Экологическое сознание народов Севера: состояние, проблемы


Автор: Родионов Т. П. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2/1998 - подписаться на статьи журнала

Нарушение естественного состояния природной среды российского Севера делает невозможным существование традиционных отраслей производства, а вместе с ними веками сложившегося уклада жизни. На этой основе утрачивается самобытная культура, наиболее соответствующая природным условиям Севера, обеспечивающая гармоничное сосуществование человека и природы в течение многих столетий. Кроме того, отравленные промышленными отходами реки, исполосованные вдоль и поперек тундра и тайга, вырубленные леса, насильственная урбанизация создали новое поколение людей-маргиналов с перекошенной ценностной ориентацией, травмированной психикой и деформированным сознанием. В результате возникла угроза самому существованию малочисленных северных народностей, начисто забыта истина об этнообразующей роли природной среды.

Не секрет, что до недавнего времени в общественноэкологическом сознании господствовало волюнтаристское представление о необходимости «покорения» природы, ее бескомпромиссного «преобразования» во имя настоящего и будущего поколений. Между прочим, эта идея получила в свое время развитие в ряде концепций, практическая реализация которых нанесла безусловный вред природе, а соответственно и самому человеку, который оказался жертвой неумеренных «экологических экспериментов», загрязнения окружающей среды как результата непродуманного промышленного и транспортного освоения исконных территорий народов Севера. Следует в связи с этим заметить, что все эти проценты легли в основу формирования и функционирования экологического пессимизма как негативной формы развития их экосознания. Более того, мы сегодня вынуждены даже говорить об экологии человеческой души, выражающейся вовне в виде экологии природной среды.

И вот на конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в июне 1972 года, внимание мировой общественности впервые было обращено на исключительную серьезность проблем охраны природной среды. Участники конференции договорились установить Всемирный день окружающей среды и приняли решение ежегодно отмечать его с целью привлечь внимание мировой общественности к проблемам охраны среды обитания современного человечества.

Всемирный День окружающей среды в Республике Саха (Якутия) проводится в рамках ежегодного экологического двухмесячника, с 22 апреля по 22 июня, под девизом «Экология–безопасность–жизнь». Этот день Якутия встречает началом конкретной работы по реализации принципиально новой государственной экологической политики республики на переходный период. В ее основу положена идея обеспечения социально-экологической, духовной и экологической безопасности жизни якутян в трудных условиях реализации намеченных реформ. Данная идея является обобщенным выражением многовековых гуманных природосберегающих традиций и обычаев народов республики. В этой связи необходимо подчеркнуть, что разработанная и реализуемая новая Государственная экологическая политика (ГЭП) основана на приоритетах прав, ценностей человека и живой природы, на экологической обусловленности социально-экономического развития PC (Я) в режиме устойчивости и надежности.

В республике устойчиво функционирует республиканский закон об особо охраняемых резервных территориях, и на его основе резервируется в первозданном виде для будущих поколений уникальная здоровая природная среда. Силами якутян создан также фонд развития особо охраняемых территорий «500+1».

Благодаря решительным действиям Президента республики успешно решаются организационные вопросы экологического строительства. Создано специальное Министерство охраны природы. Постоянная поддержка правительства и заинтересованность населения республики являются одним из решающих условий оживления природоохранной работы у нас. В целях комплексного изучения северной биосферы и экосистемы образован в рамках АН PC (Я) Институт прикладной экологии Севера. Приятно при этом сознавать, что эта работа получает и международное признание. Так, за выдающийся личный вклад в дело охраны окружающей среды Президенту нашей республики, избранному недавно Председателем Северного Форума на II Международной конференции Академии Северного Форума, присуждена Международная премия по экологии.

Созданы и успешно функционируют также столичный экоцентр и республиканский совет Всероссийского общества охраны природы (ВООП). Знакомство с их деятельностью убеждает в том, что они проводят разностороннюю работу по сохранению и охране окружающей среды. В частности, планами этих организаций предусмотрено проведение общественных слушаний по вопросам падения отработанных ступеней ракет на территорию республики, подготовки и проведения экологического телелектория, вопросы мониторинга состояния воздушного бассейна г. Якутска. Обеспечивается совместная деятельность с органами здравоохранения и населением по проблемам электромагнитного излучения и шумового загрязнения среды обитания.

В целях развития и совершенствования природоохранной деятельности, формирования экологического мировоззрения, сохранения природных ресурсов Якутский городской комитет охраны природы весной и летом прошлого года совместно с администрацией г. Якутска провел мероприятия «Дни защиты от экологической опасности» и «Экология начинается со двора».

Все эти мероприятия заметно повысили интерес к вопросам охраны северной природы, значительно активизировали усилия органов государственной власти, общественности республики в борьбе с экологической опасностью, пробудили экосознание населяющих ее народов. Такие целенаправленные мероприятия дальнего прицела формируют сегодня у всех людей чувство экологического оптимизма как ведущей тенденции развития экосознания народов Севера. И как проявление этого позитивного процесса в республике возобновилось движение «зеленых» в 1989 году появлением сразу трех организаций общественного экологического центра, комитетов по спасению реки Вилюй и по защите экологии реки Амги. Чуть позже подключились женщины, молодежь и дети республики. Первые объединились в движение «Якутская женщина – хозяйка аласа», вторые – в центр «Норд-Лайт». Третьи – во всевозможные движения в детских садах и школах республики. Эти реальные факты жизни стали знамением времени и означают, что характерным для конца XX столетия становится экологизация сознания, материализация экомышления и поведения северян.

Поэтому в сегодняшних сложных и противоречивых исторических условиях интересы охраны окружающей среды и оптимального природопользования, устойчивого развития Севера, реализации новой концепции экологического мышления и поведения требуют объективного научного изучения и учета исторически сложившихся особенностей экосознания народов Республики Саха (Якутия), в особенности в рамках деятельности Академии Северного Форума. Ее высоким предназначением является предоставление широких возможностей активного участия и международного сотрудничества по проектам Северного Форума ученым и специалистам Севера, в том числе представителям коренных народов.

В своем докладе «Государственная экологическая политика республики на переходный период» Президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев говорил также о невозможности выживания и возрождения народов Якутии «без формирования нового социального менталитета, без гибкого экологического сознания, культуры и психологии». В этой связи следует отметить, что в нашей республике, как и во всей России, эффективное решение экологических проблем и развитие экосознания наталкиваются на такие реальные трудности субъективного порядка, как экологическое невежество, экологическая близорукость, экологический авантюризм и экологическая безответственность. Между тем реформирование общества невозможно без его экологизации и, значит, без формирования и развития нового экологического мышления и экологического сознания.

Следует при этом подчеркнуть, что экосознание – явление гуманистическое, направленное прежде всего на сохранение среды обитания человека. Оно как специфическое духовное явление существовало и функционировало всегда в тех или иных формах, соответствующих уровню и характеру развития тех или иных факторов природного и социального порядка. Но экосознание и экосамосознание сформировались у каждого народа, живущего в своеобразных природно-климатических и иных социально-исторических условиях, по-разному. Как таковое оно у любого народа имеет свои специфические особенности и черты. И народы Севера и Арктики, ведущие в общем-то кочевой образ жизни, живущие в экстремальных природно-климатических условиях, не составляют в этом плане исключения. Все это говорит о том, что экосознание является производным в первую очередь от состояния окружающей среды в месте проживания того или иного этнического образования. Необходимо при этом отметить, что экосознание как относительно самостоятельная форма индивидуального и общественного сознания обрела зрелые очертания и окончательно оформилась лишь во второй половине XX столетия в связи с возрастающей деградацией природной среды, надвигающейся опасностью экологической катастрофы, необходимостью принятия в связи с этими обстоятельствами решительных и эффективных природоохранных мер.

Человек является частью и порождением великой матери-природы. Но среди живых существ человек как сознательное существо, венчающий, по сути дела, естественный ход биологической эволюции, занимает особые место и роль. Наличие разума, речи, способности производить и совершенствовать орудия труда и другие особенности человека во многом определили специфику его взаимоотношений с природой. Человек – существо общественное.

И как таковой, он взаимодействует с природой не в одиночку, а будучи известным образом соединенным в определенные исторически сложившиеся общности. Причем в отличие от других существ человек приспосабливается или адаптируется к особенностям природной среды своего обитания не только и не столько биологическим путем, сколько путем выбора вида занятий, изменения форм своей хозяйственной деятельности и связанной с ней системой ценностей традиционной культуры. Возьмем, к примеру, традиционные виды хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, охоту) малых народов Севера или, скажем, народа саха, выбравшего по прибытии в эти суровые края скотоводство и коневодство в качестве основных форм занятий. Поэтому возможность выбора и даже необходимость ведения ими форм хозяйственной жизни объективно определяются реалиями и спецификой здешних природных условий. Надо сказать, что этот момент находит отражение и в других формах их этнического развития. Так, например, обратите внимание на манеру исполнителей танцев народностей Севера, выражающих в пластической форме их трудовые навыки и бытовые сцены жизни; услышьте своеобразные мелодии их песен, подражающих пению птиц и голосам всего остального животного мира и т. д. Словом, образцы подлинного народного творчества отображают в художественно-эстетической форме особенности их этнической жизни в своеобразных условиях Севера, их верования, обычаи и традиции, темперамент и творческую фантазию.

Не говорит ли все это о том, что человек как часть природы должен относиться ко всему остальному животному и растительному миру как к равной себе ценности. И именно этот объективный принцип, как нам представляется, должен быть положен в основу взаимоотношений человека с природой и реализован в жизни.

В результате взаимодействия с реалиями суровой северной природы, общения с другими соседствующими народами в ходе длительного исторического онтогенетического развития северный тип человека отражает эту действительность, получает и перерабатывает знания о ней. При этом совокупность знаний об окружающем, полученных им непосредственно и в результате усвоения накопленного предшествующими поколениями знания, составляет предпосылку осознания объективной реальности как среды своего обитания и возникновения на этой основе экосознания как некоего вида духовно-нравственного образования. Таким образом, экосознание формируется и функционирует как исторически возникшая специфическая форма сознания и самосознания народа. Формируясь в процессе повседневной жизнедеятельности человека, экосознание и экокультура, как и сознание в целом, выступают как регулятор человеческого поведения и его природоохранной деятельности как субъекта истории. В результате сама деятельность по овладению законами природы и присвоению ее благ приобретает целенаправленный характер.

Необходимо в связи с этим подчеркнуть, что характерным для экосознания как специфического духовного феномена является отражение в сознании человека реальностей суровой северной природы, необходимости бережного и экономного отношения к ней при эксплуатации ее благ и ресурсов. Оно характеризуется активным отношением человека к внешнему миру, к самому себе как части конкретного социума и, следовательно, к своим поступкам и действиям. Оно проявляется в многообразных формах деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей и задач по охране окружающей среды. Экомышление в данном случае есть по существу способность человека понимать мир северной природы как естественное условие своего существования и развития, процессы, происходящие в нем, последствия своих мыслей и действий, свое отношение к нему и самому себе. Уровень экосознания человека и личности проявляется в его поступках и действиях по отношению ко всем реалиям, видам животного и растительного мира Севера как особого региона нашей планеты.

Жизнь каждого народа, как мы уже заметили, тесно связана с родной землей, определяется особенностями соответствующей природной среды. Эта естественная органичная связь находит отражение в сознании и психологии, культуре и творчестве народа. Более того, по словам Л. Н. Гумилева, такая связь диктует людям определенные правила поведения, объединяет их в борьбе с природными стихиями, наделяет их своеобразным экомировоззрением, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие. Ибо народы, живущие на родной земле, где развивается их жизнедеятельность, которая их кормит и поит, не могут не любить ее. Они прекрасно осознают и чувствуют свою органичную связь с ней.

В течение веков, а то и тысячелетий, в условиях суровой северной природы северные этносы всегда стремились «жить в согласии с ней» и не только создали особый уклад жизни, но и выработали своеобразную форму этноэкологической традиции как части уникальной циркумполярной культуры. Суть их жизненной философии и мировоззрения состоит в том, что для коренных народов Арктики и Севера вне природы нет человека, ибо человек есть дитя природы, ее разумная и живая частица. Но, к сожалению, это единство и тождество природы и человека, эта незримая нерасторжимая связь сегодня подвергаются постепенному разрушению. Взгляд на себя как на частицу природы помогал находить им гармонию во взаимодействии с окружающим миром, накладывал табу, внутренний запрет на действия, наносящие среде обитания незаживающие раны.

Легкоранимость и трудновосстановимость хрупкой северной экосистемы породила особую форму толерантного отношения к ней, сознание необходимости осторожного и взвешенного обращения с матерью природой. И это не пустое словосочетание, лишенное конкретного смысла и основания, а есть образ и стиль мышления и поведения северного человека. Это исторически сложившиеся в сфере общения с окружающей средой привычки и стереотипы, неписаные правила и нормы поведения, так сказать, с молоком матери передаваясь из поколения в поколение, закрепляясь тем самым в памяти этнической истории, приобрели устойчивый характер и превратились в традиции оптимального природопользования.

Такое отношение народов Севера к реалиям и ценностям природной среды свидетельствует о развитости их экосознания. Кроме того, оно выражает рачительный с экономической точки зрения подход к добыванию и потреблению ее готовых благ, означает также следование устоявшимся морально-этическим нормам природопользования, представляет собой конкретную форму проявления их экологической ответственности. В связи с этим следует заметить, что бережливость как конкретное качество носителя их экосознания является для этих народов не про­сто и не столько экономической категорией, а своеобразной нормой поведения и нравственно-этической ценностью. Поэтому у них сформировавшееся веками особенное отношение к ценностям и благам суровой северной природы. В силу этих обстоятельств бережное отношение к природе или просто бережливость является одним из столетиями формировавшихся в борьбе за выживание социоприродных свойств и характеристик северного типа человека.

Необходимо при этом отметить, что народности Севера острее и ближе, быть может, чем другие этносы, ощущают ее влияние на себе, одновременно сильнее осознают свою органическую связь с ней и зависимость от нее. Поэтому связь человека северного типа, его уклада и образа жизни с суровым природным пространством особенная. Такая неразрывная связь и непосредственная зависимость в ходе их этнической истории не могли не найти отражения в особенностях их сознания, в стиле их мышления и формах поведения, то есть в их менталитете в целом. Поэтому северный этнос со средой его обитания можно рассматривать как целостную этноэкологическую систему.

Поведение по отношению к природе и ее реалиям в традиционной культуре народов циркумполярной зоны подчинено принципу «Не навреди!» По взглядам и представлениям носителей циркумполярной культуры деятельность человека должна не только оберегать данное природой, но и улучшать ее как среду своего обитания, умножая ее богатства. Подобное отношение человека в условиях Севера находит, как мы уже заметили, выражение в исключительно бережном, осторожном и взвешенном обращении с ней, в осознанной нормированное потребления ее благ. К примеру, у северных народов исстари положено ловить рыбу, пристреливать дичь и зверей с учетом разумных и конкретных потребностей человека, в тайге и тундре не разрешается громко разговаривать или смеяться, дабы не спугнуть зверей и птиц, положено разводить костер в строго отведенных местах и т. д. Известно, что, по фольклорным данным и традиционным поверьям народов Севера, заповедные места, нерестилища рыб объявлялись святыми. Людей отпугивали от них злыми духами, небесной карой и таким образом сохраняли необходимую гармонию между человеком и природой. Поэтому в культуре народов Севера нужно видеть естественное историческое единение с природой, которым пронизана жизнь человека. Таким образом, традиционную культуру народов Севера отличает особая гибкость и экономность в использовании природных ресурсов.

Говоря об этих конкретных формах обычаев и традиций, следует заметить, что одной из отличительных черт экосознания народов циркумполярной зоны является известная гармонизированность его с окружающей средой. И надо сказать, что названные только что конкретные факты из жизни народов Севера относятся к категории жизненных принципов их представителей. И эти принципы жизни, передаваясь из поколения в поколение, превратились в устойчивую традицию их жизни и составную часть духовности народов циркумполярной культуры.

В этих условиях целью эковоспитания в самом широком смысле этого слова является формирование сознания и чувства бережного отношения к природе, желания и стремления жить в соответствии с законами той природы, которая породила нас, и в гармонии с ней. Она сводится также к воспитанию истинного хозяина северной земли, способного восстановить нарушенную связь человека с кормилицей природой.

Необходимо при этом отметить, что экологическое воспитание и обучение должно стать частью научно обоснованной стратегии возрождения и развития северных народов. Но для этого сначала им предстоит осознать необходимость восстановления и творческого использования утраченных этноэкологических традиций, нравственно-экологического воспитания через единство природы и человека. При этом не следует забывать, что эковоспитание, рост экокультуры и уровня экосознания тесно связаны с общим развитием человека и личности.

В условиях углубляющегося духовного кризиса и утраты этноэкологических ценностей экологическое воспитание и обучение, в особенности подрастающего поколения, должно быть направлено и нацелено на формирование и развитие следующих диалектически взаимосвязанных качеств и характеристик северного типа человека, составляющих содержание его экосознания и самосознания:

способности осознания себя частью суровой северной природы;

способности признания самоценности самой человеческой жизни на Севере и самоценности всего остального животного и растительного мира;

понимание необходимости бережного и терпимого отношения ко всему остальному растительному и животному миру как равной себе ценности;

понимание жизненной необходимости разумного использования ее ресурсов, преумножения ее богатств;

способности предвидеть последствия своей деятельности и своего отношения к ней как среде своего обитания и своей жизнедеятельности.

Все вышеизложенное означает, что человек как социальное существо в любых широтах может нормально жить и работать только в том случае, если он не нарушает законов природы, а лишь познает и использует их, действуя в направлении их функционирования и развития.