Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития, в том числе и речевого. Как помочь таким детям услышать всё многообразие окружающей среды, познать своё «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью. Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности. Развивается речь — развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования.
Одним из средств, способных содействовать развитию речи, является искусство, театральная деятельность, а проще, постановка сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Учёные, изучавшие эту проблему (А. В. Запорожец, Л. Д. Короткова, Л. П. Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребёнка. Действенность сказки в работе с детьми с нарушением слуха определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.
Театральная деятельность — это форма коллективной деятельности, а значит, здесь, основной формой речевого общения является диалогическая речь, которая предшествует монологической и подготавливает её появление. В работе над диалогической речью происходит обогащение речи слабослышащих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование. Использование приёмов театрализации в младших классах способствует развитию эмоциональности речи, её интонационной выразительности, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность слабослышащего ребёнка в целом. Большую роль в работе по формированию диалогической речи играют продуманные и целенаправленные диалоги при изучении художественных произведений.
Работа по мотивам сказки «Репка» проводилась поэтапно в течение четырех занятий.
I. Подготовительный этап.
На уроке внеклассного чтения дети познакомились с персонажами сказки. При выполнении различных видов работ (выборочное чтение, чтение по ролям, подбор предложений к иллюстрациям, ответы на вопросы, упражнение: «дополни слово») решались познавательные, обучающие, коррекционные задачи.
На уроках труда и ИЗО обучающиеся лепили фигурки персонажей сказки, раскрашивали иллюстрации, вырезали из картона фигурки, обыгрывали с куклами сюжет сказки.
II. Основной этап.
Включает в себя прослушивание, просмотр, элементы пересказа сказки, распределение ролей, составление диалогов по сказке.
III. Заключительный этап.
Самостоятельная драматизация сказки.
Сценарий сказки
Пугало:
Возле дома огород.
В огороде много гряд:
Тут и репа, и салат.
Тут и свёкла, и горох.
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Дети, какие еще овощи вы знаете? Обучающиеся выбирают картинку и отвечают(капуста, лук, перец, огурец, помидор, тыква, баклажан).
Кто поможет мне собрать урожай? Надо позвать Антошку.
Все:
- Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.
Антошка:
- Не могу. Потом приду.
Ведущая (учитель-дефектолог):
Ребята, вы хотите поиграть в сказку? А в какую, отгадайте загадку:
В этой сказке дедка есть,
Бабушка и внучка.
Вместе с ними жила кошка,
Мышка и собака Жучка.
Мирно жили
Дружно, весело с охотой
Делали работу.
Дети:
- Репка.
Ведущая и автор:
Жил в одной деревне дед,
Вместе с бабкой много лет.
Захотелось как-то деду
Репы пареной к обеду…
Рассердилась бабка крепко:
Бабка (Вика):
Кашу ешь! Ну нету репки!
Хочешь репку –
В огороде посади!
Ведущая и автор
Лопату несет,
Лейку несет,
Идет в огород.
Репку сажает,
Репку поливает
Ведущая:
Репка выросла на диво!
Так вкусна и так красива. (Дед обходит репку, удивляется)
Дед:
Эх, бульдозер бы сюда,
Без него совсем беда.
Автор:
Тянет- потянет –
Вытянуть не может. (Зовет бабку).
Дед:
- Где ты бабка? Помоги.
Пугало:
Бабка пойдет помогать, если вы выполните её задание.
Сколько букв в слове «репка?» (Дети определяют и говорят сколько букв.)
Автор:
Тянут эдак, тянут так,
Да не вытянут никак.
Бабка:
Надо внучку бы позвать
Так нам репку не сорвать.
Пугало:
(Внучка пойдет помогать, если вы справитесь с заданием.
Ребята, сколько слогов в слове «сказка?» (Обучающиеся определяют и отвечают)
Ведущая и автор:
Стали внучку вместе звать,
А потом тянуть опять…
Вот все трое, что есть силы
Дернут эдак, дернут так –
Но не вытянут никак.
Внучка:
Ломит спину, ноют ручки.
Нет, не справиться без Жучки!
Ведущая и автор:
Жучка к внучке подбежала
И за юбку тянуть стала.
Только репка все на месте,
Нет, не вытянуть им вместе.
Жучка:
Гав-гав! Живо котик наш, беги,
Репку дергать помоги!
Кот:
- Я кот. Мяу – мяу.
Ведущая и автор:
Тут и Мурка и подоспела,
И они взялись за дело!
Тянут славно, но беда,
Ни туда и ни сюда!
Бабка:
Мышку надо бы позвать…
Все:
Мышка, мышка, не ленись.
С нами вместе потрудись!
Мышка:
А какая ждет награда?
Ведущая:
Репки маленький кусочек
Ты получишь, мой дружочек.
Ведущая и автор:
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку
Бабка за дедку, дедка за репку.
Станем вместе, скажем «Ух»
Вытащили репку.
Хороша наша репка!
Бабка:
На здоровье, кушай дед,
Долгожданный свой обед.
(Выбегает Антошка с большой ложкой)
Антошка:
- Где обед? У меня большая ложка!
Все:
- Ты нам не помогал. Иди в огород. Копай картошку! ( Потом с огорода несет корзину с картошкой. Его угощают репкой)
Пугало:
- Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец! Ребята, вы сейчас поиграли в сказку. Я думаю, что герои сказки и вы ребята будете знать, как важно помогать друг другу.
Гостям и участникам сказки очень понравилось выступление. Сказка нас еще больше подружила.
Литература:
Е. А. Стребелева – Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М., 2008 г.
М.И. Никитина – Уроки чтения в школе слабослышащих детей. М., 1991 г.
Е.Г. Речицкая – Развитие детей с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы. Л., 1988 г.
Н.Н. Макарова – Коммуникативная игра в младших классов. Издательство Начальная школа 2007 г.