Почвы и религия


скачать скачать Авторы: 
- Соколов И. А. - подписаться на статьи автора
- Карпачевский Л. О. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №1/2008 - подписаться на статьи журнала

Почва была объектом религиозного мышления уже на заре социальной жизни человека. Она во многих религиях отождествлялась с богиней плодородия. Почва считалась материалом, из которого был создан первый человек. Ее считали элементом мироздания. Многие обряды человеческой жизни были связаны с почвой. Научное мировоззрение рассматривает почву как фундамент биосферы, религиозное мышление считает почву (твердь, суша, глина, прах) главным материалом созидания нашего мира.

Авторы хотели вначале назвать статью «почвоведение и религия». Но религия существует около 50 тыс. лет, возможно, намного дольше, почвоведение же как наука возникла в 1883 г. после защиты В. В. Докучаевым докторской диссертации «Русский чернозем». Религия – это вера в неземные силы, которые влияют на жизнь человека и природы. Наука – это знание законов природы, на основании которых человек может действовать, создавая нужные машины, приборы, заводы и пр. Вначале человек считал, что в мире существует множество богов, ответственных за разные стороны жизни (лесные боги, речные и морские боги, боги войны и пр.). При утверждении монотеизма это множество сменилось на окружающих Бога ангелов, архангелов, пророков, святых. Они так же курируют определенные стороны жизни планеты. Например, Илья-пророк отвечает за погоду, Николай-угодник заботится о моряках и рыбаках, о тех, кто в море, младший ветхозаветный пророк Наум помогает детям учиться.

Почвоведение – вполне светская наука, одна из многих естественных научных дисциплин. Она родилась как географическая и сельскохозяйственная наука, но уже тогда В. В. Докучаев называл почву «душой ландшафта» (Докучаев 1949: 230–238). Эта мысль В. В. Докучаева была разработана В. И. Вернадским в учении о биосфере, где почве отведено одно из центральных мест. Сейчас почвоведение – фундаментальная естественная наука, изучающая основные законы развития и функционирования биосферы и роль ее главного компонента – почвы. Одна из фундаментальных задач почвоведения, как считает Г. В. Добровольский (личное сообщение), – раскрыть взаимодействие других земных оболочек, которое проявляется в формировании педосферы. Почвоведение как наука имеет дело с реальными фактами, реальными изменениями окружающей среды, с деградацией и рекультивацией почв и ландшафтов и, кажется, напрямую никак не связана с религией. Другое дело – почвы. Они уже на заре развития человечества привлекли его особое внимание как особое тело природы, как источник пищи, одежды, строительных материалов.

Почвы – объект религиозного мышления

Почва с самого начала развития религиозного мышления стала объектом поклонения. Как только человек научился систематизировать факты, он отметил, что почва постоянно покрыта растениями. В почве живут разные живые организмы (черви, личинки, кроты и пр.). Бывают периоды (зима, засушливый период), когда растения гибнут, но как только появляются соответствующие условия, растительный покров восстанавливается. Это послужило основанием, толчком для признания земли, почвы как матери всего сущего, как богини плодородия и породило мысль о возможном воскресении человека. Плодородие почвы, способность ее поддерживать жизнь послужили причиной обожествления почвы.

Земля, почва – обычно богини, они женского рода, как и в русском языке само понятие «почва» (Ефремов 2000). Только четыре бога плодородия: египетский Геб, персидский Ахуромазда (позднее превратился в Охрмазда), русский Род (бог света, плодородия и творения) и скандинавский Фрейр – мужского рода. Среди богинь плодородия и земли – Иштар, вавилонская богиня любви и плодородия. Шумеры ее называли Инанна и отождествляли ее с планетой Венера. Ашира – угаритская (ханаанская) богиня плодородия, жена верховного бога Эла, ассоциируется с Иштар и Астартой. Анат – уграитская богиня плодородия. Анахита (в дополнение к Ахуромазде) – персидская богиня плодородия ассирийско-вави-лонского происхождения. Ки – богиня земли у шумеров. Бастет – богиня плодородия с головой кошки (Египет). В Европе известны богини плодородия Деметра (Греция) и Церера (Рим). У древних кельтов (Ирландия) Ану, богиня земли и плодородия, считалась матерью всех богов. У кельтов на европейском материке (галлов) богиня Эпона ведала лошадьми. Ее ассоциировали с водой, плодородием и смертью, то есть считали богиней земли. Гефион – скандинавская (шведская) богиня плодородия – отделила от Швеции остров Зеланд, который стал центром поклонения этой богине. Плодородием также ведала Фрейя, сестра Фрейра (Скандинавия). Нертус – раннегерманское божество земли и плодородия. У славян богиней плодородия, особенно почитаемая белорусами, русскими и украинцами, была Мокош, покровительница женского труда и заступница девушек.

В Северной Америке у племени сиу почиталась богиня земли Мака. Богиня Атаентсик у ирокезов и гуронов сотворила землю, сушу, почву. В легендах маори (Новая Зеландия) от брака Ранги (бог-небо) и Папа (богиня-земля) произошли боги растений, лесов, морей и др.

Второе важное влияние почвы на религию – это сказания о создании человека. В Месопотамии (Шумеры, Вавилон, Ассирия), Юго-Восточной Азии, Китае – везде люди сотворены из глины, грязи и почвы. Мардук (Вавилон) слепил человека, смешав кровь дракона Кингу с землей. По сказанию племени ибан (о. Калимантан), духи Ара и Айра слепили людей из праха. Богиня Нюйва (Китай) слепила людей из грязи по своему образу и подобию. Затем она налила в грязную лужу вина и разбрызгала суспензию. Из каждой капли возникал человек. Этим было ускорено заселение земли. Легенда о создании человека из глины бытует и у других народов (Океания, Южная Америка). Сын богини Папа Тане, по верованиям маори (Новая Зеландия), слепил себе жену из песка и положил тем самым начало человеческому роду. Верховный бог инков (Южная Америка) Виракоча слепил людей из глины. Мать-Земля и Бог-Небо породили людей, по представлениям североамериканских индейцев. Боги лепили людей из глины, почвы, земли, праха, иногда морского ила. Австралийцы (аборигены) считали, что из земли появилась женщина – прародительница Мудункала – с тремя детьми. Аналогично появились первые люди согласно греческим мифам: первый человек – Пеласг – появился из почвы Аркадии и стал родоначальником племени пеласгов. По другим греческим легендам, люди произошли от земли – Геи – и времени – Хроноса. Сама эта мысль, безусловно, навеяна плодородием почвы. В Библии Господь создает человека из глины, и имя его – Адам – означает «красная глина». Таким образом, плодородие почвы и постоянное возобновление растений на ней послужили основой для создания легенд о сотворении человека из земли, глины, почвы.

Почвы – объект религиозного действия

Плодородием почвы обусловлен другой обряд, сыгравший основную роль в возникновении земледелия. По гипотезе К. Д. Ефремова (2000), сначала женщины высаживали около своих жилищ растения как культовые. Постепенная селекция способствовала отбору определенных видов растений, введение их в культуру и переход на хозяйственное возделывание этих растений (полба, пшеница, ячмень и др.). Другими словами, религиозные посевы растений способствовали возникновению земледелия. Как духовное наследие веков можно считать выращивание крестьянами около своих изб определенных цветов (золотой шар, мальва и т. д.). Н. И. Ва-вилов установил, что центры видообразования в основном находятся в горах. Очевидно, там обитали первые земледельцы. Только накопив «посевной» материал, они спустились с гор и заняли равнины, используя их для товарного производства зерна.

Следы такого отношения к почве и выращиванию растений можно найти в библии. В эдеме Адам возделывал землю. После изгнания из рая его старший сын Каин стал земледельцем. Пророки уважительно упоминали труд земледельца. Специальное законодательство регулировало права земледельца. Иоанн Креститель говорил о грядущем Мессии: «Лопата Его (для веяния хлеба. – Авт.) в руке Его, и Он очистит гумно свое, и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. III, 12; Лк. III. 17). Будущий Мессия сравнивается с земледельцем.

Возникновение товарного производства сельскохозяйственных растений породило развитие сначала прикладных наук, а потом и фундаментальных. Геометрия родилась из измерения участков земли, астрономия – из наблюдения за звездами в целях установления сроков разлива рек (Нила, Тигра и Евфрата). В это время научное и религиозное мышление составляло одно целое. Философы считали, что основными элементами мироздания можно считать воду, огонь, почву, воздух. Противоречий между наукой и религией в это время не было. Ни прикладные, ни фундаментальные знания не вызывали противостояния с религией и принимались обществом как должные.

Противоречия начались тогда, когда наука стала опровергать старые умозрительные догмы, а религиозное мышление не смогло сразу принять новые научные подходы. Но это скорее характеризует социальные условия, чем собственно религиозное мышление. Казни Сократа, Джордано Бруно, М. Сервета были обусловлены не противоречием между наукой и религией, а скорее, политическими претензиями правящих элит на полноту власти. Не противоречит религиозному мышлению и дарвинизм, который так не любят религиозные догматики. Дарвинизм не отвергает Бога. Он лишь показывает, как эволюционируют живые организмы. Вопроса возникновения жизни Дарвин не касался.

Религия и создание новых почв

Как уже упоминалось, религиозный подход к земле, к почве способствовал возникновению земледелия. Локальное изменение почвы под возделываемым растением постепенно сменилось вспашкой, обработкой уже больших участков почвы. При забрасывании этих почв в залежь они восстанавливали свой естественный габитус. Поливное земледелие в корне меняло почву, превращая ее в оазисную, наращивая ее сверху. Само понятие о Земле обетованной опиралось на плодородие почв Земли Ханаанской.

Но религиозное мировоззрение приводило также к изменениям почв. Так, деятельность религиозных общин способствовала освоению естественных почв, часто не очень удобных для земледелия. Возникали новые по свойствам почвы. Часто эти почвы представляли собой перемещенные в одно место верхние горизонты лесных почв, фактически наносные почвы. Они становились глубокогумусными, лишенными признаков оподзоливания. Такие почвы можно увидеть на островах Валаам, Кижи, в Соловках и в других монастырях России. Эти почвы – аналоги огородных почв Среднерусской полосы, созданным многолетними (столетними) усилиями крестьян. Им аналогичны «переносные» почвы горных аулов Кавказа (их отмечал еще В. В. Докучаев в своих последних популярных лекциях по почвоведению, прочитанных в Полтаве) и такие же почвы горных районов Италии (о которых рассказал В. В. Докучаеву Л. Н. Толстой). Горцы наносили слой почвы на крыши сакли и выращивали там кукурузу. А итальянцы, переселяясь, перевозили почвы своего участка. С этими почвами почвоведы столкнулись не сразу, но в настоящее время группа почв, сильно измененных или даже созданных вновь, нашла свое место в классификации почв.

Почвы как последнее убежище человека

Русское название «почва» по своему происхождению связано с глаголом «почивать». Почва – это место, среда, где почивает умерший, ушедший из жизни человек. Большинство религиозных воззрений считает необходимым предать тело умершего человека земле. «Из праха возник – в прах превратишься» – смысл многих посмертных обрядов погребения. Помещая тела умерших людей в почву, родственники лелеяли мечту, что они как растение возродятся снова через некоторое время. Именно способность почв помогать растениям вновь возобновиться после зимы или засухи утверждало человека в этой мысли. Часто, чтобы ожившие люди снова не погибли, возродившись к жизни, с ними вместе погребали необходимую утварь. Во многих случаях некрополи существовали сотни лет на одном и том же месте, и новые захоронения губили старые. Исчезали остатки предыдущей культуры. Раскопки курганов показывают, что иногда в основании их лежит очень старый могильник предыдущего захоронения. В любом случае погребение человека было религиозным обрядом, и почва выступала как атрибут религиозного действия.

Почва – объект религиозно-научного мышления

Взгляды религии на почву как на особое тело, олицетворение почвы с богиней породили научный взгляд на почву как один из элементов мироздания. Индийский философ Удалаке и греческий мыслитель Эмпедокл (живший на Сицилии) считали, что вода, огонь, воздух и земля – четыре элемента мироздания, из которых состоят все тела. В этих взглядах просматривается единство строения мира. Позже почва, уже как биогеоценотический компонент, становилась священной в составе определенного ландшафта (заповедные рощи, леса, долины и пр.). В этих ландшафтах запрещалось нарушать почвенный и растительный покров. Священная Дельфийская роща в Греции, посвященная Аполлону, соответствует священной пихтовой роще на Камчатке, где камчадалы не разрешали срубить даже ветку. Эта роща, по легенде, выросла из костей умерших охотников, погребенных здесь.

Иногда, наоборот, почву распахивали и на ней выращивали продукцию определенного культового назначения. К таким культурам можно отнести виноград, оливы и другие. Именно виноградную лозу посадил Ной на Арарате после своего спасения от потопа.

Взгляды на почву как на основу жизни, опору для всех живых организмов, обитающих на суше, послужили истоком ряда философско-социальных построений. Достаточно упомянуть многочисленные и разные «почвенные» течения среди писателей разных стран, художников, политиков («почвенники»).

Это, конечно, формальная связь почвы и философии, но в ней раскрывается общий взгляд на почву, часто стихийный, но в целом – биогеоценотический, биосферный, системный. Главный поток жизни постоянно связан с почвой, опирается на почву в своем развитии, эволюции, экологии, в формировании такой глобальной геосферной оболочки, как биосфера.

Современное почвоведение и религия

Сейчас многими высказывается мысль, что атеизм – это тоже вера, вид религиозного мышления. Невозможность логически доказать как существование, так и отсутствие Бога приводит к тому, что атеист просто верит, что мир функционирует без какого-либо дирижера (Бараш 1999).

Особую форму нетерпимого религиозного сектанства приняли взгляды сторонников диалектического и исторического материализма, которые просто замалчивали все достижения философской мысли мирового сообщества. Именно под их патронажем возникали такие лженауки, как мичуринская биология (за которую сам И. В. Мичурин, прекрасный селекционер, не несет никакой ответственности). К лженаукам можно отнести астроботанику, агробиологию в духе Лысенко, взгляды Лепешинской и Бошьяна, исторические подтасовки Фоменко. В зарубежной науке также были попытки фальсификации данных, их подтасовок. Но эти попытки никогда не пользовались поддержкой государства и всегда достаточно быстро разоблачались. Напротив, лженаука, опирающаяся в своих основах на диалектический материализм, часто господствовала благодаря чисто административным ресурсам.

В настоящее время свобода научных мнений позволяет искать и находить истинные законы природы. Важнейшими достижениями современного естествознания можно считать создание современной генетики и биогеоценологии (учения о биосфере). Учение о биосфере как бы воскрешает образ греческого бога Пана, олицетворяющего природу, объединяющего все явления природы. Системный подход к явлениям природы впервые был сформулирован почвоведами, а именно В. В. Докучаевым, который отметил связь между растениями, животными, климатом, геологической породой и временем, проявляющейся в формировании почвенного покрова планеты. Почва как фундамент, основа ландшафта определяет в условиях данного климата функционирование природных экосистем – от ландшафта в целом до биогеоценологического поля отдельного растения. Следует отметить, как очень точно об этом в своем выступлении на конференции в декабре 2004 г., посвященной фундаментальным проблемам почвоведения, сказал В. О. Таргульян; последние статьи В. В. Докучаева проникнуты глубоким религиозным чувством. В статье «Место и роль современного почвоведения в науке и жизни» он говорит следующее: «Лишь четвертая стихия – земля (почвы), с ее растительностью и животным миром, относилась более милостиво и благожелательно к человеку, постоянно служа истинной кормилицей своего, в сущности, совершенно беспомощного господина. С ее-то дарами и благами – с этими многочисленными плодами земными в самых разнообразных формах и видах – и связана теснейшим, роковым образом вся наша жизнь со всеми ее мельчайшими проявлениями 99 % всего человечества».

Можно заключить, что в религиозных взглядах людей три явления мироздания обладают творческим началом: боги, люди и почва.

В естественно-научных теориях творческое начало принадлежит человеку, растению, почве.

Отсюда следует, что фундаментальность почвоведения – это действительно важное свойство этой науки, и свойства почв во многом определили эволюцию всего живого на земле, в том числе и развитие человеческого общества, его религиозных и научных взглядов.

Литература

Бараш, C. И. 1999. Космический дирижер климата и жизни на Земле. СПб.: ПРОПО.

Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1991.

Докучаев, В. В. 1949. Избранные сочинения. т. 3 (с. 230–238). М.: Сельхозгиз.

Ефремов, К. Д. 2000. Земледелие – средство от голода или религиозный культ? Знание – сила 2: 9–12.

Словарь мифов. М.: Гранд, 2000.