Москвичева С .М. Формы нравственного воспитания младших школьников (из опыта работы)


Журнал: Информ-образование. 2019 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2019

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе придают проблеме развития нравственных качеств личности особенную актуальность. В то же время они не могут осуществляться без преемственной опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.

В связи с этим возрастает ценность педагогических систем и технологий, выдержавших испытание временем, но не получивших достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В.А. Сухомлинский — талантливый педагог, ученый и практик.

Воспитание для Сухомлинского — это духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».

Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка, а также помощь в определении им своего места в жизни.

Процесс нравственного воспитания личности рассматривался педагогом, как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах». [1,с.21]

Из контекста его произведений как бы «высвечиваются» четыре бинарных чувства: совесть — стыд, долг — ответственность (перед Отчизной, народом, самим собой). Другие нрав­ственные качества, в том числе и гуманные, основываются на определенном уровне развития совести, стыда, долга и ответственности. Мастерство воспитания, считал Сухомлинский, состоит в развитии нравственных качеств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость.

Важное значение в этом процессе имеет младший школьный возраст. «Упустить младший возраст, — писал В.А. Сухомлинский, — это значит, упустить все» [1, с.30] «Детство и отрочество должны стать школой доброты, ответственности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых чувств» [2, с.418]

Ученый указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как эмоциональная восприимчивость детей: «У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями» [1, с.43]

Большое значение в педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю». Основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. В.А. Сухомлинский создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению педагога, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. В.А. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно человека сделать счастливым и несчастным. Большинство школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова, из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе ребёнку могут дать нравственные нормы.

Анализ педагогического творчества В.А. Сухомлинского свидетельствует о том, что развитие нравственных чувств осуществляется преимущественно путем влияния на эмоциональную сферу ребенка через ее актуализацию. Под актуализацией эмоциональной сферы понимается процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. Актуализировать эмоциональную сферу — значит создать обстоятельства, при которых восприятие нравственной идеи или поступка обостряется. Реализация эмоционального стимулирования нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского.

Создавая свою систему воспитания и обучения, В.А.Сухомлинский глубоко переосмысливал классическое наследие отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, следил за исследованиями в области начального обучения современных ему психологов и педагогов Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д. Б. Эльконина.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности   школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

В педагогической литературе описывается множество приёмов и методов нравственного воспитания. Вероятно,   они не одинаково направлены на формирование нравственных качеств личности. Методов и особенно различных версий методов накоплено очень много, поэтому разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает их   классификация. Явления воспитания очень сложны, и потому единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия найти очень трудно.

Методы воздействия по результатам можно разделить на два класса:

Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, идеи,

Влияния, создающие привычки, определяющие   тип поведения. Методы достигают цели, когда у школьников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста доброту, ответственность, человеколюбие, терпение, заботу, милосердие, чувство собственного достоинства, гражданственность, любовь к родителям, любовь к своему Отечеству.

Начинаю эту работу всегда с традиционных уроков в сентябре: «Я – Волгоградец», «Урок мира и добра». В настоящее время одной из самых серьёзных проблем является то, что современные школьники утратили чувство гордости за свою страну. Один из путей решения этой проблемы - повышение уровня знаний учащихся по истории своей страны, своего края. Ведь не зная истории своей Родины, невозможно научиться любить её и гордиться ею. Образ Родины начинается с улицы, на которой он живёт, с его района, с его города. Чтобы понятие «Родина» не было абстракцией, необходимо изучать историю, природу и культуру родного края, малой Родины. При этом активно используются возможности компьютерной техники.

И, конечно, нельзя не упомянуть о необходимости воспитания у детей уважения, любви и интереса к собственной семье, к родителям. В ноябре проводим праздник «Тепло материнских сердец».

Работаем в тесном сотрудничестве с лектором Волгоградского планетария.

        Учащиеся моего класса – активные участники традиционных дел патриотической направленности, таких как встречи с ветеранами войны, тыла и детьми Сталинграда; возложение цветов к памятнику Неизвестного солдата в парке им. Ю.А. Гагарина. Традиционными стали уроки мужества: «Здесь орден мужества надет на грудь земли…», «Город славы - герой Сталинград!», «Россия и Крым вместе», «Знамя Победы», «Помнит мир спасенный». Учащиеся принимают участие в конкурсах рисунков и плакатов на тему «Во имя Родины, во имя Победы!»

Ребята моего класса занимаются исследовательской деятельностью. Участвуем в районных конкурсах «Я – исследователь», «Юный исследователь» В 2015 году один из учеников занял 2 место с исследовательской работой «Состояние скульптуры «Родина – мать зовет!» в IV Международной учебно – практической конференции «Первые шаги».

Учащиеся моего класса всегда принимают участия в акциях:

1. Акция милосердия, посвященная Дню пожилого человека;

2. Акция «Сохрани дерево»;

3.Благотворительная акция «Новогоднее чудо детям» для детей Руднянского детского дома;

4.Благотворительная акция «Новогодняя игрушка для детей Донецка»;

5. Акция «Ветеран» (изготовление открыток, сувениров)

Хочется акцентировать внимание ещё и на воспитании нравственного отношения к природе, животным. Этому помогают туристические походы, посещение цирка. Педагог должен пробудить у детей интерес к познанию мира природы, научить состраданию и заботе обо всём живом, что нас окружает, бережному отношению к природе и её обитателям.

Здесь придут на помощь такие интересные мероприятия, как организация живого уголка в классе, проведение игр-викторин, совместное сочинение сказки на экологическую тему и её инсценировка, экскурсия в краеведческий музей. В 2015 году наш класс принимал участие в районном этапе регионального Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2015».

Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Последние страницы книги В.А. Сухомлинского   «Сердце отдаю детям» нельзя читать без волнения. В них идет речь о работе с детьми начальных классов. Вот они: «Пять лет я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетанье вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль… В своей мечте я вижу вас взрослыми людьми, мои дорогие дети. Каждого из вас я вижу мужественным патриотом, человеком с честным и горячим сердцем, ясным умом, золотыми руками». [3]

Список использованной литературы:

1. Сухомлинский В.А. Дума о человеке. – М.: Госполитиздат, 1963.

2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983.