Особенности формирования глобального информационного пространства на примере медиакорпорации News Corp


скачать Автор: Белоусова А. М. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(53)/2025 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2025.01.09

Белоусова Алина Михайловна – аспирант, ученый секретарь кафедры ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: albelousova_fgs_unesco@mail.ru.

В статье рассматриваются процессы информационной глобализации и становление глобального информационного общества. Целью исследования служит выявление степени воздействия News Corp как одной из крупнейших международных медиакорпораций на формирование глобального информационного пространства. Представлены различия между понятиями «медиакорпорация» и «медиахолдинг». Проанализированы информационные политики и информационное присутствие ведущих структурных элементов News Corp. Определена специфика взаимодействия между ними и ценностно-смысловые ориентиры, транслируемые данными элементами. Выявлен инструментарий, используемый в рамках деятельности News Corp.

Ключевые слова: глобальное информационное пространство, глобальные медиа, транснациональные корпорации, информационная глобализация, глобальная медиаповестка, информационное общество.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE GLOBAL
INFORMATION SPACE ON THE EXAMPLE
OF THE NEWS CORP MEDIA CORPORATION

Alina M. Belousova – postgraduate student, scientific secretary of the UNESCO Department for the Study of Global Problems of the Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University. E-mail: albelousova_fgs_unesco@mail.ru.

The article deals with the processes of information globalization and the formation of a global information society. The aim of the research is to identify the level of influence of News Corp as one of the largest international media corporations on the formation of the global information space. The differences between the concepts of media corporation and media holding are presented. The information policies and information presence of the leading structural elements of News Corp are analyzed. The features of the interaction between them and the value-semantic guidelines translated by these elements are determined. The tools used in the framework of the activities of News Corp have been identified.

Keywords: global information space, global media, transnational corporations, information globalization, global media agenda, information society.

Глобализация как объективно-исторический процесс затрагивает различные сферы жизни социума. По мере развития сети Интернет актуализируется проблема взаимовлияния глобализации и эволюции цифрового пространства. Имеет смысл говорить о процессе информационной глобализации и становлении информационного общества. Подобные трансформации не могут не сказаться на самоидентификации индивида в новой информационной действительности. Интеграция Интернета во все многообразие сфер общественной жизни привела к модификации деятельности человека, приобретению им новых качественных характеристик и, как следствие, формированию нового субъекта общения. Информация превратилась в одну из базовых категорий ценностей, синтезировалась с самовосприятием индивида [Иоселиани 2013: 3].

Информационному обществу свойственно усиление взаимосвязей и взаимовлияния, упрощение процесса коммуникации, улучшение информационно-коммуникационных технологий, возникновение глобального информационного пространства. Подобные явления сопровождаются фундаментальной трансформацией ценностно-ориентационных систем [Багаутдинов А. М., Багаутдинов Р. А. 2020: 123; Чумаков 2015]. Непосредственным актором данных процессов выступают международные медиахолдинги. В подобных условиях все большую значимость приобретает проблема определения их роли на глобальной арене.

Медиакорпорация представляет собой одну из новых форм организации СМИ, возникновение которых стало возможным по мере развития глобализации и формирования глобального информационного пространства. К новым формам организации средств массовой информации наряду с медиакорпорациями можно отнести медиахолдинги и медиаальянсы. Отметим, что можно встретить употребление терминов «медиакорпорация», «медиакомпания» и «медиахолдинг» в качестве синонимов. При более подробном изучении теоретических аспектов определения медиахолдинга удалось установить, что в нормативно-правовых документах четкое и фиксированное определение медиахолдинга отсутствует. В российской теории журналистики медиахолдинг характеризуют как совокупность материнских и дочерних компаний, представляющих собой единую систему и функционирующих в сфере медиабизнеса [Вартанова 2021: 359]. При этом в российской литературе по теории журналистики, в том числе в словарях журналистских терминов, отсутствует единое определение понятия «медиакорпорация». Медиакорпорация – это одна из составляющих корпоративного бизнеса, которая играет немаловажную роль в развитии и укреплении экономических связей [Хорольский 2017: 73]. Таким образом, транснациональная медиакорпорация представляет собой объединение компаний, расположенных в разных государствах, или же одну крупную компанию, располагающую капиталовложениями за рубежом, осуществляющую деятельность в сфере медиа, массовых коммуникаций и развлечений [Маркина 2015: 130].

Оба термина («медиакорпорация» и «медиахолдинг») имеют англоязычное происхождение. В англоязычном информационном пространстве более распространено использование термина «медиакорпорация» или «медиаконгломерат» (media conglomerate). Принимая во внимание отсутствие определения термина «медиакорпорация» в русскоязычных справочных изданиях и словарях, однако наличие в них определения «медиахолдинга», можно сделать вывод, что «медиахолдинг» как термин более часто используется отечественными экспертами.

В чем состоит отличие медиакорпорации от медиахолдинга? Ответ на этот вопрос можно попытаться найти в теории делового предпринимательства, откуда пришли понятия «компания», «корпорация», «холдинг». Группа компаний представляет собой совокупность юридических лиц, которые либо принадлежат одному собственнику, либо имеют общих руководителей, учредителей, либо используют общую ресурсную базу. Холдинг является объединением дочерних компаний, деятельностью которых руководит материнская компания. Следовательно, принципиальное отличие холдинга состоит в том, что за принятие решений отвечает одна головная компания [Группа… 2024]. Согласно определению, представленному в «Большом коммерческом словаре», корпорация – это форма предпринимательской деятельности, характеризующаяся наличием официального юридического статуса, долевой собственностью, управляемая группой лиц, реализующих управленческие функции, и работающая на возмездной основе. Корпорация олицетворяет собой производителя товаров и услуг, юридическое лицо и имущественный комплекс в совокупности [Грузинов 2009: 5–8]. Медиакорпорации и медиахолдинги являются компаниями и холдингами, функционирующими на медиарынке. Таким образом, можно выделить следующие различия между ними:

1. Медиакорпорация – это самостоятельная юридическая единица, в то время как медиахолдинг – это объединение, подразделяющееся на материнские и дочерние компании.

2. Цель медиакорпорации может варьироваться от достижения прибыли до интеграции каких-либо идей в глобальное информационное пространство, а первоначальная цель создания медиахолдинга – это контроль над дочерними компаниями и управление ими.

3. Акционеры медиакорпорации могут владеть акциями нескольких различных компаний. В медиахолдинге контрольный пакет акций дочерних компаний принадлежит материнской компании.

4. Управленческие функции в медиакомпании могут принадлежать акционерам или совету директоров, однако в медиахолдинге ключевые решения относительно деятельности всех дочерних компаний принимает материнская компания.

В 2023 г. News Corp (ранее – News Corporation), согласно данным платформы Marketing91, вошла в десятку крупнейших медиакомпаний мира [Top… 2024].
В августе 2024 г. крупнейший финансово-инвестиционный портал
Investopedia поместил ее на восьмую позицию среди корпораций – лидеров медиаотрасли [The Worlds… 2024]. Бизнес-платформа Statista по результату проведенной аналитики присвоила News Corp 15-е место в рейтинге ведущих медиакомпаний. News Corp – это единственная компания, специализирующаяся на публикационно-издательской деятельности, вошедшая в топ-15 медиакомпаний, выделенных Statista. Более того, по уровню рыночной капитализации News Corp находится на восьмом месте в мире среди всех медиакорпораций. 16 сентября 2024 г. стоимость одной акции компании составляла 26,09 доллара [News Corp. Profile 2024]. Целесообразно предположить, что News Corp – это ведущий игрок на глобальной информационной арене. Целью данной работы служит определение степени влияния медиакорпорации на информационную структуру глобального медиаландшафта.

В структуре News Corp выделяется пять основных подразделений: Book Publishing, Digital Real Estate Services, Dow Jones, News Media, Subscription Video Services [News Corp 2024]. Первое подразделение занимается издательской деятельностью. В частности, именно ему принадлежит издательство HarperCollins, являющееся одним из пяти ведущих англоязычных издательств в мире. Digital Real Estate Services предоставляет услуги рекламы и пиара в сфере торговли недвижимостью. Dow Jones принадлежит лидерство среди новостных агентств, специализирующихся на финансово-инвестиционной тематике. Также агентство владеет такими авторитетными изданиями, как The Wall Street Journal, Dow Jones Newswires, The Dow Jones Industrial Average. News Media принадлежит серия крупнейших англоязычных британских, американских и австралийских изданий: The Sun, The Times, New York Post, The Australian Subscription Video Services – это платформа стриминговых сервисов и платных телевизионных каналов, специализирующихся на выпуске программ развлекательного, спортивного или новостного характера.

Примечательно, что на официальном сайте медиакорпорации представлен иной подход к структуризации подразделений. В качестве структурных единиц выделяются: Dow Jones, HarperCollins, Realtor.com, News Corp Australian, News Corp UK, Foxtel Group, REA Group, New York Post, Storyful. Realtor.com представляет собой цифровой сервис, предназначенный для размещения объявлений о продаже недвижимости. Foxtel Group – это дочерняя компания News Corp, предоставляющая услуги кабельного телевидения на коммерческой основе. Storyful – это агентство, специализирующееся на новостях в социальной сфере, занимающееся вопросами интеллектуальной разведки. К его основным функциям относятся сбор и проверка информации, анализ данных о цифровых медиа, позволяющий клиентам получить преимущество в их нише рынка.

Привлекает внимание различие в подходах к определению элементов структуры News Corp. Если аналитики Marketscreen выделяют пять единиц, то сама медиакорпорация – девять структурных подразделений. Различия обусловлены учетом News Corp не только функционала дочерних компаний, но и их географическим месторасположением. HarperCollins представляется отдельным элементом, несмотря на то что медиакорпорации принадлежат и другие книжные издательства. Наблюдается тематическое разграничение цифровых сервисов: кабельное телевидение, интеллектуальная разведка, платформа для размещения объявлений и т. д.

На портале Business Wire доступна информация о финансовых результатах деятельности News Corp и ее подразделений за второй квартал 2024 г. Согласно этим данным, доход за указанный период структурных элементов медиакорпорации варьируется следующим образом:

– прибыль Digital Real Estate Services, Dow Jones и Book Publishing составила 2,59 млрд долларов. Это на 3 % больше по сравнению с результатами за аналогичный период 2023 г. (2,52 млрд долларов);

– REA Group добилась рекордной квартальной выручки в размере 292 млн долларов, что на 22 % превышает результаты 2023 г.;

– доходы от книгоиздания выросли на 4 %, в то время как показатель EBITDA-сегмента увеличился на 67 % благодаря росту цифровых продаж, обусловленных популярностью аудиокниг, и повышению рентабельности.

В совокупности чистая прибыль медиакорпорации за квартал 2024 г. составила 183 млн долларов, что на 89 млн долларов превышает чистую прибыль за прошлый год (94 млн долларов). Рост доходов можно объяснить общей тенденцией повышения цен на цифровые услуги, а также услуги в сфере недвижимости и издательской деятельности. Немалый вклад в увеличение прибыли внес также сегмент по предоставлению узкопрофильной профессиональной информации и фактор возрастания жилищного строительства, в частности на территории Австралии.

Данные показатели свидетельствуют о финансовых успехах News Corp, которые позволяют медиакорпорации реализовывать информационные стратегии. Одной из крупнейших «дочек» News Corp является телевизионный канал Fox News, зона вещания которого распространяется на США, Канаду и другие англоговорящие страны. Fox News известен своей консервативной позицией, а также поддержкой деятельности Республиканской партии США. Ярким примером информационной политики телеканала является освещение процесса выборов президента США в 2024 г. Основным рекламным слоганом служит фраза: “Fair and balanced” («Справедливый и рациональный»). В 2020 г. в рамках оглашения результатов президентской гонки Fox News выпустил материалы, подтверждающие подтасовку избирательских голосов в пользу Джо Байдена. Впоследствии телеканал был вынужден признать, что это были фальшивые новости, и выплатить штраф. По данным аналитической исследовательской платформы YouGov.com, деятельность Fox News знакома 97 % американцев. 44 % оценивают ее как положительную, нейтральную оценку дают 19 %, а отрицательную – 34 % [Fox News… 2024]. По данным первого квартала 2024 г. Fox News занял первое место по популярности среди телевизионных каналов США [Fox Tops… 2024].

News Corp принадлежит информационное агентство Dow Jones, специализирующееся на новостях инвестиционно-финансового характера. Индекс Доу Джонса, известный также как промышленный индекс Доу Джонса, – один из наиболее известных и широко используемых на фондовых рынках индексов, который публикуется данным информационным агентством. Dow Jones Newswire в режиме реального времени занимается сбором, подготовкой, анализом и продажами финансовой информации аналитикам, брокерам, представителям различных финансовых учреждений. Подобным образом Dow Jones оказывает непосредственное воздействие на управленческие решения ведущих компаний и учреждений. От данных, передаваемых им, и их характера зависит деятельность акторов международных экономических отношений.

Одной из самых широко распространенных и уважаемых газет компании Dow Jones является The Wall Street Journal. Издание специализируется на финансовых, экономических новостях, новостях в сфере бизнеса и предпринимательства. По данным Statista, газета пользуется репутацией надежного источника информации. Согласно опросам, количество читателей, характеризующих газету как «заслуживающую доверия», в два раза выше, чем тех, кто считает издание ненадежным. По показателю «достоверность фактов» рейтинг The Wall Street Journal очень высок: только 10 % читательской аудитории придерживаются точки зрения, что представленные на его страницах данные неточны. Положительные оценки The Wall Street Journal обусловлены также тем, что издание успешно представлено на различных платформах и использует разнообразные информационные ресурсы и форматы для публикации своих материалов. В марте 2023 г. The Wall Street Journal занял первое место в США по объему общегодового тиража с показателем 254,58 млн экземпляров. Пятое место в этом рейтинге было отведено другому изданию, принадлежащему News Corp, New York Post, общегодовой тираж которого составил 53,53 млн экземпляров.

New York Post – это ежедневное американское издание, которое имеет богатую историю. Оно было основано первым министром финансов США Александром Гамильтоном. В сентябре 2023 г. New York Post вошел в тройку лидеров среди всех печатных изданий в США с показателем 131,2 тыс. среднего тиража. По состоянию на июнь 2024 г. средний тираж газеты New York Post в будний день превысил 518,84 экземпляров [Average… 2024]. Это был самый высокий показатель за всю историю существования новостного издания. New York Post характеризуется преимущественно консервативными и правоцентристскими политическими публикациями. Наиболее часто используемым инструментом являются сенсационные заголовки.

Рассмотрим журнал The Sun. Это британское издание специализируется на новостях из музыкальной, телевизионной и развлекательной индустрии. Особое внимание уделяется скандальным и провокационным новостям из жизни знаменитостей. Также большое количество публикаций традиционно отводится спортивной тематике. Одной из особенностей британской прессы является пристальное внимание к политическим событиям. По этой причине многие таблоиды также включают материалы о политической жизни в свои номера. The Sun не является исключением. Вторая страница печатного издания посвящена политике. На цифровой платформе издания среди тематических рубрикаторов первым идет раздел «Новости», в котором представлены публикации по политической тематике. До 2020 г. The Sun занимала первое место по популярности среди всех британских периодических изданий. По динамике охвата аудитории печатных изданий с 2018 по 2022 г. The Sun уступала только Daily Mail. Согласно статистике распределения читательской аудитории по платформам за 2022 г., The Sun принадлежало 18 % от общего внимания читателей [Мердок и др. 2024]. По данным на 2024 г. The Sun занимает 18-е место среди всех британских периодических изданий. Она известна среди 97 % населения. Пользуется популярностью у 24 %.
54 % британцев к ней относятся отрицательно, 19 % – нейтрально [
The Sun].

News Corp принадлежит не менее известная британская газета The Times, получившая международное признание и пользующаяся авторитетом среди читающей публики. The Times представлена как в печатном, так и в цифровом формате. Доступ к полной версии информационных материалов предоставляется только при наличии подписки. Издание продвигает правоцентристские политические взгляды, консервативную политическую линию. Помимо новостей в рамках публикационной активности издания выходят независимые журналистские расследования, а также экспертные комментарии. В 2024 г. по рейтингу YouGov The Times заняла четвертое место среди всех британских газет. О деятельности The Times известно 96 % британцев. Она популярна среди 37 % читательской аудитории. Нейтрально к ее публикациям относится 36 % читателей, 23 % – отрицательно отзываются об издании [The Times]. С газетой связаны и культурные аспекты: один из наиболее популярных в мире печатных шрифтов Times New Roman был разработан для The Times.

The Australian – одна из известнейших австралийских газет, а также единственная ежедневная газета в Австралии, которая публикуется на национальном уровне. По данным на сентябрь 2024 г. 23 % от общего тиража австралийских печатных изданий приходится на The Australian. С такими данными газета занимает второе место, уступив только The Herald Sun, которая также принадлежит News Corp [Daily… 2025]. Исторически редакционная политика The Australian соответствует консервативным политическим взглядам. Деятельность газеты также характеризуется тем, что она синтезирует в своих публикационных материалах информацию, представляемую в зарубежных газетах, принадлежащих News Corp: The Wall Street Journal, The Times, в частности.

Проведенный анализ дочерних компаний News Corp позволяет констатировать глобальность влияния медиакорпорации. СМИ, входящие в ее состав, оказывают влияние на общественное мнение не только на территории США, но и в Северной, Южной Америке, Европейском, Азиатско-Тихоокеанском регионах. По данным портала FeedSpot три из 16 крупнейших новостных сайтов, то есть примерно 19 %, принадлежат News Corp. На платформе TechWorm представлены 15 самых популярных в мире новостных порталов. Примерно 14 % из них принадлежат News Corp. По показателям на ноябрь 2024 г. в десятку ведущих новостных ресурсов входят два издания, являющихся дочерними структурами News Corp (20 %). Рассмотрев наиболее известные структурные единицы медиакорпорации, делаем выводы, что все они придерживаются единой риторики, поддерживают консервативные политические взгляды, уделяют большое внимание политической проблематике (даже таблоиды). Также к особенностям стратегии News Corp можно отнести специализацию на финансовой и инвестиционной тематике, узкопрофильных и специализированных данных, которые пользуются спросом у высшего управленческого персонала и политических элит, что позволяет косвенно влиять на принятие решений в экономических, политических и других областях общественной жизни.

27 сентября 2024 г. в издательстве Routledge вышла книга в жанре нехудожественной литературы за авторством Г. Мердока, Б. Бревини и М. Варда «News Corp: Empire of Influence» [Мердок 2024: 164]. В ней описываются история успеха и становление медиакорпорации, экономические, политические и культурные аспекты ее функционирования с точки зрения информационного воздействия. Это еще один шаг, способствующий формированию имиджа News Corp как глобальной медиаимперии, простирающей свое влияние на глобальное информационное пространство.

В качестве цели данного исследования было заявлено определение степени воздействия News Corp на глобальную медиаповестку. Учитывая широкое географическое представительство, сосредоточение крупнейших новостных изданий мира (примерно 15–20 %), единую ценностно-смысловую линию, а также возможность непрямыми способами влиять на принятие решений не только в области медиа, но и в других сферах, делаем вывод, что на данный момент News Corp является медиакорпорацией с глобальным влиянием, одним из основных акторов информационной глобализации. News Corp – это активный и авторитетный участник построения нового информационного общества.

Литература

Багаутдинов А. М., Багаутдинов Р. А. Глобализация и моральные противоречия информационного общества // Век глобализации. 2020. № 1(33). С. 120–125.

Вартанова Е. Л. Медиасистема России. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Грузинов А. С. О терминах «корпорация», «холдинг» и модели организационной структуры банковской корпорации // Транспортное дело. 2009. № 12. С. 5–8.

Группа компаний и холдинг: в чем разница с точки зрения налогов [Электронный ресурс] : Нескучные финансы. 2024. 15 февраля. URL: 

https://noboring-finance.ru/gazeta/gruppa-kompanij-i-holding-v-chyom-raznicza-s-tochki-zreniya-nalogov (дата обращения: 12.11.2024).

Иоселиани А. Д. Антропология глобального мира: человек в информационно-коммуникативной среде // Век глобализации. 2013. № 2(12). С. 143–154.

Маркина Ю. В. Социокультурные и медийные аспекты глобализации в России // Вестник Воронежского гос. ун-та. 2015. № 4. С. 128–133.

Мердок Г., Бревини Б., Вард М. News Corp: Empire of Influence. Мельбурн: Roultledge, 2024. Подробный гид по британской прессе [Электронный ресурс] : КоммерсантЪ. 2022. 12 октября. URL: https://www.kommersant.uk/articles/britanskaya-pressa (дата обращения: 20.10.2024).

Хорольский В. В. Медиакорпорации Запада и проблемы «глокализации в СМИ» // Вестник Волгоградского гос. ун-та. 2017. № 1(16). С. 68–77.

Чумаков А. Н. Язык как средство коммуникации и решения проблем в глобальном мире // Вопросы философии. 2015. № 12. С. 5–14.

Average Weekday Circulation of the New York Post from 2018 to 2024 [Электронный ресурс] : Statista. 2024. URL: https://www.statista.com/statistics/1450162/circulation-of-new-york-post/ (дата обращения: 20.10.2024).

Daily Newspaper Consumption by Brand in Australia [Электронный ресурс] : Statista. 2025. URL: https://www.statista.com/forecasts/1187960/daily-newspaper-consumption-by-brand-in-australia (дата обращения: 20.10.2024).

Fox News Channel [Электронный ресурс] : YouGov. 2024. Oсtober 18. URL: https://today.yougov.com/topics/entertainment/explore/tv_network_&_streaming_service/Fox_News_Channel (дата обращения: 18.10.2024).

Fox Tops Q1 [Электронный ресурс] : Deadline. 2024. Oktober 23. URL: https://deadline.com/2024/04/cable-news-ratings-march-first-quarter-1235874337/ (дата обращения: 23.10.2024).

News Corp [Электронный ресурс] : Markersckreener. 2024. September 16. URL: https://www.marketscreener.com/quote/stock/NEWS-CORPORATION-13439787/company/ (дата обращения: 16.09.2024).

News Corp. Profile [Электронный ресурс] : Forbes. 2024. September 16. URL: https:// www.forbes.com/companies/news-corp/ (дата обращения: 16.09.2024).

The Sun [Электронный ресурс] : YouGov. URL: https://today.yougov.com/topics/entertainment/explore/tv_network_&_streaming_service/Fox_New... (дата обращения: 18.10.2024).

The Times [Электронный ресурс] : YouGov. URL: https://today.yougov.com/topics/entertainment/explore/tv_network_&_streaming_service/Fox_New... (дата обращения: 18.10.2024).

The World’s Top 10 News Media Companies [Электронный ресурс] : Investopedia. 2024. August 19. URL: https://www.investopedia.com/stock-analysis/021815/worlds-top-ten-news-companies-nws-gci-trco-nyt.aspx (дата обращения: 20.11.2024).

Top Media Companies 2024 [Электронный ресурс] : Marketing91. 2024. November 12. URL: https://www.marketing91.com/top-10-media-companies-of-2017/ (дата обращения: 20.11.2024).

 

 




* Для цитирования: Белоусова А. М. Особенности формирования глобального информационного пространства на примере медиакорпорации News Corp // Век глобализации. 2025. № 1. С. 104–112. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.09.

For citation: Belousova A. M. Features of the Formation of The Global Information Space on the Example of the News Corp Media Corporation // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2025. No. 1. Pp. 104–112. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.09 (in Russian).