Гимаева И. М. Урок биологии в 8 классе на тему "Размножение и развитие птиц"


Журнал: Информ-образование. 2017 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Декабрь 2017
Гимаева Ирина Мунировна
Учитель-дефектолог, олигофренопедагог
Республика Татарстан, г. Чистополь
ГБС(К)ОУ «Чистопольская С(К)ОШ № 10 VIII вида»
Учебник: А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIIIвида. – М.: «Просвещение», 2008.
Тема: «Размножение и развитие птиц».
8 класс
Продолжительность 45 мин.
Ноутбук, мультимедийный экран.

Тема урока: Размножение и развитие птиц.
Цель урока: сформировать представление о размножение и развитие птиц.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные:
обобщить знания, полученные на прошлых уроках;
расширить кругозор и познавательный интерес учащихся.
Коррекционно-развивающие:
развивать устную монологическую речь учащихся при ответах на вопросы учителя;
составлять связные высказывания о размножении птиц;
развивать аналитическое мышление при сравнении птиц с пресмыкающимися;
развивать произвольное внимание при выполнении заданий с использованием карточек и электронного пособия.
Коррекционно-воспитывающие:
прививать любовь к природе;
воспитывать бережное отношению к птицам;
развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.
Оборудование: мультимедийное оборудование; ноутбук; видеофрагменты: «Образование яиц», «Развитие зародыша в яйце», «Кукушонок», «Кормление кукушонка», «Страус»; презентация; на каждую пару: сырые яйца, чашка Петри, препаровальные иглы, лупы, пинцеты, карточки для индивидуальной работы.
Тип урока– комбинированный
Вид урока:урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи, практикум.
Методы обучения и методические приемы:проблемно – поисковый, рассказ, беседа, работа с карточками и компьютером. Формы работы: в парах, индивидуальная. Список литературы и Интернет – ресурсов: · Биология. Животные. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида/А.И. Никишов, А.В. Теремов. — 6-е изд., исправленное. – М.: Просвещение, 2008.- 232с.
· Пименов А.В, Пименова Е.А. Биология: дидактические материалы к разделу «Животные»,7-8 кл.- 2-е изд.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2006.-160с.
· http://dikiymir.ru/catalog-statei/zoo/114-kukushra.html#ixzz2mQyLsvcK
· http://v.900igr.net/zip/a960a3f4bea06dd04fac0920b07de8da.zip
· http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/178348

Структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Орг. момент
Слово учителя.
Слушают учителя.
2. Постановка целей и задач урока.
Реализует методический прием» «Знаем — Хотим узнать — Узнали».
Учащиеся совместно с учителем определяют задачи урока
3. Проверка ранее изученного материала.
Знакомит с заданиями. 1. Установите верное соответствие. 2.Индивидуальные задания по карточкам. Проверяет правильность выполнения.
Выполняют фронтально.
Выполняют самостоятельно
задание.
4. Изучение нового материала.
1. Рассказывает с применением мультимедийной установки. 2. Показывает видеофрагмент.
Слушают учителя. отвечают на вопросы. Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопросы. Определяют, где у птиц образуются яйца.
Задание 1.

Знакомит с целью лабораторной работы. Контролирует выполнение задания. Проверяет на мультимедийном экране.
Знакомятся с инструкцией. Выполняют задание, работаю по карточкам: делают надписи к рисунку и формулируют вывод.

Задание 2.
Сообщение учащегося о гнёздах птиц.
Беседа о помощи птицам, о поведении в природе.

Показ видеофрагмента о развитии зародыша в яйце. Беседа.
Сообщение учащегося о гнездовых и выводковых птицах.
Даёт задание по карточке. Проверяет усвоение материала.
Сообщение учащегося о заботе птиц о своём потомстве. Показ видеофрагментов о кукушке и страусе.
Слушают ученика. Отвечают на вопросы. Ученик читает стишок о правилах поведения в лесу.
Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы.

Слушают ученика. Отвечают на вопросы.

Работают с перфокартой. Сравнивают между собой выводковых и гнездовых птенцов.

Слушают сообщение учащегося о кукушке с использованием слайда презентации.
5.Закрепление изученного материала
Задание 3.
Работа с мультимедийной установкой. Проверяет работу.
Выполняют тестовое задание по карточкам.
6. Рефлексия. Итог урока.
Подводит итоги урока. Помогает делать вывод. Реализует методический прием» «Знаем — Хотим узнать — Узнали». Контролирует работу учащихся.
Заполняют анкету. Записывают д/задание.

Ход урока

1. Орг. момент — Добрый день, ребята! Сегодня с вами продолжим изучение темы «Птицы». Из предложенного перечня выберите, что вы знаете, что хотели бы знать. (Слайд 2).

Знаю Хочу узнать Узнал




1. Внешнее строение птицы. 2. Внутренне строение птицы. 3. Черты приспособления к полету. 4. Строение и виды перьев. 5. Особенности размножения и развития птиц. — После заполнения таблицы дети вместе с учителем формулируют цель урока и задачи урока: (Слайд 3) · Изучить образование яйца птицы · Изучить строение яйца птицы · Рождение и развитие птенцов. Прежде, чем отправиться в путь за новыми знаниями, проверим, как вы усвоили пройденный материал. 2. Повторение пройденного материала. Цель:проверить учащихся, как усвоили материал по теме: «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц» и убедиться, что готовы изучать новый материал. 1. Установите верное соответствие. (Слайд 4)
(Фронтальный опрос).

2. Индивидуальные задания по карточкам.(Слайд 5)

Проверка правильности выполнения задания. 3.Изучение нового материала. Цель:углубить свои знания по теме «Птицы». Продолжить выявлять особенности в размножении и развитии птиц.
Внимательно слушайте рассказ. а) Образование яйца в организме птицы
— Самки птиц откладывают яйца, которые образуются у них в яичнике. Яйца развиваются не все сразу, как у пресмыкающихся, а по одному. Если бы они развивались все одновременно, то самки не могли бы летать.
Яйца птиц различаются по величине и окраске. (Слайд 6).
( Рассказ учителя с применением мультимедийного экрана, показом видео «Образование яиц).
— Для того, чтобы лучше узнать строение яйца, проведём лабораторную работу. (Слайд 7).
— Вспомним правила техники безопасности при проведении лабораторных работ.
Инструктаж: Требования безопасности перед началом лаб. работы:
1. Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование. 2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы. 3. Получить учебное задание у учителя. Требования безопасности во время лаб. работы:
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте к соседу по парте
3. Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.
4. Соблюдать порядок и дисциплину.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность — Ознакомимся с порядком проведения лабораторной работы.
(Параллельно чтению инструкции выполняется лабораторная работа.)

Инструктивная карточка.
Тема: Изучение строения куриного яйца.
Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования.
Оборудование:лабораторные инструменты, живой объект.
Ход работы:
1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? ( Скорлупой)
2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри.
3. Рассмотрите белок ижелток. Найдите в белке плотные шнуры –
канатики. От какой части яйца они отходят?
4. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск или зародыш. Где он расположен?
5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь? С помощью ручной лупы найдите в скорлупе маленькие отверстия – поры.
6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру.
Словарная работа: скорлупа, белок, желток, канатики, зародышевый диск (зародыш), подскорлуповая оболочка, воздушная камера.
Задание 1. Работа по карточкам.

Проверка на мультимедийном экране (Слайд 8).
Задание 2. Работа по карточкам.
. Сформулируйте вывод о строении яйца:

Снаружи яйцо покрыто твёрдой _____________________________.
Внутри яйца находится _______________ и _____________________.
Желток находится в середине белка благодаря ________________________.
На поверхности желтка имеется беловатое пятнышко, это — _________.
Под скорлупой находятся два слоя __________________ ___________.
В тупом конце яйца образуется ___________________ _____________.
Проверка на мультимедийном экране (Слайд 9).
Сообщение учащегося о гнёздах птиц. (Слайд 10).
— Весной воздух пронизывается весёлым птичьи шумом и гамом. Возвращаются птицы с зимовки, чтобы заняться самым главным делом – выведением своего потомства.
Перед откладкой яиц большинство птиц строит гнезда. Одни из птиц гнездятся на земле, другие на деревьях и кустарниках или среди камней. Грачи, например, строят гнезда на деревьях. Они таскают прутья, небольшие ветки, складывают их, и получается широкая корзина. Внутри гнездо грачи выстилают перьями, сухими стебельками травы. В отличие от грачей чибисы делают гнездо на земле - углубление в почве выстилают сухими травинками и соломинками.
Беседа о помощи птицам, о поведении в природе.
— Некоторые птицы не строят гнёзда, и тогда им на помощь приходят люди. Скворцы, синицы, воробьи, стрижи с удовольствием поселяются в деревянных домиках. ( Слайд 11)
— Время выведения потомства – особый период для всех животных. В это время запрещена охота на птиц и зверей, в лесу нужно соблюдать определённые правила поведения. Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Слайд 12).
Ученик читает стих о правилах поведения в лесу. (Слайд 13).
— Отложенные яйца птицы насиживают, согревают теплом своего тела. Под влиянием тепла внутри яиц развиваются зародыши. Желток и белок служат им источником пищи и воды. Дышат зародыши кислородом воздуха, который поступает через поры в скорлупе яиц. Птенцы развиваются быстро. У грачей, например, они выклёвываются из яиц через 17-18 дней после начала насиживания, у кур – через 21 день. (Слайд 14)
Показвидеофрагмента о развитии зародыша в яйце. Беседа по вопросам:
— За счёт чего питается зародыш? — Что служит источником воды для зародыша? - Какие условия необходимы для развития зародыша?
Сообщение учащегосяо гнездовых и выводковых птицах. (Слайды 15-17)
— У гнездовых птиц птенцы появляются на свет слепыми, голыми, беспомощными (у грачей, воробьев, ласточек, дятлов ).
Родители приносят различных насекомых, личинок и суют их в широко раскрытые рты птенцов.
Благодаря заботе родителей птенцы быстро растут и вскоре вылетают из гнезд.
У выводковых птиц (у уток, гусей, кур) птенцы появляются, на свет зрячими, покрытыми густым пухом.
Такие птенцы, едва обсохнув, могут бежать за родителями. Пищу птенцы склевывают сами, а взрослые птицы помогают лишь найти ее.
Задание 3. Работа по карточкам.

Проверка на мультимедийном экране. (Слайд 18)
Сообщение учащегосяо заботе птиц о своём потомстве.
Почему кукушка – плохая мать?
Кукушка сносит 20 яиц с интервалом в 1-3 дня.
Не имея своего гнезда, яйца она не высиживает – подбрасывает в гнезда других птиц.
Сначала она, облетая свои владения, находит подходящее гнездо.
Потом, затаившись, наблюдает за обитателями выбранного ею жилища.
А улучив подходящий момент, во время отсутствия хозяев, подкидывает свое яйцо.
Если гнездо прочное, открытое сверху, кукушка прямо в него откладывает яйцо.
Если же гнездо расположено в дупле, если имеет вход сбоку, то откладывание яйца происходит на земле.
Потом, взяв яйцо в клюв, кукушка переносит его в гнездо.
Просмотр видео «Кукушонок», «Кормление кукушонка», «Страус».
Вопрос к фильмам: В чём проявляется у птиц забота о потомстве?

4.Проверка изученного материала (Слайд 20).

5. Рефлексия урока. (Слайд 21).
Цель:подведение итогов урока, домашнее задание, оценка знаний.
Заполнение колонки «Узнал» в таблице первого этапа урока. Сравнение колонки «Хочу узнать», «Узнал» и вывод.
Домашнее задание: нарисовать рисунок по охране птиц. Оценка знаний. Анкета (подчеркни нужное слово)
2.Своей работой на уроке я
1.На уроке я работал



3.Урок для меня показался


4.За урок я


5.Мое настроение


6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно

доволен / не доволен


коротким / длинным


не устал / устал


стало лучше / стало хуже


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


легким / трудным
интересно / не интересно

.