К истории проблемы статуса коренного народа сибирских татар


скачать Автор: Шамсутдинова Л. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №1(17)/2013 - подписаться на статьи журнала

По переписи населения 2010 г. сибирскими татарами были записаны 6779 человек.

На сегодняшний день по-прежнему несогласованным остается один из главных вопросов – о присвоении сибирским татарам статуса коренных народов.

Начиная с переписи 1989 г. видно, что общественными организациями, ассоциациями Тюменской области (ассоциацией «Сыбыр», позднее НКА Тюменской области, РТОО «Наследие» по Тюменской области) после проведения переписи населения были предприняты попытки включения в список народов СССР сибирских татар как самостоятельного этноса. А с 1990 г. велась целенаправленная работа в этом направлении.

18.01.1990 г. директор Института языкознания член-корреспондент АН СССР В. М. Солнцев обращается с письмом (№ 14405-01-1821) в Министерство народного образования РСФСР. Он пишет, что «в свете рекомендаций сентябрьского 1989 г. Пленума ЦК КПСС, по соображениям гуманитарного порядка, а также при условии желания большинства самих сибирских татар создание для них собственной письменности и грамматики можно считать целесообразным».

24.04.1991 г. директор Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая доктор исторических наук В. А. Тишков признает в своем письме (№ 14110/5-2173-2) президенту Ассоциации татар Тюменской области то обстоятельство, что сибирские татары активно выступают за свои национальные права – фактор самосознания, с которым необходимо считаться; сибирским татарам необходимо предоставить статус самостоятельного народа и включить в список народов СССР. Он отмечает, что это расширит их возможности для решения многих проблем политического, экономического и культурного развития. В. А. Тишков в этот же день (24 апреля 1991 г.) направляет письмо (№ 14110/5-2173-1) в ЦСУ СССР с рекомендацией от имени Института этнологии и антропологии АН СССР о включении в список народов СССР сибирских татар («сибирские татары»), представляющих, по признанию большинства специалистов-этнографов, самостоятельный этнос.

22.05.1991 г. заместитель председателя Государственного комитета СССР по статистике направляет Председателю подкомиссии по сохранению и развитию малочисленных народов СССР, Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Совета национальностей Верховного Совета СССР Е. А. Гаеру отчет (письмо № 2-5-3/58). В данном документе говорится о том, что для подготовки перечня национальностей к следующей переписи населения Институту этнологии и антропологии АН СССР предоставляются материалы переписи населения 1989 г.; данные о численности национальностей, включенных в группу «Другие национальности», итоги переписи дополнительных народов и этнографических групп, среди которых представлены западносибирские татары.

Далее Государственный комитет РСФСР по статистике 14.08.1991 г. в письме № 17-1-7/69 сообщает Президенту ассоциации татар Тюменской области «Сыбыр» о возможности включения сибирских татар отдельной строкой в список народов страны и другие необходимые документы как самостоятельного коренного народа Сибири. Также Госкомстат РСФСР заверяет в том, что при проведении последующих переписей и обследований населения данная просьба будет учтена.

Чуть позже, 16.09.1991 г., Государственный комитет РСФСР по делам национальностей письмом № 05-498 сообщает президенту ассоциации «Сыбыр»: так как в СССР не существует юридической процедуры «официального признания» статуса народа, Госкомнац РСФСР обратился в Институт этнологии и антропологии АН СССР с просьбой о включении в него сибирских татар как самостоятельного народа с последующим внесением Госкомстатом СССР в указанный список.

Просмотрев всю данную переписку, можно сделать несколько выводов. В переписке с органами государственной власти просматривается тот факт, что в содержаниях писем обозначено определение «сибирские татары». Это говорит о том, что еще в начале 90-х гг. прошлого столетия понятие «сибирские татары» уже не только применялось в лексике, но и было признано как название самостоятельного этнического образования с выраженными признаками этничности.

Таким образом, начиная с 1990-х гг. тема самосохранения сибирских татар и включения народа «сибирские татары» в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации» остается не только актуальной, но и нерешенной.

Если выше была показана работа по данной проблеме начиная с 90-х гг. прошлого века, то, просматривая документы по решению вышеперечисленной проблемы в новом веке третьего тысячелетия, можно отметить следующее.

Согласно вышеуказанной переписке «сибирских татар» как самостоятельный народ планировалось внести в списки народов СССР. Данный факт также выделяет и вице-губернатор Тюменской области С. М. Сарычев, отвечая на письмо председателя Совета НКА сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области (5.07.2007 г. № 24/1368г-07-273). В своем письме вице-губернатор поясняет, что в целях документального обоснования представления Правительству РФ для признания сибирских татар коренным малочисленным народом РФ требуется проведение исследования, подтверждающего наличие признаков, определенных Федеральным законом от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях коренных малочисленных народов Российской Федерации». Он также заверяет, что в настоящее время данный вопрос изучается и о результатах исследования будет сообщено дополнительно.

На обращение Председателя РТОО «Наследие» по Тюменской области на имя председателя Тюменской областной Думы (29.10.2008 г. № 381) 18.11.2008 г. был получен ответ со следующим содержанием: «Вопрос о внесении сибирских татар в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации требует дополнительного изучения. На основании этого ваше обращение было направлено для согласования в комитет по делам национальностей Тюменской области. Дополнительно сообщаю, что данный вопрос планируется обсудить в рамках “Дня депутата” по теме “Вопросы совершенствования деятельности НКА в Тюменской области”, проведение которого планируется в областной Думе во II квартале 2009 года».

На обращение Председателя РТОО «Наследие» по Тюменской области на имя губернатора Тюменской области (29.10.2008 г. № 382) и председателя Тюменской областной Думы (29.10.2008 г. № 381) по данной теме был получен ответ за подписью председателя Комитета по делам национальностей Тюменской области Е. М. Воробьева (27.11.2008 г. за № 01-26/723). В письме говорится, что значительная часть граждан, обозначивших себя во время переписи 2002 г. «сибирскими татарами», проживает в городах или населенных пунктах, тяготеющих к городским поселениям, и исходя из вышеперечисленного нет возможности внести этнос сибирских татар в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Из вышеизложенного видно, что органами государственной власти принимаются необоснованные решения, без учета мнения народа и ученых. Не изучены вышеперечисленные документы – ответы различных институтов и комитетов, не учтены мнения ученых Института энографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Института языкознания, специалистов-этнографов. Просматриваются противоречия в самих ответах, так как отдельными руководителями госструктур даются одни обещания по рассмотрению данного вопроса. Например, в «Днях депутата» 11 марта 2009 г. вопрос о внесении сибирских татар в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации» не только не был рассмотрен, но даже не включен в план работы Тюменской областной Думы, как это было письменно обещано ранее. Ответ председателя Комитета по делам национальностей Тюменской области не впечатляет, так как за 9 дней невозможно изучить вышеуказанный вопрос (председатель Тюменской областной Думы 18.11.2008 г. дает ответ о направлении в Комитет по делам национальностей обращения по дополнительному изучению данного вопроса и 27.11.2008 г. комитет направляет отрицательный ответ на имя председателя Совета РТОО «Наследие» по Тюменской области). Также мотивированные документы, подтверждающие невозможность внесения сибирских татар в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации», к письму не были приложены.

В настоящее время данная тема поднимается общественными деятелями, учеными Сибири во всех проводимых мероприятиях, научных конференциях, круглых столах, таких как «Историческая судьба Искера», «Выдающиеся деятели тюрко-татарского мира», «Татарское образование», «Чинги-Тура: проблемы и перспективы сохранения и увековечения исторического и археологического памятника».

24.01.2011 г. (письмо МД-08-22/236) от заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики М. А. Дианова был получен ответ на обращение председателя РТОО «Наследие» по Тюменской области (12.12.2010 № 10-906). М. А. Дианов пишет, что согласно ФЗ «О Всероссийской переписи населения» от 25.01.2002 г. № 8-ФЗ во время переписи осуществляется сбор ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, и именно суммарное количество этих ответов публикуется в итогах переписи населения. Поэтому итоги Всероссийской переписи населения 2011 г. и сама форма их публикации не могут быть единственным и решающим основанием для вынесения правительственного решения о включении той или иной группы населения в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Учитывая все вышеизложенные ответы органов государственной власти, можно смело суммировать положительные ответы, являющиеся предпосылкой доказательства того, что сибирские татары представляют собой коренной народ Сибири, самостоятельный этнос с высоким самосознанием.