Цеван Н. Б. Урок мужества, посвящённый 70-летию битвы за Москву


Журнал: Информ-образование. 2017 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2017
Урок предназначен для учащихся 5-11 классов, может быть проведен и на уроках истории и как внеклассное мероприятие
Сценарий урока мужества, посвященный 70-летию битвы за Москву
Цели и задачи урока
Урок призван наглядно и образно
— воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве;
— показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
— раскрыть антигуманную сущность войны;
— воспитать у учащихся уважение к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях;
— способствовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию учащихся
Перед проведением урока рекомендуется выполнить домашнее задание – заполнить анкеты, ответы которых будут обсуждаться в заключительной части урока
Слайд 1
Ученик 1
История Великой Отечественной войны – это немеркнущая Слава в героической летописи нашей Родины, волнующая эпопея невиданного массового героизма на фронте и в тылу.
На востоке чуть розовеет узкая полоса зари. Люди спокойно спят после трудовой недели, наступающий день – воскресенье. Тихо повсюду в этот предрассветный летний час. Но не спят пограничники. Вдруг видят они, на Западе на чуть светлеющем небе появляются огни. Красные, зеленые, они приближаются к границе. Их очень много.
Над границей пролетели самолеты. На мирную землю обрушились вражеские бомбы, ударили артиллерия, пулеметы. Языки пламени, взметнулись, казалось до самого неба. С советской стороны в ответ загрохотала артиллерия, застрочили пулеметы. Наши пограничные войска вступили в смертельный бой.
Слайд 2(тихо звучит симфония А.Пахмутовой «Июнь 41»)
Так началось утро 22 июня 1941 года. Фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну.
В один и тот же час на огромном пространстве нашей западной границы от Баренцева до Черного моря вражеские войска вторглись на территорию Советского Союза.
Началась Великая Отечественная война.
Поэт Степан Щипачев в стихотворении «22 июня 1941 года» так рисует начало войны.
Ученик 2
Казалось было холодно цветам,
И от росы они поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось

Шли самолеты за звеном звено,
С животным ревом танки шли и стало
Над белорусскою землей темно,
Над Украиной будто не светало.
Ученик 1
В первые дни войны поэт Лебедев–Кумач создал песню «Священная война». Она стала народным гимном в период войны.
Слайд 3 (звучит песня «Священная война» Александрова и Лебедева-Кумача)
С первых месяцев войны нашей армии пришлось вести тяжелые оборонительные бои, отступать вглубь страны под натиском превосходящих сил врага.
Враг стремился к Москве, немцы подошли к Смоленску, сражение под которым длилось 2 месяца. Но они были задержаны. За подвиг жителей этому городу было присвоено высокое звание «Город-герой».
Наступление на Москву гитлеровцы готовили как завершающую операцию всей русской компании. Они дали ей кодовое название «Тайфун». Группа армий «Центр» сосредоточили основные силы на Московском направлении.
Московская битва имеет два этапа.
Оборонительный этап — с 30 сентября по 4 декабря 1941 года. Фашисты усилили налеты своей авиации на Москву. Но зенитчики и истребители не пропускали к Москве немецкие самолеты. На весь мир прозвучало тогда имя летчика Виктора Талалихина (слайд 4). Он совершил первый в мире ночной таран. Ему было присвоено звание героя Советского Союза.
Упорно сражались на подступах к Москве кадровые дивизии и ополченцы, например, (слайд 5) 316 дивизия генерала Панфилова под Волоколамском. У разъезда Дубосеково 28 панфиловцев вступили в бой против 50 немецких танков и не пропустили их к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» — сказал политрук Василий Клочков(5/1).
Герои погибли, им было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Наша команда «Юные патриоты», собирая материал по Московской битве, побывала (слайд 6) в зале «Славы» Елизовского Центра по работе с ветеранами и встретилась с его руководителем Кузнецовой Аллой Ивановной, заслуженным работником культуры России. Вот это встреча!
Это уникальный человек удивительной судьбы! Затаив дыхание, мы слушали ее рассказ. Ей было 11 лет, когда немцы начали наступление на Москву.
Из воспоминаний Аллы Ивановны: «…Как только возникла угроза вторжения немцев в Москву, школы закрыли, все стратегические объекты заминировали. Немцы часто совершали налеты на город и сбрасывали зажигательные бомбы, которые застревали в крышах домов. На чердаках в основном дежурили дети старше 14 лет. Они хватали эти бомбы щипцами и бросали их в бочки с водой или песком. Но и мы, маленькие, хотели забраться на крышу и помочь. Занятие это было очень опасным, но дети об этом не думали. По сути, дети спасли Москву от пожаров».
Час за беседой пролетел так быстро, а хотелось еще слушать и слушать. К сожалению, ограниченное время нашего выступления не позволяет рассказать всего того, что мы услышали от Аллы Ивановны. Но слова, сказанные ею в конце встречи, врезались глубоко в нашу память.
«Человеческое достоинство измеряется силой патриотизма»
(слайд 7) Смело действовали и подольские курсанты, сегодня мы расскажем об их бессмертном подвиге в решающие дни битвы за Москву
(слайд 8)Просмотр видеоролика (фрагмент из документального фильма «Последний резерв Ставки» с песней о подольских курсантах
Ученик 3 (слайд 9)

В летописи Великой Отечественной войны достойное место занимает бессмертный подвиг Подольских курсантов в битве за Москву в октябре 1941 года.
(слайд 10) В первых числах октября на Малоярославцевском направлении нависла угроза выхода немецких войск непосредственно к Москве. К этому времени значительная часть войск Западного, Брянского и резервного фронтов оказались в окружении, поэтому сплошной линии обороны не было. А резервов способных быстро закрыть брешь командование не имело.
Воспользовавшись этим, немецкое командование бросило по Варшавскому шоссе 57-й моторизованный корпус.
5 октября командующий Резервным фронтом сообщил в Ставку:
«Положение на левом фланге Резервного фронта создалось чрезвычайно серьёзное. Образовавшийся прорыв вдоль Московского шоссе закрыть нечем… Фронт своими силами задержать наступление противника… не сможет». В тот же день советский самолет-разведчик обнаружил многокилометровую колонну немецких танков, беспрепятственно двигающуюся на город Юхнов, стоящий всего почти в 200 километрах от столицы.
Для закрытия этой опаснейшей бреши в Ильинском секторе Малоярославцевского боевого участка 5 октября были подняты по тревоге Подольские военные – пехотное и артиллерийское училища и брошены навстречу гитлеровцам, чтобы любой ценой задержать их продвижение до подхода резервов Верховного Командования.
Что представляли Подольские военные училища к началу ведения боевых операций по защите Москвы в октябре 1941 года?(слайд 11)
Подольское пехотное училище было сформировано в январе 1940 года, в котором обучалось свыше 2000 курсантов.
Подольское артиллерийское училище образовано в 1939 году. К августу 1941 года в училище обучалось около 1500 курсантов по ускоренной шестимесячной подготовке.
С началом войны вновь были набраны курсанты нового призыва 15 – 16 летних ребят (11/1), который должен был стать «золотым фондом» советской армии (11/2). Но судьба распорядилась иначе.
Проучившись три месяца, они первыми по приказу Ставки встали на защиту города Москвы.
Другого выхода не было. Над Москвой нависла тень фашистской свастики. От Юхнова до Москвы оставалось 198 километров, а войск для защиты столицы на этом пути не было.(11/3) С учебными винтовками, в летнем обмундировании, с коктейлем «Молотова» (зажигательной смесью в бутылках) они должны были противостоять немецким танкам. Невероятно, но они выстояли. До подхода наших войск им предстояло продержаться 5 – 7 дней. Но ребята восемнадцать дней сдерживали натиск врага и не пропустили к стенам столицы. Вспомним хронологию тех событий.
Ученик 4 (слайд 12)
Пять дней героически сражался передовой отряд Подольских военных училищ, отходя с одного рубежа на другой. Потери курсантов были большие, но врагу был нанесен огромный урон в живой силе и технике. За эти пять дней курсанты уничтожили 20 танков, 10 бронемашин, около 1000 солдат и офицеров противника.
10 октября 30 оставшихся курсантов передового отряда вышли к Ильинскому сектору Малоярославцевского боевого участка (12/1) и соединились с основными силами Подольских военных училищ. 11 октября в полдень начались бои на всем боевом участке. От бомбовых ударов артиллерийского и минометного огня казалось, что вся земля вокруг встала дыбом и ничто живое на ней не уцелеет. После 40-й минуты подготовки и обработки переднего края курсантов 10-й роты – противник бросил в бой пять танков и до роты пехоты. Но танки и пехота были уничтожены.
12 октября противник попытался вклиниться в нашу оборону, однако ему удалось продвинуться лишь на 300 метров. К исходу дня весь участок обороны 10-й роты был буквально изрыт воронками.
В восьмом часу 13 октября фашисты открыли ураганный огонь из орудий и минометов. Налетели вражеские бомбардировщики. Гитлеровцы ввели в бой технику и пехоту. Бой был жестокий и неравный. Врагу удалось завладеть деревней Большая Шубинка (12/2)
Поздно ночью, охватив деревню с двух сторон, курсанты внезапно для противника атаковали деревню Большая Шубинка.
14 октября, рано утром, гитлеровцы вновь начали усиленную артподготовку. Затем бросили авиацию. К исходу дня противник сумел овладеть первой и второй траншеями, но прорвать полностью район обороны так и не смог.
Чудеса героизма проявил взвод курсантов лейтенанта Тимофеева. Занимая оборону у деревни Малая Шубинка, взвод сражался в полном окружении в течение всего 14 октября, отбивая многочисленные атаки противника.
В ночь на 15 октября кольцо окружения было разорвано и оставшиеся в живых пять человек вышли в расположение батальона.
Тем временем поредевшие силы батальона продолжали сдерживать натиск, вклинившегося в нашу оборону противника, уничтожить которого своими силами, к сожалению, не смогли. На помощь пришел резерв под командованием капитана Черныша и политрука Курочкина.
15 октября остатки батальона во взаимодействии с отрядом капитана Черныша провели семь атак на позиции противника, каждая атака заканчивалась рукопашным боем. Во время одной из атак погибли капитан Черныш и политрук Курочкин.
Курсанты-артиллеристы проявили чудеса героизма и самопожертвования. Не оставляя огневых позиций, они отражали непрекращающиеся атаки гитлеровцев (слайд 13) Особенно отличились курсанты 4-й батареи лейтенанта Алёшкина Афанасия Ивановича. Его батарея располагалась в деревне Сергеевка на Варшавском шоссе и хорошо была замаскирована, а дот с орудием был замаскирован под деревянный сарай. Немцы долго не могли распознать орудие Алёшкина и несли большие потери, а когда обнаружили, окружили дот и забросали его гранатами. А.И.Алёшкин погиб смертью храбрых вместе с шестью курсантами.
Ученик 5
О накале боев тех дней дают представление дневниковые записи (слайд 14) одного из участников событий: «15 октября. За день – 14 налетов фашистских бомбардировщиков. В каждом налете участвуют от 23 до 27 самолетов. В перерывах непрерывный обстрел из минометов и орудий… Бомбы и снаряды рвались так густо, что вокруг нас вся земля превратилась в глубоко вспаханное поле».
В этот же день на головы курсантов с немецкого самолета вместо бомб посыпались листовки(слайд 15) Германское командование призывало в них: «Доблестные красные юнкера! Вы мужественно сражались, но теперь ваше сопротивление потеряло смысл. Варшавское шоссе наше почти до самой Москвы. Через день – два мы войдем в нее. Вы – настоящие солдаты. Мы уважаем ваш героизм. Переходите на нашу сторону». Никто из курсантов не струсил, не сдался в плен.
В другой раз немцы пошли на хитрость. 15 октября послышался рокот танковых моторов (слайд 16) Но теперь он приближался не с запада, а с востока со стороны Малоярославца.
Неужели свои?
Вот показался головной танк, за ним второй. Третий… Целая колонна. На переднем развевалось красное знамя. Ребята стали вылезать из дотов и окопов. «Наши! Наши идут на выручку!» И вдруг крик через всю поляну.
— Да это же фашисты!
Только теперь все увидели кресты на бортах машин. Расчеты мигом заняли места, и почти одновременно несколько пушек встретили танки смертоносным огнем (слайд 17 – просмотр видеоролика)
20 октября состоялся последний бой. Накануне немцы взяли город Малоярославец, находившийся у курсантов в тылу. Дальнейшая оборона Ильинского рубежа стала бессмысленной. Командование отдало приказ отступать. К тому времени Ставка подтянула к Москве резервы – 5 свежих стрелковых дивизий. Положение было спасено (слайд 18 – просмотр видеоролика)
Но, какой, дорогой ценой досталась эта победа! Две с половиной тысячи мальчишек так и остались на поле боя.
Их имена (слайд 19) увековечены в памятниках, в названиях улиц городов Подольска, Малоярославца, Бухары, Калуги, Саранска, Йошкар-Олы и, конечно, Москвы.
Пять средних школ (слайд 20) носят имя Подольских курсантов: № 18 г. Подольска, № 11 г.Обнинска, № 4 г.Климовска, пос.Щапово Подольского района, села Ильинское Малоярославцевского района. Об их подвиге написаны книги, песни, стихотворения, изготовлен памятный Знак «Ветеран Подольских военных училищ». Ряд курсантов к 220-летию Подольска получил звание Почетного гражданина города. По решению Главы г. Подольска А.В.Никулина создается фонд документальных материалов по истории Подольских военных училищ для настоящих и будущих поколений.
Историческое значение героического подвига Подольских курсантов в битве за Москву в октябре 1941 года на Малоярославцевском боевом участке Можайской линии обороны состоит в том, что своим мужеством, отвагой, массовым героизмом и самопожертвованием они вместе с частями 43-й армии сорвали гитлеровский план молниеносного захвата Москвы.
Подольские курсанты дали возможность нашим войскам создать прочную оборону на реке Наре и вновь возродить Западный фронт.
Маршал Г.К.Жуков писал о подвиге Подольских курсантов: «Своим героическим самопожертвованием они сорвали план быстрого захвата Малоярославца и помогли нашим войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве»
Ученик 3
К сожалению, имена многих курсантов до сих пор не известны. И сейчас хочется полным голосом, на всю великую нашу страну, на весь мир крикнуть: «Люди, склоните головы перед героическим подвигом и героической смертью мужественных сынов нашего народа!»
Наша заведующая библиотекой Цеван Наталья Борисовна посвятила подвигу Подольских курсантов свое стихотворение: (слайд 21)
Безусые, совсем еще мальчишки,
Курсанты из города Подольска,
Живой преградой встали перед танками,

И восемнадцать дней стояли стойко.
Их Ставка бросила навстречу немцам,
Чтобы закрыть опаснейшую брешь,
Через которую к Москве рвались фашисты,

Надеясь с легкостью преодолеть рубеж.
Отчаянно курсанты там сражались,
Ведь за спиной у них была Москва,
На поле боя ребята оставались,
Живые продолжали бить врага.

Они жгли танки, убивали немцев,
Насмерть стояли на Ильинском рубеже,
Две с половиной тысячи мальчишек
Погибли в сорок первом в октябре.
Своей отвагой, мужеством и героизмом
Сорвали хитроумный план врага,
Собой закрыли путь к столице,
И этот подвиг не забудем никогда!

Шубинку, Ильинское и Юхнов
Найдем по обелискам без труда,
На памятниках и монументах

Записаны курсантов имена.
Слайд 22
Ученик 6
С 5 декабря началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100 – 250 км от Москвы.
Ученик 7
В начале Московской зимы
Счастливое катится эхо
Не враг наступает, а мы,
Все шире пространство успеха.
Битва под Москвой продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном территории Франции. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 миллионов человек.
Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашей столицы был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.
Победа под Москвой – это победа всего народа. Но в первую очередь – это победа солдата, воина – труженика, Это победа талантливых полководцев. Это победа и тех, кто самоотверженно трудился в тылу, стоя у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал и лечил фронтовиков.
(слайд 23)
«Прежде всего, мы должны поклониться до земли нашему человеку. Где бы ни находился этот человек: на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии – повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом» — это слова маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, командующего Западным фронтом в дни Московской битвы.
Ученик 6 (слайд 24)
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья.

Всем миром, всем народом, всей землёй,
Поклонимся за тот великий бой!

Ученик 7
Цена победы под Москвой была очень высокой. Многие пали в той битве, многие умерли в госпиталях от ран. Многие имена так и не были установлены, что привело к идее создания могилы неизвестного солдата (слайд 25). Именно здесь теперь находится пост №1, главный солдатский пост в Российской армии.
Прошу почтить память погибших защитников Москвы минутой молчания.
Прошу всех встать (звучит метроном)(25/1)
Прошу садиться.

Заключение
Обсуждение с учащимися об услышанном и увиденном на уроке и ответов анкет, выполненных ребятами накануне.
Подведение итогов урока
Анкета
1. Что такое патриотизм?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________
2. Кто такой патриот?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________
3. Что такое подвиг?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________
4. Какие виды подвигов вы знаете?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________
5. Кого вы считаете героем?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________
6. Можно ли совершить подвиг в наши дни?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________
7. Правда ли, что в любом возрасте можно совершить подвиг?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________
8. Кто из героев является для вас примером?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________
9. Только ли люди могут совершать подвиги?__________________________________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______________________________________