Япония: опыт строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей


Автор: Авдаков И. Ю. - подписаться на статьи автора
Журнал:  - подписаться на статьи журнала

В статье рассмотрены особенности железнодорожного транспорта Японии, его специфическая роль в современной жизни страны, тенденции научно-технического прогресса в этом виде транспорта. Проанализированы отличия крупных частных, приватизированных и относящихся к третьему сектору компаний. Показано, что диверсификация экономической деятельности частных и приватизированных предприятий привела к образованию крупных холдингов. Многочисленные предприятия, входящие в корпоративную группу, обслуживают головную компанию, увеличивая пассажиропоток железной дороги. В статье ставится проблема: могут ли высокоскоростные магистрали (а они все принадлежат приватизированным компаниям) противостоять стихийным бедствиям чрезвычайной силы, достаточен ли для этого уровень научно-технического прогресса в области железнодорожного транспорта? Итоги разрушительного землетрясения и цунами 2011 г. показывают, что в целом уровень повреждений при использовании высокополимерных геосинтетических плит был незначительным относительно сейсмической интенсивности. Геосинтетические конструкции способны препятствовать разрушению линий синкансэн от затяжных проливных дождей, затоплений и прочих природных катаклизмов. Опыт Японии показывает, что при реализации проекта Москва – Пекин (если он будет осуществлен) необходимо использовать эти конструкции на ряде довольно протяженных участков (планируемая длина дороги свыше 7 тыс. км), где климатогеографические условия этого требуют. В статье показано, что научно-технический прогресс очевиден в разработке новой системы маглев. Этот научно-технический прорыв позволяет Стране восходящего солнца уверенно продвигаться в условиях обострения конкурентной борьбы за строительство скоростных линий на рынках крупных азиатских стран.

Ключевые слова: железные дороги Японии, крупные частные железнодорожные компании, приватизированные железнодорожные компании, высокоскоростные железные дороги, стихийные бедствия, система маглев.

Размещено в разделах