Неомарксистский поиск революции и ее агентов


Автор: Михайловский В. С. - подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №2(26)/2017 - подписаться на статьи журнала

Цель статьи – исследование неомарксистского подхода к социальной трансформации и выявление неомарксистских субъектов революционного действия. В статье делается попытка преодоления узкого горизонта видения марксистского революционного дискурса как проектирования пролетарской борьбы. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали объективные экономические законы смены общественных формаций и значение революции для перехода к новому обществу, но, по мнению автора, не уделили должного внимания субъективному фактору исторического процесса. Этот пробел марксистской теории был преодолен в рамках неомарксиз-ма. Отказавшись от понимания социальной трансформации как насильственного скачкообразного преодоления капитализма, неомарксисты акцентировали внимание на необходимости дополнительной ценностной переориентации сознания масс – культурной революции. Однако в хорошо разработанной теории обнаружились сложности при поиске конкретно-го агента преодоления культурной репрессивности капитализма. В по-слевоенный период неомарксистская мысль столкнулась с кризисом рево- представительства. Готовность рабочего класса общества потребления к социальным изменениям снижалась по мере демонстрации капитализмом своей эффективности, а западные коммунистические партии все менее интересовались марксистской диалектикой и все активнее включались в парламентский избирательный процесс. В перспек-тивном измерении неомарксисты сделали ставку на маргинальные силы: радикальную молодежь и иммигрантов. Социальная «невключенность» этих слоев в капиталистические отношения концептуализировалась как новый потенциал революции, а внесистемные методы борьбы – как новый модус революционного действия. Концепт «Великого отказа» от ценностей капитализма частично возымел практический успех в моло-дежных бунтах 1960-х гг., чего нельзя сказать о революционной практике иммигрантов. В статье проводится критический анализ слабых сторон неомарксистского теоретизирования по поводу революционного потен-циала иммигрантов. На основе анализа современного миграционного кри-зиса делается вывод о том, что угроза для капитализма заключается не в альтернативах социального порядка со стороны иммигрантов, а в тре-бовании иммигрантов одинакового капитализма для всех. Желание имми-грантов включиться в развитые трудовые отношения и потреблять по западному образцу подрывает модель современной эксплуатации, организованной по принципу «центр – периферия» в рамках отдельного государства. Иммигранты есть «жертвы догоняющего потребления»: они менее, чем современный рабочий класс, готовы к культурной революции.

Ключевые слова: дуальное общество, иммигранты, классовое сознание, культурная революция, неомарксизм, радикальная молодежь, эксплуатация.

The aim of the article is to study the neo-Marxist approach to social transformation and to reveal of the neo-Marxist actors of the revolutionary activities. The author makes an attempt to overcome the narrow vision of the Marxist revolutionary discourse as of a planning of proletariat fight. Karl Marx and Friedrich Engels justified the objective economic laws of changing the social formations and the meaning of revolutions for the transition to a new society but according to the author of the present article, paid little attention to a subjective factor of historical process. This gap in the Marxist theory was overcome within the framework of neo-Marxism. Having rejected the perception of social transformation as a violent abrupt overcoming of capitalism the neo-Marxists emphasized the necessity of additional value reorientation of the mass conscience in the form of cultural revolution. Yet, in the thoroughly elaborated theory there showed up some difficulties in defining the agent of overcoming the cultural repressiveness of capitalism. In the after-war period the neo-Marxist thinking faced the crisis of revolutionary representativeness. The readiness of the working class of the consumption society to social transformations decreased while capitalism demonstrated its effectiveness and the Western communist parties ceased to get interested in the Marxist dialectics and actively participated the parliamentary elections. In the long run the neo-Marxist counted on the marginal forces: radical youth and migrants. The social non-involvement of these layers in the capitalist relations was conceptualized as a new revolutionary potential while the non-systemic methods of struggle were considered as a new modus of revolutionary activities. The concept of “Great rejection” from the capitalist values became partially popular during the youth revolts of the 1960s but failed with respect to the revolutionary activity of migrants. The article presents a critical analysis of the weak points of the neo-Marxist theorizing on the revolutionary potential of the migrants. On the basis of the analysis of current migrant crisis the author makes a conclusion that the threat for capitalism is not the alternatives of social order but in the migrants’ demand of equal capitalism for all. The migrants’ desire to enter the developed labour relations and consume according to the Western model undermines the contemporary model of exploitation organized on the principle “center-periphery” within a single state. The migrants are the victims of catching consumption and they are less ready to cultural revolution than modern working class.

Keywords: dual society, immigrants, class conscience, cultural revolution, neo-Marxism, radical youth, exploitation.