Традиции и будущее русско-польского сотрудничества в Антарктике


скачать скачать Автор: Ракуса-Сущевски С. - подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №2/2006 - подписаться на статьи журнала

В 1897 году в Антарктику направился парусник «Бельгика». В существовании Антарктиды тогда никто уже не сомневался. Шестой континент был открыт еще в двадцатые годы XIX века Беллинс-гаузеном. Целью бельгийской экспедиции было проведение научных исследований. Приняли в ней участие известные в своих областях специалисты, среди которых оказались два поляка (Польша не существовала тогда как самостоятельное, независимое государство). В состав экспедиции вошли представители разных наций: начальник экспедиции Адриен де Герлях, капитан Георг Леконт, физик Эмиль Данко – бельгийцы; старший помощник Роальд Амундсен – норвежец; геолог, океанограф и метеоролог Генрих Арцтовски – поляк из аннексированной Пруссией части Польши; ассистент метеоролога Антони Добровольски – поляк из части Польши, аннексированной Россией, сосланный в Тифлис и сбежавший оттуда в Бельгию; зоолог и ботаник Эмиль Раковица и антрополог и фотограф Фредерик Кук – американцы. Генрих Арцтовски, тогда уже опытный исследователь, исполнял функции научного руководителя экспедиции и одновременно заместителя ее начальника. Много лет спустя, после смерти польского ученого, согласно его завещанию, его прах был перевезен в Польшу и захоронен в Варшаве, на кладбище Повонски для особо заслуженных поляков (Rakusa-Suszczewski 1994).

В первые годы после обретения независимости Польша не была в состоянии проводить экспедиционные работы в Антарктике, но среди образованных и просвещенных кругов общества всегда существовал интерес к этому региону, как, впрочем, и в других странах всего мира.

В промежутке между двумя мировыми войнами энтузиастом охраны антарктической природы был в Польше океанолог профессор Михал Седлецки. Результатом его деятельности и стараний было присоединение польских властей к международной китобойной конвенции. Этот акт подписал от имени Республики Польша министр иностранных дел тех лет Август Залевски. Хотя представители Польши никогда потом не принимали участия в работах китобойной комиссии, подписание этого документа было важным шагом польского правительства, особо положительно оцениваемым в настоящее время.

После Второй мировой войны, когда Польша, понесшая огромные человеческие и материальные потери, только-только поднималась и возрождалась, ожил традиционный интерес к антарктическим исследованиям. Приближался Третий Международный геофизический год (1957/1958). Горячее желание присоединиться к международным научным исследованиям послужило поводом для основания антарктической станции. Инициативная группа сплотилась вокруг профессора Стефана Манчарского.

Первая группа польских ученых, работавшая в составе советской антарктической экспедиции, утвердилась на шестом континенте в 1959 г., когда состоялась официальная передача Польше советской станции «Оазис» в оазисе Бангера. В этой экспедиции участвовали Стефан Ружицки и Войцех Кржеминьски (начальники экспедиции), Алина и Чеслав Центкевичи, Збигнев Зомбек, Януш Следзински, Чеслав Новицки и Мачей Залевски.

Кроме совершения формального акта передачи станции, которая была переименована в станцию А. Б. Добровольского, Польша не участвовала в работах Международного геофизического года и в антарктических экспедициях.

Только в 1964/1965 г. в состав 10-й Советской антарктической экспедиции (САЭ) вошел метеоролог Влодзимеж Хелховски, который первым из поляков зимовал на континенте Антарктида на станции «Мирный». В том же году (21 декабря 1965) вылетела в Антарктиду из Варшавы группа из четырех геофизиков: Мачей Залевски, Адам Кухчиньски, Януш Мольски и Рышард Чайковски. На самолете Ил-18 они были переправлены в Австралию, откуда на ледоколе «Обь» направились к станции «Мирный». Перед «Мирным» они посетили станцию им. А. Б. Добровольского. Не обошлось без приключений. Советский самолет с польской группой на борту совершил посадку на слишком тонком льду и затонул. Люди спаслись, но было потеряно много очень ценного для советских исследователей оборудования. В 1966 г. группа из трех ученых (уже без Януша Мольского, который вернулся на родину) переселилась на станцию «Молодежная», где вела исследования магнитосферы Земли и условий прохождения радиоволн.

Весной 1968 г. Институт Арктики и Антарктики в Ленинграде предложил Польской академии наук отправить группу научных сотрудников на одну из советских антарктических станций (Rakusa-Suszczewski 1973). Предложение вызвало интерес в Институте экспериментальной биологии им. Марчела Ненского Польской академии наук. Начальник отдела экспериментальной гидробиологии Ромуальд З. Клековски принялся за организационную и научную подготовку этой группы, в состав которой вошли Станислав Ракуса-Сущевски и Кшиштоф Опалиньски.

Эти два поляка стали членами 14-й Советской антарктической экспедиции (САЭ), которая 15 сентября 1968 г. из Ленинграда отправилась в Антарктику. До марта 1969 г. группа вела океанологические и гидробиологические работы на исследовательском судне «Профессор Зубов», а потом на ледоколе «Обь» в мало исследованных прибрежных районах Антарктиды, в бухте Олафа Прыдза и в море Дейвиса. Зимой 1969 г. польские ученые работали на станции «Молодежная», где исследования велись по их собственной, польской программе. В ее рамках был проведен годовой цикл экологических и гидрологических наблюдений, собраны большие коллекции флоры и фауны Антарктики, а также проведен ряд физиологических экспериментов по метаболизму ракообразных (Klekowski, Opaliński and Rakusa-Suszczewski 1973) и рыб, обитающих в условиях отрицательных температур воды (–1,9 °С) (Rakusa-Suszczewski 1972a; 1972b; 1972c; 1972d). Проведенные в Антарктике год с лишним позволил ознакомиться с широким кругом проблем, с которыми польские биологи сталкивались впервые. Исследования закончились в декабре 1969 г., и 14 января 1970 г. польская группа вернулась на родину.

Опираясь на полученные результаты, Институт экспериментальной биологии на следующий год организовал новую группу ученых для работы в Антарктике. На этот раз группа состояла из пяти человек: трех биологов (Станислав Ракуса-Сущевски – руководитель, Мачей Рембишевски и Анджей Пясек) и двух кинооператоров (Анджей Бербецки и Збигнев Петкевич). Группа входила в состав 17-й Советской антарктической экспедиции. Ее маршрут начался в Гданьске, где 14 ноября 1971 г. члены экипажа погрузились на борт исследовательского судна «Профессор Визе». Начальником экспедиции был доктор Артур Чилингаров, в настоящее время – зам. Председателя Государственной Думы РФ. Свои работы польская группа вела в сезоне 1971/1972 на станции «Молодежная». Шли исследования по адаптации энзимов к низким температурам, метаболизму ракообразных и морфологической адаптации рыб. Велись также наземные исследования на территории оазиса, на котором располагалась станция «Молодежная».

Следующая экспедиция в Антарктику была организована тем же институтом им. М. Ненского в сезон 1973/1974 с посещением станции им. А. Б. Добровольского с целью возобновления ее деятельности в летний период. Эта станция находилась в оазисе Бангера и была отрезана от моря 100-километровым шельфовым ледником Шекелтона. Ближайшая станция «Мирный» расположена была в 350 км. Главной проблемой, возникшей по случаю возобновления работы станции, был транспорт. Вертолеты, которыми мы располагали, не могли решить всех проблем, поэтому, в окончательном итоге, не удалось там восстановить постоянную работу.

В тот же сезон (1973/1974) в Антарктике работала группа из четырех биологов (Станислав Ракуса-Сущевски – руководитель, Кшиштоф Яжджевски, Хуберт Шанявски, Анджей Липковски), которые были участниками 19-й Советской антарктической экспедиции. Работы начались 14 октября 1973 г. и велись на станции «Молодежная». Научная программа заключалась в исследовании физиологии и биохимии рыб и ракообразных, обитающих в прибрежных водах. Палеонтолог Гильберт Шанявски участвовал в геологических исследованиях гор Принс-Чарльза и ледника Эмери, которые находятся в 700 км к югу от «Молодежной». Он был первым поляком, побывавшим в этих местах.

Трое ученых из этой группы вернулись на родину через Одессу (14 апреля 1974 г.), а Станислав Ракуса-Сущевский остался на станции «Восток», откуда 2 января 1974 г. на борту американского самолета отправился на станцию «МакМердо» (США). Он там работал до сентября 1974 г. под руководством доктора Мари МакВинне – первой женщины-ученого, которая зимовала в Антарктике. На «МакМердо» велись совместные американско-польские физиологические и биохимические исследования ракообразных и рыб в антарктических условиях (McWhinnie, Rakusa-Suszczewski, Cahon 1975); Rakusa-Suszczewski, McWhinnie 1976); Rakusa-Suszczewski, McWhinnie and Cahon 1976). Экспедиция закончилась 14 октября 1974 г.

По результатам перечисленных выше трех экспедиций польских ученых в Антарктику было написано и напечатано в специализированных журналах несколько десятков статей, одна научно-популярная книга и серия очерков, которые появились в периодической печати. Было снято четыре телевизионных фильма, опубликованы альбомы с фотографиями. Польские музеи и университеты пополнились экспонатами из Антарктики. Антарктика стала намного более известной широким кругам поляков, чем когда-нибудь раньше.

Как второй результат этих экспедиций можно отметить, что в Польше сложился совершенно другой, более широкий взгляд на проблемы Антарктики, связанный не только с чисто научными исследованиями, но также с нуждами развивающегося польского рыболовного флота. Весь этот комплекс новых задач требовал создания собственной польской станции в Антарктике. В связи с этим в правительство ПНР, Польскую академию наук, Министерство внешней торговли и рыбного хозяйства были направлены соответствующие предложения. Несомненно, важную роль сыграла здесь утрата польскими рыбаками богатых запасов рыб в северных морях, а также, с другой стороны, невероятно удачный рыболовный промысел на шельфе Аргентины в 1971/1972 г. и начало научной работы нового польского исследовательского судна «Профессор Седлецки». Как первый шаг самостоятельного выхода Польши в Антарктику планировалась океанологическая и рыбопромысловая экспедиция исследовательского судна «Профессор Седлецки» и траулера «Тазар» в воды Антарктики.

В феврале 1975 г. экспедиция была утверждена ученым секретарем Польской академии наук при согласовании с Министерством внешней торговли и рыбного хозяйства. Работами руководили совместно Институт экологии Польской академии наук и Морской рыбный институт. Программа работ включала, в первую очередь, исследование биологии антарктического криля (Jażdżewski, Dzik, Porębski, Rakusa-Suszczewski, Witek, Wolnomiejski 1978) как возможного источника пищевого белка. Именно криль стал девизом всех работ, проводимых экспедицией.

Экспедиция вышла в море 22 декабря 1975 г. на судах «Профессор Седлецки» и «Тазар». В ее состав вошло 29 человек, в том числе четыре биолога, уже участвовавших раньше в советских антарктических экспедициях. В экспедиции приняли участие многие специалисты из разных научных институтов Польши. Ее начальником был назначен Даниель Дудкевич, а научным руководителем Станислав Ракуса-Сущевски (Rakusa-Suszczewski 1978; 1981).

Члены экспедиции вели исследовательские работы в районе Южных Шетлендских островов, в проливах Брансфильд и Дрейка, а также в море Скотия, у острова Южная Георгия, Южных Оркнейских и Южных Сандвичевых островов. Производились высадки на острова Анверс, Кинг-Джордж и Южная Георгия. Во время рейса польские ученые сотрудничали с научными группами, работающими на исследовательском судне ВНИРО «Академик Книпович» и судне Института Арктики и Антарктики «Профессор Визе».

В 1977 г. на острове Кинг-Джордж в Адмирательском заливе была основана станция Г. Арцтовского как научное учреждение Польской академии наук. Эта станция работает уже 29 лет не только для польских биологов, все время поддерживая дружеские, научные и просто человеческие связи с соседней российской станцией «Беллинсгаузен». Польскую станцию строил и руководил ей профессор Станислав Ракуса-Сущевски.

В заключение стоит упомянуть, что в совместной работе Вячеслава Мартянова из ААНИИ и Станислава Ракуса-Сущевского (Martianov and Rakusa-Suszczewski 1990) впервые в мире было сообщено о росте температуры воздуха в районе Западной Антарктики на 0,02–0,4 °С в год. Совместная работа польского ихтиолога Кшиштофа Скуры и Алексея Неелова из Института зоологии РАН определила видовой состав рыб Адмирательского залива, а работы Ларисы Меньшенины из ВНИРО (Manshenina and Rakusa-Suszczewski 1992), Михаила Доманова из Института океанологии РАН и Мачея Липского создали картину цикла зоопланктона и первичной продукции. Эти труды дали основы для дальнейших, многолетних исследований, проводимых поляками в этом заливе.

В 2002/2003 г. биолог Станислав Ракуса-Сущевский участвовал в российской антарктической экспедиции на судне «Академик Федоров», а два года спустя геологи доктор Анджей Татур и доктор Кшиштоф Краевски работали на российской станции «Прогресс». Все это свидетельствует о реальных возможностях дальнейшего плодотворного сотрудничества между российскими и польскими учеными и внушает надежду на его продолжение независимо от внешних обстоятельств.

Литература

Jażdżewski, K., Dzik, J., Porębski, J., Rakusa-Suszczewski, S., Witek, Z., Wolnomiejski, N. 1978. Biological and populational studies on krill near south Shetland Island Scotia Sea and South Georgia in Summer 1976. Pol. Arch. Hydrobiol. 25,3: 607–631.

Klekowski, R. Z., Opaliński, K., Rakusa-Suszczewski, S. 1973. Respiration of Antarctic Amphipoda paramoera walkeri Stebbing during the winter season. Pol. Arch. Hydrobiol. 20,2: 303–311

Martianov, V., Rakusa-Suszczewski, S. 1990. Ten years of climate observations at the Arctowski and Bellingshausen station (King George Is., South Shetlands, Antarctic). Global Change Regional Research Center Scientific Problems and Concept Developments. Seminar Papers and IGBP WG 2 Report: 80–87.

Manshenina, L., Rakusa-Suszczewski, S. 1992. Zooplankton changes during the year in Admiralty Bay (February 1990 – January 1991). Pol. Arch. Hydrobiol. 39,1: 65–76.

McWhinnie, M. A., Rakusa-Suszczewski, S., Cahon, M. O. 1975. Physiological and metabolic studies of Antarctic fauna austral 1974 winter at McMurdo station. Antarctic Journal US 10,6: 293–297.

Rakusa-Suszczewski, S.

1972a. Winter hydrological observations in Alasheyev Bight, Eastern Antarctic. Pol. Arch. Hydrobiol. 19(1): 1–9.

1972b. The biology of Paramoera walkeri Stebbing (Amphipoda) and the Antarctic sub-fast ice community. Pol. Arch. Hydrobiol. 19,1: 11–36.

1972c. Respiration of the Antarctic fish eggs. (Trematomus borchgrevinki Boul.) Pol. Arch. Hydrobiol. 19,4: 399–401

1972d. Видовой состав и некоторые свойства популяции рыбы выловленной зимой у берегов залива Алашеева (Земля Эндербы) Bull. Sov. AntarcticExp. 83: 63–69.

1973. Antarktyda 1968–1972. PWN Warszawa. 238 str.

1994. Dzienniki z polarnych podróży. Wyd. Wszechnicy PAN Ossolineum Wrocław, 1–187.

1978. Report from the Polish Antarctic Expedition 1975/76 on the r/v Profesor Siedlecki and m/t Tazar Bull. of SCAR, BIOMASS I. Cambridge.

1981. Polish Antarctic Expedition 1975/76 BIOMASS VOL II Selected contributions to the Woods Hole conference on Living Resources of the Southern Ocean 1976 Publ. of SCAR/SCOR Cambridge, England.

2003. Functioning of the Geoecosystem for the West Side of Admiralty Bay (King George Island, Antarctic): Outline of Research at Arctowski Station. Ocean and Polar Research. 25: 653–662.

Rakusa-Suszczewski, S., McWhinnie, M. A. 1976. Resistance to freezing by Antarctic fauna; supercooling and osmoregulation. Comp. Biochem. Physiol. 54A: 291–300.

Rakusa-Suszczewski, S., McWhinie, M. A., Cahon, M. O. 1976. Respiration of the Antarctic Copepods Rhincalanus gigas. Limnol. and Oceano-graph. 21,5: 763–765.