Профессиональная группа в социальной сети как неотъемлемая часть эффективной работы районного методического объединения учителей


Автор: Комлев А. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2017 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2017

В статье представлена практика работы профессиональной группы районного методического объединения учителей технологии Красноармейского района г. Волгограда на базе социальной сети dnevnik.ru, а также опыт администрирования данной группы автором. Выявлены и описаны функции данной профессиональной группы в повышении эффективности работы рассматриваемого методического объединения учителей. Представлена ее структура и методическое наполнение, позволяющее реализовать выделенные функции.

Kлючевые слова: методическое объединение учителей, профессиональная группа, социальная сеть, функция.

PROFESSIONAL GROUP IN SOCIAL NET AS AN INHERENT PART OF EFFECTIVE WORK OF DISTRICT METHODOLOGICAL ASSOCIATION OF TEACHERS

Alexander V. Komlev

The article considers the practice of professional group of district methodological association of technology teachers of Krasnoarmeysky district of Volgograd based on social net dnevnik.ru as well as the experience of administration of this group by the author. The article identifies and describes the functions of given professional group in increasing efficiency of this methodological association. Its structure and methodological content allowing realization of these functions are presented in this article.

Keywords: methodological association of teachers, professional group, social net, function.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности каждого учителя-предметника является участие в работе районного методического объединения учителей (РМО). РМО, как правило, является структурным подразделением методической службы района и создается с целью методической, инновационной и внеклассной работы в рамках одной предметной области. Зачастую в силу тех или иных обстоятельств у учителя возникает потребность в квалифицированной методической помощи с целью оперативного решения возникающих профессиональных проблем, необходимости обращения к систематизированной сжатой информации методического характера удаленно, посредством использования личного профессионального компьютера. Также из-за дефицита времени, периодической неинформированности о предстоящих мероприятиях некоторые текущие вопросы остаются нерешенными и продуктивность работы РМО падает. Эффективным средством в решении этих проблем может явиться создание профессиональной группы РМО в социальной сети.

Использование возможностей сети Интернет в работе методических объединений учителей представлено в опыте работы А. Ф. Антипина, С. Л. Тимкина, Г. А. Федоровой. А. Ф. Антипин рассматривает работу городского методического объединения и предлагает создание полноценного сайта для повышения эффективности его работы [Антипин 2015: 14–17]. С. Л. Тимкиным при анализе итогов и задач деятельности виртуальных методических объединений учителей Омской области в качестве инструментов повышения эффективности их работы предлагается уже несколько сайтов-серверов (Омский образовательный сервер и Омский сервер Российского портала открытого образования) [Тимкин 2008: 5–8]. Г. А. Федоровой при презентации опыта работы учителей информатики Омской области предложена интегрированная информационная образовательная среда (ИОС) «школа – педвуз», включающая организационно-методические, программные, технические средства хранения, обработки, передачи информации, на основе которых создаются эффективные условия для совместной учебно-исследо-вательской, творческой деятельности студентов, преподавателей педагогического вуза, учителей и учащихся школ с целью непрерывного профессионального развития будущих и практикующих учителей, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся [Федорова 2014: 55–60]. Не умаляя несомненной практической значимости представленных авторами идей, однако, считаем необходимым и достаточным использование возможностей современных социальных сетей для создания профессиональной группы РМО в силу более скромных масштабов и поставленных перед данным методическим объединением стратегических задач. Об опыте работы одной из таких успешно функционирующих профессиональных групп – районного методического объединения учителей технологии Красноармейского района г. Волгограда – на примере социальной сети dnevnik.ru и пойдет речь в данной статье.

Социальная сеть – платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете [Социальная…].

На сегодняшний день в русскоязычном сегменте Интернета представлено большое количество социальных сетей как общего пользования, так и созданных специально для работников сферы образования. Современная социальная сеть, как правило, предоставляет своим пользователям множество функций, в том числе по созданию профессиональной группы с закрытым доступом и реализацией в ней различных сервисов (сообщения, видеозвонки, загрузка различных файлов и т. д.).

При создании группы мы ставили перед собой задачу как можно более эффективно использовать ее функциональные возможности для решения волнующих профессиональное сообщество учителей проблем (аттестация, повышение квалификации, семинары и конференции, олимпиады и конкурсы для учащихся и для самих учителей, публикации, грантовые программы, наградная политика).

На основе анализа двухлетнего опыта работы РМО в данном направлении нами были выделены в качестве основных организационная (систематизация имеющегося знания и наработок для оказания оперативной методической помощи, своевременное информирование коллег о предстоящих мероприятиях, перспективное планирование), методическая (дистанционное консультирование, развитие профессиональных мотивов самообразования, самоутверждения, сотрудничества и взаимодействия, рефлексии) и коммуникативная (снятие пространственных и временны́х ограничений при взаимодействии учителей друг с другом, профессиональное общение, обмен педагогическим опытом) функции в повышении эффективности его работы, которые реализует созданная на базе социальной сети профессиональная группа районного методического объединения учителей.

Реализация выделенных функций осуществляется посредством использования ресурсов, предлагаемых группой в социальной сети (разделы и сервисы). Основными разделами данной профессиональной группы являются: новости, форум, стена, интересные страницы, файлы и предстоящие события с возможностью привязки к дате их проведения посредством сервиса «Календарь». В отличие от других социальных сетей (например, «ВКонтакте») примечательно то, что разделы «Новости» и «Стена» четко разделены и имеют свое определенное местоположение.

Раздел «Новости» предназначен для публикации информации о предстоящих событиях в соответствии с календарным графиком работы РМО и других важных мероприятиях, интересных учителям, работающим в нашей предметной области (олимпиады, конкурсы, выставки, слеты, научно-практические семинары, конференции и т. д.). В сообщениях данного раздела, как правило, ставится гиперссылка на положение/информационное письмо/приказ о проведении, выгруженное в соответствующей папке раздела «Файлы». Гиперссылка (англ. hyperlink) – графическое изображение или текст, устанавливающее связь и позволяющее переходить к другим объектам Интернета [Социальная…].

В разделе «Форум» участниками группы осуществляется обсуждение возникающих в процессе работы РМО насущных вопросов, требующих учета мнения каждого члена методического объединения: корректировка положений проводимых РМО конкурсов с учетом анализа полученного опыта, определение темы предстоящего научно-практического семинара, консультирование по вопросам аттестации, обмен опытом и т. д.

Раздел «Стена» предназначен для публикации сообщений о предстоящих заседаниях РМО, готовности приказов по итогам проведения тех или иных мероприятий и другой информации, не относящейся тематически к разделам «Новости» и «Форум».

Подборка материалов об интересных для участников РМО сайтах в сети Интернет представлена в разделе «Интересные страницы». Здесь даются краткое описание каждого ресурса и его электронный адрес. Основными страницами данного раздела являются следующие сайты:

– органов государственной власти, курирующих вопросы образования Волгоградской области и г. Волгограда;

– центра аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Волгоградской области;

– научно-методических журналов по направлению как нашей предметной области, на базе которой создано РМО, так и журналов, рассматривающих вопросы общей педагогики и психологии;

– средств массовой информации, освещающих вопросы образования;

– информационного портала Всероссийской олимпиады школьников;

– конкурсов профессионального мастерства для учителей, проводимых при поддержке Минобрнауки РФ и органов исполнительной власти Волгоградской области;

– информационных порталов по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог».

Раздел «Файлы» предназначен для размещения в нем всех необходимых документов, аудио- и видеозаписей, фотоотчетов с прошедших мероприятий. Структурирование файлов осуществляется посредством создания корневой папки за текущий учебный год (к примеру, 2015–2016-й), в которой расположено необходимое количество папок второго уровня (аттестация, конкурсы, гранты и т. д.), название которых позволяет идентифицировать их содержание.

Привязка значимых для членов РМО ближайших мероприятий в разделе «Предстоящие события» возможна посредством сервиса «Календарь». Администратор группы создает новое событие, указанное в разделе «Новости» (как правило), и привязывает его к определенной дате. После данной операции все члены группы могут видеть сообщение о ближайшем мероприятии и дате его прове-дения.

Одной из наиболее важных задач для успешности работы профессиональной группы РМО является ее администрирование. В силу достаточной простоты администрирования профессиональной группы в рассматриваемой социальной сети dnevnik.ru осуществлять его может как сам руководитель-методист РМО без специальных навыков работы в сфере администрирования интернет-сайтов, так и привлеченный администратор из творческой инициативной группы учителей – членов РМО. В нашем случае общее руководство деятельностью профессиональной группы районного методического объединения учителей в социальной сети осуществляет руководитель-методист РМО, а администрирование – автор статьи.

Таким образом, профессиональная группа РМО в социальной сети представляет собой объединение учителей одной предметной области на уровне муниципального образования, созданное с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности. Данная группа выполняет следующие основные функции в повышении эффективности работы РМО: организационная (систематизация имеющегося знания и наработок для оказания оперативной методической помощи, своевременное информирование коллег о предстоящих мероприятиях, перспективное планирование), методическая (дистанционное консультирование, развитие профессиональных мотивов самообразования, самоутверждения, сотрудничества и взаимодействия, рефлексии) и коммуникативная (снятие пространственных и временны́х ограничений при взаимодействии учителей друг с другом, профессиональное общение, обмен педагогическим опытом).

Литература

Антипин А. Ф. О разработке сайта городского методического объединения учителей информатики // НоваИнфо. – 2015. – Т. 1, № 39. – С. 14–17.

Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. – Бишкек : Изд-во КРСУ, 2002. – 164 с.

Социальная сеть // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть (дата обращения: 02.07.2016).

Тимкин С. Л. Итоги и задачи деятельности виртуальных методических объединений учителей Омской области // Омский научный вестник. – 2008. – № 5 (72). – С. 5–8.

Федорова Г. А. Виртуальное методическое объединение учителей информатики в интегрированной информационно-образовательной среде «школа – педвуз» // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 55 – 60.