Проектно-исследовательская работа "Ветеран живёт рядом"


Авторы: 
- Дербенцева О. И. - подписаться на статьи автора
- Колушкина Л. К. - подписаться на статьи автора
- Дегтярёва Д. - подписаться на статьи автора
- Лукбанов В. - подписаться на статьи автора
- Соколов Р. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Июнь 2020

Введение 

Война... Страшное слово, за которым кровь, смерть, страдания, искалеченные судьбы, разрушенные семьи. Много лет прошло с тех огненных дней. Осыпались и заросли травой окопы, распаханы поля сражений, и всё реже и реже выгребает плуг из горькой военной земли гильзу или осколок снаряда - вещественных свидетелей минувшей трагедии. И участников войны, фронтовиков становится с каждым днём всё меньше и меньше. Но сегодня еще есть уникальная возможность общения с теми, кто на себе испытал все трудности войны, кто в те военные годы спасал все человечество - это ветераны войны и труда - люди уникальной судьбы, живые свидетели истории, люди высокой духовности, гражданственности, патриотизма. Им сейчас уже более 80-и лет. Многие из них болеют, многие не имеют семью, нуждаются в помощи и поддержке. Они еще могут поделиться с нами историей своей нелегкой жизни. Рассказать, как было страшно в первые месяцы войны. Рассказать, что чувствовали они, находясь на волосок от гибели.

Наша команда решила посвятить эту работу Орловой Александре Ивановне.

Актуальность выбранной темы обусловлена пропагандой знаний о героях — земляках, участниках Сталинградской битвы , в связи с 70-й годовщиной со дня разгрома фашистских войск под Сталинградом. 

Тип проекта: поисковый, долгосрочный

Цель проекта:    

  • создать видео-аудио архив об участнице Сталинградской битвы Орловой Александре Ивановне для будущих поколений. 

Задачи: 

  1. Найти и изучить документы папки «Земляки – участники Великой Отечественной войны» фондов школьного краеведческого музея и литературу в школьной и сельской библиотеке о боевом и трудовом прошлом Александры Ивановны Орловой. 

  2. Провести интервьюирование. 

  3. Подготовить фоторепортаж для экспозиции школьного краеведческого музея. 

  4. Обработать собранный материал и представить его в виде статьи для районной газеты «Дон» и презентации проекта на ученической конференции.

Новизной проекта является восприятие найденной нами информации о нашей землячке, выпускнице Калмыковской школы, участнице Сталинградской битвы , нашими сверстниками, а также анализ отношения к войне учащихся нашей школы.

Методы работы

  • Изучение семейного архива и фондов школьного краеведческого музея;

  • Анализ   воспоминаний Орловой А.И. 

  • Интервью с Орловой А.И. 

  • Анкетирование учащихся школы

Этапы работы: 

1. Образование инициативной группы , разработка плана проекта  

2. Поиск архивных материалов: 

а) документов, подтверждающих участие в боевых действиях;

б) фотографии с фронта;

в) медали или нагрудные знаки;

г) удостоверения к наградам; 

3. Сбор нужной информации из разных видов исторических источников:

а) книг

б) документов фондов школьного краеведческого музея об Орловой А.И.

в) материалов СМИ

Формы реализации проекта: просветительская работа, благотворительная деятельность, встречи с участником Сталинградской битвы, поздравления с календарными праздниками, тематические мероприятия, линейки, работа с ИКТ и техническими средствами (компьютером, видеокамерой, фотоаппаратом ксероксом, принтером, сканером), участие в районном конкурсе ученических проектов.

Основная часть

Биография Александры Ивановны Орловой

Александра Ивановна родилась 1 мая 1922 года в хуторе Калмыковский Перелазовского района Сталинградской области   в семье Ивана Акимовича и Агафьи Андреевны. Вместе с младшими братьями Анатолием и Николаем училась в Калмыковской школе до 7 класса. После окончания школы работала в детсаду, потом помощником библиотекаря. Учиться очно не было возможности, но мечтала быть учителем. Поступила в педучилище г. Сталинграда на заочное отделение. Первый год работала в школе пионервожатой, а на второй год дали второй класс.

Страшная весть о войне застала Александру Ивановну во время сессии в педучилище. Ей было 19. Совсем молоденькая, полная желания и энергии работать, мечтать, любить - уходит на войну.Вслед за ней, летом 1943 года уходит средний брат, а в 1944 году - младший.

Враг рвался к Сталинграду.

В апреле 1942 года 30 девушек Перелазовского района уезжали в Сталинград. Вслед за отцами и братьями милые, хрупкие, нежные отправлялись в самое пекло войны.   Вот что она рассказала: «Привезли нас в Сталинград в пункт новобранцев, сразу в баню. Здесь попрощались с косами, локонами, причёсками. Подстригли всех под «бокс». Командир роты, увидев меня, крикнул: «Валя!». Во мне он увидел образ своей любимой девушки. Так всю войну меня звали Валя».

Начались непрерывные занятия с раннего утра до позднего вечера, до отбоя. Даже наши командиры, проводившие с нами все эти занятия, лейтенанты Пётр Кравченко и Иван Астахов, удивлялись, как это наша «сорочинская ярмарка» не падает с ног, не просит пощады. «Сорочинская» потому, что в полк никак не могли «доставить» женское обмундирование. Мы в своих разношёрстных платьях, юбках, блузках, кофтах представляли довольно живописное зрелище. А лейтенанты были строги и выполняли расписание от минуты до минуты. И если уж стрелять – с полной отдачей. Марш - бросок – так с полной выкладкой. По - пластунски – так паши носом землю и чтобы не одна часть тела не поднималась выше положенного. Наконец нам выдали обмундирование: гимнастёрки и юбки непонятного, скорее всего, мышиного цвета, узкие ремешки. Бельё мужское. И всё не по росту. Ботинки 43 размера. Толстенная подошва,   с металлической прокладкой каблуки, круглые носы и материал, из которого они были сооружены, делали их абсолютно негнущимися. Наряд завершали фуражки вместо пилоток. Но после посещения генерала Громадина всё изменилось- выдали хорошо подогнанные гимнастёрки, юбки, лёгкие, прямо-таки изящные после английских «ботфортов» ботинки сделали многих девчат гораздо обаятельней».

… Немецкие самолёты небольшими группами, всё чаще пытаются прорваться к городу. Ни одного дня, ни одной ночи теперь не проходило без тревог. Учебных уже не было, только боевые. Запомнилась ночь 22 июля. Запомнилась потому, что был большой налёт фашистских самолётов, «юнкерсы» и «хейнкели» заходили на город с разных сторон, чтобы поставить зенитчиков в сложные условия, отвлечь их на одном направлении и попытаться прорваться на другом.   Вспоминается эпизод о неравном поединке. Ранним утром 18 немецких самолётов Ю-87 стали бомбить завод «Баррикады». Единственная пулемётная точка открыла огонь по фашистским самолётам. Огонь вела Мария Барсукова. Одной удачной очередью она сбила самолёт Ю - 87. Он загорелся и взорвался. Тогда остальные 17 самолётов развернулись в строй   и все по очереди стали пикировать уже только на машину с пулемётной установкой. А Мария продолжала принимать огонь на себя, спасая тем самым других бойцов. Сама же от летящей смерти была прикрыта только гимнастёркой. И вот очередной взрыв , и загорелась машина, шофёр был убит. Мария продолжала вести огонь. Пламя подобралось к ногам Марии Барсуковой и охватило её одежду. Из этого пылающего факела была слышна пулемётная очередь. Так сгорела, ведя бой, Мария Фёдоровна Барсукова.

Самое страшное началось 23 августа 1942 года - массовые налёты варварской бомбардировки.   Основная масса самолётов над городом. И сыплются, сыплются бомбы. Потоки горящей нефти и бензина устремились к Волге. Всё горит — земля, небо, вода. Горит город. Как спички вспыхивают телеграфные столбы.   Как во сне, в кошмарном сне. Даже не верится тому, что видят глаза и слышат уши. Кажется, что всё это сейчас кончится, снова будет тихо, снова будет голубое небо, но это продолжалось долго.   Никогда больше за всё время великого сражения она не испытывала такого ужаса и бессилия из-за того, что невозможно прекратить этот ад. Сказывалась не только и не столько физическая усталость, сколько угнетающее впечатление от горящего города.

Но гитлеровцы просчитались, когда решили поставить город на колени. В горящем Сталинграде с перепаханной снарядами и бомбами землёй, где, казалось бы, негде укрыться, как влитые стояли советские солдаты. Они сделали всё невозможное. Освободили город. В эти напряженные дни героями были все. Не случайно те, кто после этих боев остался в строю, были отмечены высокими правительственными наградами. Медаль «За боевые заслуги» вручили Александре Ивановне в декабре 1942 года, медаль «За оборону Сталинграда» в октябре 1943 года. Позже рядом с медалями на груди засиял орден Отечественной войны 2 степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», медаль Жукова и много юбилейных медалей.

Для Александры Ивановны Сталинград тех дней памятен не только боями. Здесь она принята кандидатом в члены КПСС. О славных делах отдельного батальона бывший комсорг   командного пункта полка Мария Матвеева написала книгу «Я была на войне". Эта книга с дарственной надписью автора, в библиотеке Александры Ивановны занимает почетное место, есть она и в сельской библиотеке.

Вспоминает Александра Ивановна: «В сентябре полк почти был разбит, всех, кто остался, эвакуировали за Волгу. Не было ни воды, ни еды. Вода в реке была страшная: мазут, обломки самолётов, трупы... Разболтаешь котелком и пьёшь, поили раненых. В 1943 году полк сформировали вновь. В Сталинград приехали 2 февраля. Ещё кое-где раздавались выстрелы. Сильный мороз. Весь город залит алой кровью. Негде было ступить, сплошные трупы. И наши, и немцы вперемешку. Город весь в развалинах. Создавались похоронные команды. Трупы немцев собирали до самой весны. Наша часть охраняла важные стратегические объекты: мосты, заводы.

В 1943 году война не закончилась. Настоящая победа меня застала в Белорусии. Два года работала в областном контрольном учётном бюро г. Барановичи старшим контролёром». Но запах степной травы, просторы полей, запах хлеба, испеченного матерью — все звало на Родину. В 1947 году вернулась в хутор Калмыков, работала счетоводом, бухгалтером, экономистом. Много лет прошло, но всё сохранилось в памяти. Что-то забылось, что-то под грузом прошлых лет видится по-другому. Да и каждый видит войну по-своему».

Александра Ивановна – ветеран труда. Всю жизнь посвятила сельскому хозяйству. За достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании, за отличную дисциплину на производстве, активное участие в общественной жизни и примерное поведение в быту была удостоена звания «Ударник коммунистического труда». В 1959 году принимала участие в проведении Всесоюзной переписи населения в качестве счётчика. За что Советом Министров ей объявлена благодарность.

Александра Ивановна принимает участие в митингах, посвящённых Дню Победы, Дню освобождения Клетского района, хутора от фашистских захватчиков,   Победе в Сталинградской битве, праздниках в сельском доме культуры Она всегда желанный гость в Калмыковской школе на уроках мужества, встречах, беседах.

Нас приятно удивило, как бережно хранит Александра Ивановна фронтовые фотографии, награды. Кроме того, она очень интересный и сильный человек, свято несущий на себе отпечаток того замечательного времени. Когда она рассказывала о своей жизни, мы переживали вместе с ней год за годом, событие за событием. Поверьте, ей есть, что рассказать современным школьникам! Когда беседовать пришлось перед камерой, Александра Ивановна немного смутилась, поэтому её рассказ в фильме выглядит скуповатым. А может это скромность человека, прожившего очень сложную и интересную жизнь и знающего, что и сколько в ней стоит?

Благодаря проделанной работе, мы поняли, что каждый солдат, каждый военный решал исход войны. Мы надеемся, что каждый из наших ровесников заинтересуется судьбой ветеранов, и просто может сходить в гости к кому-нибудь и уделить им минутку внимания, которого им так не хватает.

Учащиеся 9 класса   оказывают шефскую помощь Александре Ивановне: выносят мусор, окапывают деревья, благоустраивают территорию возле дома, расчищают от снега дорожки. Организовывают поздравления с днём рождения, с днём пожилого человека, днём учителя.

Сейчас Александра Ивановна   на заслуженном отдыхе, это уважаемый в хуторе человек, она добрая, вежливая, скромная, немногословная женщина. В свои 90 лет она прекрасно выглядит, всегда стройная и аккуратная.

Годы идут, и сегодня все меньше остается с нами тех, кто мог бы поделиться своими личными ощущениями событий тех лет. Пройдет не так много времени, и возможность воссоздать "живую историю" войны будет упущена навсегда. Героический подвиг, который совершил простой российский солдат ради свободы своего народа, защиты своей Родины – это не только почетная обязанность, но еще и нравственный, гражданский, человеческий долг каждого. Нынешнее поколение иногда задается вопросом: а зачем вообще нужно изучать историю, рассматривать старые фотографии, перелистывать записи воспоминаний, изучать старинные документы?   Прервется нить, связывающая поколения, потеряется чувство сопричастности к истории страны. Новое поколение уже не будет ощущать себя гражданином великой державы, потускнеет чувство гордости и патриотизма. Ведь от того, каким будет небо над головой – мирным или окрашенным в черный цвет войны, зависит будущее человечества.

Мы провели социологический опрос среди учащихся 5-11 классов. В опросе принимали участие 87 школьников. Проведённый опрос показал, что школьники интересуются историей Сталинградской битвы, проявляют заботу и внимание ветеранам.

1. Что вы знаете о Сталинградской битве?

  • ничего - 11

  • изучаю только в школе - 26

  • читаю, знают много фактов - 50

2. Знаете ли вы калмычан, участников Сталинградской битвы?

  • да, много - 18

  • да, но не так много - 35

  • нет - 34

3. Хотели бы вы узнать больше о Сталинградской битве?

  • да, я интересуюсь - 80

  • это не интересно для меня - 3

  • нет - 4

Результат проекта

  1. Проведены встречи с А.И. Орловой. 

  2. Накоплена подробная информация о жизни участницы Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы, заслуженного ветерана труда. Использованы материалы: семейного архива, фондов школьного музея, архивов газет: «Волгоградская правда», «Дон» и книги Марии Матвеевой «Я была на войне» . 

  3. Собраны предметы для фондов музея школы: документы, фотографии, личные вещи Орловой А.И. 

  4. Создан веб-ресурс, на котором размещена презентация проекта.

  5. Оформлен буклет «Ветеран живёт рядом». 

  6. Создана новая экспозиция в школьном краеведческом музее «Ветеран живёт рядом» и проведены экскурсии для учителей и учащихся района, жителей хутора Калмыковский. 

  7. На основании исследования написана статья «Ветеран живёт рядом» в районную газету «Дон» и «Волгоградская правда». 

  8. Продолжена традиция тимуровской помощи. 

  9. Подготовлен видеорепортаж и фоторепортаж беседы.

Заключение

Великая Отечественная война наложила тяжелый отпечаток на судьбы многих людей.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне имела всемирное историческое значение. Советский народ внёс решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. Сражалась вся страна – сражался фронт, сражался тыл. Они полностью выполнили стоявшую перед ними задачу.

Сегодня нас всех объединяет одно общее прошлое, которого мы должны быть достойны. Мы должны быть достойными того подвига, совершенного для нас отцами, дедами, прадедами, матерями, бабушками, стоявшими как один, плечом к плечу. У нас просто нет права забыть цену Победы, которую заплатил весь советский народ, чтобы обеспечить мир над головой потомков.

Великая Отечественная война — это беспрецедентный пример мужества, стойкости и непоколебимой веры в справедливую победу всего народа, который, сплотившись, сумел противостоять самой мощной армии.

Великая Отечественная война — это рана, которая еще долго будет кровоточить в сердцах миллионов, возвращая память в ставшие уже такими далекими годы военной оккупации. И сколько бы лет еще ни прошло, время не в силах стереть народную память, которая будет жить в сердце каждого потомка, обеспечивая тесную связь времен и поколений. Мы с уважением относимся к ветеранам, их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Хочется добавить, что в процессе работы над проектом мы выяснили, почему в книге «Я была на войне» автор пишет «Валя Орлова», а не Шура Орлова.

А повинна в этом пламенная любовь. Командир роты Астахов встречал девушек - новобранцев. Он бросил взгляд на Орлову АИ и увидел в ней образ своей любимой девушки, воскликнул: «Валя!» Так всю войну Александру Ивановну звали Валя.

Цель нашего проекта достигнута: в ходе работы нами была выявлена информация о роли нашей землячки в Сталинградской битве и представлена широкой аудитории. Проект помог увековечить память о ветеране войны - Орловой Александре Ивановне. Мы научились анализировать и оформлять собранный материал.

Практическая значимость работы на сегодня актуальна, так как может быть использована как краеведческий материал на уроках и во всех мероприятиях по предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, как дополнительный материал при изучении исторических событий 1941-1945 годов: Сталинградская битва. Как источник воспитания нравственности, патриотизма, активной гражданской позиции учащихся во внеклассной деятельности классных руководителей и воспитателей.          

Литература:

  1. Баскакова Э.Э Победу ковали и кровью, и потом - подарочное издание ПО Стрела, 2009.

  2. Матвеева. М. Я была на войне - документальная повесть, Москва Советская Россия, 1983.

  3. Первов М. Отечественное ракетное оружие - Москва, 1999.

Источники:

  1. Документы семейного архива Орловой А.И.

  2. Фонды школьного краеведческого музея, папка № 40

  3. Архивы газет Волгоградская правда , Дон.

Приложение 1

Из трудовой книжки.

 

  • Трудовой стаж до совхоза «Клетский» 9 лет.

  • 1947. Принята на должность счетовода

  • 1948. Переведена секретарём

  • 1949. Окончила курсы бухгалтеров в городе Сталинграде

  • 1950. Окончила курсы бухгалтеров

  • 1971. Принята на должность экономиста

  • 28.02.1977. Уволена в связи с уходом на пенсию по старости

Ордена и медали.

Ордена:

  • Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985 года)

Медали:

  • За боевые заслуги

  • За оборону Сталинграда

  • За победу над Германией в ВОВ 1941-145 (1947, 2 апреля)

  • Медаль Жукова (19 января 1996года)

  • Ветеран труда (17 октября 1977 года)

Юбилейные медали:

  • За оборону Сталинграда.

  • Ветеран войны.

  • За доблестный труд к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.

  • 20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

  • 30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

  • 40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

  • 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

  • 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Нагрудные знаки:

  • Фронтовик 1941-1945 (9 мая 2000 года).

Приложение 2

Анкета

 

1. Что вы знаете о Сталинградской битве?

Ø ничего

Ø интересуюсь

Ø знаю много фактов

2. Знаете ли вы калмычан, участников Сталинградской битвы?

Ø да

Ø нет

3. Хотели бы вы узнать больше о Сталинградской битве?

Ø да

Ø нет