Международный опыт преодоления глобальной проблемы торговли людьми


скачать Автор: Лукач Н. М. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №4(20)/2016 - подписаться на статьи журнала

В статье рассматривается деятельность международных организаций по противодействию торговле людьми. Исследованы основные механизмы и инструменты, которые использовались международным сообществом для решения проблемы, а также предложены пути ее решения.

Kлючевые слова: торговля людьми, глобальная проблема, международные организации, неправительственные организации, противодействие торговле людьми.

The article considers the activities of international organizations against human trafficking. The author explores the basic mechanisms and instruments implemented by the international community against human trafficking and also propose the ways of solving problems.

Keywords: human trafficking, global problem, international organizations, non-governmental organizations, combating human trafficking.

Торговля людьми процветает в современном мире и требует внимания, приверженности и ответственности каждого из нас… Вместе мы должны повернуться лицом к этой проблеме и помочь построить мир, в котором никто не будет порабощен.

Х. Клинтон

Торговля людьми сегодня достигла грандиозных масштабов своего распространения, что заставляет говорить о ней как о глобальной проблеме XXI в., и заслуживает особого внимания. Проблема существенно влияет на жизнь людей, стабильность в мире и вызывает все большую озабоченность международного сообщества. Это новый вызов, который поставила перед человечеством глобализация. Международные организации и правительства разных стран активно работают над созданием программ, политики, новых законов и механизмов, направленных на противодействие этому явлению. Таким образом, данная проблема актуальна также с позиций исследования взаимодействия государств, правоохранительных органов и международных организаций по борьбе с торговлей людьми.

Целью статьи является исследование и изучение международного опыта противодействия глобальной проблеме торговли людьми.

В мировом движении против торговли людьми можно выделить три действующих субъекта: государственные органы разных стран, неправительственные некоммерческие организации, международные организации [Дзялошинский, Тюрюканова 2008: 6]. Первые шаги по противодействию торговле женщинами на международном уровне были сделаны такими неправительственными организациями, как Международная федерация аболиционистов и Лондонский комитет для выявления и ликвидации торговли английскими девушками [Гусев 2008: 117]. Деятельность Международного католического союза также осуществлялась в этом направлении. Им был основан в 1896 г. ряд учреждений для защиты молодых девушек во Фрайбурге, Швейцария. Кроме этих организаций активную деятельность осуществляла английская Национальная организация бдительности (National Vigilance Associations), по инициативе которой в 1899 г. был созван Международный конгресс по противодействию торговле женщинами. В ходе работы Конгресса было принято решение о создании в каждой стране Национального комитета по противодействию торговле женщинами. Конгресс заложил основы формирования международного сотрудничества государств, а также неправительственных организаций в борьбе с торговлей женщинами.

Решение Конгресса реализовывалось странами в очень короткие сроки. В частности, в России уже 13 января 1900 г. было основано Русское общество защиты женщин, которое представляло российские общества защиты женщин в Лондонском международном комитете противодействия торговле женщинами.

4 мая 1910 г. была принята Конвенция о борьбе с торговлей белыми рабынями. В ней торговля женщинами и девушками рассматривалась как уголовное преступление. В дальнейшем сотрудничество государств продолжилось в рамках деятельности Лиги Наций. В 1921 г. была принята Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми. 11 октября 1933 г. была принята Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами. В статье 1 этого документа говорилось о преступном характере действий, которые заставляли девушек и женщин заниматься проституцией, даже в случае получения их согласия.

После Второй мировой войны координация международного сотрудничества государств в борьбе с торговлей женщинами осуществлялась в рамках ООН. В 1949 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция о борьбе с торговлей людьми.

18 декабря 1979 г. была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая стала первым шагом по искоренению дискриминации в отношении женщин и открыла большие возможности для укрепления статуса женщины в обществе.

К этому времени на международном уровне борьба с торговлей людьми осуществляется в рамках международных межправительственных организаций, систему которых возглавляет ООН, а специализированные функции выполняет Международная организация уголовной полиции на основе принятых международно-правовых документов универсального характера. В течение XX в. был принят целый ряд конвенций, направленных на борьбу с этим явлением и его предупреждение. Следует отметить, что сегодня часть международных документов устарела и несколько не соответствует требованиям времени. Позитивной оценки заслуживает Конвенция ООН против транснациональной преступности, протокол которой посвящен борьбе с торговлей людьми, в декабре 2000 г. в Палермо (Италия) подписали 124 государства мира. Это можно считать значительным прогрессом в борьбе с торговлей людьми. Мировое сообщество без возражений признало особую опасность этого преступления и невозможность борьбы с ним отдельно, самой по себе каждой страны.

Причины, которые обусловили необходимость принятия Конвенции ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью и протокола к ней по борьбе с торговлей людьми, раскрываются в тексте самого документа. Это, в частности, необходимость общего всеобъемлющего подхода, который бы включал меры, направленные на предупреждение торговли людьми, защиту пострадавших и преследование преступников, в том числе с учетом международно признанных прав человека [Бандурка 2001: 21–22].

В Организации Объединенных Наций созданы Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Специальная рабочая группа Комиссии по противодействию торговле людьми, должность специального докладчика ООН по вопросам борьбы с насилием над женщинами и Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Все эти структуры совместно работают над включением вопросов, связанных с торговлей людьми, в международные, региональные и национальные инициативы по противодействию этому явлению и осуществляют наблюдение за ним. Кроме того, Управление ООН по контролю над распространением наркотиков и предупреждению преступности осуществляет работу над «Глобальной программой, направленной на борьбу с торговлей людьми», в которой главное внимание сосредоточено на роли преступных группировок в нелегальной торговле наркотиками и людьми, а также на разработке мероприятий по осуществлению уголовного правосудия. Специализированные органы ООН, такие как Международный фонд помощи детям (ЮНИСЕФ, ИМСЕР), УВКБ ООН и ПРООН, также начали обращать внимание на проблему торговли людьми в связи со своими образовательными и благотворительными инициативами и программами развития.

До сих пор центральным международным документом по противодействию торговле людьми являются Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее [United… 2004]. Конвенция предусматривает такую классическую форму сотрудничества, как взаимная правовая помощь, регламентированная статьей 18. Принимая во внимание положения Конвенции и дополняющих ее Протоколов, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, 25 ноября 2005 г. в Москве подписали Соглашение о сотрудничестве стран – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека. В статье 4 изложены следующие основные формы сотрудничества [Cоглашение… 2005]:

– обмен оперативной, криминалистической, статистической и другой информацией, в том числе сведениями о готовящихся или совершенных преступлениях, легализации доходов от этих деяний и причастных к ним физических или юридических лицах;

– исполнение запросов о проведении оперативно-разыскных мероприятий;

– планирование и осуществление скоординированных оперативно-разыскных, профилактических мероприятий;

– обмен нормативными правовыми актами, публикациями и научно-методическими материалами;

– обмен опытом работы, проведение рабочих встреч, консультаций, совещаний, практических конференций и семинаров, а также совместных научных исследований;

– разработка и осуществление согласованных мер по предупреждению и пресечению использования сети Интернет в целях торговли людьми;

– обмен опытом внедрения информационных систем паспортно-визового контроля, включая использование биометрических данных;

– содействие в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов;

– разработка и внедрение новых методов социальной и медицинской реабилитации жертв торговли людьми, особенно женщин и детей.

Другими важными документами, принятыми в рамках ООН, являются:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г. – признает равенство, свободу, личную неприкосновенность, а также независимость всех людей от рабства и порабощения;

  • Международный пакт ООН о гражданских и политических правах (1966) – запрещает рабство и обычаи, сходные с рабством;

  • Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949);

  • Конвенция о рабстве (1926) и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (1956), дополняющая ее;

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989) и Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка относительно торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000);

  • Международная Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которая вступила в силу 1 июля 2003 г.

Совет Европы обращается к проблеме торговли людьми непосредственно или опосредованно, через ряд своих комитетов и программ. Среди них продолжилась деятельность многосекторной группы специалистов под председательством представителя Координационного комитета по вопросам равенства мужчин и женщин (CDEG). С 1997 г. эта группа принимает участие в осуществлении ряда инициатив по противодействию торговле людьми «с целью сексуальной эксплуатации», включая подготовку рекомендаций для Комитета министров и стран – членов Совета Европы, которые должны вскоре выйти в свет. В 1998 г. СDЕG провел семинар, посвященный роли НПО в борьбе с торговлей людьми, и рабочую встречу на тему имиджа женщины в освещении средств массовой информации в связи с проблемой торговли людьми. Советом Европы также организовано и предложено в рамках программы АDАСS проведение нескольких семинаров, посвященных проблемам торговли людьми, нелегальной иммиграции, организованной преступности и коррупции, включая недавнюю учебную программу о торговле людьми, организованную в Албании в сотрудничестве с Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека. Под эгидой Европейского комитета по проблемам преступности (CDPC), Европейского комитета по сотрудничеству в правовой сфере (CDCJ) и Координационного комитета по социальной политике (CDPS) Совет Европы продолжает обращаться к другим вопросам, связанным с торговлей людьми, таким как уголовный процесс, организованная преступность, коррупция и сексуальная эксплуатация детей. Эта деятельность проводится преимущественно в области права.

В 2006 г. началась кампания Совета Европы по борьбе с торговлей людьми. Цель кампании – привлечь внимание правительств, парламентариев, неправительственных организаций и гражданского общества ко всей глубине проблемы торговли людьми в современной Европе, а также способствовать подписанию и ратификации конвенции Совета Европы «О борьбе с торговлей людьми» для скорейшего вступления в силу этого документа. Конвенция Совета Европы «О борьбе с торговлей людьми» (CETS No. 197) была принята Комитетом министров 3 мая 2005 г. и открыта для подписания в Варшаве 16 мая 2005 г. по случаю Третьего саммита глав государств и правительств Совета Европы [Council…].

В ходе кампании 31 мая 2006 г. на сессии Конгресса местных и региональных властей Европы была обнародована и открыта для подписания Декларация «О борьбе с торговлей людьми». Декларация является вкладом Конгресса в кампанию Совета Европы по борьбе с торговлей людьми под девизом «Человек – не для продажи». Кампания стала началом нового этапа, объединяя местные органы власти в борьбе и признавая их роль в преодолении этого позорного и трагического феномена. Декларация открыта Конгрессом для подписания всеми городами и общинами Европы [Resolution…].

В рамках Совета Европы были приняты следующие документы по противодействию торговле людьми:

– Европейская конвенция о правах и основных свободах человека;

  • Конвенция Совета Европы о мерах по борьбе с торговлей людьми;

  • Рекомендация Комитета министров R (85) 11 о статусе жертвы в рамках уголовного права и производства;

  • Рекомендация R (2000) 11 Комитета министров государствам-участникам относительно мер противодействия торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации.

Проблема торговли людьми, в частности женщинами, много раз поднималась в контексте деятельности ОБСЕ с начала 1990-х гг., когда государства – участники ОБСЕ приняли на себя обязательства по борьбе с этим явлением, включив его в Московский документ (1991 г.). В 1996 г. Парламентская ассамблея ОБСЕ выразила серьезную озабоченность размерами торговли людьми в регионе ОБСЕ и за его пределами, признав связь этого явления с экономическими проблемами переходного периода и ростом организованной преступности (Стокгольмская декларация 1996 г.). В ходе семинара ОБСЕ по человеческому измерению (1997 г.) и Совещания по человеческому измерению (1998 г.), НПО и несколько стран-участниц определили торговлю людьми и насилие над женщинами как явления, имеющие крайне негативное влияние на судьбы женщин. В 1998 г. торговля людьми была также названа Советом министров ОБСЕ новой угрозой безопасности, которая требует пристального внимания.

Несмотря на эти меры, ОБСЕ лишь недавно стала делать конкретные шаги в сфере борьбы с торговлей людьми. В 1999 г. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПИ) поддержало три проекта, направленные на борьбу с торговлей людьми, работа по двум из которых была продолжена в 2000 г.

БДИПИ также согласилось обеспечить совместное финансирование предварительного исследования вопросов торговли людьми в Кыргызстане, а также предложило организовать учебный курс по правам человека для украинских пограничников, в который войдет информация о проблеме торговли людьми.

В апреле 1999 г. благодаря финансированию США в рамках БДИПИ была учреждена должность Советника по проблеме торговли людьми, в задачи которого входит помощь ОБСЕ в определении основных направлений деятельности по борьбе с этим явлением, которые не были бы простым дублированием усилий других организаций, а также содействие ОБСЕ в разработке Плана действий и инициатив ОБСЕ на 2000 г.

Другие институты ОБСЕ также начинают работать в этой сфере, хотя их деятельность носит весьма ограниченный характер. На ежегодном совещании в июле 1999 г. Парламентская ассамблея приняла резолюцию, осуждающую торговлю людьми, в частности женщинами и девочками с целью сексуальной эксплуатации.

Несколько миссий ОБСЕ на местах также столкнулись с проблемой торговли людьми, преимущественно на уровне оказания поддержки в индивидуальных случаях. Миссии ОБСЕ в Албании, Боснии и Герцеговине докладывают о случаях торговли людьми, и члены миссий начали работу по координированию усилий с другими международными организациями. Важнейшим документом ОБСЕ по предотвращению явлений торговли людьми, принятым в декабре 2003 г. на Маастрихтском Совете министров 55 зарубежными министрами ОБСЕ, является План действий по борьбе с торговлей людьми.

Деятельность Международной организации по миграции (МОМ) преимущественно сфокусирована на проведении исследований по основным направлениям миграции, включая торговлю женщинами из Центральной и Восточной Европы. В 1998 г. МОМ провела широкомасштабную информационную кампанию в Украине и, по имеющимся данным, также сделала некоторые дополнительные шаги по повышению уровня информированности населения о проблеме торговли людьми в Чешской Республике, Венгрии и Болгарии. В ограниченном ряде случаев МОМ способствовала возвращению из стран назначения отдельных жертв торговли людьми. МОМ также недавно начата экспериментальная программа в Боснии и Герцеговине по оказанию помощи в возвращении домой женщинам – жертвам торговли людьми. На сегодня БДИПИ сотрудничает с МОМ в двух совместных проектах, связанных с торговлей людьми в Украине и Кыргызстане.

Большой вклад в борьбу с торговлей людьми сделан в рамках Международной организации труда (МОТ). На протяжении своего существования организация приняла такие нормативно-правовые акты, направленные против вышеупомянутого явления:

– Конвенцию 29 о принудительном или обязательном труде (1930);

– Конвенцию 105 об упразднении принудительного труда (1957);

– Конвенцию МОТ 138 о минимальном возрасте для приема на работу (1973);

– Конвенцию МОТ 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999);

– Конвенцию МОТ 143 (1975) о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равных возможностей и обращения;

– Рекомендацию 190 о запрещении и немедленных мерах по ликвидации наихудших форм детского труда (1999).

Стоит упомянуть и о такой организации, как Интерпол. Международная полицейская организация проводит конференции, посвященные проблеме торговли людьми, и пытается поддержать и координировать усилия правоохранительных органов разных стран по противодействию явлению торговли женщинами и детьми. Интерпол продолжает оставаться важным звеном для правоохранительных органов разных стран, но его вклад в сфере борьбы с торговлей людьми не является таким большим, как у упомянутых выше организаций. Интересна новая инициатива Интерпола, которая предусматривает создание «книги-справочника», где можно будет найти контактную информацию об организациях, ведущих борьбу с торговлей людьми по всему миру.

Активную работу в борьбе с торговлей людьми осуществляют неправительственные организации. Международные, региональные и местные НПО прилагают значительные усилия, чтобы повысить общую осведомленность о торговле людьми и убедить правительства своих стран с большей ответственностью отнестись к этой проблеме. Например, Совет по правам человека сыграл важную роль в наблюдении за разработкой проекта Протокола ООН о торговле людьми, способствовал тому, что в проект были включены положения о защите жертв торговли людьми и учтены общепринятые нормы прав человека. НПО, такие как Надзор за соблюдением прав человека (Нuman Rights Watch), Организация за всеобщее выживание (Global Survival Network, GSN), Организация против торговли женщинами (Foundation for Trafficking in Women, STW), Всемирный альянс по борьбе с торговлей женщинами (Global Alliance Against Traffick in Women, GATW), Группа по правам человека (Нuman Rights Law Group) и «Ла Страда» (La Strada), ведут активную деятельность. Вклад таких организаций, как Институт открытого общества (Open Society Institute, OSI) и Сотрудничество женщин Востока и Запада (Network of East-West Women, NEWW), в борьбу с торговлей людьми является более общим и заключается в помощи и поддержке новых НПО и сотрудничества НПО в ЦВЕ и СНГ.

На местном и региональном уровнях НПО сыграли ключевую роль в повышении осведомленности населения о проблеме торговли людьми и обеспечении поддержки жертвам торговли людьми и другим уязвимым группам**. Во многих государствах – участниках ОБСЕ местные НПО являются единственными организациями, которые информируют женщин, девушек и их семьи об угрозе торговли людьми, и единственными, кто обеспечивает непосредственную помощь жертвам. Во многих случаях эти НПО не имеют никакого специального опыта относительно торговли людьми; как правило, они занимаются открытием приютов для жертв жестокого обращения в семье и жертв изнасилования, а также венерических диспансеров, это группы по защите прав женщин, центры психологической помощи и профессиональные объединения женщин.

Итак, факт распространения в XXI в. явления торговли людьми как одного из видов транснациональной преступной деятельности бросил вызов всему мировому сообществу, нивелируя основные права и свободы человека и общепринятые нормы и принципы международного права. Меры борьбы с этим явлением должны основываться на комплексном подходе и реализовываться путем консолидации усилий правительственных структур, международных организаций, каждого члена общества как стран происхождения, так и стран назначения и транзита. Сегодня правительства многих государств и международное сообщество в целом заинтересованы в решении и преодолении проблемы. Впервые о явлении торговли людьми на международном уровне было заявлено на международном конгрессе по вопросам борьбы с торговлей женщинами в Лондоне в 1899 г. [Гусев 2008: 117–119]. Еще до создания ООН был принят ряд конвенций, направленных на прекращение рабства и торговли женщинами. Характерным для регулирования этих отношений является то, что в течение всего ХХ в. происходило разделение правовых проблем «рабства» и «торговли женщинами», при этом для их преодоления существовали различные международные соглашения. Разработка и принятие международных документов продолжались до начала Второй мировой войны и служили хорошим опытом для последующих поколений, которые обратились к этим вопросам уже после создания Организации Объединенных Наций.

В 1949 г. принята Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. Долгое время она была единственным действующим международным актом такого уровня, несмотря на то, что содержала много недостатков. Учитывая эти недостатки, возникла необходимость в принятии нового международного документа, который учитывал бы недостатки предыдущих актов и отвечал требованиям современности. Таким документом стал Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. До сих пор Протокол является наиболее комплексным международно-правовым актом в сфере противодействия торговле людьми.

По словам спецпредставителя ОБСЕ и координатора по борьбе с торговлей людьми Марии Грации Джаммаринаро, торговля людьми должна рассматриваться как нарушение прав человека, транснациональная угроза, явление, которое подпитывает коррупцию и отмывание денег и в конечном итоге тормозит экономическое и демократическое развитие общества [Торговля…].

На современном этапе противодействие торговле людьми происходит на всех уровнях – от центрального (государственного) к глобальному на уровне международных организаций. В частности, основными международными организациями, противодействующими распространению явления, являются: ООН, МОТ, Международный уголовный суд, Совет Европы, ОБСЕ, ЕС. В борьбе задействованы также соответствующие министерства государств, правоохранительные органы, такие структуры, как Интерпол, Европол, Региональный центр Юго-Восточной Европейской инициативы сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью (SEC) и др.

По словам главы Бюро ОБСЕ в Таджикистане Ивара Викки, торговля людьми создает транснациональные угрозы, которые необходимо решать в рамках комплексной системы безопасности. Для эффективного противодействия этой проблеме необходимо создание модели сотрудничества государственных органов, общественных и международных организаций [Торговля…]. Для осуществления такой стратегии международным сообществом был разработан принцип «пяти P»: Prevention, Protection, Prosecution, Punishment and Partnerships. Это соединение в единую систему таких мероприятий, как профилактика или предупреждение торговли людьми, защита жертв и свидетелей, преследование преступников, наказание и уголовная ответственность за деятельность такого рода, партнерство и сотрудничество на всех уровнях. Всего стратегию противодействия и борьбы с торговлей людьми в отдельном государстве можно разделить на следующие основные направления:

– ликвидация причин выезда людей за границу в поисках лучшей жизни;

– повышение уровня осведомленности общественности о явлении и его последствиях;

– изменение статуса индивида и личности, поддержка лиц, принадлежащих к потенциальным группам риска;

– совершенствование законодательной базы и действий правоохранительных органов;

– предоставление адекватной помощи пострадавшим.

Для решения проблемы торговли людьми необходима координация всех сил в общепланетарном масштабе, поскольку это проблема комплексного характера, которая сочетает в себе экономические, социальные, политические, духовные, культурные и другие факторы. Ее решение должно осуществляться путем сочетания различных методов, мер и средств. Так, недостаточно одних только правовых или экономических мер, они должны быть подкреплены другими, направленными прежде всего на то, чтобы искоренить мотивы самопродажи у людей, находящихся в так называемой «группе риска» и являющихся потенциальным «живым то-варом».

Литература

Бандурка О. М. Діяльність органів внутрішніх справ по запобіганню торгівлі людьми: навч. посібник. Харків, 2001. (Bandurka O. M. The Activities of the Internal Affairs Bodies to Prevent Trafficking in Human Beings: A Textbook. Kharkov, 2001)

Гусев Л. Ю. Борьба с торговлей женщинами: история и современное положение в России и странах Шанхайской организации сотрудничества // Боротьба з торгівлею людьми : матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. (Донецьк, 26 червня 2008 р.) / Донецький юридичний інститут ЛДУВС імені Е. О. Дідоренка, Фонд Ганса Зайделя. Донецьк, 2008. (Gusev L. Yu. Combating Trafficking in Women: History and Current Situation in Russia and the Countries of the Shanghai Cooperation Organization // Боротьба з торгівлею людьми : матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. (Донецьк, 26 червня 2008 р.) / Донецький юридичний інститут ЛДУВС імені Е. О. Дідоренка, Фонд Ганса Зайделя. Донецьк, 2008)

Дзялошинский И. М., Тюрюканова Е. В. Торговля людьми: СМИ как ресурс общественного противодействия современному рабству. М., 2008. (Dzyaloshinsky I. M., Tyuryukanova E. V. Trafficking in Human Beings: The Media as a Resource for the Public Opposition to Modern Slavery. M., 2008.)

Cоглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека. Москва, 25 ноября 2005 года [Электронный ресурс]. URL: http://legislationline.org/ru/documents/ action/popup/id/14216. (Agreement on Cooperation of the Member States of the Commonwealth of Independent States in Combating Trafficking in Human Beings, Human Organs and Tissues. Moscow, November 25, 2005 [Electronic resource]. URL: http://legislationline.org/en/documents/ action / popup / id / 14216.)

Торговля людьми создает транснациональные угрозы [Электронный ресурс]. URL: http://www.pressa.tj/news/glava-obse-v-rt-torgovlya-lyudmi-sozdaet-transnacionalnye- ugrozy. (Human Trafficking Creates Transnational Threats [Electronic resource]. URL: http://www.pressa.tj/news/glava-obse-v-rt-torgovlya-lyudmi-sozdaet-transnacionalnye- ugrozy.)

Council of Europe Convention on Action against Trafficking in Human Beings CETS No. 197 [Электронный ресурс]. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/Que VoulezVous.asp?CL=ENG&CM=1&NT=197.

Resolution 210 (2006) 1 on the Council of Europe Campaign to Combat Trafficking in Human Beings [Электронный ресурс]. URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1002 771&Site=COE.

United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols Thereto. United Nations. New York, 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://www. unodc.org/documents/treaties/UNTOC/Publications/TOC%20Convention/TOCebook-e.pdf.

* В частности, специализированные НПО, такие как La Strada (Польша, Чехия, Болгария и Украина), Phoenix (Германия), STV (Нидерланды) и Раyоkе (Бельгия), внесли огромный вклад в борьбу с торговлей людьми в своих странах.