В статье представлен анализ подходов к пониманию сущности педагогической ситуации и дано определение педагогической ситуации с учетом ее возможностей в профилактической работе педагога-музыканта с агрессивными подростками. Обоснованы и охарактеризованы три блока педагогических ситуаций, предполагающих включение подростков с акрессивным поведением в музыкальную деятельность: 1) ситуации, направленные на дезактуализацию причин агрессивного поведения подростков; 2) ситуации предупреждения агрессивных форм поведения; 3) ситуации, предотвращающие рецидивы и переход акрессии в хронические формы.
Kлючевые слова: агрессивное поведение, педагогическая профилактика акрессивного поведения, педагогическая ситуация, музыкальная деятельность.
THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL SITUATIONS IN PREVENTION WORK OF MUSIC TEACHERS WITH AGGRESSIVE CHILDREN
Protopopova
The article presents the analysis of approaches to understanding the nature of pedagogical situation and gives the definition to pedagogical situation taking into account its potential in prevention work of music teachers with aggressive teenagers. The author justifies and characterizes three blocks of pedagogical situations which assume inclusion of teenagers with aggressive behavior into music activity: 1) situations aimed at disactualization of the reasons of aggressive behavior of teenagers; 2) situations of prevention of aggressive forms of behavior; 3) situations which prevent relapses and transition of aggression into chronic form.
Keywords: aggressive behavior, pedagogic prevention of aggressive behavior, pedagogic situation, musical activity
К числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки относится проблема профилактики агрессивного поведения учащихся, поскольку духовная опустошенность, цинизм, жестокость, агрессия сегодняшних школьников не только негативно сказываются на моральном состоянии общества, но и препятствуют успешной адаптации учащихся к современным условиям обучения и жизнедеятельности.
Особое значение проблема профилактики агрессивного поведения приобретает в подростковом возрасте, когда складывается система ценностных ориентиров, определяются особенности отношения человека к себе, к Другому, к обществу. Духовное становление подростка при этом осложняется свойственными для данной возрастной категории негативными проявлениями: дисгармоничностью в строении личности, свертыванием прежде установившейся системы интересов, протестующим характером поведения по отношению к взрослым.
Оптимальные условия для преодоления вышеназванных негативных тенденций личностного развития подростка возникают в процессе его общения с музыкой. При осуществлении музыкальной деятельности школьник включается в полилог (с композитором, учителем, другими учащимися), ощущает сопричастность обществу, усваивает универсальные ценности, приобретает нравственные ориентиры, снимает эмоциональные стрессы, регулирует свое психическое состояние.
Реализация указанных возможностей музыкальной деятельности во многом зависит от эффективности работы педагога по профилактике агрессии на уроке музыки в общеобразовательной школе. При этом единицей деятельности педагога-музыканта по профилактике агрессивного поведения подростков является педагогическая ситуация.
Ситуация (от франц. situation – положение, обстановка) как феномен является предметом многих научных исследований. Так, С. Ю. Головин рассматривает ситуацию как систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность, при этом ученый подчеркивает, что внешнее положение по отношению к субъекту означает воспринимаемую в пространственном отношении внеположенность ему; во временном отношении означает предшествование действию субъекта; в функциональном отношении говорит о независимости от него соответственных условий в момент действия [Головин 1998: 256]. Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг трактуют ситуацию как продукт и результат взаимодействия личности и среды. А. Ребер рассматривает ситуацию как комплекс условий, опосредующих активность человека. Польский ученый П. Лянницкий понимает рассматриваемую категорию как состояние субъекта в условиях неопределенности. Как видно из приведенных определений, суть подходов к трактовке ситуации сколь широка, столь и неоднородна.
По нашему мнению, целесообразно придерживаться синтезирующего подхода к трактовке феномена, учитывающего взгляды на ситуацию как на систему внешних по отношению к субъекту условий, обусловливающих его активность и задающих пространственно-временные границы ее реализации; как на комплекс условий, опосредующих активность человека; как на продукт и результат взаимодействия личности и среды; как на состояние субъекта в условиях неопределенности. В таком случае ситуация предстает как система внешних по отношению к субъекту неопределенных условий, побуждающих и опосредствующих его активность во взаимодействии со средой. Многообразие внешних условий и возможность их различных комбинаций предопределяют существование множества типов ситуаций, одним из которых являются педагогические ситуации.
В настоящее время в педагогической науке существуют различные подходы к пониманию сущности педагогической ситуации и проблеме еt конструирования. В исследованиях Н. В. Бочкиной, В. С. Ильина, В. А. Павлова, Н. К. Сергеева, В. В. Серикова педагогическая ситуация понимается как часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая раскрыть жизнедеятельность человека во всей ее целостности и гармоничности; как своего рода взаимосвязь, скоординированность различных компонентов воспитательного процесса. Е. А. Крюкова отмечает, что педагогическая ситуация представляет собой «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» [Крюкова 1999: 161: 61]. По мнению Н. Л. Селивановой, педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение. Н. В. Бордовская под педагогической ситуацией понимает комплекс условий, при которых решается педагогическая задача, при этом подчеркивается целенаправленность конструирования педагогических ситуаций. В целом указанные подходы не отрицают друг друга, а лишь дополняют интерпретацию категории различными гранями.
Учитывая целесообразность трактовки ситуации как системы внешних по отношению к субъекту неопределенных условий, побуждающих и опосредствующих его активность во взаимодействии со средой, и соглашаясь с мнением Н. Л. Селивановой по поводу сущности педагогической ситуации, мы приходим к выводу о том, что педагогическая ситуация представляет собой совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее подростка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.
При этом процесс конструирования педагогической ситуации является двусторонним. С одной стороны, педагог целенаправленно создает или использует уже существующие объекты и явления окружающей среды, включает во взаимодействие с ними подростка, регулирует это взаимодействие, изменяя параметры среды, планирует определенный педагогический результат. С другой стороны, подросток в соответствии со своими индивидуальными потребностями, субъективным восприятием и личностными качествами отбирает и организует различные элементы среды в ситуацию, определяет ее, сообразуясь с собственным опытом, и на основе этого строит систему своих отношений в рамках ситуации. Педагогическая ситуация позволяет педагогу наблюдать эти отношения, а значит, осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки в зависимости от поставленной цели.
Если целью является профилактика агрессивного поведения подростков, то процесс конструирования педагогической ситуации будет обусловлен особенностями понимания педагогом сущности профилактической работы.
Поскольку под профилактикой (греч. prophilaktikos – предохранительный) понимается совокупность мероприятий, направленных на нейтрализацию действия причин явления, предупреждение развития явления и предотвращение рецидивов, то педагогические ситуации, направленные на профилактику агрессивного поведения подростков, целесообразно разделить на три блока в зависимости от аспектов профилактической работы педагога: ситуации дезактуализации причин агрессии; ситуации предупреждения формирования агрессивных форм поведения; ситуации, предотвращающие рецидивы и переход агрессии в хронические формы.
Конструирование педагогических ситуаций первого блока направлено на дезактуализацию причин агрессивного поведения подростков. Отметим, что мы, вслед за сторонниками теории социального научения (М. Мид, Дж. Уай-тинг), видим генезис агрессии подростков в усвоении детьми агрессивных форм поведения в процесс социализации. Поэтому дезактуализация причин агрессивного поведения учащихся подросткового возраста во многом зависит от того, какие формы поведения они наблюдают в окружающей жизни. Вследствие этого педагогически целесообразным становится расширение палитры наблюдаемых подростком положительных проявлений: сострадания, совести, любви, сочувствия.
В рамках урока музыки в общеобразовательной школе подобные ситуации конструируются на материале произведений музыкального искусства. Уместным примером здесь послужит опера Дж. Верди «Риголетто»: главный герой, желая смерти врагу и решившись на его убийство, по воле судьбы становится убийцей своей дочери. Узнав в убитой им девушке собственную дочь, Риголетто кается в содеянном, понимая, что его злоба, ненависть стала причиной огромного горя, безвозвратной потери, одинокой старости. В качестве примера разрушающего действия агрессии педагог-музыкант может обратиться также к опере Дж. Верди «Травиата», в которой перед подростками предстает женщина, отвергнутая обществом, не имеющая права на любовь, смертельно больная. Реализм опер Верди обнажит перед подростками такие человеческие пороки, как ненависть, предубеждение, желание безраздельной власти, глухота к чужим чувствам [Алиев 2000: 65]. В программной музыке как зарубежных, так и отечественных композиторов представлен богатейший материал для конструирования ситуаций очевидного осуждения, являющихся одним из видов ситуаций дезактуализации причин агрессивного поведения.
С целью дезактуализации причин агрессивного поведения подростков, усвоенного ими в процессе социализации, целесообразно использовать также ситуации положительного примера. Подобные педагогические ситуации могут быть сконструированы педагогом-музыкантом на материале программной музыки, опер с остро поставленной социальной проблематикой. Например, герой одноименной историко-героической оперы М. Глинки Иван Сусанин может стать образцом самопожертвования во имя Родины, во имя любви к ближним. Педагогический эффект встречи подростка с героями произведения умножается благодаря одновременному воздействию на него яркой, эмоционально окрашенной музыки.
Для дезактуализации причин агрессивного поведения подростков, приобретенного в результате социального научения, педагогически целесообразно использование социодрамы, разработанной Н. Е. Щурковой. В этом случае дети разыгрывают своеобразное театральное представление, выступая в несвойственных им ролях (молодого отца, попавшей в беду пожилой женщины, отрицательного персонажа). При этом в социодраме, помимо «жертвы» (человека, нуждающегося в помощи), есть герой и анти-герой, которые совершают поступки, ориентированные соответственно на ценности и анти-ценности, а также «хоры», которые поддерживают того и другого. В завершение социодрамы воспитанники должны собраться вокруг того героя, которого они выбрали, поступок которого показался им более привлекательным [Соловцова 2006: 144]. На уроке музыки такие представления можно сделать музыкальными, так как воздействие музыки усилит психологический эффект ситуации, которую можно обозначить как музыкальную социодраму.
Второй блок педагогических ситуаций, конструируемых педагогом-музыкантом в процессе профилактической работы с агрессивными подростками, – это ситуации предупреждения агрессивных форм поведения. Такие ситуации преимущественно используются в работе с учащимися, демонстрирующими предагрессивные формы поведения. Подростки с предагрессивным поведением представляют особую «зону риска», вследствие чего работа с этой категорией школьников требует от педагога-музыканта особенной педагогической деликатности.
Рассмотрим несколько педагогических ситуаций, которые могут быть использованы в профилактической работе педагога-музыканта с предагрессивными подростками.
Ситуация помощи. В процессе музыкальных занятий необходимость помогать друг другу у учащихся возникает постоянно. К примеру, подростки, относящиеся к категории «трудных», увлеклись игрой на гитаре. Они организовали музыкальную группу, пытались исполнять музыку современных направлений, но исполнительских навыков явно не хватало. Тогда классный руководитель посоветовал ребятам поступить в музыкальную школу. Подростки последовали совету учителя. Поскольку процесс приобретения исполнительских навыков глубоко индивидуален и не обязательно будет протекать синхронно у всех участников музыкального коллектива, вполне естественно, что один из мальчиков значительно отстал. Подростки понимали, что без его участия деятельность группы будет невозможна, и поэтому ребята собирались вместе, подсказывали подростку наиболее эффективные приемы игры или, в крайнем случае, помогали перекладывать его партию в более простые для исполнения варианты. Таким образом подростки приобретали навыки сотрудничества и полезный опыт компромисса.
Ситуация выражения своего отношения к человеку. Конструирование ситуаций данного типа имело целью научить подростков, находящихся на грани выбора между агрессией и конструктивным поведением, видеть сложнейшую природу человеческой души, находить в каждом человеке положительные черты. Ситуация строится в рамках лексической конструкции «Да, но…». К примеру, ведущий говорит «Да, Жорж Жермон растоптал душу Виолетты, вмешавшись в ее отношения со своим сыном, но он думал, что делает лучше для Альфреда, что действует во благо своему сыну». Отметим, что здесь необходим оценочный этап, дискуссионное обсуждение ситуации.
Ситуация ведения диалога и понимания партнера. Можно предложить подросткам разговор о главном герое оперы, предварительно прослушанной группой учащихся. Условия ведения диалога таковы: один обосновывает свою точку зрения по поводу того, согласен он или не согласен с действиями и поступками героя. Второй должен сначала повторить то, что сказал ему первый, а затем высказать свою точку зрения. Затем первый, в свою очередь, повторяет все, что сказал второй, и потом продолжает развивать свои доводы и суждения.
Третий блок педагогических ситуаций, направленных на профилактику агрессивного поведения подростков, составляют ситуации, предотвращающие рецидивы и переход агрессии в хронические формы. Данный тип педагогических ситуаций в основном используется в работе с учащимися, которые неоднократно демонстрировали агрессивное поведение.
В работе с такими подростками педагог-музыкант наиболее часто сталкивается с конфликтными ситуациями, спецификой которых является внезапность и невозможность точно предсказать время, условия и обстоятельства их возникновения. В основе таких ситуаций могут лежать недовольство, разногласия, противодействие, противостояние, разрыв. Данные проявления обусловлены тем, что агрессивные подростки крайне недоверчивы и осторожны в общении с педагогом, они категорически отвергают мысль о том, что нуждаются в помощи и поддержке. Поэтому создание проблемных ситуаций, в результате обсуждения которых подростки сами приходят к тем или иным выводам, обеспечивает более гибкую систему профилактической работы педагога-музыканта с агрессивными подростками.
Представим несколько педагогических ситуаций, предотвращающих переход агрессии в хронические формы.
Ситуация уюта в музыкальном классе. Любое прикосновение к внутреннему миру озлобленного, тревожного, агрессивного подростка непредсказуемо. Вся обстановка в комнате-классе должна создавать ощущение уюта, комфорта, домашнего покоя (мягкий свет, ковер на полу, много цветущих растений). Подросткам можно предложить участие в создании и поддержании уютной атмосферы в классе: каждый может принести плакат с изображением своей любимой группы, таблицу с табулатурой аккордов для игры на гитаре и др.
Ситуация встречи с любимой песней. Подбор песенного материала должен быть тщательно продуман, так как «работать» и давать эффект будут только те песни, которые понравятся подросткам, которые они будут петь с удовольствием. Каждому подростку необходимо предоставить возможность исполнять на уроке любимые произведения или музыку того стилевого направления, которое является для ученика наиболее близким.
Ситуация идентификации лирического героя. Цель конструирования таких ситуаций – перенос подростком своих чувств на героя музыкального произведения. Слушая музыку, агрессивный подросток неосознанно вступает в коммуникативный контакт с музыкальным образом и идентифицирует чувства, заложенные в музыке, с собственными переживаниями.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что конструирование педагогических ситуаций в профилактической работе педагога-музыканта с агрессивными подростками должно решать три ведущие задачи: устранение или смягчение действия причин агрессивного поведения подростков, предотвращение возникновения у них форм агрессивного поведения (для учащихся подросткового возраста, демонстрирующих предагрессивные формы поведения) и предотвращение рецидивов агрессии (для подростков, которые прежде уже демонстрировали агрессивные формы поведения). Поэтому в профилактической работе педагога-музыканта с агрессивными подростками целесообразно конструирование педагогических ситуаций трех типов: ситуации дезактуализации причин агрессивного поведения подростков (ситуация очевидного осуждения, ситуация положительного примера, музыкальная социодрама); ситуации предупреждения формирования агрессивных форм поведения учащихся подросткового возраста (ситуация помощи, ситуация выражения своего отношения к человеку, ситуация ведения диалога и понимания партнера); ситуации, предотвращающие рецидивы и переход агрессии в хронические формы (ситуация поддержания уюта в музыкальном классе, ситуация встречи с любимой песней, ситуация идентификации лирического героя).
Литература
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000. – 165 с.
Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск, 1998. – 387 с.
Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. – Волгоград, 1999. – С. 161.
Соловцова И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. – Волгоград, 2006. – 286 с.
Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел: методический материал для работы с детьми. – М., 1994. – 136 с.