Агрессивное поведение подростков и его связь со стилем семейного воспитания


Авторы: 
- Плотникова Н. Н. - подписаться на статьи автора
- Мирошниченко Е. Д. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

В последние годы наблюдается рост преступлений, совершаемых молодежью и подростками. При этом увеличивается не только количество агрессивно-насильственных посягательств, но и углубление агрессии в сторону возрастания жестокости и цинизма. Укорененность агрессивных моделей поведения в среде подростков способствует их социальной дезадаптации и является фактором риска их противоправного поведения в будущем. В связи с этим, изучение психологических причин и механизмов проявления различных форм агрессивного поведения в подростковом возрасте является актуальной и насущной проблемой, задающей вектор психолого-педагогических корректирующих воздействий.

Изучению феномена агрессии посвящено большое число зарубежных и отечественных исследований, которые разрабатывались в рамках различных психологических школ и направлений [Бандура, Уолтерс, 2000; Берковиц, 2001; Бэрон, Ричардсон, 1997; Ениколопов, 2001; Левитов, 1972; Реан, 1996; Фрейд, 1993; Фромм, 2006 и др.]. Предметом научного осмысления становятся различия в понимании сущности и психологических механизмов агрессии, природы и источников агрессивного поведения, его формы, а также способы его профилактики и коррекции.

В зарубежной психологии в фокусе внимания исследователей находятся причины и факторы развития агрессивного поведения у детей и подростков. Особое внимание направлено на установление взаимосвязи легитимного насилия и девиантного агрессивного поведения [Бандура, Уолтерс, 2000]; уровня интеллекта и агрессии [Коннор, 2005]; дисциплинарными воздействиями родителей и агрессивностью детей.

В отечественной психологии разрабатывается проблема соотношения биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения. Особо анализируются агрессивное поведение личности в контексте педагогики ненасилия, социальная детерминированность агрессивного поведения, типология агрессивного поведения школьников и проблема школьного буллинга. Определяется специфика агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп [Кузнецова, Абрамова, 2014; Реан, 1997; Семенюк, 1996; Смирнова, Хузеева, 2001 и др.].

Анализ источников агрессивного поведения особенно актуален в отношении подростков в связи с их интенсивным психофизическим развитием, личностной нестабильностью, изменением характера отношений со сверстниками и взрослыми, активным усвоением различных форм поведения, а также высоким уровнем готовности к агрессии. При этом агрессия, как никакое другое поведенческое нарушение, представляет серьезную угрозу для благополучного развития подростка и влияет на возникновение психических проблем и разного вида дезадаптаций не только у жертв и наблюдателей, но и у самих агрессоров [Кузнецова, Абрамова, 2014; Реан, 1997; Семенюк, 1996; Смирнова, Хузеева, 2001 и др.]. Формирование и подкрепление агрессивного поведения в подростковом возрасте происходит под влиянием референтной группы сверстников, факторов школьной среды, учительских установок и позиций, средств масс-медиа.

Отдельным предметом исследований становится выявление наличия и характера связи между условиями семейного воспитания и внутрисемейными взаимоотношениями и агрессивными тенденциями в поведении детей и подростков [Бэрон, Ричардсон, 1997; Захаров, 1988; Раттер, 1999; Смирнова, 2000; Черпакова, 2011 и др.]. В ряде исследований было показано, что прямое влияние семьи на развитие агрессии у подростков осуществляется посредством демонстрации родителями агрессивных моделей поведения (по отношению друг к другу, самому подростку, другим детям) и положительного подкрепления. К основным факторам семейного воспитания, связанным с агрессивным поведением детей, относят особенности детско-родительских отношений, родительские позиции, стили воспитания. Влияние на формирование агрессивности как одного из видов нарушения поведения таких семейных факторов, как отчужденность, холодность, неуважение к личности подростка, эмоциональное неприятие, постоянные ссоры, непоследовательность требований, чрезмерно строгие наказания, отражено в различных исследованиях [Бандура, Фурманов Черпакова].

Однако дефицит систематических исследований влияния семейной среды на развитие детской агрессивности в отечественной психологии побудил нас предпринять специальное исследование, целью которого было получить ответ на вопрос: какие конкретно параметры родительского воспитания оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие агрессивного поведения у детей и подростков? С этой целью было проведено исследование взаимосвязи между агрессией подростков и стилем родительского воспитания.

Эмпирическая выборка исследования. Исследование проводилось на базе МОУ Гимназия № 16 г. Волгограда. Эмпирическую выборку составили 49 подростков в возрасте от 13 до 14 лет. Из них 19 человек – ученики 6-го класса, 30 человек – ученики 7-х классов; 23 мальчика и 26 девочек. Также в исследовании принимали участие 27 родителей (матерей).

Методики исследования. В настоящей работе был использован следующий диагностический комплекс: 1) Опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки (в модификации Л.М. Семенюк), 2) Тест межличностных отношений Т. Лири, 3) Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (варианты для подростков и родителей). Для выявления тесноты и направления связи между шкалами агрессии, доминирующим типом межличностных отношений и параметрами родительского воспитания использовался коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена. Анализу подвергались различия, достигающие уровня статистической значимости p<0,05. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием MS Excel 2010 и IBM SPSS Statistics v. 20.0.

Результаты и их обсуждение. Первое направление анализа эмпирических данных состояло в определении выраженности агрессии у подростков исследуемой выборки. По показателям (баллам) «индекса агрессивности» (21±4 – норма) и «индекса враждебности» (6,5-7 ±3– норма), полученным с помощью методики, подростки были распределены на группы:

1) более агрессивные / более враждебные – учащихся с высокими показателями индексов агрессивности / враждебности (выше нормы);

2) средне агрессивные / средне враждебные – учащихся со средними показателями индексов агрессивности / враждебности (соответствует норме);

3) менее агрессивные / менее враждебные – учащихся с низкими показателями индексов агрессивности / враждебности (ниже нормы).

Распределение подростков по группам агрессивности / враждебности представлено в табл. 1.

Таблица 1.

Выраженность агрессивности и враждебности у подростков


Тип реакций

Количество подростков с уровнем

выше нормы

норма

ниже нормы

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

Враждебность

30

61

19

39

0

0

Агрессивность

26

53

21

43

2

4


Результаты исследования (табл. 1.) свидетельствуют о повышенной степени проявления агрессивных и враждебных реакций у подростков. Так, у 61% и 53% подростков диагностированы высокие уровни враждебности и агрессивности соответственно. Нормальный уровень агрессивных и враждебных реакций выявлен у 39% и 43% респондентов. Индекс агрессивности ниже нормы продемонстрировали только 4% подростка, а низкие показатели враждебности не выявлены ни у одного испытуемого.

Анализ корреляций между шкалами опросника показал, что враждебность и агрессивность обнаруживают статистически значимые взаимосвязи со всеми проявлениями агрессивного поведения (p<0,01), за исключением чувства вины (табл. 2).

Таблица 2.

Значимые коэффициенты корреляции шкал опросника Басса-Дарки


Шкалы реакций

 

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс

враждебности

Индекс

агрессивности

Индекс

враждебности

,423**

,506**

,582**

,384**

,811**

,838**

,470**

-

 

,652**

Индекс

агрессивности

,695**

,726**

,697**

,380**

,586**

,483**

,853**

-

,652**

 


Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.

При этом враждебность наиболее тесно связана с обидой и подозрительностью подростков, а общая агрессивность – с косвенной и вербальной агрессией. Полученные результаты свидетельствуют о том, общая негативная, недоверчивая позиция подростков по отношению к окружающим выражается преимущественно в форме зависти и ненависти в сочетании с недоверием и осторожностью по отношению к другим людям. Активное же выражение негативных чувств учащихся подросткового возраста к окружающим осуществляется обходными путями (в виде злобных шуток, сплетен), ненаправленной агрессией или через содержание словесных ответов (ругань, угрозы, проклятия и др.).

На основании результатов исследования по опроснику межличностных отношений Т. Лири подростки исследуемой выборки были распределены на группы в зависимости от степени выраженности того или иного типа межличностных отношений (низкая, умеренная, высокая, экстремальная). Высокая и экстремальная выраженность типов показана в табл. 3.

Таблица 3.

Выраженность типов межличностных отношений у подростков

Типы отношений

Количество подростков с уровнем

высоким

экстремальным

аб/ч

%

аб/ч

%

Авторитарный

17

34,6

12

24,4

Эгоистичный

16

32,6

7

14,2

Агрессивный

18

36,7

9

18,3

Подозрительный

13

26,5

7

14,2

Подчиняемый

15

30,6

4

8,1

Зависимый

6

12,2

6

12,2

Дружелюбный

20

40,8

8

16,3

Альтруистический

20

40,8

8

16,3


Как видно из табл. 3., в межличностных отношениях подростков представлен широкий репертуар направленностей в общении. В то же время у 34,6% и 24,4% респондентов отмечается высокий и экстремальный уровни авторитарного типа отношений, что свидетельствует о диктаторских, властных типах личности, лидирующих во всех видах групповой деятельности. Следует отметить, что у 32,6 % и 14,2% респондентов отмечается высокий и экстремальный уровни эгоистичного типа отношений, что свидетельствует о расчетливой и независимой личности, которая стремиться быть над всеми в группе. Основным показателем в данной методике остается агрессивный тип отношений, где у 36,7% и 18,3% респондентов отмечается высокий и экстремальный уровни, что свидетельствует о враждебных, агрессивных реакций к окружающим Результатом проведения методики было определения основных цифровых индексов «Доминирование» и «Дружелюбие» с помощью формул. Так, у 83,6 % подростков зафиксировано положительное значение индекса «Доминирование», что свидетельствует о выраженном лидерстве в общении, которое может переходить в неконтролируемые проявления агрессивных реакций подростка. Отрицательное значение индекса «Дружелюбие» отмечено у 51 % респондентов, что свидетельствует об агрессивно конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности подростков.

Анализ корреляций между агрессивным поведением и типами межличностных отношений подростков показал, что агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый и дружелюбный типы отношений обнаруживает статистически значимые взаимосвязи с большинством форм агрессивного поведения(p<0,01), за исключением физической и вербальной агрессии, а также негативизма и обиды (табл. 4.).

Таблица 4.

Значимые коэффициенты корреляции между агрессивным поведением и типом межличностных отношений подростков


Формы

агрессивного

поведения

Типы межличностных отношений

Авторитарный

Эгоистический

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруистический

Физическая агрессия

 

 

 

 

 

 

 

 

Косвенная агрессия

 

 

,282*

 

 

 

 

 

Раздражение

 

 

 

 

,295*

,306*

,344*

 

Негативизм

 

 

 

 

 

 

 

 

Обида

 

 

 

 

 

 

 

 

Подозрительность

 

 

,351*

,353*

 

,410**

,394**

 

Вербальная агрессия

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувство вины

 

 

 

 

 

,323*

 

 

Индекс враждебности

 

 

 

,283*

 

 

,302*

 

Индекс агрессивности

 

 

 

 

,284*

 

 

 


Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.

Как видно из табл. 4., наибольшее количество связей типов межличностных отношений обнаруживается со шкалой агрессивного поведения «подозрительность». Высокий уровень недоверия и осторожности подростков значимо коррелирует с агрессивным, подозрительным, зависимым и дружелюбным типом отношений. Шкала агрессивного поведения «раздражительность» наиболее тесно связана с подчиняемым, зависимым и дружелюбным типами отношений. Агрессивное поведение по косвенному типу коррелирует с агрессивным типом отношений подростков.

Примечательно, что враждебность как внутреннее негативное переживание окружающих людей связана с подозрительным и дружелюбным типом отношений. Общая агрессивность коррелирует с подчиняемым типом отношений. Авторитарный, эгоистический и альтруистический типы отношений не обнаруживают значимых связей с агрессивным поведением подростков.

При рассмотрении результатов исследования по методике И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок» нас, прежде всего, интересовало отражение характерных черт взаимодействия и отношений родителей (матерей и отцов) в восприятии детей. В табл. 5. представлена выраженность стилевых особенностей материнского взаимодействия в оценках подростков исследуемой выборки.

Таблица 5.

Выраженность параметров материнского взаимодействия (в оценках подростков)

Параметры

взаимодействия

Низкий

Пониженный

Средний

Повышенный

Высокий

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

Нетребовательность – требовательность

5

10,2

2

2

28

57,1

9

18,3

5

10,2

Мягкость – строгость

1

2

11

22,4

18

36,7

11

22,4

8

16,3

Автономность –

контроль

0

0

13

26,5

4

8,1

25

51

7

14,2

Эмоциональная

дистанция – близость

2

2

14

28,5

8

16,3

11

22,4

14

28,5

Отвержение –

принятие

11

22,4

6

12,2

11

22,4

12

24,4

9

18,3

Отсутствие сотрудничество –

сотрудничество

6

12,2

15

30,6

3

6,1

10

10,2

15

30,6

Несогласие –

согласие

2

2

11

22,4

9

18,3

24

48,9

3

6,1

Непоследовательность – последовательность

6

12,2

2

2

7

14,2

7

14,2

27

55,1

Авторитетность

родителя

6

12,2

9

18,3

3

6,1

24

48,9

7

14,2

Удовлетворённость

отношениями

3

6,1

5

10,2

13

26,5

14

28,5

14

28,5


Как видно из табл. 5., респонденты – 51% отмечают повышенный уровень контролирующего отношения матери к ним, что свидетельствует о подавляющей самостоятельности подростков, которое может проявляется в низкой автономии. Высокий уровень респондентов (28,5 %) отмечают материнскую близость, которая может восприниматься подростками, как опека, приводящая к отсутствию самостоятельности. Авторитетность повышено оценивают 48,9 % респондентов, что свидетельствует о доминирующей позиции матери в отношениях. Следует отметить, что у 55,1% подростков диагностирован высокий уровень последовательности в отношениях с матерью. Основной показатель методики – удовлетворённость отношений, 28,5 % респондентов отмечают повышенный и высокий уровень данного параметра по отношению к матери, что свидетельствует о положительном статусе отношений в целом.

Результаты корреляционного анализа агрессивного поведения подростков и их представлений о стиле материнского воспитания представлены в табл. 6.

Таблица 6.

Значимые коэффициенты корреляции между агрессивным поведением
и особенностями материнского взаимодействия (оценки подростков)


Формы агрессивного

поведения

Параметры материнского взаимодействия

Автономность-контроль

Удовлетворенность

отношениями

Физическая агрессия

 

,297*

Негативизм

 

,282*

Чувство вины

-,330*

 


Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.

Как видно из табл. 6., обнаружена обратная корреляция между материнским контролем и чувством вины как проявления агрессивного поведения подростков. Вместе с тем, высокий уровень эмоциональной близости и согласия с мнением ребенка обеспечивает достаточный авторитет матери и удовлетворенность отношениями с ней. Примечательно, что негативизм и физическая агрессия положительно взаимосвязаны с благополучием в отношениях подростками с матерями.

Обратимся к анализу результатов исследования представлений подростков о характере отцовского взаимодействия и воспитания (табл. 7.).

Таблица 7.

Выраженность параметров отцовского взаимодействия (в оценках подростков)

Параметры

взаимодействия

Низкий

Пониженный

Средний

Повышенный

Высокий

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

Нетребовательность – требовательность

5

11,1

3

6,6

14

31,1

14

31,1

9

20

Мягкость – строгость

7

15,5

4

8,8

15

33,3

14

31,1

5

11,1

Автономность –

контроль

1

2,2

13

28,8

3

6,6

17

37,7

11

24,4

Эмоциональная

дистанция – близость

5

11,1

10

22,2

9

20

13

28,8

8

17,7

Отвержение –

принятие

11

24,4

1

2,2

13

28,8

10

22,2

10

22,2

Отсутствие сотрудничество –

сотрудничество

6

13,3

13

28,8

3

6,6

10

22,2

13

28,8

Несогласие –

согласие

3

6,6

6

13,3

6

13,3

25

55,5

5

11,1

Непоследовательность – последовательность

7

15,5

1

2,2

8

17,7

4

8,8

25

55,5

Авторитетность

родителя

3

6,6

6

13,3

5

11,1

15

33,3

16

35,5

Удовлетворённость

отношениями

2

4,4

5

11,1

13

28,8

9

20

16

35,5

 

Как видно из табл. 7, повышенные уровень согласия отца отмечают 55,5% респондентов, что свидетельствует об одобрении жизненных ситуаций по отношению к подростку. Высокий уровень последовательности в отношениях с отцом диагностирован у 55,5% подростков. Сотрудничество отца в отношениях демонстрируют 22,2% и 28,8% респонденты на повышенном и высоких уровнях. В целом респонденты – 35,5% отмечают на высоком уровне авторитетность отца и удовлетворённость отношениями в целом, что подтверждает значимость и важность взаимоотношений.

Результаты корреляционного анализа агрессивного поведения подростков и их представлений о стиле отцовского воспитания представлены в табл. 8.

Таблица 8.

Значимые коэффициенты корреляции между агрессивным поведением
и особенностями отцовского взаимодействия (оценки подростков)

Формы агрессивного

поведения

Параметры материнского взаимодействия

Автономность-контроль

Нетребовательность-требовательность

Подозрительность

,323*

 

Негативизм

,307*

 

Чувство вины

-,455*

-,304*


Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.

Вместе с тем, выраженный контроль со стороны отцов повышает чувство вины у детей, а излишняя автономия от отцовского воспитания усиливает негативизм и подозрительность подростков. Результаты корреляционного анализа показывают большую связь агрессивного поведения подростков с восприятием отцовского стиля воспитания.

В эмпирическом исследовании принимали участие 27 матерей, которые отвечали на вопросы зеркального варианта опросника. В табл. 9. показано, что у 40,7% матерей был отмечен пониженный результат параметра сотрудничества по отношению с подростками, что свидетельствует об отсутствии партнерских отношений родителя и ребенка. Потребность родителей в дружеских отношениях с ребенком свидетельствует повышенный уровень близости, его отмечают 40,7% респондентов. Данные таблицы свидетельствуют о высоком уровне строгости родителей 44,4% по отношению к детям.

Таблица 9.

Выраженность параметров родительского взаимодействия (в самооценках матерей)

Параметры

взаимодействия

Низкий

Пониженный

Средний

Повышенный

Высокий

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

аб/ч

%

Нетребовательность – требовательность

9

33,3

8

29,6

0

0

3

11,1

7

25,9

Мягкость – строгость

0

0

0

0

7

25,9

8

29,6

12

44,4

Автономность –

контроль

4

14,8

1

3,7

14

51,8

3

11,1

5

18,5

Эмоциональная

дистанция – близость

1

3,7

0

0

9

33,3

11

40,7

6

22,2

Отвержение –

принятие

3

11,1

0

0

6

22,2

10

37

8

29,6

Отсутствие сотрудничество –

сотрудничество

2

7,4

11

40,7

8

29,6

2

7,4

4

14,8

Несогласие –

согласие

9

33,3

5

18,5

6

22,2

2

7,4

5

18,5

Непоследовательность – последовательность

2

7,4

6

22,2

8

29,6

7

25,9

4

14,8

Авторитетность

родителя

3

11,1

3

11,1

7

25,9

7

25,9

7

25,9

Удовлетворённость

отношениями

4

14,8

7

25,9

5

18,5

5

18,5

6

22,2


Близкие результаты с ответами подростков отмечены по параметру авторитетность, где родители 25,9% демонстрируют повышенный и высокий уровень по отношению к детям. Интересным остается тот факт, что матери (33,3 % и 29,6 %) отмечают низкий и пониженный уровни собственной требовательность во взаимоотношениях с подростками, но при этом выявлено, что родители, 51,8%, диагностируют средний уровень контроля во взаимоотношениях.

Результаты корреляционного анализа агрессивного поведения подростков и их самооценок своего стиля воспитания матерями представлены в табл. 10.

Таблица 10.

Значимые коэффициенты корреляции между агрессивным поведением
и особенностями материнского взаимодействия (самооценки матерей)

Формы агрессивного

поведения

Параметры материнского взаимодействия

Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость

Нетребовательность-требовательность

Физическая агрессия

-,489**

 

Раздражительность

,508**

 

Негативизм

-,459*

 

Чувство вины

,458*

 


Примечание: * - p < 0,05, ** - p < 0,01.

Как видно из табл. 10., агрессивное поведение подростков в большей степени связано с эмоциональной дистанцией-близостью матерей. Физическая агрессия и негативизм возрастают по мере возрастания дистанции матерей, а чрезмерная эмоциональная близость порождает раздражительность и негативизм подростков.

Анализ результатов, полученных по этим методикам, позволяет сделать следующие выводы.

1. У большинства подростков отмечается готовность к агрессивным реакциям, причем у части учащихся показатели враждебности и агрессивности существенно превышают норму. Враждебность к окружающим подростки переживают преимущественно в форме зависти и ненависти в сочетании с недоверием и осторожностью. Активное же выражение негативных чувств к другим людям чаще осуществляется в форме косвенной или вербальной агрессии.

В профиле агрессивного поведения подростков доминируют подозрительность и физическая агрессия, причем использование физической силы против других людей в большей степени свойственно мальчикам. Для девочек наиболее характерны реакции раздражительности, выражающиеся в готовности при малейшем возбуждении к проявлению резкости, вспыльчивости, грубости. Различия по этим показателям статистически достоверны.

2. В межличностных отношениях большинства подростков преобладают доминирующие и агрессивные тенденции, которые обнаруживают значимые корреляции с разными формами агрессивного поведения. Подозрительность как форма враждебности значимо коррелирует с агрессивным, подозрительным, зависимым и дружелюбным типом отношений подростков. Раздражительность наиболее тесно связана с подчиняемым, зависимым и дружелюбным типами отношений. Подчиняемый тип обнаруживает взаимосвязь с общей агрессивностью подростков.

3. В представлениях подростков о характере материнских воспитательных воздействий, прежде всего, отражаются контролирующая функция матери в сочетании с ее последовательностью в требованиях и применении поощрений и наказаний. При этом обнаружена обратная корреляция между материнским контролем и чувством вины как проявления агрессивного поведения подростков. Вместе с тем, высокий уровень эмоциональной близости и согласия с мнением ребенка обеспечивает достаточный авторитет матери и удовлетворенность отношениями с ней. Примечательно, что негативизм и физическая агрессия положительно взаимосвязаны с благополучием в отношениях подростками с матерями.

4. Отцовский стиль воспитания воспринимается большинством подростков как последовательный в требованиях, ориентированный на согласие и сотрудничество с детьми. При этом по шкале «сотрудничество» отцы получают более высокие оценки по сравнению с матерями. Возможно, с этим связана большая авторитетность отцов в представлениях подростков. Вместе с тем, выраженный контроль со стороны отцов повышает чувство вины у детей, а излишняя автономия от отцовского воспитания усиливает негативизм и подозрительность подростков. Результаты корреляционного анализа показывают большую связь агрессивного поведения подростков с восприятием отцовского стиля воспитания.

5. Оценки матерей своего стиля воспитания свидетельствуют о конфликтности детско-родительских отношений. Так, по мнению матерей, у них доминирует эмоциональная близость в сочетании с выраженной строгостью, а высокий уровень принятия ребенка сочетается с низким уровнем согласия с ним. Кроме этого, большинство матерей отмечают недостаточное сотрудничество в отношениях с подростками. При этом, матери в меньшей степени удовлетворены отношениями с детьми, чем подростки.

Агрессивное поведение подростков в большей степени связано с эмоциональной дистанцией-близостью матерей. Физическая агрессия и негативизм возрастают по мере возрастания дистанции матерей, а чрезмерная эмоциональная близость порождает раздражительность и негативизм подростков.

Результаты констатирующего этапа исследования были положены в основу проектирования и реализации психолого-педагогической коррекционной программы для подростков, имеющих высокий уровень агрессивного поведения.

Литература

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель-Пресс; ЭКСТО-Пресс, 2000. 

  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 

  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 

  4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. … канд. психол. наук, М, 1986. 

  5. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / пер. с англ. М.: Независимая компания «Класс», 1998. 

  6. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60—72. [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=57238 (дата обращения: 17.04.2020). 

  7. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование 2014. №1. [Электронный ресурс] URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Kuznecova_Abramova.phtml (дата обращения: 17.04.2020). 

  8. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 168-174. 

  9. Реан А.А. Агрессия и агрессивность // Психологический журнал. 1996. № 5. Т. 17. С. 3-18. 

  10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 

  11. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2001. №1. С. 27-32. 

  12. Чепракова Е.А. Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 26 с. 

  13. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности / под ред. А.А. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. 

  14. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы / пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. 

  15. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.