Эсаулова В. В. Урок для 10 класса на тему «Особенности древнерусской культуры»
Журнал: Информ-образование. 2017 Выпуск 1 -
подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2017
Тема: «Особенности древнерусской культуры». 2 часа.
Автор: Эсаулова Вера Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «Лицей» г. Новомосковска Тульской области.
Место жительства: г. Новомосковск Тульской обл., ул. Горняцкая, д. 3.
Учебный предмет: история России.
Учебник: А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2010.
Фидеофильм из цикла «Русский музей»: Искусство Древней Руси; компьютерная презентация «Храмы Руси».
Возраст учащихся (класс): 10 класс.
Цели и задачи:
В ходе занятия учащиеся смогут:
- познакомиться с произведениями культуры Древней Руси; расширить представления о круге исторических источников, рассмотреть некоторые из них;
- анализировать произведения культуры как исторический источник; формулировать понятия; принимать участие в определении круга тем (проблем), отраженных в произведениях культуры; аргументировать свою точку зрения в отношении особенностей культуры Древней Руси, в частности, — огромного влияния христианства;
- обсуждать характерные черты древнерусской культуры; сформировать уважительное отношение к чувствам людей далекой эпохи, отраженным в произведениях культуры.
В результате занятия учащиеся смогут:
- отличать и характеризовать жанры древнерусской литературы, изобразительного искусства; назвать основные темы, идеи произведений, выделять главные из них;
- приобрести умения и навыки работы с историческими источниками по культуре Древней Руси; определять особенности древнерусской культуры;
— сформировать представление об уровне развития культуры Древней Руси, её жанровом многообразии.
Краткое описание идеи занятия.
Главной идеей занятия является приобщение учащихся к произведениям культуры. Посредством анализа произведений, в процессе работы с историческими источниками способствовать развитию творческих способностей учащихся, критического, аналитического мышления, необходимых для формирования таких черт личности, как высокая гражданственность, чувство патриотизма, гордости прошлым нашей Родины, сопричастности настоящему и ответственности за ее будущее.
Словарь занятия:
Агиографическая литература – описания жизни русских святых,житийная литература.
Апсида – пристройка к зданию в виде полукружья. Аркатурный пояс– ряд небольших арок, украшающих, как правило, фасад здания. Аскетизм – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества. Цель – сосредоточенность духа. Былины – эпические сказания древней Руси. Граффити – надписи на стенах церквей (греч.). Закомары – полукруглые, кокошникообразные завершения стен здания (храма). Зернь – техника, применяемая в ювелирном искусстве и представляющая собой тысячи мельчайших шариков (зернышек), припаянных друг к другу или какой-либо основе. Икона – изображение, святой образ (греч.). Имперсональность – отсутствие авторства. Канон – норма, правило (греч.). Киноварь – красная краска, изготавливавшаяся из красных зерен минерала класса сульфидов, входящих в руду ртути. Колт – украшение, прикрепляемое к женскому головному убору.
Мировоззрение — система взглядов человека на мир и свое место в нем. Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней, керамических плиток, смальты (разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов), крепящихся на слое цемента или мастики. Нефы – продольные части, на которые делился прямоугольный интерьер храма. Пиктографическое письмо – рисунчатое, иероглифическое письмо. Сион – (греч. – храм) 1) название ряда грузинских средневековых церквей; 2) вид православной церковной утвари для хранения просфор (освященного хлеба); повторяли в миниатюре архитектурные формы христианского храма. Скань – узор из тончайшей золотой и (или) серебряной проволоки, причудливо переплетенной и образующей, подобно сотам, маленькие ячейки, нередко заполнявшиеся эмалью (непрозрачной стекловидной массой).
Фреска – роспись водяными красками по свеженаложенной (сырой) штукатурке.
План занятия.
1. Развитие письменности и просвещения. Исторические источники.
- Общественно-политическая мысль и древнерусская литература. Жанры: а) летописание; б) политический трактат; в) хожения (хождения); г) жития (агиографическая литература); д) слово или поучение; е) поэзия.
- Изобразительное искусство Древней Руси: а) иконопись; б) фреска; в) мозаика; г) книжная миниатюра; д) круглая скульптура; е) прикладное искусство.
- Зодчество. Крестово-купольный храм.
- Пение и музыка.
- Культура низов. Быт.
- Особенности древнерусской культуры.
Описание занятия.
Этапы
|
Формы и методы
|
Ожидаемые результаты
|
Формы контроля и оценивания
|
1. Мотивация.
|
Ассоциация.
|
Определение понятий культура и исторический источник.
|
Промежуточное оценивание, словесная оценка.
|
2. Изучение темы, рассмотрение основных черт и особенностей культуры Древней Руси.
|
Исследование документов, анализ, работа с текстом учебников, работа в парах. Анализ видеофильма.
|
Формулирование понятий, раскрытие их содержания, умение сравнивать, соотносить, выделять сущностные черты.
|
Словесная, сравнительная оценка формулиро-вок понятий, аналитических выводов.
|
3. Обсуждение.
|
Беседа.
|
Выявление особенностей древнерусской культуры, уровня ее развития.
|
Самооценка.
|
4. Подведение итогов.
|
Обобщение.
Работа в группах по составлению зада-ний викторины .
|
Задания викто-рины. Выбор эпигра-фа. Выбор оптималь-ной презентации.
|
Мини-викторина.
Самооценка. Оценка презентаций (схем, иллюстраций).
|
Ход урока.
-
Мотивация.1.В начале урока в качестве эпиграфов предлагаются высказывания известных мыслителей по теме с тем, чтобы к концу занятия учащиеся определились с выбором одного из них, аргументировав свой выбор (для этого рядом с названием темы оставить свободное место). 2. Двум учащимся предлагалось опережающее задание: дать схематичную или иллюстративную характеристику древнерусской культуры (с чем она ассоциируется): на ватмане, в форме компьютерной презентации и т.п. Класс задает вопросы по содержанию иллюстраций (схем); учащиеся аргументируют свои ассоциации. В конце занятия класс определяет, чья работа из двух точнее и полнее отражает тему.
Примеры высказываний.
«И дым отечества нам сладок и приятен» (А.С.Грибоедов).
«Нас всех еще в колыбели покрывают татуировкой верований нашего племени» (О.Холмс).
«Человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее» (П.Я.Чаадаев).
«Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране…» (Д.С.Лихачев).
«Дух народный составляет нравственное могущество государств, необходимое для их твердости» (Н.М.Карамзин).
-
Изучение темы. Постановка целей и задач. Работа по плану.
Письменность и просвещение.
- Какое эпохальное событие способствовало распространению письменности, просвещения, искусства в Древней Руси? (Принятие христианства.)
- Докажите, что «Повесть временных лет» является важным историческим источником. (Чтение отрывка учителем. Рассказ учителя о становлении письменности на Руси, о сведениях арабских, немецких, южнославянских источников, о «чертах» и «резах» — пиктографическом письме, имевшем распространение на Руси в дохристианский период. )Далее – составление мини-схемы: протокириллица---> глаголица ---> кириллица.
Работа с текстом учебника Сахарова А. Н. (стр. 128 – 130) и иллюстрациями учебника.
– Перечислите исторические источники, свидетельствующие о развитии письменности и просвещения. Сделайте вывод об уровне их развития. (Источники: древние книги, берестяные грамоты, граффити, писала, надписи на вещах — иконах и фресках, ремесленных изделиях и посуде).
Литература и общественно-политическая мысль.
Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание.
- Что позволяет нам отнести летопись к наиболее важным историческим источникам? (Наряду с погодными записями событий она содержит поэтические легенды и предания.)
- Приведите примеры преданий, упоминаемых в летописях. (О призвании варягов, походах Олега на Царьград, против хазар, о мести княгини Ольги и др.)
- Почему недостаточно одной летописи и сведений, имеющихся в ней, для воссоздания достоверной картины прошлого? (Учащиеся отмечают тенденциозность источника.)
Поражает жанровое многообразие литературных памятников: политический трактат, агиографическая литература (жития), поучение (слово), летопись, поэзия, хожения. Перед вами – трактовка этих понятий (на доске, или в виде рапечаток на столах, или в форме слайдовой презентации). Задание: прочитав материал учебника (стр. 132 – 135), определить жанровую принадлежность литературных произведений, их тематику и идейную направленность.
Могут параллельно выполняться записи в тетрадях или на доске в виде таблицы.
Жанр
|
Автор
|
Название произведения, время создания
|
Тема, идея
|
Летописи
|
Нестор, монах Киево-Печорского монастыря
|
«Повесть временных лет», нач. XII в.
|
Становление общерусской государственности, международные отношения Руси с окружающим миром, внутренняя жизнь Руси.
Воспеваются идеалы смелости, честности, верности, благородства, чувство патриотизма, идея единства Руси.
|
Жития
|
Нестор, а также неизвестный автор
|
«Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», «Сказание о Борисе и Глебе»
|
Идея единства Руси, беспокойство нарастающей политической враждой в русских землях. Идея непротивления злу, кротость.
|
Хожения
|
Игумен Даниил
|
«Хождение игумена Даниила в святые места», нач. XII в.
|
Подробное описание пути к Гробу Господню.
|
Поучение (слово)
|
1.Владимир Мономах
2. Даниил Заточник
|
«Поучение детям», XII век.
«Моление», «Слово», XII – нач. XIII вв.
|
Описание и приятие деяний с позиций добра, справедливости. Гимн общечеловеческим христианским ценностям.
Размышления о смысле жизни, гармоничном человеке, идеальном правителе. Идея гуманизма.
|
Политический трактат
|
Илларион, митрополит Руси
|
«Слово о законе и благодати», 40-е годы XII в.
|
Место Руси в мировой истории, роль великокняжеской власти и ее значение в оценке автора, смысл крещения Руси и роль церкви.
|
Поэзия
|
Автор неизвестен
|
«Слово о полку Игореве», около 1185 г.;
«Слово о погибели земли русской».
|
Призыв к единству Русской земли, гордость мужеством русичей, размышления о месте Руси в мировой истории.
|
Обращает на себя внимание парадоксальность канонизации князей Бориса и Глеба, павших в междоусобной борьбе за власть, а не за веру. Возникает вопрос:
- в чем новая церковь и новообращенный русский народ видели святость и смысл их христианского подвига? (Подвиг непротивления злу насилием, добровольного страдания).
Образ страдающего и кроткого Спасителя, как самая большая святыня принятый Русью, виделся русскому человеку сквозь лики русских страстотерпцев. «Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещенного русского народа»,- Г.Федотов.
- В «Слове о полку Игореве» отсутствует рифма. Что же позволяет нам отнести это произведение к жанру поэзии? (Учащиеся при ответе привлекают знания по литературе).
- Докажите, что «Слово» глубоко символично.
В начале XIII века во Владимиро-Суздальской Руси была написана великолепная поэма, направленная против княжеских усобиц, — «Слово о погибели Русской земли». Автор восхищается современной ему Русской землей: «О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Красотами многими дивишь ты: дубравами частыми, зверьми различными, лесами обильными – всего ты исполнена, земля Русская!» Этими восторженными строками мы продолжаем наше знакомство с искусством Древней Руси.
Изобразительное искусство. Как и для всякого средневекового искусства, для искусства Древней Руси характерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, образов, типов изображения. В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. (Учащиеся формулируют определения понятий.) Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и освещенную часть храма – центральный купол, алтарь. Уникальность русских фресок состоит в том, что им присуща не только религиозная тематика, но и светская. (Учитель иллюстрирует рассказ демонстрацией слайдов; также учащиеся обращаются к репродукциям изображений в учебнике.) В XI веке было создано много произведений станковой живописи – икон. Киево-Печерский патерик (сборник жизнеописаний монахов) сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI – нач. XII вв. монаха Алимпия. Однако неизвестно, какие именно иконы писаны этим мастером.
- Какую особенность вы можете отметить, вглядываясь в эти лики святых? ( Схожесть ликов и манеры их изображения.)
Христианские богословы выработали жесткую систему написания икон – иконографический канон, т.к. считали, что древнейшие иконы либо появились чудесным образом, либо были написаны с натуры, с первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик. Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, не отбрасывающими теней, ибо в царствии Божием нет теней. Особым явлением древнерусской живописи стало искусство книжной миниатюры. (Демонстрируются репродукции из «Изборника» Святослава 1073 г.)
Далее вниманию учащихся предлагается отрывок из видеофильма «Русский музей. Искусство Древней Руси», просмотр которого предваряется вопросами, активизирующими восприятие материала. (Детальный анализ видеосюжета).
- Какие виды древнерусского искусства вы можете назвать?
- Определите тематику и излюбленные образы Киевской Руси, Великого Новгорода.
- Докажите, что древнерусское искусство глубоко символично.
- Как вы думаете, почему круглая скульптура не получила развития в этот период? (Она напоминала языческих идолов, поэтому церковь ее запрещала.) Однако данный недостаток компенсировался становлением традиций каменной резьбы, украшавшей стены храмов.
Архитектура. Христианская идеология, культовый характер искусства определили ведущую роль зодчества в нем. Русский город – это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, данные археологических раскопок позволили отчасти воссоздать его облик: он раскинут несколько шире своего европейского собрата, дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа. Каменные постройки были редкостью. Это были храмы, реже – терема, княжеские хоромы. В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма, который вскоре стала отличать монументальность форм. (Учитель знакомит учащихся с архитектурными элементами: нефами, пилястрами, закомарами, апсидами, барабаном, куполом, аркатурным поясом.)
Работа с учебником. (С. 136 – 137, А.Н.Сахаров.) Учитель также может использовать подборку иллюстраций или слайдовую презентацию с изображением архитектурных сооружений. Учащимся предлагается выполнить задания и ответить на вопросы:
- Назовите выдающиеся памятники древнерусской архитектуры.
- Сравните Софийские соборы в Киеве и Новгороде, охарактеризуйте их.
- Какой архитектурный стиль античности и средневековья напоминают вам эти храмы?
- Какие новые черты появляются в архитектуре Владимиро-Суздальской земли?
- Чем объясняется такое различие в храмовом зодчестве Пскова, Великого Новгорода и Северо-Восточной Руси? Что общего во всех этих постройках?
Пение и музыка. (Готовится заранее по книге Балакиной Т.И. кем-либо из учащихся).
С принятием христианства особое место отводилось церковной музыке. «В музыке и пении человек может излить восторг и полет души. Мелодия дает простор тому, что не умещается в границах слов. Вот почему религиозная жизнь во все века искала музыкального выражения», — Блаженный Августин.
Древнерусские распевы величественны и монументальны. «Древнее унисонное или октавное пение… удивительно как пробуждает касание Вечности…», — писал отец Павел Флоренский. Слово не только не терялось, но как бы подчеркивалось музыкальным рядом. (Здесь может быть прослушана запись церковной музыки с голосовым сопровождением).
Параллельно с церковной развивались различные виды светской музыки – народной и княжеской. Причем в Киевской Руси изначально существовали два понятия – пение и мусикия. Под последней понималась инструментальная музыка, которая, в свою очередь, подразделялась на гудение (игру на струнных инструментах) и сопение (на духовых).
— Какие исторические источники свидетельствуют о развитии пения и музыки на Руси?
(Работа с иллюстрациями учебника)
Культура низов и быт. (Работа с учебником Сахарова А.Н., с. 142 – 143.) Задание: устно составить тезисный план ответа. По окончании работы заслушать тезисы двух – трех учеников, предложить учащимся выбрать лучший вариант плана с обоснованием выбора.
- В чем различия «высокой» культуры и культуры «низов»? Что общего между ними?
— Почему быт Древней Руси был строго выстроен?
3. Обсуждение. Особенности древнерусской культуры.
- Что являлось определяющим в развитии культуры Древней Руси? Какие особенности древнерусской культуры можно выделить?
1. Христианское мировоззрение. 2. Сильное влияние религии на все сферы культуры.
3. Переплетение христианских и языческих элементов. 4. Символизм. 5.Имперсональность — отсутствие авторства. (Вопрос: почему древнерусские мастера не подписывали свои произведения? Учащиеся отмечают доминирующую роль идеи произведения, его духовного содержания, отсутствие коммерческого интереса у автора.) 6. Следование канону. 7. Традиционализм и локальность, вполне соответствовавшие господствовавшим консервативным формам хозяйствования основной массы населения и разобщенности людей и земель в условиях натурального хозяйства.
4.Поведение итогов. Обобщение.
Учащиеся выбирают один из двух вариантов ассоциативных иллюстраций и эпиграфов, предложенных в начале урока, и обосновывают выбор.
Закрепление материала. (Интерактивная часть занятия). Класс делится на группы (2 – 3). Каждая группа готовит вопросы или задания викторины: 1) по архитектуре и музыке; 2) по литературе и быту; 3) по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Количество вопросов и заданий нормируется (4 – 5). На работу отводится 5 минут. После проведения викторины каждая команда определяет лучшую из числа конкурентов, исходя из качества подготовленных заданий мини-викторины. Выставление оценок по итогам работы.
5.Домашнее задание. 1). Параграфы 17 – 18, учебник Сахарова А.Н. 2) Написать эссе по выбранному в качестве эпиграфа высказыванию.
Материалы:
-
А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2006. – С. 126 – 143.
-
Рыбаков Б.А, Преображенский А.А. История Отечества. – М.: Просвещение, 2000.
- Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч.1. Культура русского средневековья. – М.: Новая школа, 1994. – С. 5 – 24.
- Государственный Русский музей, Ленинград. Альбом. – Л.: Аврора, 1991.
- Реликвии государственного исторического музея. Набор из 32 открыток. – М.: Пресса, 1997 г.
- Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2003.
- История русского искусства: в 3 т.: Т.1. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
- Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». – М.: Молодая гвардия, 1990. – Т. 16, с.5, 9 – 11, 18 – 29, 32 – 34.
-
Видеофильм из цикла «Русский музей»: «Искусство Древней Руси».
- А.Н.Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: ООО Издательский дом «Новый учебник», 2003.
- Компьютерная презентация по теме.
Примечание: открытки и репродукции помещаются заранее на рабочем стенде. Подчеркнутым шрифтом обозначены материалы, на которых непосредственно строится урок. Подборка остальных материалов может осуществляться и из других источников.