Механизмы влияния семьи на формирование духовного мира личности в современных условиях


скачать Автор: Чуприна А. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №1(69)/2013 - подписаться на статьи журнала

<div align="justify">
  <p align="justify"><i>В статье социально-философскому осмыслению подвергается специфика действия механизмов семейного влияния на процесс формирования духовного мира личности в современных условиях общественного и цивилизационного развития. Рассматриваются причинно-следственные зависимости, обусловливающие противоречивость и разбалансированность внутреннего мира личности и семьи в системе социальных связей. В преломлении тенденций современности акцентируется внимание на необходимости возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей в обеспечении социальной солидарности основных форм жизнедеятельности человека и общества.</i></p>

  <div align="justify"> </div>

  <p align="justify"><b><i>Ключевые слова:</i></b><i> семья, духовный мир, личность, нравственность, механизм, ценность, современность.</i></p>

  <p align="justify"> </p>

  <p align="justify"><i>In the article the author pursues a social-philosophical comprehension of the peculiar nature of mechanisms of the family's influence on the process of the formation of an individual’s inner world in the current situation of social and civilizational development. The cause-effect relationships are considered, which determine the contradictions and imbalances of the inner world of the person and family in the system of social relations. In terms of contemporary trends, the author emphasizes the necessity to revive traditional spiritual and moral values to ensure social solidarity in the main spheres of human life and society.</i></p>

  <div align="justify"> </div>

  <p align="justify"><i><b>Keywords: </b>family, spiritual world, personality, morals, mechanism, the value, the present.</i></p>

  <p align="justify"> </p>

  <p>Сегодня все мировое сообщество, включая Россию, в качестве универсального образца построения государства и формирования современного человека придерживается деидеологизированного либерального стандарта, сущность которого заключается в образовавшемся дисбалансе между материальными и духовными ценностями. Как отмечают отечественные ученые, существующая идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель», а вместе с тем затрудняет действие важных механизмов семейного влияния на формирование духовного мира личности. Особое место в этом процессе сегодня занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей, оказывающих соответствующее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, семьи и общества в целом<a name="_ftnref1" href="#_ftn1" ><sup><sup>[1]</sup></sup></a>. А между тем процесс адаптации индивида к социуму невозможен без самоидентификации, обеспечивающей соотношение объективного «внешнего» мира социального окружения с «внутренним» субъективным духовным миром человека, формирование которого начинается в семье и определяет в дальнейшем качественные характеристики личности.</p>

  <p>Переживаемый обществом кризис семейных ценностей ученые связывают с кризисом духовности и нравственности. Современная цивилизация окончательно «освободила» человека от разного рода духовных, нравственных и эстетических повинностей. Утвердился «новый мир», который абсолютно во всем противоположен не только общечеловеческим ценностям, но и любому другому миру традиционной культуры. Очевидно, кризис семейных ценностей есть одно из проявлений глобального кризиса. Поэтому все попытки решить проблему семьи как проблему частную несостоятельны в принципе.</p>

  <p>В связи с этим представляется важным выявление механизмов, с помощью которых на семейном уровне обеспечивается формирование духовного мира личности, а также осмысление специфики действия этих механизмов в современных условиях общественного развития.</p>

  <p>Изменения, происходящие в ценностных ориентациях людей, оказывают определенное влияние на восприятие семьи как необходимой составляющей человека и общества. Исследователи связывают это с процессом глобализации, который знаменует собой «не только наступление особой эпохи в развитии человеческой цивилизации, но и сопровождается фундаментальными изменениями и переменами в укладе и образе жизни людей, в социальном устройстве и управлении, в характере общественных связей»<a name="_ftnref2" href="#_ftn2" >[2]</a>. А это напрямую отражается на формировании внутреннего мира личности и не может не актуализировать роли и значения в этом семьи.</p>

  <p>Сложная и взаимообусловленная совокупность материальных и духовных ценностей семьи определяет эмоционально-психологическую атмосферу поведенческих актов, элементов культуры и представляет собой особый менталитет, дух семьи, отличающий одну семью от другой. Поведенческий стереотип передается каждому члену семьи как культурная норма, закрепляется в сознании индивида и даже может передаваться по наследству. Эти стереотипы бывают достаточно сильными. Объясняется это тем, что в основе духовных ценностей лежит определенный набор символов, предметов, впечатлений, ощущений, которые в сознании каждого члена семьи как носителя ее духа и культуры связаны с общим укладом жизни семьи, ее эмоционально-психологической гаммой чувств и нравов. В этом плане ценностное содержание семейного уклада, быта, пространства всегда отражается в социальной жизни общества, а элементы, через которые личность взаимодействует с окружающим миром, и составляют ее социокультурное наполнение, определяющее характер социально-личностной направленности в плане реализации своей истинности, своих сущностных проявлений.</p>

  <p>Поэтому чрезвычайно важным механизмом, влияющим на формирование духовного мира личности, следует назвать семейные ценности. Во многом именно они способствуют тому, чтобы человек, ощущая свое единство с родом, обретал цельность и целостность в личностном, социальном, индивидуальном качествах, сохраняя идентификационный код своего рода. Специфика действия этого механизма объясняется тем, что семья представляет собой не только результат духовного и материального единения, но суть человеческого осознания себя и мира, основу взаимодействия с миром и другими людьми через взаимодействие внутри самой семьи с ее членами. Именно содержательное наполнение такого взаимодействия, характер эмоционально-нравственного поведения, тактика внутрисемейных отношений обеспечивают формирование таких качеств личности, как содействие, сопереживание, сопричастность, сочувствие, сострадание, составляющих духовную суть человека. А трансляция их происходит через ориентиры и установки поведения, которые задаются и формируются в семье. При этом семейно ориентированное ценностное сознание человека превращается в свойство и качество личности, в котором в дальнейшем отражаются социальные требования к поведению по отношению к себе, другим людям и окружающему миру.</p>

  <p>Семья относится к фундаментальным общечеловеческим ценностям, поскольку интегрирует в себе высшие духовные ценности истины, добра, красоты на уровне как эмоционально-чувственного, так и рационального сознания. Семейные ценности, воплощаясь в личности, выступают внутренним стержнем человека, своеобразным духовным тезаурусом, и, будучи их носителем, личность транслирует их в социум. Именно поэтому формирование духовного мира личности осуществляется первоначально в семье. Ценности семьи лежат в основе индивидуального характера, мировоззрения личности и способны обеспечивать социальное единство через идентификацию человеком своей истинной сущности. Следовательно, семейные ценности формируют семейные отношения, которые представляют собой совокупность взаимодействия сознания, чувств, воли, способов духовно-практического освоения мира, выступая не менее значимым механизмом формирования духовного мира личности.</p>

  <p>В условиях жизнедеятельности современного, по мнению ученых, «аномического» общества все отчетливее обнаруживается закономерность, существенно затрудняющая, а нередко и искажающая действие рассматриваемых механизмов на семейном уровне. В самом общем виде эта тенденция проявляется в сложности и неадекватности адаптационных процессов с одновременным многообразием существующих вариантов приспособления индивида к условиям современного общества<a name="_ftnref3" href="#_ftn3" ><sup><sup>[3]</sup></sup></a>. Это дезориентирует действие механизмов семейного влияния на формирование духовного мира личности и затрудняет функционирование самой семьи.</p>

  <p>Понятно, что процесс обновления ценностей и норм, перехода к принципиально иным, чем прежде, представлениям о должном и правильном, к новым образцам поведения, появление новых привычек и традиций происходят в основном на стадии базовой социализации подрастающего поколения. Данный период охватывает лишь начальные этапы жизни человека – детство, отрочество, юность, которые начинаются и протекают в семье. Следовательно, в качестве механизмов влияния семьи на формирование духовного мира личности следует выделить воспитательную и социализирующую функции семьи.</p>

  <p>Как известно, общественная значимость семьи определяется тем, насколько успешно она справляется с задачей формирования целостной личности. Иначе говоря, функция воспитания и первичной социализации призвана служить значимым социальным показателем при характеристике семьи. По мнению современных исследователей (О. Н. Кочкина, Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, В. Б. Власова), семья представляет собой микрокосм культуры, культуры бытовой, плохо структурированной с точки зрения рационального подхода к социализации, поэтому семейную социализацию относят к стихийной социализации, основанной как на сознательном поведении членов семьи, так и на бессознательном, при этом и то и другое постоянно подвержено изменениям. Специфика семейного влияния обусловлена тем, что любой человек оказывается сопряжен с семьей, и поэтому ни один из институтов воспитания не может сравниться с ней по значимости влияния на духовный мир личности. Именно в семье закладываются основы духовно-нравственного воспитания таким образом, что можно сравнить семейное воспитание с «домашней академией» по формированию личности. Как пишет О. Н. Кочкина, «ни один, даже самый лучший детский сад не может создать условия для успешной социализации детей по сравнению с процессом социализации детей в семье»<a name="_ftnref4" href="#_ftn4" >[4]</a>. Очень велико в этом процессе значение малоуловимых элементов семейного быта, общего уклада жизни, нравов. Показательны в этом отношении взгляды А. Н. Острогорского. В своих педагогических сочинениях он писал: «Душа ребенка питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается любить, ненавидеть, привыкает к труду или праздности, получает первые... эстетические вкусы, здесь первоначально сосредотачиваются все его интересы, привязанности и авторитеты»<a name="_ftnref5" href="#_ftn5" ><sup><sup>[5]</sup></sup></a>.</p>

  <p>Что касается действия этих механизмов в современных условиях, то приходится признать, что сегодня наблюдается не столько усвоение навыков и традиций предшествующих поколений, сколько создание принципиально иных условий социальной жизни. В таких условиях социальных преобразований обостряется конфликт поколений. Семья утрачивает (частично либо полностью) свою функцию как инстанция социализации личности в силу изменения темпов социальной жизни, приводящих к тому, что условия, образ жизни, ценности и нормы поведения поколений «родителей» и «детей» настолько различны, что уже сами по себе содержат потенциальные возможности конфликта. В то же время нельзя забывать, что духовный мир личности исключительно субъективен и представляет собой систему самостоятельно выработанных индивидом внутренних отношений к объективным обстоятельствам бытия, проявляющихся в глубоко индивидуальной форме в виде идей, мнений, ценностей, позиций, интересов, потребностей, способностей. А это и означает субъективность личности во всей своей целостности.</p>

  <p>Как действуют сегодня механизмы реализации духовного опыта человека на семейном уровне? Сегодня сам институт брака сохраняется, но рядом с семьей утверждаются различные ее альтернативные формы существования, в том числе и достаточно нетрадиционные формы партнерства, все более ориентированные на обеспечение комфортных условий жизни. Однако следует заметить, что для полноценного, нормального, психически здорового человека никакой комфорт не заменит собственно семьи. Развитие душевных свойств человека, формирование его духовного мира наиболее полно достигает своего развития только в семье.</p>

  <p>Нельзя не согласиться с мнением профессора РГГУ И. Г. Яковенко, который опровергает достаточно распространенное в современном обществе мнение о том, что семья мешает личностному и карьерному росту. По его мнению, семья «мешает» лености, безответственности, капризам и бессмысленному сиюминутному существованию. Современная российская семья отличается тем, что она менее пронизана юридически-правовыми отношениями. Связь поколений в семье в нашей стране значительно выше, чем на Западе. В отношениях же мужчины и женщины в российской семье существует некоторый дисбаланс. Женщина в большей степени уделяет внимание, время и отдает свои силы семейным заботам, чем мужчина. На Западе неполная семья превращается в статистически устойчивую реальность, в вариант нормы, у нас же все-таки такая семья воспринимается как «вынужденная», «ущербная реальность»<a name="_ftnref6" href="#_ftn6" >[6]</a>.</p>

  <p>В связи с этим нельзя не отметить и такой механизм семейного влияния на духовный мир личности, как гендерные роли, определяющие отношения мужчины и женщины в семье через категории субординации. Гендерные стереотипы развивались как своего рода механизм для поддержания полоролевой дифференциации. В условиях современности напряженность, противоречивость, конфликты, обусловленные гендерной социализацией, проявляются как у мужчин, так и у женщин во всех сферах их жизнедеятельности. Несовпадение сформированных традиционных представлений о жесткой закрепленности поведения за представителями того или другого пола и жизненной реальности приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, что отрицательным образом сказывается на семье и ее возможностях в обеспечении функций воспитания и социализации подрастающего поколения. Как следствие, это способствует увеличению числа неполных семей, что отрицательным образом сказывается на воспитании и социализации подрастающего поколения.</p>

  <p>Несмотря на все трудности и противоречия современного общества, традиционная семья продолжает выживать, однако уже не благодаря, а вопреки тому, что происходит в действительности. При этом зачастую семья вынуждена решать свои проблемы исключительно самостоятельно, автономно.</p>

  <p>Семья в современном обществе превращается в семью «специализированного типа» в отличие от многофункциональной семьи прошлого, которой был присущ универсализм деятельности. Сегодня семья специализируется в качестве субъекта потребительского производства, что обусловлено ограничением экономической и воспитательной функций<a name="_ftnref7" href="#_ftn7" ><sup><sup>[7]</sup></sup></a>. При этом отмечается все большая зависимость ценностей, норм, ориентаций поведения членов семьи от ее социально-экономического положения. Это, в свою очередь, определяет один из важнейших факторов демографического состояния семьи – уровень материального и духовного потребления.</p>

  <p>Важным фактором, определяющим специфику действия механизмов семейного влияния на формирование духовного мира личности, является проблема создания семьи, которая выражается в нежелании молодых людей вступать в брак. Негативно влияет на личность и отсутствие официальной регистрации брачных отношений, их юридического оформления. Это обесценивает значимость семьи как социального института и как базисной ценности общества. По данным статистики, в последние десятилетия все чаще распространяется сожительство, так называемый гражданский брак, что приводит к деградации ценностей фамилизма. В результате наблюдается обострение общественного неблагополучия и нарастание девиантных форм социального поведения. Дело не только в увеличении в нашей стране наряду с другими государствами числа и доли внебрачных рождений, хотя и это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из «материнских семей». Главное, что «сама возможность жить в сожительстве, без легитимации брачных отношений выхолащивает из сознания людей ценность законного брака и семьи как социальных установлений и единственно нормальных форм совместной жизни»<a name="_ftnref8" href="#_ftn8" ><sup><sup>[8]</sup></sup></a>. Это не может не приводить к разрушению духовного мира личности и обесцениванию нравственных норм отношений и поведения в обществе. По мнению исследователей, в настоящее время все большее распространение получает «серийная моногамия», то есть повторные, чаще послеразводные браки мужчин и женщин. Причем в условиях современного общества это явление достигает таких масштабов, что способствует изменению самих представлений о браке как пожизненном союзе мужчины и женщины, когда он все больше рассматривается его как «временный альянс, который может быть расторгнут в любое время по желанию одного из супругов»<a name="_ftnref9" href="#_ftn9" ><sup><sup>[9]</sup></sup></a>. Данное положение в сфере семьи и семейных отношений и примирительное отношение к нему как к обыденному явлению отражают нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов. Так, исследователями выделяются следующие типы сожительств и сожительствующих:</p>

  <p>– «эмоционально захваченные», но еще не готовые к браку;</p>

  <p>– собирающиеся вступить в брак и живущие совместно в ожидании этого;</p>

  <p>– живущие вместе по экономическим причинам;</p>

  <p>– рассматривающие сожительство как постоянную альтернативу брака<a name="_ftnref10" href="#_ftn10" ><sup><sup>[10]</sup></sup></a>.</p>

  <p>В заключение хотелось бы сослаться на слова П. А. Сорокина, который был уверен в том, что «жизнь дарит человеку бесконечные возможности, радость и печаль, взлеты и падения, любовь и боль». Своей оптимистичной теорией ученый демонстрировал здоровые созидательные социокультурные силы новой «величественной идеалистической культуры нового общества и человека». Во имя установления на Земле лучшего культурного и социального порядка П. А. Сорокин завещал будущим поколениям, чтобы они выросли благороднее, мудрее и более способными к созиданию, чем все предшествующие. Мыслитель утверждал, что «жизнь, даже самая тяжелая, – это самое прекрасное, чудесное и таинственное сокровище в мире; исполнение долга – другая прекрасная вещь, делающая жизнь счастливой и дающая душе непобедимую силу в борьбе за идеалы; жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном или материальном отношении»<a name="_ftnref11" href="#_ftn11" ><sup><sup>[11]</sup></sup></a>. Такая жизнь, как известно, достигается только при условии сформированности душевно-волевых качеств человека, определяющих содержание его внутреннего духовного мира. И первостепенное значение в этом имеет семья.</p>

  <p>Таким образом, приходится признать, что на современном этапе общественного развития семья находится в тревожном состоянии. Механизмы, призванные оказывать решающее воздействие на формирование духовного мира личности, не срабатывают либо в силу объективных факторов оказывают противоречивое, а зачастую и отрицательное воздействие на процесс формирования духовности. При этом следует отметить тесную взаимообусловленность рассмотренных механизмов и их взаимопроникновение, хотя нельзя не учитывать и тот факт, что от содержания и качественного наполнения духовного мира личности зависит сам процесс создания прочной нравственной семьи как базисной основы общества. Кризис семьи в своей сущности сводится к кризису традиционных духовных и нравственных ценностей, элементарных норм общечеловеческих отношений. Во многом этому способствует переориентация интересов личности и общества на внесемейные ценности. В силу имеющегося дисбаланса между формальным социальным целым, которое представлено государством и семьей, сегодня возникает необходимость выработки способов обеспечения социальной солидарности всех существующих в обществе форм его жизнедеятельности. </p>

  <div>
    <br clear="all" />
  
    <br />
  
    <div id="ftn1">
      <p><a name="_ftn1" href="#_ftnref1" ><sup><sup>[1]</sup></sup></a> Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в России: комплексное решение проблемы. – Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход». – 2-е изд., доп. – М.: Планета, 2003. – С. 4.</p>
     </div>
  
    <div id="ftn2">
      <p><a name="_ftn2" href="#_ftnref2" >[2]</a> Гезалов А. А. Глобализация как результат трансформаций // Сборник материалов Международной научной конференции «Судьбы национальных культур в условиях глобализации»: в 2 т. / под ред. М. Г. Смирнова. – Челябинск: Энциклопедия, 2010. – Т. 1. – С. 64–66.</p>
     </div>
  
    <div id="ftn3">
      <p><a name="_ftn3" href="#_ftnref3" ><sup><sup>[3]</sup></sup></a> Никонов А. В. Социально-философские аспекты адаптации в аномическом обществе [Электронный ресурс]. URL: http://articles.excelion.ru/science/filosofy/40945980.html (дата обращения: 23.03.2012).</p>
     </div>
  
    <div id="ftn4">
      <p><a name="_ftn4" href="#_ftnref4" >[4]</a> Кочкина О. Н. Влияние семейных традиций на первичную социализацию детей // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5. – С. 128–140.</p>
     </div>
  
    <div id="ftn5">
      <p><a name="_ftn5" href="#_ftnref5" >[5]</a> Острогорский А. Н. Образование и воспитание // Избранные педагогические сочинения. – М., 1985. – С. 262–263.</p>
     </div>
  
    <div id="ftn6">
      <p><a name="_ftn6" href="#_ftnref6" >[6]</a> Яковенко И. Г. Сколько стоит билет в семейное счастье? (культурологический аспект) // Фома. – 2008. – № 6. – С. 26–28.</p>
     </div>
  
    <div id="ftn7">
      <p><a name="_ftn7" href="#_ftnref7" ><sup><sup>[7]</sup></sup></a> Бондаренко Н. Г., Лепёхина Е. В., Суховеева Н. Д. Анализ состояния семьи как важнейшего общественного института // Семья – культура – образование в изменяющейся России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. О. В. Бессчетновой. – Саратов, 2009. – С. 71–74.</p>
     </div>
  
    <div id="ftn8">
      <p><a name="_ftn8" href="#_ftnref8" ><sup><sup>[8]</sup></sup></a> Мониторинг «Положение молодой семьи в России в 2010 году». Программы содействия молодым семьям [Электронный ресурс]. URL: http://www. molodoy.Udm.ru/interes-1.htm</p>
     </div>
  
    <div id="ftn9">
      <p><a name="_ftn9" href="#_ftnref9" ><sup><sup>[9]</sup></sup></a> Мониторинг «Положение молодой семьи в России в 2010 году»…</p>
     </div>
  
    <div id="ftn10">
      <p><a name="_ftn10" href="#_ftnref10" ><sup><sup>[10]</sup></sup></a> Медков В. М. Демография. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – С. 150.</p>
     </div>
  
    <div id="ftn11">
      <p><a name="_ftn11" href="#_ftnref11" ><sup><sup>[11]</sup></sup></a> Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Человек. – 1998. – № 6. – С. 266.</p>
     </div>
   </div>
</div>