Колодин С. А. Теория и практика развития ДО


Журнал: Информ-образование. 2018 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Теория и практика развития ДО

Согласно Методике применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения), утвержденной приказом Министерства образования России от 18 декабря 2002 г., дистанционное обучение в России «... обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.»

Государственная Дума РФ пошла еще дальше, приравняв традиционную форму и дистанционную формы получения образования. В недалеком прошлом много копий было сломано вокруг этой проблемы, неоднократно высказывались самые революционные мнения не только о введении дистантной формы обучения, но и о повсеместном ее внедрении в систему образования России.

Как говорится, все новое - это хорошо забытое старое. Еще в Советском Союзе существовала хорошо зарекомендовавшая себя система получения высшего образования заочным методом. Эта система родилась не на пустом месте, а стала плодом многолетней работы по отбору лучшего западноевропейского и американского опыта в сфере дистанционного обучения.

Многие исследователи выделяют три ступени развития дистантной формы получения образования.

Представители т.н. «первого поколения» развития дистанционного образования чаще всего использовали рукописный и печатный материал. Некоторые исследователи склонны видеть проявление дистанционной формы обучения ещё в посланиях апостола Павла. Огромным подспорьем в этом смысле стало изобретение в 1445-1446 гг. книгопечатания. Несмотря на трудности, с которыми столкнулся Гутенберг, и завесу тайны, скрывавшую технологию печати, вскоре книгопечатание получило широкое распространение. Так, в период с 1440 по 1500 гг. в Западной Европе было напечатано свыше 30 тысяч названий книг.

Новые возможности в развитие дистанционной формы обучения в XIX веке принесло широкое распространение почтовых сообщений. В 1836 году был основан Лондонский Университет, который уже с 1858 года проводил экзамены, открытые для студентов со всего мира, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Благодаря этому, появился ряд колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой. Именно так в 1840 году Исаак Питман посредством почтовых сообщений начал обучать стенографии студентов в Соединённом Королевстве. Сегодня его считают основоположником первого дистанционного образовательного курса. Чуть позже, в 50-х гг. того же столетия, Густавом Лангеншайдтом в Германии были опубликованы т.н. «обучающие письма», которые стали своеобразным самоучителем по языку для взрослых.

Широкое распространение дистанционной формы обучения в Соединённых Штатах Америки началось в 70-е гг. XIX века. Так, в 1874 году Университет штата Иллинойс предложил абитуриентам программу обучения по почте. Опыт был настолько успешным, что уже в 1892 году Уильям Рейни Харпер учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго. В 1906 году дистанционное обучение путём рассылки почтовых сообщений было введено в Университет штата Висконсин. Этот шаг стал логическим продолжением идеи, высказанной президентом Университета Чарльзом Ван Хайзом двумя годами ранее и получившей впоследствии название «Идеи Висконсина».

Довольно рано основные методы и приёмы дистанционного обучения стали использоваться в школах Австралии. Уже 1914 году было организовано обучение по почте для детей, живущих далеко от школ. Студенты педагогического колледжа Мельбурна заложили основу проведения уроков посредством почтовых сообщений. Эта практика была признана успешной и вскоре получила распространение в средних школах и технических училищах Зелёного континента. Аналогичный опыт стал широко применяться в Канаде и Новой Зеландии. Вскоре, в 1938 году, в Виктории (Британская Колумбия, Канада) прошёл первый съезд Международного Совета по образованию по почте.

Развитие науки и техники подстегнуло создание новых технологий в дистанционном обучении. С появлением радио и телевидения стало возможным создание циклов радио- и телепередач, записи лекций ведущих преподавателей с их последующим воспроизведением в эфире теле- и радиостанций.

Основной моделью развития дистанционной формы обучения в СССР стало создание заочной системы обучения, т.н. «образования без визуального контакта». К 60-м гг. XX века в Советском Союзе было создано 11заочных университетов и множество факультетов заочного обучения ВУЗов; был разработан целый комплекс радио- и телепередач, направленных на всесторонне развитие личности человека. Этот опыт был признан удачным и получил широкое распространение в странах Центральной и Восточной Европы.

Сильное влияние на развитие системы дистанционного образования оказало основание в 1969 году Открытого Университета Великобритании. Эту веху в истории ДО стали считать началом второго поколения развития дистантного образования. С этого момента в сложившейся системе дистанционного обучения стал применяться комплексный подход с использованием всего разнообразия технических средств. Однако доминирующим по-прежнему оставался печатный способ распространения учебных материалов. Односторонне взаимодействие между преподавателями и студентами осуществлялось через печатный учебный материал, который дополнялся радио- и телепередачами. Двусторонне взаимодействие по-прежнему осуществлялось посредством переписки, очных консультаций и кратковременных курсов по месту жительства студентов.

Дальше всех в плане развития системы дистанционного образования шагнули педагоги Китая. В 1979 году взамен закрытых в годы культурной революции высших учебных заведений, работавших по традиционной модели, была создана Национальная сеть радио- и телевизионных университетов. Это позволило Китаю в кратчайшие сроки обучить большое количество граждан страны, желавших получить образование, и сделать стремительный рывок в области экономики и развития культуры.

Активное внедрение разнообразных форм и методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологий – отличительная черта третьего поколения развития дистанционного обучения. В конце XX – начале XXI века появилась возможность всестороннего использования синхронного и асинхронного режимов обучения студентов. В качестве основных приёмов применяются аудио- и видеоконференции, переписка с использованием электронной почты, обучение с использованием виртуальной обучающей среды. Преподаватели получили возможность широкого применения различных инструментов и технологий, позволяющих полнее раскрыть суть изучаемого объекта и донести его содержимое до учащихся.

В начале XXI столетия стало уместным говорить о появлении и развитии сетевой педагогики как неотъемлемой части педагогического процесса. Появились сетевые сообщества педагогов, воспитывающие умение совместно мыслить, толерантность, критичность мышления, реализующие децентрализованные модели и экологические стратегии. Педагогика сетевых сообществ базируется на следующих принципах:

·         учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся;

·         учение определяется средой, в которой происходит освоение нового знания;

·         учение происходит в сообществе обмена знаниями;

·         учение происходит через построение сети.

Педагогика сетевых сообществ неразрывно связана с развитием глобальной информационной сети Интернет и напрямую зависит от состояния и концепций развития Всемирной Паутины. Пришедший на смену Вебу первого поколения Веб 2.0 позволяет пользователям совместно работать с массовыми публикациями, обмениваясь информацией в режиме онлайн. Огромное количество социальных сервисов, аудио- и видеохостингов, блогосфера, сетевые вики-проекты при грамотном их использовании позволяют педагогам не наполнять учащихся знаниями, как пустой сосуд, но давать им возможность самим постигать эти знания, самостоятельно находить необходимую для учёбы информацию.

История развития дистанционного образования позволяет выделить несколько устойчивых характеристик данной формы обучения. Дистанционное образование позволяет учиться в любое время любому желающему вне зависимости от его возраста, материального или географического положения и способностей. Скорость изучения предмета зависит от желания обучающегося, от его способностей и свободного времени. Применяемые методы обучения весьма разнообразны: от ведения простой переписки до участия в телеконференциях и вебинарах. Система дистанционного обучения довольно гибка и позволяет успешно развернуть обучение любого желающего как в развитых, так и в развивающихся странах. Экономическая выгода и целесообразность такого подхода к обучению огромны, так как позволяют высвободить большое количество человеческих ресурсов при их одновременной занятости обучением.

Существенное влияние на развитие дистанционного образования оказывают различные факторы, в числе которых увеличение государственных ассигнований, развитие средств Веба второго поколения, усилия государства, направленные на распространение высшего образования. В быстро меняющемся современном мире на первое место выходит изменение характера рабочей силы: у людей появляется заинтересованность в повышении квалификации и получении второго образования. Не последнюю роль также играют улучшение карьерных возможностей, материального положения и повышение социального статуса людей. В новом тысячелетии дистанционное образование станет играть всё более значимую роль, став неотъемлемой частью очного обучения, а кое-где и заменив его.


Использованная литература

1.      Учим и учимся с Веб 2.0. быстрый старт. Руководство к действию / Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д. и др. – М.: Интуит.ру, 2007

2.      http://www.istorya.ru/referat/6678/1.php

3.      http://www.rusactive.ru/history/oneinvention/2008-10-28_3

4.      http://www.wisc.edu/about/history/

5.      http://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle