Вариант оформления предметной аудитории кафедры философии


скачать Авторы: 
- Каверин Б. И. - подписаться на статьи автора
- Бачешкина Т. И. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4/1997 - подписаться на статьи журнала

С 1990/91 уч. г. в Московской государственной текстильной академии им. А. Н. Косыгина началось обучение студентов по многоуровневой системе высшего образования, предполагающей три образовательных ступени: бакалавра, инженера, магистра.

Весь комплекс гуманитарных и социально-экономических дисциплин студенты изучают на уровне бакалавра. Гуманитарное образование в МГТА представляет собой систему основных курсов (в академии их 11) и курсов по выбору студентов (в 1996/97 уч. г. таких курсов студентам было предложено 24). Гуманитарное образование продолжается и на уровне магистра. Магистрам, кроме иностранного языка, предлагается три основных курса и курс по выбору.

Главная профессиональная задача преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин—на основе фундаментальных научных знаний помочь студентам сформировать мировоззренческую позицию, сориентировать их на систему общечеловеческих ценностей и на овладение ценностями отечественной культуры: гуманизм, соборность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие. Преподаватели ставят перед собой задачу выработать у студентов способность свободно принимать технические и социальные решения и нести за них ответственность.

В преподавании философии в техническом вузе проблема заключается в выборе образовательной парадигмы, определении стержневой ценности осмысления философских проблем.

В качестве стержневых образовательных ориентиров со времен Платона и Аристотеля педагогическая мысль и практика избрали культуру (мир образцов), Общество и Индивида. В разные исторические эпохи преобладала та или иная ценность в образовательной парадигме. Оптимальным вариантом считается баланс между этими тремя образовательными полюсами.

В философско-педагогической мысли и практике сложились три подхода, учитывающие главные образовательные ориентиры.

Первая образовательная линия — классическая — берет начало с работ известного чешского гуманиста-педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Она основана на идеях социальной полезности образования, социального равенства в образовании, универсальности знаний и ориентации на человека, а не на благо отдельного государства1 . Основная цель классического образования — формирование теоретического, диалектического, творческого разума через информированность человека во многих отраслях науки. Классическое образование оценивали по-разному. Одни считали его образцовым и достаточным2, других оно не удовлетворяло3. Классическое образование с ориентацией на теоретические знания перестало удовлетворять потребности современного общества.

Во второй половине 80-х годов в отечественной философско-педагогической мысли стала формироваться вторая образовательная линия — культуроцентристская Идею культуры, культуросообразного образования можно считать доминирующей в современной философско-педагогической мысли4. Культуроцентристское направление интегрировало в себе достижения предыдущего рационалистического направления.

Третье, только формирующееся направление в отечественной философско-образовательной мысли — глобально-историческое. Это направление отражает запросы и проблемы современной эпохи, предлагает широкие исторические обобщения анализа нынешней глобальной ситуации. Глобально-историческое направление, не преуменьшая значение культурологического подхода, усиливает интерес к обществу, понимая его как планетарную цивилизацию, все человечество. Глобально-исторический подход возвращает в определенной мере классическую парадигму образования5.

Философия в МГТА преподается как явление мировой духовной культуры. Основное внимание при этом акцентируется на ее мировоззренческо-культурологической стороне. При множестве определений культуры вряд ли будут возражения, если в широком плане ее понимать как систему социальных ценностей, созданных людьми.

Культура, будучи мерилом развития человека, может стать стержнем, ориентиром в преподавании философии в техническом вузе.

Для облегчения системного усвоения философии студентами в техническом вузе преподаватели часто создают и пользуются схемами как привычным инструментом познания, которым пользуются при изучении технических наук.

В МГТА каждая кафедра имеет предметную аудиторию. Кафедра философии оборудовала предметную аудиторию, отразив на стендах основные исторические типы и актуальные проблемы (разделы) современной философии. Особое внимание уделено отечественной философской мысли в контексте мирового развития философии. Кафедра философии предлагает один из возможных вариантов оформления предметной аудитории. Философско-культурологический аспект отражен в содержании планшетов и 11 стендов. Четыре стенда посвящены раскрытию содержания основных разделов современной философии как науки и учебной дисциплины: онтология, гносеология, философская антропология и философия истории.

Четыре стенда характеризуют возникновение и развитие мировой философской мысли от древних времен до современности: философия Древнего мира, философия Средневековья и эпохи Возрождения (II—XVI вв.); Философия Нового времени (XVII—XIX вв.); современная философия XX в. На данных стендах размещено 18 планшетов. На них, как правило, выделены источники, основные идеи и представители философии конкретной эпохи или периода.

Три стенда посвящены истории отечественной философии. Она изложена на 8 планшетах, которые прилагаются. Как представляется, такое осмысление отечественной философии в русле общего культурного развития народов Руси и России является более точным, объективным, конкретным, более полным. Не ставится задача «доказать» наличие отечественной философской науки с «древнейших времен». Задача состоит в вычленении тех элементов, отдельных идей в духовном развитии Отечества, которые имели философский характер и направленность.

Философские воззрения в Древней Руси (Новгород)
до
IX-X вв.

Источники: — устный эпос;

— Велесова книга

Велесова книга — первый известный письменный источ-
ник — перевод с азбуки велесовицы на современный русский язык священных текстов новгородских волхвов IX в. В книге отражена история и верования многих европейских (в том числе — славянских) и азиатских народов от завершения XI в. до н. э.
до IX в. н.э.

Религиозно-философские и мифологические воззрения древних славян (I—IX вв. н. э.)

— мифы о Вселенной, человеке, сверхъестественных силах и явлениях;

Славянские

племена

— языческое многобожие.

Богочеловек

БОГУМИР

Богочеловек

АРИЙ

Бог

Сварог

Богиня Лада

Пантеон

основных

богов


Бог

Даждьбог

Бог

Перун

Бог

Род


Славянские

племена


1. Род — безликое божество, главный бог славянского пантеона, творец Вселенной, «отец и мать» всех богов.

2. Сварог — мужская половина и ипостась бога Рода. Завершитель творения Вселенной. С помощью уточки достал Землю из первичного океана, населил ее первыми людьми. Супруг богини Лады, отец всех богов.

3. Лада— богородица, женская ипостась Бога Рода. Богиня брака, благочестия, супруга Сварога, мать всех богов.

4. Перун — бог грозы и войны. Сын Сварога, отец Даждьбога.

5. Даждьбог — бог Вселенной, солнечный бог. Сын Перуна и русалки Роси.

6. Богумир — богочеловек, сын Даждьбога и полузмей-полуженщины Марены (Мары). Прародитель ряда славянских народов. Имел сыновей Севу, Руса и Славена, дочерей Древу, Скребу и Полеву. От этих детей пошли северяне, русы, новгородские славяне, а также древляне, кривичи и поляне.

7. Арий — богочеловек, сын Даждьбога и сестры Марены — Шивы. Прародитель ряда славянских народов. Считается отцом Кия, Щека и Хорива, от которых пошли киевские русы, чехи и хорваты.

8. Велес — бог богатства и скота, сын небесной коровы Земун. Велес в одной ипостаси — разрушитель Вселенной (в борьбе с Даждьбогом), в другой — бог мудрости.

– Явь — светлая сила, управляющая миром; одновремен-
но — сам этот светлый мир, «весь белый свет».

– Навь — темная сила, управляющая миром; одновремен-
но — загробный мир, «тот свет».

– Правь — одно из основных понятий древнеславянской «жизненной философии»: всеобщий справедливый закон существования мира, установленный Даждьбогом.

Философские воззрения периода Киевской Руси
(IX — нач. XIII вв.)

Источники:

– Библия и другие письменные трактаты христианства;

– летописи и сказания, жития святых;

– грамоты и уложения князей;

– сохранившееся язычество;

– устный эпос.

Основные философские воззрения

– Христианский Бог есть безликое, бестелесное, непознаваемое существо, абсолют, творец космоса и человека из ничего. Существует в 3-х ипостасях: Бог-сын, Бог-отец и Бог-дух святой

– Бог создал «этот мир» за 6 дней

– Иисус Христос — богочеловек, основатель христианства и спаситель человечества

– мир существует на «двух уровнях»: земной мир («белый свет») и мир загробный («тот свет»)

– человек-тварь (творение) божие, раб божий

– бедные, слабые и больные — наибольшие праведники, пользующиеся особой поддержкой Бога

– князь — наместник Бога на Земле

– история людей развивается прямолинейно: от божественного творения к концу света и спасению в Боге

– познание божественного возможно только через откровение или озарение

– нравственность имеет божественное происхождение, а безнравственность — земное

– сохранение мифологии и язычества

– самостоятельное философское творчество отсутствует

Представители: Иларион Киевский, Феодосий Печерский, Нестор Летописец, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Даниил Заточник и др.

Философские взгляды на Руси
в период монгольского нашествия (XIII—XIV вв.)

Источники:

– Библия, трактаты православной церкви;

– местные летописи, изборники и грамоты князей;

– Сказания и Слова о героических деяниях;

– устный эпос.

Основные философские воззрения

– Библейские религиозно-философские идеи и догмы

– исихазм — религиозно-философские воззрения и образ жизни как особое «служение Богу»: ас­кетизм, полное пренебрежение личностным, смирение перед божественной волей, мистическое созерцание Христа

– эсхатология — идея о близком «конце света», распространившаяся на Руси в результате мон­гольского нашествия, неудачных попыток русских князей объединиться; серии неурожаев и эпидемий

– идея духовного единства и «собирания» русских земель

– героика и патриотизм прошлого и настоящего по защите веры и земли русской

– распространение идей первого перевода на церковнославянский язык Дионисия Ареопагита с комментариями Максима Исповедника

– самостоятельное философское творчество отсутствует

Представители: Сергий Радонежский, Александр Невский, Дмитрий Донской, митрополит Петр.

Философствование на Руси в XI—XVII вв.

Источники:

– Библия, трактаты православной церкви;

– первый перевод философского предисловия трактата И. Дамаскина «Точное изложение православной веры»;

– местные летописи и указания князей;

– светские рукописные книги;

– печатные книги с 1564 г.;

– первые религиозные учебные заведения;

– устный эпос.

Философские идеи и воззрения

– библейские религиозно-философские воззрения канонического характера и старообрядчества

– идеи национального самоопределения и патриотика

– усиление национального авторитета идеи о русской государственности с центром в г. Москве

– пропаганда идеи «Москва — третий Рим»

– новое осмысление соотношения церковной и светской (царской) власти

– убывание эсхатологических воззрений

– противоборство иосифлян и нестяжателей по проблеме: церковь — вера — народность — богатство

– дискуссии по общественной морали

– зарождение идей раннего отечественного демократизма, «естественного права» и гражданства — возрастание потреб­ности в гуманитарном знании, в изучении древних текстов греческих и римских авторов. Основание в 1685 г. Мос­ковского эллино-греческого училища, преобразованного в 1700 г. в Славяно-латинскую академию. Создание П. Могилой в Киеве в 1631 г. Братского училища (с 1701 г. Киево-могилянская академия)

– самостоятельное философское творчество отсутствует

Представители: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Феодосий Косой, Иван Пересветов, Андрей Курбский, Федор Карпов, Петр Могила, патриарх Никон протопоп Аввакум.

Русская ренессансная философия
(XIII — начало XIX вв.)

Источники:

– Библия, трактаты православной церкви;

– рукописные и печатные книги светского характера;

– первые философские работы;

– учебные заведения.

Основные философские идеи и учения

– явное отделение светского мышления от религиозного

– утверждение устойчивого интереса к философии и профессиональному философствованию

– в связи с открытием в 1755 г. Московского университета и преобразованием в 1755 г. Московской славяно-латинской академии в Славяно-греко-латинскую академию

– религиозно-христианская концепция бытия и жизни человека

– утверждение светского понимания процесса познания и его соотношения с религиозной верой

– возникновение естественнонаучного философского материализма (натурфилософии)

– распространение с начала XIX в. идей немецкой идеалистической философии

– дальнейшее развитие идей «естественного права», теорий «общественного договора», «просвещенного монарха»

– разработка проблем человека

– пропаганда гуманизма в стиле французского просвещения

– философия масонства

– создаются основы для самостоятельного философского творчества

Представители: «Ученая дружина Петра»: Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Посошков, А. Кантемир, Г. Сковорода и др., а также: М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, М. М. Сперанский, Д. И. Велланский, А. И. Галич и др.

Становление и развитие русской философии как науки (XIX— начало XX вв.)

Источники:

– религиозная литература;

– светская литература;

– оригиналы и переводы философских трудов зарубежных (европейских) авторов;

265

– первые философские работы отечественных авторов.

Основные идеи, учения и направления

– Славянофилы и западники

– натурфилософские идеи

– философия анархизма и нигилизма

– философия народничества

– русский позитивизм и логизм

– неокантианство в России второй половины XIX — начала XX вв.

– отечественная религиозно-идеалистическая философия

– русский персонализм и космизм

– экзистенциализм в России XIX — начало XX вв.

– интуитивисты

– философия поэтов-символистов

– материализм революционных демократов

– диалектический материализм

– яркое проявление самостоятельного философского творчества


Признаки русской философии как науки

1. Общественно признанный вид профессионально-интеллектуальной деятельности;

2. наличие кадров и учреждений;

3. определение объекта и предмета философских исследований;

4. полнота философской проблематики и глубина ее разработки;

5. наличие категориального аппарата;

6. тесная связь с зарубежной научной философией

Представители: И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, Л. М. Лопатин, А. А. Козлов, А. И. Введенский, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, Л. И. Шестов, А. Белый, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин.

Современная отечественная философия
(с 20-х годов XX в.)

Источники:

– отечественная философская и другая литература;

– труды представителей зарубежного крыла русской философии;

– источники религиозно-христианской направленности.

Основные направления и концепции

– современная русская зарубежная религиозная философия

– русский экзистенциализм за рубежом

– русский позитивизм за рубежом

– русский персонализм за рубежом

– русская зарубежная социально-философская мысль

– философское творчество А.Ф. Лосева

– диалектико-материалистическая философия советского периода:

– онтологическая пробле-матика

– гносеологическая проблематика

диалектический материализм и материалистическая диалектика

– социальная философия

– философия человека

исторический материализм

– философские науки советского периода: история философии, этика, эстетика, формальная логика, философские проблемы естествознания и др.

– отечественная интегративная философия 90-х гг. XX в.

 Представители: Н. А. Бердяев, И. А. Илъин, В. В. Зеньковский, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, В. Ф. Асмус, Б. М. Кедров, А. Ф. Лосев, М. Т. Иовчук, И. С. Нарский, Т. И. Ойзер- ман, В. В. Соколов, П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, А. П. Шептулин, П. В. Алексеев, Н. В. Мотрошилова, А. И. Ракитов, И. Т. Фролов, В. С. Барулин и др.

1 См.: Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993. С. 17-18.

2 См.: Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995. С. 21; Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы фи­лософии. 1990. №1. С.166.

3 См. Писарев Д.И. Наша университетская наука // Философские науки. 1990. №10. С. 86-98.

4 См., например: Розов Н.С. Указ. соч. С. 45.

5 См.: Розов Н.С. Указ.соч. С. 51-61.