Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. Философия: Учебное пособие. М., 1998. 304 стр


Автор: Чеснавская М. Н. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №1/1999 - подписаться на статьи журнала

Проблемное изложение курса философии довольно редко встречается в последние годы в нашей учебной литературе. Преобладает, как правило, историко-философский подход. Основные философские проблемы исследуются в историческом процессе их постановки и развития. Рассмотрение философской проблематики увязывается с изучением важнейших периодов и крупнейших представителей в истории философии.

Н. Ф. Бучило и А. Н. Чумаков предлагают учебное пособие по основным проблемам философии. Вместе с тем они представляют внутри разделов широкий спектр позиций по фундаментальным философским проблемам. Яркие цитаты точно высвечивают существо представляемых точек зрения, иногда весьма противоречивых. Авторы побуждают читателя к самостоятельным размышлениям и формированию собственной сознательной мировоззренческой позиции. Авторы справедливо полагают, что «философски обоснованная ценностная ориентированность мировоззренческой позиции является неотъемлемым достоянием каждого образованного человека» (с. 297).

Заслуживает внимания и отдельного анализа проблема методов познания, которая рассматривается во второй главе, где излагаются гносеологические вопросы. Авторы полагают, что «три области познания привлекают внимание человека: мир природы, мир социума и внутренний мир человека. Им соответствуют три познавательных феномена: объяснение, понимание и рефлексия, связанные друг с другом» (с. 68). Психология как наука невозможна без использования метода объяснения. С другой стороны, трудно представить себе физика или математика, изучающего устройство мира и не имеющего при этом собственных мировоззренческих позиций. Именно на основании мировоззренческих предпочтений ученые-естествоиспытатели ставят перед собой научную задачу исследования мира независимо от собственной ценностной ориентации. Не случайно проблема ограниченности классической формы рациональности была поставлена в науке А. Эйнштейном. Теория относительности ставит под сомнение возможность объективности, а теория квантовой механики – возможность «полноты» описания. Методология социального познания развивалась в XX веке в русле попыток синтеза методов объяснения и понимания либо применения в отношении указанных методов предложенного Бором принципа дополнительности. Делались также попытки преодолеть дихотомию наук о природе и наук о духе, которую предложили В. Виндельбанд и Г. Риккерт.

От методологических позиций в значительной степени зависят содержательность, достоверность и прогностическая обеспеченность теоретических исследований современных реалий. С другой стороны, специфика современного мира является эмпирическим вызовом, требующим соответствующего изменения методологического алгоритма рационального анализа реальности. Ускоренные изменения, нарастающая противоречивость, смутность, неясность, непрозрачность дальнейшего пути развития как мировой цивилизации, так и России как одной из важнейших и существенных составляющих, как подсистемы, формирование новой системы международных отношений привели к известной трансформации методологии в направлении от классической парадигмы, с ее линейным детерминизмом, к феноменологии, герменевтике, интерпретационной парадигме, называемой неклассической методологией, с ее ориентацией на наблюдателя, с уравниванием в радикальных вариантах научной истины и здравого смысла и логической ориентацией на релятивизм. Обратились к синергетике, которая исходит из принципиальной множественности возможных путей изменений, отрицания линейности социального детерминизма не только как специфической особенности теории, способной рассматривать реальность с разных позиций, задавать ей различные вопросы, но и как соответствующее этой особенности теории реальное устройство мира. Столь же реальна и обратная зависимость. Мировые реалии и соответствующие им теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единую реальность. Мир так устроен, что его развитие в каждой точке, а особенно в точках бифуркации, зависит от случайности. Всегда возможны различные пути его изменения, хотя и не любые желаемые, но и не один с необходимостью детерминированный вариант развития.

Представляет интерес анализ авторами проблемы соотношения ценностей и познания, а также вопрос о возможности объективного истинного знания (с. 108–114). Наука не свободна от ценностей, полагают авторы. Оценка постигнутого – необходимый элемент познания. Ученые не только оценивают собственные методы и научные результаты, но и ориентируются на возможную реакцию со стороны научной общественности, власти, церкви. При этом, по мнению авторов, «в науке зачастую в первую очередь получают признание и общественное одобрение шаблонные концепции, воспроизводящие уже созданные» (с. 114). Сегодня в связи с глобальными проблемами «оценка научных знаний не может оставаться только в узкопрофессиональных рамках, не учитывая социальных последствий их использования» (с. 115).

Большое место в книге уделяется новой теме: философии глобальности. Проблемы глобальности рассматриваются в различных аспектах. Авторы справедливо считают, что к извечным философским проблемам современная эпоха добавила никогда не существовавшую ранее тему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле (с. 266).

По мнению авторов учебного пособия, философия стимулирует взаимодействие широкого круга наук в процессе комплексного изучения глобальных проблем, с точки зрения выявления их структуры и сложного механизма взаимодействия и взаимозависимости. Каждая из отдельных дисциплин способна предлагать решения актуальных проблем глобального характера только с точки зрения своего предмета. Поэтому философия призвана обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу соответствующих решений глобальных проблем отдельными науками (с. 270–271). Философия, являясь одним из видов познавательной деятельности, рассматривает глобальные проблемы в единстве, целостности, взаимосвязи, в той мере, в какой они обусловливают друг друга, с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности. Она нацелена, соответственно, на выявление их сущности, природы, генезиса и путей научного и практического решения. Философия выступает связующим звеном между научным знанием и футурологическими концепциями. Поэтому столь актуальны в настоящее время синергетические, нелинейные подходы, в частности в методологии социального познания. Синергетическая методология исходит из такого устройства мира, которое предполагает множественность возможных путей изменений. Прогнозирование процессов социальных изменений осуществляется на основании вероятностного моделирования, которое стремится включить в расчеты возможную роль случайных факторов, флуктуации.

В философии, по мнению авторов, заключены потенциальные возможности развития планетарного сознания, гуманизации международных отношений, построения моделей «экологического общества», выяснения роли человека в этом моделировании, отличия долгосрочных и краткосрочных тенденций, что создает основу формулирования потребностей и ценностной ориентации человека. Вопросы о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии, которые ставит философия, приобретают особую актуальность перед лицом угрозы глобальных проблем. Специфичность философии, отличие от науки авторы видят в мировоззренческой, методологической функции. Философия, утверждают авторы, формулирует наиболее общие законы развития общества, взаимодействия общества и природы, а следовательно, рассматривает глобальные проблемы не как случайность, а как результат объективного процесса противоречивого исторического развития (с. 270). Тогда, следуя логике, придется признать: либо это не законы (в строгом смысле этой категории), либо философия, будучи «не совсем наукой» или «совсем не наукой», производит научные законы. Следовательно, необходимо оговаривать специфичность законов, производимых философией. Если эти законы существуют, то их главной характеристикой является вероятностно-статистический характер, что необходимо учитывать при исследовании социальных процессов.

На указанную специфику философских законов обращает внимание марксизм. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием. Поэтому законы общественного развития приобретают характер тенденций. Данное положение, однако, не повлияло на общую социально-философскую концепцию марксизма, претендующую на строгую научность общественной теории.

В рамках неклассической методологии общественные законы могут трактоваться одновременно как законы, как специфические законы или не законы в зависимости от избранной точки зрения. Синергетика трактует их как некоторый известный спектр возможных тенденций изменений. Возможных в данных условиях, исходя из имеющихся параметров состояния социальной системы. Как совокупность вероятностных направлений переструктурирования социальных структур, их самоорганизации.

Авторы относят к глобальным проблемам демографическую, проблему образования, здравоохранения, продовольственную, проблему нового экономического порядка, экономических и сырьевых ресурсов, проблему войны и мира.

В книге дана общая панорама фундаментальных философских проблем, и вместе с тем детально представлены особенности проблематики разных разделов философии: онтологии, гносеологии, философии природы, философской антропологии, социальной философии, аксиологии, философии глобальности.

К достоинствам учебного пособия следует отнести стройную структуру и логичное следование разделов курса. Представленная структура в полном объеме отвечает современному уровню исследований философской проблематики.

В книге выдержан адекватный уровень сложности, необходимый для учебного пособия, рекомендованного для студентов высших учебных заведений. Ясный, четкий, доступный стиль изложения облегчает понимание учащимися непростого материала учебного пособия. Вместе с тем авторам удалось избежать упрощенного подхода к изложению учебного материала, что является постоянной опасностью при изложении последнего. Словарь философских терминов, приведенный в конце книги, помогает читателям в освоении фундаментальных философских проблем.

В конце каждого раздела приведен список рекомендуемой литературы, контрольные вопросы, а также темы докладов и рефератов. Справочно-методические материалы являются необходимыми для учебного пособия и способствуют самоконтролю учащихся при изучении курса. При этом методические материалы будут, безусловно, полезны и преподавателям при подготовке к лекциям и семинарским занятиям.

Подводя итоги, следует отметить, что авторы затрагивают широкий круг философских проблем. Знакомят читателя с различными подходами к их решению, предлагая сформировать собственную философскую позицию. Пособие Н. Ф. Бучило и А. Н. Чумакова по курсу философии восполняет недостаток учебной литературы, предлагающей проблемное изложение материала. Несомненно, книга будет полезна как учащимся высших учебных заведений, так и преподавателям при подготовке курса философии.