законодательного невмешательства (данный метод используется Швейцарией). Внедрение системы лицензирования криптоопераций или определенных токенов (OAЭ). Регистрация бирж (в Японии существуют отдельные агентства, занимающиеся регистрацией и контролем криптобирж). Организация внутренней регуляции (отчетность, идентификация, защитные механизмы и др.). Существует возможность контроля криптовалют в рамках законодательства о ценных бумагах, инвестиционного законодательства, касающегося фондов и услуг.

Таблица 2

Стимулирующий сценарий крипторегулирования


Интеграционные меры

Средства

Законодательное невмешательство – нейтральность

Цифровая/технологичная экосистема

Система лицензирования криптоопераций, определенных токенов

«Регулятивные песочницы»

Регистрация криптобирж

 Создание отдельных институтов контроля и сертификации 

Интеграция криптовалют в существующие правовые нормы

Внутренняя саморегуляция через отдельные органы

Внутренняя (само)регуляция

Развитие аналитики

Новые меры

Установление системы налогообложения

Регулирование криптовалютных бирж, кошельков, IСО

Повышение осведомленности населения

 Законодательная защита пользователей в сфере финансовых технологий 

Международное сотрудничество, обмен опытом


Кроме того, развивается идея создания отдельного законодательства, затрагивающего криптовалютные биржи, кошельки IСО (подобная практика существует на Мальте). В Мексике есть отдельные нормы, регулирующие и защищающие деятельность потребителей финансовых технологий [Се Сяовэнь 2021].

Для реализации второго сценария необходимо развивать цифровую экосистему. Ограничивать деятельность, связанную с финансовыми технологиями, так называемыми «регулятивными песочницами» – особой защищенной среды для тестирования инновационных проектов. Создавать отдельные узконаправленные институты контроля и лицензирования. Развивать аналитическую сеть в данном поле [Yalaman, Yıldırım 2019].

Переводить регулятивные процессы с внешнего на внутренний уровень, делегируя ряд функций отдельно созданным органам. Кроме того, немаловажно наладить систему налогообложения, а также повысить уровень грамотности населения для снижения рисков, связанных с криптовалютами. Два данных сценария рассматривают возможные направления крипторегулирования. Их противоположность соответствует современной тенденции неоднородности подходов в данной области во всем мире: от запрещения до правовой интеграции. Для реализации наднационального регулирования необходимо избрать единый подход, соответствующий современным реалиям. На основе как положительного, так и отрицательного опыта разных стран в области регулирования криптовалют необходимо избрать наиболее эффективные методы и средства. Несмотря на то что на данном этапе призвать все мировое сообщество к объединению усилий в данном направлении достаточно проблематично, проявляется тенденция изучения и разработки основ наднациональной политики крипторегулирования на уровне организаций. МBФ, CФС, БMP, ФAФТ, OЭСР и другие международные организации и финансовые институты сегодня занимаются мониторингом, аналитикой, а также разработкой концепций в отношении криптовалют и их регулирования [Криптовалюты… 2019].

Для начала реализации проекта выстраивания сети глобального крипторегулирования необходимо избрать единую площадку для встреч представителей государств и дальнейших обсуждений подходов, методов, средств, инструментов, а также возможных угроз. Данную площадку возможно организовать на базе ООН – основной международной организации на данном этапе. Последующие усилия необходимо направить на выработку общего подхода в отношении крипторегулирования. Избрание единого подхода, обмен опытом, информацией, технологиями, разработками, высококвалифицированными специалистами – все это станет первым этапом на пути достижения цели. На следующем этапе необходимо изучить вопрос интеграции криптовалют в существующее законодательное поле. Создание новых правовых норм также крайне необходимо, с учетом инновационности и технологической новизны данной финансовой технологии, однако ее существование в разрыве с ними может привести к нарушению эффективного функционирования нормативно-правовой системы [Мосакова 2020].

На сегодняшний день выстраивание системы наднационального крипторегулирования является труднодостижимой задачей, реализация которой требует последовательных, планомерных действий. Дальнейшее развитие данной системы зависит от уровня заинтересованности и вовлеченности стран. Объединение усилий мирового сообщества в целях регулирования такого трансграничного явления, как криптовалюты, является основополагающим фактором создания единой эффективной системы криптоуправления. Для ее построения странам необходимо наладить взаимный обмен законодательным опытом, информацией, технологиями и ресурсами, что позволит грамотно выбрать и реализовать сценарий глобального крипторегулирования.

Литература

Зыкова Т. А., Лобач Д. В. Практика применения криптовалют в зарубежных странах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4–2. С. 162–168.

Криптовалюты и блокчейн как атрибуты новой экономики. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/71f/Doklad_FINAL.pdf?ysclid=m10mh83y6p24383926 (дата обращения: 13.09.2024).

Мамаева Л. Н., Гребенщиков Н. А. Блокчейн как новый этап в развитии цифровой экономики // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 4(33). С. 60–64.

Михаленко Ю. А., Крюкова А. А. Блокчейн как один из элементов цифровизации государства // Вестник евразийской науки. 2018. № 1. С. 1–7.

Мосакова Е. А. Криптовалюта как новый инструмент в глобальном управлении // Вестник Московского университета. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2022. № 3. С. 70–83.

Се Сяовэнь. Анализ зарубежных практик надзора за обращением криптовалюты // Российский экономический вестник. 2021. Т. 4. № 2. С. 275—280.

Cryptocurrency Intelligence and Blockchain Analytics. 2020 [Электронный ресурс]. URL:https://ciphertrace.com/2020-year-end-cryptocurrency-crime-and-anti-money-laundering-report/ (дата обращения: 18.09.2024).

Griffith T., Clancey-Shang D. Cryptocurrency Regulation and Market Quality // Journal of International Financial Markets, Institutions & Money. 2023. No. 84. 101744.

Kosse A., Mattei I. Making headway – Results of the 2022 BIS Survey on Central Bank Digital Currencies and Crypto // BIS Papers. 2023. No. 136. Pp. 1–32.

Lagarde C. Winds of Change: The Case for New Digital Currency. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2018/11/13/sp111418-winds-of-change-the-case-for-new-digital-cu... (дата обращения: 18.09.2024).

Yalaman G. Ö., Yıldırım H. Cryptocurrency and Tax Regulation: Global Challenges for Tax Administration // Blockchain Economics and Financial Market Innovation / ed. by
U. Hacioglu. Cham : Springer, 2019. Pp. 407–422.

 

 




* Для цитирования: Мосакова Е. А., Шмелева М. А. Наднациональное крипторегулирование: необходимость или возможность // Век глобализации. 2025. № 1. С. 86–93. DOI: 10.30884/ vglob/2025.01.07.

For citation: Mosakova E. A., Shchmeleva M. A. Supranational Cryptocurrency Regulation: A Necessity or an Opportunity // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2025. No. 1. Pp. 86–93. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.07 (in Russian).