Чекалина Л. А. Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему «Тихо-громко»


Журнал: Информ-образование. 2018 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2018

  Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

Тема: «Тихо-громко»

Программное содержание

Формировать представления детей о средствах музыкальной выразительности – динамика. Учить определять динамические оттенки (тихо-громко), характер и настроение звучащей музыки.

Деятельность

Музыкально-художественная, игровая, коммуникативная.

Ресурсы

Музыкальный центр; деревянные ложки, иллюстрации для слушания музыки.

Планируемые результаты:

Умеет различать динамические оттенки – тихо-громко. Эмоционально откликается на звучащую музыку, определяет её характер и настроение. Активно включается в игровую деятельность, доброжелательно взаимодействует со сверстниками.

Ход занятия

В музыкальном мире существует такое понятие – средства музыкальной выразительности. Сегодня мы постараемся разобраться, что же это такое? Когда мы с вами слушаем музыку, то прежде всего чувствуем её характер, настроение.

Сейчас мы с вами прослушаем три музыкальных произведения, и постараемся ответить на вопрос – КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ СОЗДАЁТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ? РАДОСТЬ, ГРУСТЬ ИЛИ ВЕСЕЛЬЕ. Слушаем музыку.

Две р.н.п. «Полянка» и «Барыня» - весёлые танцевальные мелодии, которые вызывают у нас чувства радости, веселья. Р. н. песня «Степь да степь кругом» - наоборот вызывает чувства грусти, горечи, печали.

-Что же делает музыку такой выразительной и чарующей, способной передать настроение и донести его до нас с вами? Есть несколько средств, которые в музыке так и называются - средства музыкальной выразительности.

-Сегодня мы с вами поговорит об одном из этих средств. ДИНАМИКА. Давайте ударим в ладоши – сначала сильно, а потом послабее. Сравните оба звука. Когда получился громкий звук? Правильно, когда ударили сильно в ладоши. А когда тихий звук? Конечно, когда ударили в ладоши послабее. Так вот, сила звучания музыки и называется ДИНАМИКА. Запомните это. А теперь давайте поиграем в игру «Тихо-громко». На громкую музыку – шагаем на месте, на тихую – шлёпаем по коленям.

«ТИХО-ГРОМКО» Е. Железновой.

- А, теперь представьте, что мы с вами на перроне вокзала, и прощаемся с отбывающим поездом. Как вы думаете, если поезд удаляется - его звук, стук колёс, становится тише или громче? Конечно тише.

– А теперь послушайте, я прочитаю две припевки.

Громче и повеселей заиграй ложкарь скорей!

Удиви дробушкой нас, пусть народ выходит в пляс. Текст читается громко

Наши ложечки устали, тихо, тихо заиграли.

Пусть немного помолчат – и громко скоро застучат! Текст читается тихо.

-Вы обратили внимание, что текст я прочитала с разной динамикой в голосе, громко и тихо. О каком музыкальном инструменте здесь идет речь? О расписных ложках. Ориентируясь на текст мы простучим на ложках в разной динамике. В первой припевке, как мы будем стучать? Громко. А во второй? Тихо – ложки отдыхают.

Педагог читает текст – дети простукивают в ритме текста.

Рефлексия.

- Сегодня мы с вами познакомились с одним из средств музыкальной выразительности – ДИНАМИКОЙ – силой звучания музыки (тихо, громко). Динамика помогает композитору создавать разные музыкальные образы. Приглушённая, тихая динамика – создаёт спокойное или грустное настроение. Сильная, громкая музыка – весёлые, энергичные образы. В следующий раз мы продолжим знакомиться с другими средствами музыкальной выразительности.