DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2025.01.15
Ерохина Елена Васильевна – к. ю. н., доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ФГБУ ВО «Оренбургский государственный университет». E-mail: erohina.elena2020@gmail.com.
Максименко Елена Ивановна – к. пед. н., доцент кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности юридического факультета ФГБУ ВО «Оренбургский государственный университет». E-mail: _maksimenko_@inbox.ru.
Глобализация, при всем своем прогрессивном вкладе, ограничивает суверенитет государств и снижает роль национальных традиций и религиозных убеждений в сфере правового регулирования. Ретрадиционализация в российском обществе активизирует исследования в области правовой защиты традиционных семейных ценностей, и потому представленная научная работа отражает важный аспект современного общественно-философского дискурса. Утверждается, что российский альтермондиализм при формировании семейно-правовых ценностей максимально соответствует реальному воплощению «концепции культурного ограничения». Авторы делают вывод о том, что введение термина «традиционные семейные ценности» в качестве правовой категории нуждается в установлении их четкого перечня и наполнении их содержания и должно проходить в рамках классического или традиционного модернизма.
Ключевые слова: семейные традиции и ценности, Концепция государственной семейной политики, семья, правовая культура, права и свободы человека и гражданина.
RUSSIA’S SOVEREIGN APPROACH TO SHAPING FAMILY LEGAL
VALUES IN THE CONTEXT OF GLOBAL CHALLENGES
Elena V. Erokhina – Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure of Orenburg State University. E-mail: erohina.elena2020@gmail.com.
Elena I. Maksimenko – Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Organization of Judicial and Prosecutor-Investigative Activities of the Faculty of Law of Orenburg State University. E-mail: _maksimenko_@inbox.ru.
Globalization, despite its progressive contribution, limits the sovereignty of states and reduces the role of national traditions and religious beliefs in the sphere of legal regulation. The re-traditionalization in Russian society intensifies research in the field of legal protection of traditional family values, and therefore, the presented scientific work reflects an important aspect of contemporary socio-philosophical discourse. It is claimed that Russian altermondialism, in the formation of family and legal values, corresponds maximally to the actual embodiment of the ‘concept of cultural constraint’. The authors conclude that the introduction of the term ‘traditional family values’ as a legal category requires the establishment of a clear list of them and filling their contents, and it should take place within the framework of classical or traditional modernism.
Keywords: family traditions and values, Concept of State Family Policy, family, legal culture, human and civil rights and freedoms.
Глобализация – ценности – право
В современном мире идеи, знания и информация распространяются через массовые медиа, Интернет и социальные сети, способствуя в том числе конвергенции культурных и правовых систем.
В качестве положительных последствий глобализации можно выделить взаимное влияние национальных культурных традиций на формирование универсальных ценностей, принимаемых всеми членами общества и (или) уважительного отношения к ценностям, существующим в других странах.
Формирование любого общества, в том числе и в России, неразрывно связано с общекультурным уровнем и нравственно-правовой культурой каждого члена общества. Мы поддерживаем позицию Н. Н. Зарубиной, рассматривающей культуру как систему ценностных ориентаций [Зарубина 2006: 2021], поскольку ценности выступают мотивационной основой личности или нравственно-правовой установкой акторов общественных отношений. Следует отметить, что ценности представляют собой культурное наследие (культурный код), лежащее в основе общества и каждого конкретного представителя этого общества.
В научной литературе категория «ценности» используется для характеристики культуры отдельных групп и членов общества с целью фиксации и исследования исторических изменений мотивационных (личностных и общественных) базовых установок.
Нравственные и моральные ценности являются качественными показателями общественного запроса на необходимость государственного регулирования отношений.
Ряд таких ценностей отражены в нормативно-правовых актах. Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях не раз указывала на важное значение для международного сотрудничества «фундаментальных» и «общих основных» ценностей [Декларация… 2000; Итоговый… 2005].
В резолюциях Совета ООН по правам человека 12/21 и 16/3 говорится о «традиционных ценностях человечества» и «наборе ценностей, принадлежащих всему человечеству»[1].
Глобализация права представляет собой сложный процесс, обусловленный согласованием норм и принципов, регулирующих отношения, возникающие между субъектами права, между всеми суверенными акторами в рамках международного правового пространства. Исторически глобализацию права рассматривали в правовой доктрине как сопутствующее явление глобализации рынков и деловой практики транснациональных корпораций. В международной торговле стороны, заключая контракты, определяли право, применимое к договору, в соответствии с которым будет разрешаться спор между ними. Глобализация права включает принятие международных правовых договоров, конвенций, регламентов и создание органов по стандартизациии правовых процедур и контролю над их соблюдением.
Целью глобализации права является установление общих норм и принципов, которые могут быть применены на международном уровне для юридического решения проблем и конфликтов, а также для защиты прав и справедливости. Глобализация права основана не только на унифицированных нормах международного права, но и на уважении и признании культурных традиций и правовых институтов различных государств.
Негативные последствия глобализации права следующие: во-первых, глобализация приводит к частичному ограничению суверенитета государства в связи
с принятием правил международных организаций (например, ВТО с политикой свободного рынка и необходимостью диверсификации национальной экономики); во-вторых, глобализация ведет к снижению роли национальных традиций, религиозных воззрений в правовом регулировании.
Традиционные ценности – культурное наследие стран
Все человеческие цивилизации имеют свою уникальную систему ценностей, которой они придерживаются и которую передают из поколения в поколение.
Стержневым для существования национального государства было понятие идентичности, связанной с культурными особенностями, исторической памятью
и «общей судьбой» данного народа [Спиридонова 2020]. Согласимся с мнением В. И. Спиридоновой о том, что констатируемый европейцами «провал» интеграционной политики и практики мультикультурализма фактически ставит предел монополии «общечеловеческого» и моноцентричного мира. Открывается перспектива создания полицентричной структуры мирового сообщества, идею которого артикулировала Россия [Там же].
Интерес к традиционным ценностям, который в настоящее время фиксируется, можно объяснить не только как «внезапный» или «неожиданный» феномен, но и как проявление философского и культурного наследия, заложенного в различных обществах в различные временные периоды. Так, еще в 1997 г. С. Х. Шварц [2012], анализируя отношение к моральным ценностям в странах Восточной и Западной Европы, установил, что в Восточной Европе, несмотря на разнообразие наций и народностей, граждане воспринимают в качестве ключевых ценностей консерватизм и иерархию, позволяющие, как им кажется, адаптировать современную реальность.
Традиционные ценности могут быть охарактеризованы как коллективное наследие убеждений и моральных принципов, передаваемых через поколения внутри определенного общества и представляющих собой фундаментальные ориентиры, формирующие основу для общественной идентичности и культурного наследия. При этом мировое пространство характеризуется общими ценностными ориентирами, которые служат базовым набором ценностей для различных государств. В качестве примера можно привести такие глобальные ценности, как материнство, детство, жизнь, достоинство, образование и т. д.
Однако «пакет традиционных ценностей» каждого отдельного государства уникален и определяется исторической памятью, особенностями геополитических вызовов, степенью сформированности гражданской позиции и степенью адаптивности населения этого государства к различным стрессовым ситуациям.
Традиционные ценности конституируются двумя составляющими – традициями и ценностями. Подвергаясь трансформации, они от фундаментальных философских вопросов интерпретируются в контексте правового дискурса и переосмысливаются в рамках понятий «правовые ценности» и «правовые традиции».
Семейные ценности, наиболее значимые и важные для большинства людей, во все исторические эпохи обеспечивались защитой и поддержкой государства – семейно-правовые ценности.
Семейное право каждого государства имеет свои национальные особенности, которые помогают сохранять семейные традиции и культуру. В научной литературе сформировалась концепция «культурное наследие страны» или «культурное ограничение» [де Оливейра 2002]. Согласно данной концепции, культурное и историческое разнообразие семейных традиций, религиозные воззрения являются непреодолимым препятствием на пути унификации семейного права. Так, Отто Кан-Фройнд негативно отзывался об идее гармонизации семейного права стран ЕС, считая такую идею «безнадежным вопросом» [Кан-Фройнд 1974]. Оле Ландо, «отец» первого проекта по гармонизации, сделал в 2006 г. заявление: «Семейно-правовые акты стран ЕС отражают национальный характер, доминирующую религию, традиции, семейные вопросы, которые связаны с экономическими и социальными условиями каждой страны». По этим причинам Ландо считал, что невозможно осуществить гармонизацию семейного законодательства.
Согласимся, что институты и категории семейного права подвержены воздействию моральных, религиозных, политических и психологических факторов. Из-за различий в историческом, расовом, социальном и религиозном контекстах семейные ценности в разных странах различаются, что приводит к формированию отдельных и независимых правовых систем в области семейного права для каждой из них.
На наш взгляд, потребность в фрагментарной унификации некоторых аспектов семейного права существует, особенно в ситуациях, где возникают конфликты между разными культурами или при миграции населения. Гибкий и уравновешенный подход, учитывающий культурное и историческое разнообразие, способствует обеспечению справедливости и защите прав семей в многонациональных и многокультурных обществах, позволяя создать фундамент для разрешения конфликтов и защиты прав всех семей, независимо от их культурного или религиозного бэкграунда.
Ретрадиционализация – социологические данные – нормы права
Популяризация ретрадиционализации в российском обществе актуализировала исследования на стыке таких наук, как история, право, социология, в отношении традиционных семейных ценностей.
Семья, рассматриваемая как «маленькая республика», и ее благополучие оказывают влияние на процветание государства путем формирования многочисленного, здорового и образованного населения, преданного ценностям, способствующим гармонии в обществе.
Хотя наша исследовательская задача в данной работе сосредоточена на других аспектах, стоит отметить, что разработка правового понятия «семья» в России представляет определенные сложности, обусловленные этническим, культурным, религиозным и региональным разнообразием населения страны.
Обсуждение духовно-нравственных ценностей не является реакцией на политику Запада, поскольку внутри России существует интеллектуальная тенденция надеяться на «традиционалистский интернационал», и она не совсем необоснованна [Митрофанова 2019]. Но масштаб и значение этих связей преувеличиваются как их участниками, так и исследователями.
Нельзя не отметить, что в течение длительного времени от общества в Российской Федерации поступал запрос на формирование концепции семейных ценностей. В рамках правового научного пространства анализируются запросы, связанные с развитием государственной политики в области семейных институтов, социального обеспечения и конституционных прав человека, включая личную свободу, автономию и право на неприкосновенность частной жизни.
Государство также реагирует на этот запрос. Так, еще в 2019 г. в своем послании президент РФ объявил: «Ключевая задача – сбережение народа и поддержка семей. Мы делали и будем делать все для укрепления семейных ценностей» [Послание… 2019].
На современном этапе в Российской Федерации требуется разработка концепции традиционных семейно-правовых ценностей, которая отражает современную систему прав и свобод человека и гражданина, включая равенство прав супругов и признание ребенка субъектом права. Однако также важно сохранить традиционные семейно-правовые ценности России, например: брак как союз мужчины и женщины, признание преимущества прав родителей в вопросах воспитания ребенка и т. д.
Полагаем, что для дальнейшего изучения необходимо обратиться к социологическим данным, представленным в рамках всемирного научно-исследователь-
ского проекта World Values Survey (Всемирное исследование ценностей, WVS). Данный проект изучает ценности и убеждения людей во всем мире в различные исторические отрезки начиная с 2005 г.
21 июля 2021 г. опубликована седьмая волна данных WVS, собранных за 2017– 2020 гг. [Всемирное… 2022]. В 2023 г. также были представлены результаты исследований за 2005–2022 гг. Показатели России в принципе остались неизменны. Согласно результатам данного отчета, показатели по России на 2022 г. находятся по шкале традиционных/секулярно-рациональных ценностей в центре, но тяготеют к секулярно-рациональным; а по шкале выживания/самовыражения РФ относится к странам, население которых более поддерживает ценности выживания. При этом нельзя не отметить, что граница от нейтральной точки на обеих шкалах – 0,50. Российское общество относится к обществам с высокими показателями по светско-рациональным ценностям и ценностям выживания.
Рассмотрим нормативную базу, отражающую легитимное понимание и содержание семейных ценностей.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее по тексту – Указ об Основах) раскрывает юридическое понятие традиционных ценностей – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России [Об утверждении… 2022].
Сохранение и укрепление традиционных ценностей должно осуществляться по ряду направлений, одним из которых является «совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей». Анализ Указа об Основах позволяет сделать вывод о том, что данное направление должно быть реализовано в основном силами государственных образовательных учреждений. Однако, учитывая, что СК РФ определяет родителей в качестве основных субъектов воспитания детей, предполагаем, что и законные представители также должны будут принимать активное участие в этом процессе. Данное предположение подтверждает и заявление министра просвещения С. С. Кравцова о том, что внеурочные занятия «Разговоры о важном», которые начали организовывать в российских школах с сентября 2022 г., будут проводить и для родителей [Баласян 2022].
В указе президента РФ подчеркивается роль религии и в особенности православия в формировании традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан, что позволяет сделать вывод об определенном религиозном сегменте достаточно светского определения традиционных семейных ценностей.
В настоящее время принята и действует Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. (далее – Концепция), которая также закрепляет перечень традиционных семейных ценностей. Анализ российского законодательства и научной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что к традиционным семейным ценностям в России относятся: крепкая семья, институт брака как союз мужчины и женщины, многодетность, обеспечение преемственности поколений, ответственное и компетентное родительство, забота о достойной жизни старшего поколения.
Мы приходим к понятию «ответственное и компетентное родительство» на основании анализа Концепции и Указа об Основах. Деятельность родителей в данном случае направлена на целевое воспитание несовершеннолетних детей, включая формирование у них патриотизма, гражданственности, государственности и уважения к религиям, заботы об экологии и т. д. В рамках государственной политики Российской Федерации предполагается «повышение педагогической культуры родителей» и «обеспечение молодым родителям возможности получать необходимые знания для воспитания детей».
Считаем, что введение термина «традиционные семейные ценности» в качестве правового понятия требует не только установления четкого перечня этих традиционных ценностей, но и наполнения их содержания. Содержание должно отражать как исторически сложившиеся ценности, так и социальные изменения, которые происходят в современном обществе.
Диссеминация знаний о семейно-правовых ценностях необходима, поскольку является определяющим фактором повышения осведомленности членов семьи об обязанностях и ответственности, развития правовой культуры в обществе и сохранения гражданской идентичности.
Возьмем в качестве примера такую семейно-правовую ценность, как «обеспечение преемственности поколений». Несомненно, в данном случае речь идет в том числе и о взаимоотношениях бабушек и дедушек с внуками. Согласно ст. 67 СК РФ, дедушка и бабушка, братья и сестры, другие родственники (то есть перечень не исчерпывающий) имеют право на общение с ребенком. Более того, в п. 2 и 3 ст. 67 СК РФ закреплены меры государственного принуждения в случае, если кто-то из родителей препятствует такому общению. Старшее поколение вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. За неисполнение решения суда предусмотрена и административная ответственность (ч. 2, 3 ст. 5.35 КоАП РФ).
Но, как ни прискорбно, мало людей, которые знают об этом праве, более того, если развод родителей был эмоционально и морально сложным, родитель, с которым проживает ребенок, прикладывает максимум усилий для препятствования в общении ребенка со старшим поколением со стороны родителя, проживающего отдельно от ребенка. Так, согласно материалам дела 2-2253/2018 Вологодского городского суда отец ребенка препятствовал общению бабушки с внуком. При этом бабушка работает, имеет в собственности трехкомнатную квартиру и ранее беспрепятственно общалась с внуком. Основной причиной категорического нежелания отца, чтобы ребенок общался с бабушкой, послужил тот факт, что в квартире бабушки снова стала проживать мать ребенка. По словам ответчика, мама «допускает безответственное поведение в отношении ребенка: уезжает на продолжительное время, оставляя ребенка на проживание с бабушкой, курит, употребляет алкоголь и наркотики». По его мнению, общение с матерью, а также с бабушкой, которая не осуждает поведение своей дочери, может негативно воздействовать на ребенка. Суд частично удовлетворил исковые заявления бабушки, предоставив ей время для общения с ребенком [Об удовлетворении…].
Однако большинство представителей старшего поколения не знают своих прав и механизмов их защиты. Полагаем, что для сохранения и соблюдения такой семейно-правовой ценности, как «преемственность поколений», можно внести изменения в СК РФ и ГПК РФ, установив обязанность суда при рассмотрении дела о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей привлекать в качестве лиц, заявляющих самостоятельные требования, бабушек и дедушек. Конечно, если они сами не захотят реализовывать свои права на общение с ребенком, то смогут заявить об этом в суде. В иных случаях суд должен будет установить соответствующий график общения. Первый кассационный суд общей юрисдикции сделал в своем обзоре судебной практики принципиально важное разъяснение: нижестоящие инстанции должны четко прописывать порядок общения бабушек и дедушек с внуками. Недосказанности в судебном решении ведут к скандалам, а суд не должен ставить старшее поколение в неловкое положение. Более того, поскольку мы говорим о «возрастном поколении», полагаем, суд должен убедиться в том, что бабушки и дедушки понимают механизм принудительного исполнения решения суда.
Правоприменительная практика пока не дает ответа на вопрос о том, какие действия должны совершить судебные приставы для принудительного исполнения решения суда о порядке общения старшего поколения с ребенком.
Выводы
На наш взгляд, в России общество находится в моменте выбора дальнейшего пути по определению семейно-правовых ценностей будущего. Россия не отвергает традиционную мораль или современность, но переосмысливает их в соответствии с собственными традициями, целями развития и стремлением к культурной самобытности и аутентичности. Так, например, ряд европейских, азиатских ценностей могут быть несовместимы с традиционной мусульманской культурой, но это не означает, что большинство в мусульманских обществах воспринимает свою культуру как «отсталую» или препятствующую их общественному благополучию. Напротив, большинство православных и мусульманских обществ подтверждают свои культурные ценности и воспринимают их позитивно.
Анализ российского законодательства позволяет нам сделать вывод о том, что к традиционным семейно-правовым ценностям относятся: крепкая семья, институт брака как союз мужчины и женщины, многодетность, обеспечение преемственности поколений, ответственное и компетентное родительство, целевое воспитание несовершеннолетних детей (патриотизм, гражданственность и государственность, уважение к религиям), забота о достойной жизни старшего поколения.
В эпоху глобализации перед Россией в процессе формирования семейно-правовых ценностей возникают следующие вызовы:
1. Влияние западных ценностей: процесс глобализации значительно изменил ориентиры в отношении семейно-правовых ценностей, которые противоречат отдельным традиционным ценностям и нормам, присущим нашей стране. В силу этого возникает общественное стремление к определению и защите национальных и культурных ценностей без потери при этом открытости и готовности к диалогу с мировым сообществом.
2. Разнообразие и многообразие семейных моделей: глобальная миграция, изменение роли женщины в обществе и изменение представлений о семье приводят к появлению различных семейных моделей. России потребуется разработать гибкую систему правовой защиты института традиционной семьи, учитывая религиозное, культурное и этническое разнообразие населения и обеспечивая равные права и защиту для всех.
3. Информационные технологии и Интернет: глобализация информационных технологий, особенно Интернета, повышает доступность информации о различных семейных моделях и их правовом закреплении в других странах. Это может повлиять на представления и ожидания молодого поколения в отношении семьи и права. Следовательно, потребуется разработка соответствующего законодательства и государственной политики для своевременного реагирования.
4. Международное сотрудничество и стандарты: Россия участвует в международных организациях и заключает международные договоры в области семейного права. Необходимо исследовать возможности применения международных стандартов и обязательств с учетом традиционных семейных ценностей России.
5. Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по ряду направлений, одним из которых является «совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей», осуществляемых государственными образовательными учреждениями и законными представителями несовершеннолетних.
6. Введение термина «традиционные семейные ценности» в качестве правового понятия нуждается не только в установлении их четкого перечня, но и в наполнении их содержания, а также в трансформации не только норм СК РФ, но и правоприменительной практики.
Нельзя забывать и о том, что, несмотря на все достоинства традиционных семейных ценностей, их содержание должно соответствовать современному представлению о «хорошем» и «плохом». Мы сомневаемся, что в настоящее время в принципе возможно юридически закрепить главенствующий правовой статус мужа взамен равенства супругов или отказаться от признания ребенка субъектом права. Ориентация на традиционные ценности, под которыми понимаются исторически присущие российскому обществу семейные ценности, поиск идентичности, должна согласовываться с дальнейшим развитием общества. Поэтому разработка и закрепление семейно-правовых ценностей должны проходить в рамках классического или традиционного модернизма. Традиционный модернизм – это концепция, которая позволяет нам одновременно сочетать призыв к традиционности и развитию [Муравьева 2014: 636]. Он пропагандирует сохранение классических семейных ценностей, не отменяя тех, которые эволюционировали в процессе развития российского общества, а также тех, которые были интегрированы в результате ратификации международных документов.
Современные правовые инициативы должны быть основаны на позитивных правовых технологиях, поскольку считаются лучшим и адекватным способом обеспечения стабильности.
Несмотря на наши выводы, мы воздерживаемся от утверждения, что семейно-правовые ценности будут служить вечным источником культурного различия и про-тивостояния и оставаться мерилом этого различия.
Литература
Баласян Л. Минпросвещения решило проводить «Разговоры о важном» для родителей [Электронный ресурс] : Ведомости. 2022. 19 февраля. URL: https://www.vedo-mosti.ru/society/news/2023/02/19/963547-razgovori-vazhnom-roditelei (дата обращения: 16.02.2024).
Всемирное исследование ценностей [Электронный ресурс] : База данных WVS. 2022. URL: https://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp?CMSID=findings (дата обращения: 16.02.2024).
Де Оливейра Г. Европейское семейное право? Сыграйте еще раз... Европа! В «Гражданском кодексе для Европы» [Электронный ресурс]. 2002. С. 117–126. URL: https://www.guilhermedeoliveira.pt/resources/Um-direito-da-familia-europeu.pdf (дата обращения: 16.02.2024).
Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] : Резолюция 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 16.02.2024).
Зарубина Н. Н. Социология хозяйственной жизни: Проблемный анализ в глобальной перспективе. М. : Логос, 2006.
Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г. Резолюция от 16 сентября 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.shtml (дата обращения: 16.02.2024).
Кан-Фройнд О. Об использовании и злоупотреблении сравнительным правом [Электронный ресурс]. 1974. URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/5659735/mod_resource/content/1/Khan_Freund_comparative_la... (дата обращения: 16.02.2024).
Митрофанова А. В. Духовно-нравственные ценности как гражданская религия современной России // Век глобализации. 2019. № 1(29). С. 96–111.
Муравьева М. Традиционные ценности и современные семьи: правовые подходы традиции и модерну в современной России // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 4. С. 625–640.
Об удовлетворении искового заявления об устранении препятствий в общении с внуком, которые создавал отец ребенка, и определении порядка и графика данного общения. Решение Вологодского городского суда по делу № 2-2253/2018. [Электронный ресурс]. URL: https://sevconsult.ru/26.03.2018_babushka.html (дата обращения: 16.02.2024).
Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 46. Ст. 7977.
Послание Путина Федеральному Собранию. Главное. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/02/2019/5c6d1add9a7947c08b7e1a93 (дата обращения: 16.02.2024).
Спиридонова В. И. Императив возврата к национальной идентичности как фундамент полицентричного мира // Век глобализации. 2020. № 2(34). С. 33–44.
Шварц С. Х. Обзор теории базовых ценностей Шварца. Онлайн-чтения по психологии и культуре [Электронный ресурс]. 2012. URL: https://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/11/ (дата обращения: 16.02.2024).
* Для цитирования: Ерохина Е. В., Максименко Е. И. Суверенный подход России к формированию семейно-правовых ценностей в контексте глобальных вызовов // Век глобализации. 2025. № 1. С. 178–187. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.15.
For citation: Erokhina E. V., Maksimenko E. I. Russia’s Sovereign Approach to Shaping Family Legal Values in the Context of Global Challenges // Vek globalizatsii = Age of Globalization. 2025. No. 1. Pp. 178–187. DOI: 10.30884/vglob/2025.01.15 (in Russian).
[1] 2. 2 п. 27 Предварительного исследования по вопросу о поощрении прав человека и основных свобод путем более глубокого понимания традиционных ценностей человечества, подготовленного профессором В. А. Карташкиным, докладчиком редакционной группы Консультативного комитета Совета по правам человека. Генеральная Ассамблея ООН А/HRC/AC/8/4 от 12 декабря 2011 г.