Григорьева А.В., педагог-психолог первой квалификационной категории,
Лысенкова М.Г., инструктор по физической культуре.
Актуальность.
Согласно опубликованному в 2010 году статистическому сборнику "Дети в России", в нашей стране насчитывается более 26 миллионов несовершеннолетних граждан. Ежегодно детское население России снижается на 1 миллион человек, а число детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в сиротских учреждениях, возрастает на 4‑6 тысяч человек в год. Общая численность детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет около 714 тысяч человек, из них более 136 тысяч воспитываются в интернатных учреждениях.
По данным Минздравсоцразвития на конец 2010 года, почти 18,5 миллионов детей (или 71% от общего числа детей) посещают учреждения дошкольного и общего образования, проводя в них большую часть своего активного времени.
В 2010 году, по официальным данным, первую группу здоровья имели 20,7% школьников, вторую группу здоровья – 59,2%, а 18,3% – третью группу здоровья, т.е. хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имели 1,8% детей. Отмечается рост числа детей, оканчивающих школу с понижением остроты слуха на 44%, с понижением остроты зрения в 2,7 раза, с нарушением осанки на 45%, со сколиозом в 5,7 раза.
Согласно докладу Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, сохраняется неблагоприятная динамика роста числа преступлений сексуального характера, совершаемых против несовершеннолетних и малолетних детей. В 2010 году только по официальным данным совершено более 9,5 тысяч преступлений против половой неприкосновенности детей.
Права детей в России защищает Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Цель проекта: Сохранение и поддержание психического и физического здоровья детей.
Задачи проекта:
· Способствовать активизации взаимодействия участников образовательного процесса;
· Способствовать повышению правовой грамотности участников образовательного процесса;
· Способствовать повышению психологической компетентности участников образовательного процесса;
· Способствовать созданию и поддержанию атмосферы психологического комфорта для детей.
Тип проекта: краткосрочный (неделя).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, родители.
Техническое и материальное обеспечение проекта: мультимедийный проектор, компьютер, фото- и видеокамера, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры на всех детей – участников проекта, наборы цветных мелков.
Календарь мероприятий проекта
№ п/п, день недели |
Название мероприятия |
Содержание мероприятия |
Участники мероприятия |
1 Пн |
Беседа воспитателя с детьми на тему: «Почему надо защищать детей и от кого/ от чего?» |
Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа», таким образом воспитатель мотивирует детей поразмышлять о том, для чего нужно защищать детей, от кого или от чего их нужно защищать. В ходе беседы воспитатель выслушивает ответы желающих. В конце беседы задается вопрос: «А тебя от кого или от чего нужно защищать?». Педагог-психолог фиксирует ответы в бланке протокола наблюдения. |
Воспитатели, педагог-психолог, дети старшего дошкольного возраста |
2 Пн |
Рисование на тему: «Мои страхи». |
Педагог-психолог предлагает всем желающим детям нарисовать что-то, от чего их нужно защищать, т.е. свои страхи. Детям предоставляется право выбора способов рисования - карандашом, мелками, красками, фломастерами (это важно!). По окончанию рисования дети собираются в круг. Желающие могут показать и рассказать о своих страхах, могут этого не делать. Взрослый безоценочно выслушивает ВСЕХ желающих детей. После этого предлагает способы избавления от своих страхов (разорвать рисунок на мелкие кусочки, сильно измять и выкинуть в унитаз, зачеркать до дырок, посмеяться над своим страхом и т.д.) – происходит ритуал избавления от страхов. Воспитатель фиксирует высказывания детей, тематику рисунков в бланке протокола наблюдений. |
Педагог-психолог, дети и воспитатели старших и подготовительных групп. |
3 Вт |
Презентация для детей «День защиты детей» |
Воспитатель с использованием компьютерной презентации рассказывает детям об истории праздника, о смысле праздника. |
Педагог – психолог, инструктор по ФК |
4 Ср |
Беседа воспитателя с детьми на тему: «Как можно отпраздновать этот праздник?» |
Воспитатель беседует с детьми о том, как можно отпраздновать этот праздник, педагог-психолог отмечает наиболее оригинальные ответы. |
Воспитатели, дети, педагог – психолог. |
5 Ср |
Рисование на тему: «Как я хочу отпраздновать День защиты детей?» |
Детям предлагают выразить в рисунках свои пожелания того, каким они представляют себе праздник. После все вместе рассматривают рисунки и отмечают наиболее интересные, оригинальные. |
Воспитатели, дети. |
6 Ср |
Выставка рисунков на группах. |
Рисунки детей на тему: «Как я хочу отпраздновать День защиты детей» экспонируются в раздевалках групп-участников проекта. |
Дети, воспитатели. |
7 Ср |
Разработка сценария праздника, анализ продуктов деятельности детей. |
Анализ высказываний детей, детских рисунков, подбор игр, песен, стихов к празднику, изготовление атрибутов, написание сценария летнего праздника. Анализ детских рисунков по теме «Мои страхи». Выработка рекомендаций для родителей по работе с детскими страхами. Разработка положения о конкурсе рисунков. Изготовление объявления о конкурсе, размещение в группах-участниках проекта. |
Воспитатели, инструктор по ФК, педагог-психолог, муз.рук-ль. |
8 Чт |
Семинар-консультация для родителей «Детские страхи» |
Семинар для родителей «Как преодолеть возрастные страхи в дошкольном возрасте». Изготовление и вручение памяток родителям «Как преодолеть детские страхи». Индивидуальные консультации по запросу родителей. |
Педагог – психолог. |
9 Чт |
Презентация для родителей «День защиты детей» |
Рассказать родителям об истории возникновения и о значении праздника. Пригласить поучаствовать в конкурсе рисунков на асфальте. |
Воспитатели |
10 Пт |
Конкурс семейных рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце». |
Изготовление объявления о конкурсе. Обеспечение цветными мелками. Организация деятельности участников конкурса на площадках детского сада. |
Воспитатели, родители, дети. |
11 Пт |
Летний праздник «Должны смеяться дети» |
Проведение подвижных игр, эстафет и аттракционов на воздухе. Исполнение разученных к празднику песен, стихов детьми, вручение сладких призов. Фото и видеосъемка мероприятия. |
Музыкальный руководитель, инструктор по ФК, педагог – психолог, воспитатели, дети, родители. |
12 Пт |
Подведение итогов проекта. |
Изготовление и вручение благодарностей активным семьям. Анкетирование родителей, сбор отзывов участников проекта. Размещение на сайте детского сада информации о мероприятиях проекта. |
Педагог – психолог. |
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.- М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.-М.:Айрис-пресс, 2008.
3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М.: Просвещение, 1986.
4. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
5. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права. Учебно-методическое пособие. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
6. Харченко Т.Е. Спортивные праздники в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2013.
Ссылки:
1. http://ria.ru/spravka/20110601/382176881.html#ixzz3QEUfRTA3