Цели урока:
· Формирование умения распознавать части речи.
· Развитие творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.
· Содействие воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
· Воспитание уважительного, бережного и заинтересованного отношения к русскому языку.
Оборудование: эмблемы-улыбки
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами путешествие. А отправляться в путь всегда удобней небольшими группами, поэтому я вам предлагаю приобрести билеты и отправиться в путь. (метод «Счастливый билет») Чтобы путешествие было весёлым, нужно создать хорошую атмосферу, поэтому повернитесь к соседу в группе и скажите: «Привет!» и прикрепите свои эмблемы-улыбки! (метод «Подари улыбку»)
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
- Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. А в какую страну, вам предстоит расшифровать. (На доске запись: 13-10-15-4-3-10-15-10-33) Какая группа быстрее справиться с заданием? (Лингвиния)
Блок 2. Содержательная часть
- Путешествие будет долгим и трудным, поэтому мы должны к нему основательно подготовиться. Откроем бортовой журнал, запишем сегодняшнее число, классная работа. А высказывание великого мастера слова Максима Горького поможет в проведении каллиграфической минутки. Постарайтесь запомнить это выражение (запись на доске):
Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.
Максим Горький
II. Актуализация знаний по теме.
- Как вы понимаете это высказывание? (Метод «Мозговой штурм»)
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о словах различных частей речи)
-Наша цель с вами – научиться читать и понимать значение слов.
«На помыслы чистые» и «дела хорошие», словами «певучими» и «бездонными» я приглашаю вас в путешествие по океану… океану знаний Русского языка. Итак, в путь! Перед вами карта (рисунок острова с частями речи на доске), на ней вы видите страну Лингвинию. Наш корабль причалит к берегу большого острова Морфология. Сосчитайте, сколько стран на этом острове. (14)
- Многие страны вам еще неизвестны, поэтому мы посетим сегодня только особенные страны:
Имя существительное – именно в этой стране живут такие слова, как: Солнышко, Полюшко, Зёрнышко, Душа, Мысль, Факт, Одежда, Путешественник. Что вы знаете о жителях этой страны? (они обозначают предмет, явление или человека и отвечают на вопросы «кто?» и «что?»).
Имя прилагательное – в этой стране живут Певучие, Народные, Исконные, Кипучие, Горючие, Добрые да Ладные, Лучистые, Пригожие, Чистые – это наши старые знакомые. Что вам известно о них? (обозначают признак предмета и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?). Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (они уточняют смысл слов, они украшают нашу речь, делают ее богатой)
Глагол. Что же особенного у жителей этой страны? Они всё время находятся в действии, ни минуты не могут сидеть без дела. Что вы знаете о жителях этой страны?
-Молодцы, ребята, много знаете! А теперь задание для каждой группы-корабля.
Блок 3. Интеллектуальная разминка
(Метод фразеологизмов) Перед вами известные фразеологизмы, запишите их, укажите знакомые части речи. А ниже изобразите их в рисунке. («Вот где собака зарыта!», «Вернёмся к нашим баранам», «Дело в шляпе», «Зарубить на носу», «Медвежья услуга», «Ударить в грязь лицом»)
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
- Итак, слов в русском языке много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы, - части речи. Части речи стоят на «трёх китах» - трёх грамматических признаках. Давайте выясним, что это за «три кита».
Первый признак – грамматическое значение. (открывается рисунок кита, на котором написано: Грамматическое значение: сущ. – предмет; глаг. – действие; прилаг. – признак предмета)
- В доказательство того, что вы поняли, приведите, пожалуйста, свои примеры.
- Чтобы узнать второй признак, надо выполнить два задания.
1. Образуйте однокоренные слова разных частей речи. I вариант желт, II – крас
- Как вы определили части речи? (по вопросу и окончанию)
2. Спишите отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в Зазеркалье» и укажите, какими частями речи являются «Зазеркальные» слова.
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
- Как вы догадались? (слова похожи на наши) Молодцы!
- Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказали о втором признаке частей речи. (открывается рисунок кита, на котором написано: Морфологический признак: сущ., прилаг – число, род; глаг. – число, время)
- А сейчас мы с вами поиграем в уже полюбившуюся вами игру «Цепочка признаков». (приём «Цепочка признаков»)
- Спишите загадки, подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Над существительными и прилагательными подпишите число, род, а над глаголами – число, время. Сделайте морфологический разбор слов домовитая, пришла.
I вариант.
Домовитая хозяйка
Прол…тает над лужайкой.
Похл...почет над цв…тком –
Он поделится ме…ком.
II вариант.
Ос…нь в са… к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь скв…рцы, др…зды снуют
И, галдя, его клюют.
Блок 4. Психологическая разгрузка
Физкультминутка (игра: называется имя сущ. – дети делают наклон вперёд, прилаг. – наклон назад, глагол – подпрыгивают)
- А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? Давайте разберёмся.
Запись на доске:
и костёр небольшой сидеть полночь у собака охотник около
- Прочитайте слова, какими частями речи они являются? А теперь поставьте их в определённой форме и последовательно нанизывайте на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов – предложение. Запишите предложение из наших слов.
Проверяем:
Около полуночи охотник и собака сидели у небольшого костра.
- Вы собрали разрозненные слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение, нарисуйте схему. (Повест., невоскл, прост., осложн. однородными подлежащими).
- Определить член предложения – значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет. Это есть «третий кит» (открывается рисунок кита, на котором написано: Синтаксический признак: роль в предложении)
III. Закрепление и повторение материала.
- Ребята, все задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку:
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес - … , … .
- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
Блок 4. Резюме
IV. Рефлексия.
- С каким настроением заканчиваем наше путешествие?
Дети прикрепляют к доске знаки:
· ? – если не всё понятно, требуется помощь учителя;
· . - если всё понятно;
· ! - если всё понял, было интересно!
V. Подведение итогов урока.
- Ребята! Вам понравилось путешествовать? С какими частями речи нам пришло время прощаться? Чем они похожи и чем отличаются? Достигли ли мы цели урока?
- Как вы думаете, в жизни вам эти знания пригодятся? Где?
VI. Домашнее задание.
Упр. 460 и творческое задание по желанию - в книжку-малышку написать сказку про части речи.
Выставление оценок.
- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми и дружными! Наше путешествие закончилось.