Развитие диалогической речи младших школьников с нарушением слуха посредством драматизации сказок


Автор: Можаева И. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Июнь 2020

Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития, в том числе и речевого. Как помочь таким детям услышать всё многообразие окружающей среды, познать своё «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью. Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности. Развивается речь — развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования.

Одним из средств, способных содействовать развитию речи, является искусство, театральная деятельность, а проще, постановка сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Учёные, изучавшие эту проблему (А. В. Запорожец, Л. Д. Короткова, Л. П. Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребёнка. Действенность сказки в работе с детьми с нарушением слуха определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.

Театральная деятельность — это форма коллективной деятельности, а значит, здесь, основной формой речевого общения является диалогическая речь, которая предшествует монологической и подготавливает её появление. В работе над диалогической речью происходит обогащение речи слабослышащих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование. Использование приёмов театрализации в младших классах способствует развитию эмоциональности речи, её интонационной выразительности, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность слабослышащего ребёнка в целом. Большую роль в работе по формированию диалогической речи играют продуманные и целенаправленные диалоги при изучении художественных произведений.

Работа по мотивам сказки «Репка» проводилась поэтапно в течение четырех занятий.

I. Подготовительный этап.

На уроке внеклассного чтения дети познакомились с персонажами сказки. При выполнении различных видов работ (выборочное чтение, чтение по ролям, подбор предложений к иллюстрациям, ответы на вопросы, упражнение: «дополни слово») решались познавательные, обучающие, коррекционные задачи.

На уроках труда и ИЗО обучающиеся лепили фигурки персонажей сказки, раскрашивали иллюстрации, вырезали из картона фигурки, обыгрывали с куклами сюжет сказки.

II. Основной этап.

Включает в себя прослушивание, просмотр, элементы пересказа сказки, распределение ролей, составление диалогов по сказке.

III. Заключительный этап.

Самостоятельная драматизация сказки.

Сценарий сказки

Пугало:

Возле дома огород.

В огороде много гряд:

Тут и репа, и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Дети, какие еще овощи вы знаете? Обучающиеся выбирают картинку и отвечают(капуста, лук, перец, огурец, помидор, тыква, баклажан).

Кто поможет мне собрать урожай? Надо позвать Антошку.

Все:

- Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

Антошка:

- Не могу. Потом приду.

Ведущая (учитель-дефектолог):

Ребята, вы хотите поиграть в сказку? А в какую, отгадайте загадку:

В этой сказке дедка есть,

Бабушка и внучка.

Вместе с ними жила кошка,

Мышка и собака Жучка.

Мирно жили

Дружно, весело с охотой

Делали работу.

Дети:

- Репка.

Ведущая и автор:

Жил в одной деревне дед,

Вместе с бабкой много лет.

Захотелось как-то деду

Репы пареной к обеду…

Рассердилась бабка крепко:

Бабка (Вика):

Кашу ешь! Ну нету репки!

Хочешь репку –

В огороде посади!

Ведущая и автор

Лопату несет,

Лейку несет,

Идет в огород.

Репку сажает,

Репку поливает

Ведущая:

Репка выросла на диво!

Так вкусна и так красива. (Дед обходит репку, удивляется)

Дед:

Эх, бульдозер бы сюда,

Без него совсем беда.

Автор:

Тянет- потянет –

Вытянуть не может. (Зовет бабку).

Дед:

- Где ты бабка? Помоги.

Пугало:

Бабка пойдет помогать, если вы выполните её задание.

Сколько букв в слове «репка?» (Дети определяют и говорят сколько букв.)

Автор:

Тянут эдак, тянут так,

Да не вытянут никак.

Бабка:

Надо внучку бы позвать

Так нам репку не сорвать.

Пугало:

(Внучка пойдет помогать, если вы справитесь с заданием.

Ребята, сколько слогов в слове «сказка?» (Обучающиеся определяют и отвечают)

Ведущая и автор:

Стали внучку вместе звать,

А потом тянуть опять…

Вот все трое, что есть силы

Дернут эдак, дернут так –

Но не вытянут никак.

Внучка:

Ломит спину, ноют ручки.

Нет, не справиться без Жучки!

Ведущая и автор:

Жучка к внучке подбежала

И за юбку тянуть стала.

Только репка все на месте,

Нет, не вытянуть им вместе.

Жучка:

Гав-гав! Живо котик наш, беги,

Репку дергать помоги!

Кот:

- Я кот. Мяу – мяу.

Ведущая и автор:

Тут и Мурка и подоспела,

И они взялись за дело!

Тянут славно, но беда,

Ни туда и ни сюда!

Бабка:

Мышку надо бы позвать…

Все:

Мышка, мышка, не ленись.

С нами вместе потрудись!

Мышка:

А какая ждет награда?

Ведущая:

Репки маленький кусочек

Ты получишь, мой дружочек.

Ведущая и автор:

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку

Бабка за дедку, дедка за репку.

Станем вместе, скажем «Ух»

Вытащили репку.

Хороша наша репка!

Бабка:

На здоровье, кушай дед,

Долгожданный свой обед.

(Выбегает Антошка с большой ложкой)

Антошка:

- Где обед? У меня большая ложка!

Все:

- Ты нам не помогал. Иди в огород. Копай картошку! ( Потом с огорода несет корзину с картошкой. Его угощают репкой)

Пугало:

- Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец! Ребята, вы сейчас поиграли в сказку. Я думаю, что герои сказки и вы ребята будете знать, как важно помогать друг другу.

Гостям и участникам сказки очень понравилось выступление. Сказка нас еще больше подружила.

Литература:

  1. Е. А. Стребелева – Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М., 2008 г.

  2. М.И. Никитина – Уроки чтения в школе слабослышащих детей. М., 1991 г.

  3. Е.Г. Речицкая – Развитие детей с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы. Л., 1988 г.

  4. Н.Н. Макарова – Коммуникативная игра в младших классов. Издательство Начальная школа 2007 г.