Проблемы патриотического воспитания в условиях глобального информационного мира


скачать Автор: Стычинский М. С. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(53)/2025 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2025.01.08

Стычинский Максим Сергеевич – к. ф. н., доцент исторического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (г. Москва). E-mail: stichinscky@gmail.com.

В статье рассматриваются различные аспекты влияния информационного общества и глобализации на процесс формирования национальной идентичности и патриотического воспитания. В последние десятилетия быстрые изменения, вызванные развитием информационных технологий, влияют на общественные, экономические и политические процессы, создавая новые вызовы для сохранения культурной самобытности и ценностей. Автор анализирует процессы трансформации мировоззрения, происходящие в условиях глобализации, когда информационные потоки, свободно перемещаясь через границы, влияют на восприятие истории, культуры и политики отдельных стран. В статье рассматривается важность патриотического воспитания как инструмента формирования и сохранения национальной идентичности в условиях информационного шума и глобальной интеграции.

Особое внимание уделено рискам, связанным с массовым потреблением контента массмедиа и новых медиа, а также роли цифровых технологий в поддержке или ослаблении патриотических настроений. Проблемы воспитания патриотизма в условиях глобализации связаны с утратой национальных ориентиров и снижением интереса к собственной культуре. В статье предложены пути решения этих проблем, включая использование современных технологий для создания интерактивных платформ, развитие критического мышления, а также вовлеченность в патриотическое воспитание на всех уровнях общества. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно сочетать уважение к собственной истории и культуре с открытостью к мировым процессам, позволяя интегрировать национальную идентичность в глобальный контекст.

Ключевые слова: информационное общество, глобализация, цифровая коммуникация, глобальные информационные потоки, национальная идентичность, культура и патриотизм, патриотическое воспитание, мировоззрение и идентичность, массовая культура.

PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION
IN THE GLOBAL INFORMATION WORLD

Maxim S. Stychinsky – Ph.D. in Philology, Associate Professor of the Faculty of History, State Academic University for the Humanities (Moscow). E-mail: stichinscky@gmail.com.

The article considers various aspects of the influence of the information society and globalization on the process of formation of national identity and patriotic education. In recent decades, rapid changes caused by the development of information technology have an impact on social, economic and political processes, creating new challenges for the preservation of cultural identity and values. The author analyzes the processes of worldview transformation taking place in the context of globalization, when information flows freely moving across borders affect the perception of history, culture and politics of individual countries. The article explores the importance of patriotic education as a tool for the formation and preservation of national identity in the context of information noise and global integration.

Special attention is paid to the risks associated with mass consumption of mass media and new media content, as well as the role of digital technologies in supporting or weakening patriotic sentiments. The problems of fostering patriotism in the context of globalization are associated with the loss of national landmarks and a decrease in interest in native culture. The article suggests the ways to solve these problems, including the use of modern technologies to create interactive platforms, the development of critical thinking, as well as involvement in patriotic education at all levels of society. The author emphasizes that patriotic education should combine respect for one's own history and culture with openness to world processes, allowing the integration of national identity into a global context.

Keywords: information society, globalization, digital communication, global information flows, national identity, culture and patriotism, patriotic education, worldview and identity, mass culture.

1. Информационное общество и глобальный мир

В последние десятилетия человечество переживает значительные изменения, обусловленные развитием информационных технологий и цифровых коммуникаций. На глобальном уровне в достаточно сжатые сроки под влиянием Интернета, новых средств коммуникации, искусственного интеллекта и других инновационных технологий трансформируются общественные, экономические и политические процессы: «…процессы глобализации принципиально повлияли на архитектонику мирового сообщества, сделав его полностью планетарным явлением…» [Чумаков 2018: 4]. Информационные потоки, минуя континенты и границы национальных государств, с каждым днем преобразуют мир, происходит глобализация информационного пространства: «Информационная сопричастность – включенность в систему цифровых интегрированных коммуникаций, причем именно в систему универсальных наднациональных каналов коммуникации, – стала одним из важнейших идеологических элементов потребительской глобализации» [Евстафьев 2021].

В силу своей специфики, имея преимущества в части пространственно-временных характеристик над другими способами передачи информации, современное информационное пространство оказывает влияние практически на все аспекты человеческой жизни: от образования и науки до культуры и политики. Один из ключевых вопросов, рассматриваемых в рамках данной статьи, заключается в анализе происходящих трансформаций на уровне мировоззрения представителей различных национальных государств в условиях интенсификации информационных потоков.

Любое сообщество, представляющее собой систему, заинтересовано в сохранении своей уникальности и идентичности, сохранении своей культуры [Стычинский 2020: 36]. Эта задача решается через воспроизводство членов общества посредством воспитания и формирования ценностно-мировоззренческого единства, включая использование такого инструмента, как коллективная память. Забвение отдельных страниц истории либо память о событиях минувших дней формирует самосознание индивида, позволяет идентифицировать себя с той или иной социальной группой, определяет картину мира. Развитие информационного общества и технологий приводит к серьезным трансформациям в вопросе формирования картины мира в сознании индивида, который, будучи представителем вполне конкретного национального государства, оказывается также вовлечен в глобальные информационные потоки.

Пребывание в условиях информационного общества вынуждает субъекта на постоянной основе осуществлять операции фильтрации, выбора из общего информационного шума актуальной для него информации. Одно из отличий человека от искусственного интеллекта, по крайней мере на сегодняшний день, заключается в подверженности психоэмоциональным состояниям под воздействием различных раздражителей и сред. Создатели контента, преследуя цель быть услышанными, постоянно находятся в поиске наиболее эффективных инструментов воздействия на реципиента. Поскольку эмоции противоположны логике, яркий, возбуждающий контент, как правило, лишен фильтра критического восприятия.

Современный человек привыкает к постоянно и стремительно происходящим вокруг него изменениям. Известная фраза древнегреческого философа «Все течет, все меняется» на сегодняшний день приобретает особое звучание. Постмодернизм с его релятивизмом и плюрализмом научил человечество скептически относиться к жестким мировоззренческим конструкциям. Ситуация усугубляется еще и тем, что человеческая память оказывается вынесенной вовне [Маклюэн 2023]. Через книги, аудио- и видеоматериалы, а в конечном итоге – интернет-пространство все накопленные человечеством знания оказались зафиксированы на различных внешних носителях. И если взаимодействие с физическими носителями информации требовало определенных временных затрат: найти источник, получить его, осуществить его анализ с целью поиска необходимых сведений, то с приходом цифровых носителей и обретением текстами свойства гипертекстуальности процесс значительно упростился.

На сегодняшний день практически любой субъект, обладая компетенциями по оперированию цифровыми устройствами, имеет техническую возможность в любой момент времени обратиться к «базе знаний», вынесенной вовне коллективной человеческой памяти, используя при этом минимальные временные затраты. Данное обстоятельство для современного человека-прагматика, отягощенного информационными потоками, озабоченного стремительно меняющимся окружающим его пространством, которое ввиду эффекта «глобальной деревни» расширяется до масштабов всего земного шара, создает ситуацию отсутствия необходимости траты ресурсов на изучение и запоминание информации, которая всегда под рукой, если потребуется.

В то же время при отсутствии ценностно-мировоззренческого базиса, мировоззренческой матрицы, субъект оказывается безоружен против внешнего информационного воздействия. Поэтому яркий и эмоционально окрашенный контент, о котором говорилось выше, некритично воспринимается и формирует представление субъекта по ряду вопросов, включая исторические интерпретации. Безусловно, это создает высокие риски для сохранения национальной идентичности, национальной целостности, а в конечном итоге – культуры. Одним из направлений решения данного вопроса является практика патриотического воспитания.

2. Патриотическое воспитание и глобальный мир

Патриотизм традиционно воспринимается как любовь к Родине, гордость за ее достижения, уважение к ее истории и культуре. Он самым непосредственным образом связан с формированием национальной идентичности, чувства общности и ответственности за будущее страны: «В исторической ретроспективе патриотизм изначально вплетен в совместную жизнь людей как способ сборки социальных общностей, разделяющий людей на “наших” и “не наших”» [Воеводин 2024: 40]. Патриотическое воспитание, в свою очередь, направлено на формирование у граждан чувства привязанности к своей Родине, ответственности и готовности приносить пользу своей стране. В условиях глобализации, создающей определенные риски размытия традиционных культурных и ценностных ориентиров, утраты национальной идентичности, патриотическое воспитание становится одним из ключевых инструментов для поддержания и укрепления целостности страны. Можно сказать, что патриотическое воспитание является одним из ключевых направлений деятельности национальных государств, создающих локальную направленность происходящих в мире процессов взаимодействия различных стран.

Глобальные процессы способствуют ослаблению национального патриотизма и формированию «иерархии патриотизмов» [Дюркгейм 1991: 262]. Под этим термином подразумевается упорядоченная система различных идентификаций граждан, связанных с их территорией происхождения, местом проживания, родной нацией, государством и другими аспектами, которая зависит от жизненных ценностей человека и его вовлеченности в мировые процессы. Основа этой иерархии заключается в массовых миграциях людей между регионами и странами, а также в усилении глобального разделения труда [Мохов 2019: 119]. Глобализация способствует ослаблению патриотизма в странах, занимающих активную позицию и участвующих в глобализационных процессах. При этом в странах, испытывающих сложности с адаптацией к происходящим мировым изменениям и тенденциям, наоборот, происходит усиление патриотических настроений: «У этой части человечества патриотизм приобретает особую актуальность, поскольку именно от национального государства по сию пору зависит создание условий благополучной жизни...» [Халий 2017: 67].

Современные интернет-технологии, новые медиа позволяют не только изучать культуру и историю других стран и народов, но и выстраивать различные модели коммуникации с их представителями. Открытость и доступность разнообразной информации, помимо положительного эффекта от межкультурного диалога, может иметь и негативные последствия в виде подверженности влиянию массовой культуры, снижения актуальности и значимости национальных ценностей. Поскольку физиологические (органические) потребности являются базовыми для человека и именно на них во многом делается акцент в продуктах, создаваемых в рамках массовой культуры для привлечения внимания молодежи к национальным ценностям, включая формирование патриотических чувств, представляется необходимым использование тех же технологий, форматов и каналов связи. Находясь в ситуации выбора между «посмотреть телевизор» – «почитать книгу» либо «пойти на концерт популярного исполнителя» – «посетить лекцию», большинство пред-ставителей молодежи выберет первые варианты, поскольку эмоционально они представляются более наполненными и не требуют глубокого погружения.

3. Проблемы патриотического воспитания

Все информационное общество через рекламу, фильмы транслирует образ красивой жизни, в которой субъект играет роль потребителя: он должен быть успешен, обеспечен, носить дорогой парфюм, обладать престижным автомобилем, смартфоном, красивым спутником жизни и т. п., «ведь вы этого достойны». Реальность же представляется менее красочной: в ней кожа на лице имеет проблемы, спутник жизни храпит, парфюм куплен на маркетплейсе по акции, а автомобиль взят в кредит, в связи с чем приходится жить, затянув пояс. Человек информационного общества ориентирован на иллюзорную жизнь, которая транслируется ему на ежедневной основе, он не стоит прочно ногами на земле, его сознание занято более важными насущными проблемами. Человек слаб, слаб перед искушениями: находясь перед выбором получения быстрого дофамина и работы вдолгую, он склонен выбирать первое, и отказаться от этой привычки становится тяжело.

Находясь в такой информационной среде, человек формирует в своей картине мира определенные стандарты, которым стремится следовать. Помимо этого, также следует отметить феномен формирования в условиях информационного общества массового сознания, которое представляется «своеобразным фокусом, в котором сходятся все существенные сечения общественного сознания, и потому наиболее емким, так сказать, суммарным выражением уровня или состояния общественного сознания той или иной эпохи в целом» [Грушин 1967: 61]. В процессе социализации и инкультурации человек усваивает большое количество стереотипов, транслируемых из различных информационных каналов. Следует отметить, что «без стереотипов человек не справился бы с тем объемом информации, который он получает из внешнего мира» [Малькова, Фролова 1992: 34]. Как результат – в мировоззрении индивида, в том числе на ценностном уровне, закрепляются определенные штампы того, как должны протекать различные жизненные сценарии: «Под влиянием не всегда правдивых ценностей люди способны изменить или пошатнуть моральные ценности, которые формировались не одно столетие» [Иоселиани, Бунина 2023: 132]. И, самое важное в контексте нашей работы, он формирует отношение к странам, являющимся игроками на общей международной арене, по тому контенту, продуктам, товарам, с которыми соприкасается в своей жизни, через быт, который зачастую пронизан продуктами массовой культуры.

Что мы можем сказать, например, о Южной Корее? Это неплохие автомобили, хорошая косметика, узнаваемые продукты питания, молодежная субкультура «K-pop» и т. д. Что можно сказать о Китае? Это множество недорогих товаров сомнительного качества (да, этот стереотип плотно сидит в сознании русского человека), это Великая Китайская стена, социальная сеть Tik-Tok, мультфильм «Мулан», рисовые поля и т. п. О Японии мы скажем в разрезе суши и роллов, самураев и надежных автомобилей. О США – смартфоны, компьютеры, техника, Голливуд, «Макдональдс», кока-кола и т. п.

О России у многих граждан до недавнего времени, к сожалению, складывалось неоднозначное мнение: словно было модно скептически относиться к своей стране. Надпись «Сделано в России» на товарах, в отличие от «Сделано в СССР», ассоциировалась у многих с товаром не самого хорошего качества либо не самых высоких технических характеристик (возьмем хотя бы автомобили, попытки создания собственных компьютеров, смартфонов). Российский кинематограф также у многих вызывал сложные чувства: «Я вообще не смотрю российское кино», – гордо говорили многие.

При таком отношении к родной стране сложно заниматься патриотическим воспитанием. Когда в системе ценностей среднестатистического представителя информационного общества государство не создает признаваемого в этом обществе продукта, трудно воспринимать попытки искусственно зажечь или пробудить в сердцах граждан чувство любви к Родине. Мемориальные акции, введение специальных образовательных курсов, иные мероприятия, к сожалению, далеко не всегда находят отклик в сердцах сограждан, поскольку воспринимаются искусственно созданными, навязываемыми.

В каком-то смысле восприятие России в сознании ряда граждан можно сравнить с восприятием подростком своих родителей, которых он, конечно, любит,
но любит по-своему, где-то глубоко внутри. А в повседневной жизни, когда родители пытаются через различные действия выйти на поле интересов своего чада (рассказать из благих намерений о том, какие фильмы нужно смотреть, какую музыку слушать, как одеваться на встречи, разговаривать с людьми), это воспринимается как навязывание, не соответствующее современным реалиям. Все это вызывает снисходительное отношение, ведь в системе ценностей, сформированной информационным обществом и массовой культурой, вся эта родительская активность ни к чему не ведет.

Другое дело, когда в сознании субъекта присутствует уважительное отношение к источнику воспитания. Здесь важную роль играет наличие внешнего уважительного отношения, авторитета, когда внешний мир с его интересами, ценностями и стремлениями воспринимает и принимает создаваемый источником воспитания продукт. Грубо говоря, если государству удается создать нечто, что находит отклик и получает спрос на общей информационной площадке, это формирует уважительное отношение массы к такому государству и тем ценностям, которые оно транслирует.

Используем метод аналогии: информационное общество – это общее пространство, двор, где встречаются жители стоящих рядом многоэтажек. Когда кто-то выносит на улицу сделанный отцом лук со стрелами, это вызывает яркую эмоциональную реакцию, и владелец лука, а также его отец, получает признание и уважение. Однако в условиях наличия в магазинах более детализированных, эффективных, ярких луков, созданных, скорее всего, в Китае, такому самодельному луку сложно конкурировать.

Опросы на тему наличия или оценки уровня патриотизма у граждан показывают, что наиболее сильные чувства гордости за свою страну испытываются в мо-
менты совершения страной ярких и знаковых событий: запуск ракеты в космос, победа в войне, международном конкурсе, соревновании, присоединение территорий, изобретения [Аналитический… 2023].

4. Пути решения проблем патриотического воспитания

Фактор существования в условиях глобального мира и информационного общества является результатом объективно-исторических процессов развития человечества. Это реалии, которые необходимо принять и искать решение существующих проблем сохранения национальной самобытности и уникальности с их учетом. Проблема патриотического воспитания выступает в качестве многогранного вызова, который требует комплексного подхода и учета как исторических, культурных и социальных факторов, так и особенностей современных технологий и мировых тенденций.

Попробуем перечислить некоторые возможные решения, которые по своему содержанию и характеру в значительной степени носят глокальный характер.

Многоуровневое патриотическое воспитание как подход, сочетающий в себе ориентацию не только на национальное государство, но также культуру и ценности, общие для человечества. Выведение процессов мировоззренческого воздействия со стороны массовой культуры в открытую осознанную плоскость, признание их наличия. Понимание существования такого воздействия в фоновом режиме без проговаривания и формирования отношения к этому процессу как реалиям существования в информационном обществе, без страха, без негативной коннотации может способствовать формированию чувства принадлежности к глобальному сообществу при сохранении своих уникальных национальных элементов [Овсянникова 2018: 159].

Использование глобальных коммуникаций путем создания площадок для открытого международного обмена идеями, взглядами, подходами [Чумаков, Оуян Кан 2024: 7]. Подобные практики могут способствовать актуализации национальных культурных и мировоззренческих ценностей, поскольку человек проявляет интерес к собственной культуре при знакомстве с чужими культурами и подходами. Правильно заданный вопрос заставляет искать внутри себя ответы, формировать личное отношение по различным вопросам, развивает осознанность, противостоящую пассивному фоновому потреблению информации.

Развитие критического мышления и цифровой грамотности также представляется одним из ключевых направлений, учитывая наличие множества угроз со стороны участников информационного пространства в разрезе возможных манипуляций и дезинформации [Жураковская, Кривых 2023: 19]. Начальное, среднее и высшее образование в части формирования компетенций и навыков по распознаванию достоверных источников информации, использованию информационных технологий для распространения положительных идей о своей стране представляется одним из крайне важных и актуальных направлений.

Поддержка национального творчества, создание интерактивных цифровых платформ и проектов способствуют актуализации культурной повестки, в том числе в разрезе патриотического воспитания, поскольку искусство, кино, музыка и литература содержат в себе большой потенциал в вопросе формирования чувства гордости за страну, ее традиции и достижения [Куликова, Фоменко 2021: 17]. Представляется, что деятельность в этом направлении должна сочетать как практику поддержки национального творчества, культурных инициатив, создания условий для реализации творческих проектов, отражающих патриотические ценности, так и создание различных онлайн-ресурсов, на которых молодежь сможет ознакомиться с произведениями классиков и современников в понятном и удобном для восприятия формате.

Интеграция патриотического воспитания в современные цифровые технологии: социальные сети, мобильные приложения, виртуальная и дополненная реальность. Геймификация образовательного процесса, разработка образовательных и не только игр, приложений, способствующих изучению истории и культуры своей страны через увлекательные и интерактивные форматы, виртуальные туры по историческим местам, памятным событиям может способствовать формированию ценностно-мировоззренческих установок для молодежи, учитывая их специфику восприятия.

Семейные и общественные инициативы, дискуссии и диалог в обществе. Семья в вопросах патриотического воспитания по-прежнему играет ключевую роль, поэтому важным представляется реализация на государственном уровне программ, направленных на развитие общих ценностей в семье через участие в общественных мероприятиях, волонтерских акциях, создание платформ для открытого обсуждения патриотических ценностей, важности гражданского долга и социальной ответственности [Гузенина 2015: 54]. Подобные инициативы будут способствовать укреплению патриотизма и солидарности в обществе, выстраиванию диалога представителей разных поколений.

Помимо этого, по-разному может быть решен вопрос управления источниками информации в условиях глобального информационного мира. Одной из крайностей здесь может выступить практика ограничения внешних источников информационного влияния на территории страны и их замена собственными разработками [Чекменева и др. 2020: 80]. Менее радикальный путь – это частичное ограничение внешних источников и постепенная замена их собственными. Более ресурсоемким и сложным решением может выступить создание конкурентоспособных продуктов и сервисов, которые смогут потеснить лидеров рынка. Так или иначе, очевидным на сегодняшний день становится осознание важности проактивной национальной позиции в вопросах создания, регулирования, управления и наполнения информационных потоков.

Заключение

Сохранение национальной идентичности через патриотическое воспитание требует решения ряда ключевых задач, среди которых: формирование гражданской ответственности, уважение к истории и культуре своей страны, укрепление национального самосознания, развитие критического мышления. Конкретными мероприятиями в этом направлении могут быть: программы поддержки культурных инициатив, адаптация образовательных программ всех уровней к современным реалиям, использование современных технологий и сервисов для взаимодействия с молодежью, привлечение общественных организаций и волонтерских движений. Решение данных задач невозможно без комплексного подхода и вовлеченности в этот процесс на всех уровнях общества от государственных органов до образовательных учреждений, СМИ и гражданского общества.

Важно, чтобы патриотизм не являлся самоцелью, а стал частью общей социокультурной политики сохранения национальной идентичности, которая включает в себя мероприятия, направленные как на актуализацию темы уникальности своей страны, так и на вопросы интеграции в мировое пространство. Патриотическое воспитание в условиях глобализации и информационного общества требует поиска новых подходов, которые совмещают уважение к собственной истории и культуре с открытостью к миру. Это возможно только при условии, что патриотизм будет восприниматься не как замкнутая, исключающая форма идентичности, а как путь к интеграции в более широкое мировое сообщество, где важна не только любовь к своей стране, но и ответственность за развитие и благополучие всего человечества.

Литература

Аналитический обзор ВЦИОМ. Патриотизм: мониторинг [Электронный ресурс] : ВЦИОМ. 2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring (дата обращения: 01.11.2024).

Воеводин А. П. Нравственные смыслы патриотизма // Вестник МГУКИ. 2024. № 4(120). С. 39–46.

Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М. : Политиздат, 1967.

Гузенина С. В. Роль семьи в патриотическом воспитании личности // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Общественные науки. 2015. № 1(1). С. 53–59.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М. : Наука. 1991.

Евстафьев Д. Г. Кризис современного информационного общества как отражение кризиса глобального мира // Свободная мысль. 2021. № 1(1685). С. 163–176.

Жураковская В. М., Кривых С. В. Развитие критического мышления обучающихся как фактор формирования их функциональной грамотности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2023. № 3. С. 17–34.

Иоселиани А. Д., Бунина М. А. Фейк и фейк-ньюз как инструменты влияния на формирование общественного мнения // Век глобализации. 2023. № 2. С. 125–135.

Куликова С. В., Фоменко Е. А. Потенциал цифровых технологий в решении задач патриотического воспитания российской молодежи // Известия ВГПУ. 2021. № 2(155). С. 12–22.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М. : Кучково поле, 2023.

Малькова Т. П., Фролова М. А. Информационное общество: поиск детерминант формирования массового, группового и индивидуального сознания // Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания. М. : Изд-во МГТУ, 1992. С. 23–76.

Мохов В. П. Патриотизм и политика памяти в условиях глобализации // Технологос. 2019. № 3. С. 115–128.

Овсянникова Т. А. Глобализация или глокализация: стратегия развития локальных культур // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 4. С. 155–160.

Стычинский М. С. Кризис идентичности: механизмы забвения и мемориализации в условиях глобализации // Вопросы философии. № 7. 2020. С. 36–39.

Халий И. А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67–74.

Чекменева Т. Г., Ершов Б. А., Трубицын С. Д., Остапенко А. А. Стратегия Китая по обеспечению информационной безопасности: политический и технический ас-
пекты // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2020. № 7(9). С. 78–97.

Чумаков А. Н. Основные тренды мирового развития: реалии и перспективы // Век глобализации. 2018. № 4. С. 4–15.

Чумаков А. А., Оуян Кан. Диалог о глобализации, культуре и цивилизации // Век глобализации. 2024. № 1. С. 3–21.

 




* Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2023-0003 «Традиции и ценности общества: механизмы формирования и трансформации в контексте глобальной истории»).

Для цитирования: Стычинский М. С. Проблемы патриотического воспитания в условиях глобального информационного мира // Век глобализации. 2025. № 1. С. 94–103. DOI: 10.30884/ vglob/2025.01.08.

For citation: Stychinsky M. S. Problems of Patriotic Education in the Global Information World // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2025. No. 1. Pp. 94–103. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.08 (in Russian).