Познание мира ребенком через профессиональное воспитание


Авторы: 
- Майорова Е. В. - подписаться на статьи автора
- Черкесова Л. И. - подписаться на статьи автора
- Павловская Е. Н. - подписаться на статьи автора
- Рыжкова О. В. - подписаться на статьи автора
- Дубинская Г. Ф. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Июнь 2020

Не секрет, что очень часто на вопрос, адресованный к старшеклассникам о том, кем (в профессиональном плане) они собираются стать в жизни, чему её посвятить, приходится слышать ответ: «Я ещё не решил...». Причём, как правило, этот ответ является искренним. Безусловно, это, как минимум, странно. Это особенно странно в условиях сегодняшнего дня. Не вызывает сомнения, что подготовка представителей молодого поколения к осознанному выбору профессии, своего места жизни представляется весьма актуальной.

В этой связи очевидным является тот факт, что задача подготовки юношей к серьёзному выбору сферы будущей деятельности ложится именно на школу. Азы профориентации следует закладывать уже на этапе обучения в начальной школе.

Необходимо создание условий для повышения готовности учащихся к социально-профессиональному определению.

На сегодняшний день имеется достаточно большое количество различных методических разработок профориентационной направленности для использования в средней и старшей школе. В начальной же школе ощущается их явный недостаток.

Очень многие процессы в нашем мире развиваются «по спирали», т.е. одни и те же процессы происходят периодически, но каждый раз на новом уровне. Процесс получения любых знаний – не исключение. Его возможно изобразить в виде конической винтовой линии, «вершина» которой условно находится в начальной школе, т.е. линии, уходящей в бесконечность. Нам думается, что винтовая линия (пространственная фигура) лучше, нежели плоская спираль отражает суть этого процесса – витки становятся шире от класса к классу.

Как правило, уже на стадии обучения в начальной школе, у учащихся проявляется разница в восприятии определённых учебных дисциплин, склонность и пристрастия к различным видам деятельности. Предполагаем, что профессиональная ориентация младших школьников должна быть посвящена, в первую очередь, определению сферы их интересов и склонностей. Эта сфера должна обогащаться знаниями о профессиях, в которых данные задатки будут наиболее способствовать достижению высоких результатов.

В начальной школе, когда, вместо игровой деятельности, приоритетной становится познавательная, расширение и углубление знаний о сферах человеческой деятельности видится весьма рациональным. Это тот случай, когда «зёрна познания упадут на благодатную почву». Ещё не закончился период игр, и получаемые знания позволят углубить и расширить представления ребёнка о «мире профессий». В этот период целесообразно предоставить максимально возможное количество информации об этом мире, чтобы к моменту осознанного выбора, который ждёт его в старших классах, он мог объективно оценить и сопоставить свои ориентиры, пристрастия и возможности.

Необходимо отметить, что формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых, а также формирование ранних профессиональных устремлений самих учащихся, осуществляется не только в графике урочных и досуговых мероприятиях, но и во время дополнительных занятий (например, с учителем-логопедом). В первом классе, при прохождении лексической темы «Профессии», закрепляются знания об уже известных профессиях, воспитывается уважительное отношение к труду взрослых, формируется положительное отношение к трудовой деятельности. В начальной школе на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-логопедом, дети получают знания о новых профессиях, в рамках работы по словообразованию, расширяют представления по образованию слов, обозначающих профессии людей. Таким образом, элементы ранней профориентации, «сопровождают» детей во всем многообразии школьной жизни.

Таким образом, информацию, расширяющую представления ребёнка о «мире профессий» целесообразно предоставлять ему постоянно, начиная с младшего школьного возраста, год от года, обогащая её новыми знаниями (винтовая линия). (Приложение 1).


Приложение 1.

Четыре уровня профессионального воспитания в начальной школе


Методы и приёмы:

- словесные, - наглядные, - практические, - метод проектов

Формы организации:

- беседа, - рассказ, - сюжетно-ролевые игры, - игровое моделирование, - диспуты,

- тренинги, - конкурсы, - социальное творчество, - работа с родителями

1 класс (Первый уровень)

Общая характеристика уровня

Содержание

Формирование знаний о труде, о «мире профессий»;

Проблемная ситуация: «зачем человек трудится?», сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Повар», «На ферме», «В магазине»), мини-рассказы учеников о профессиях в своей семье, чтение учителем отрывков из произведений, конкурс загадок, кукольный театр;

2 класс (Второй уровень)

Обогащение представлений о различных сторонах профессий;

 

Беседы, пресс-конференции, описание профессий, викторины, галерея рисунков, проблемные ситуации, сценки, семейные династии, мини-проект «Профессия моих родителей», праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

3 класс (Третий уровень)

Формирование интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией; получение первого опыта самостоятельного освоения профессией, овладение навыками трудовой деятель­ности через игру;

Подготовка компьютерных презентаций, практические работы, тематическое рисование, мини-проекты, Дискуссии «качества, необходимые в профессии», экскурсии в «Города профессий», квесты, «выпуск классной газеты»

4 класс (Четвертый уровень)

Формирование у обучающихся чувства трудовой ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей;

Экскурсии на производство, встречи и беседы с интересными людьми разных профессий, создание проектов, решение практических задач и ситуаций, оформление классного уголка, «смежные» профессии, рисование с помощью графических компьютерных программ, творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать», диспут «За наукой ли будущее?»

 Приложение 2.

Рекомендации по подготовке презентации «В мире профессий» (3 класс)

Задачи: 

  • научиться применять правила создания компьютерной презентации; 

  • ознакомить учащихся с профессиями по описанию в игровой форме; 

  • прививать интерес к различным видам деятельности; 

  • активизировать личное участие в формировании своего будущего; 

  • пробудить интерес к знакомству с различными видами деятельности; 

  • развивать ассоциативное мышление, сообразительность.

 

А кем ты будешь?

Описание профессии

Дипломат

Квалифицированный полиглот, эрудит, оратор, психолог, юрист. Уровень его подготовки должен быть самым высоким

Телеведущий

Лицо канала, именно от него зависит популярность телепередачи. Ведущий не только выходит в прямой эфир, но и участвует в подготовке материала.

Художник

Одна из привилегий художника – возможность отразить в своих произведениях красоту мира, вкладывая в них свои чувства и мысли. Дизайн и прикладное искусство.

Бортпроводник

Главный человек в салоне летящего авиалайнера. Он заботится о комфорте и безопасности пассажиров, оказывает им любую поддержку и помощь

Учитель

Человек, задействованный в сфере образования, который обучает и воспитывает молодое поколение. Его задача – так преподнести информацию, чтобы слушатели смогли ее запомнить, понять и научились использовать полученные знания в жизни.

Архитектор

Так называют специалистов, работающих в сфере строительства и проектирования различных зданий, памятников, территории

Учёный

Не просто представитель научного мира, специалист в какой-либо области науки

Космонавт

Подготовленный человек, осуществляющий полет в космическом пространстве.

 

Профессии будущего

Существуют профессии будущего, которые уже становятся реальностью. По мнению специалистов, в число которых вошли ведущие учёные, аналитики и технологи, одними из самых популярных сфер среди выпускников будущего станут космос и виртуальная реальность. Исследователи уверены, что, вопреки распространенному мнению, роботы не заменят людей, а наоборот, в эру цифровых технологий появится больше возможностей для карьерного и личностного роста (Из доклада «10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже». В Microsoft и The Future Laboratory решили узнать, каким будет рынок труда через 10 лет. Исследование компании с комментариями экспертов вышло в британском издании The Independent.

https://www.ucheba.ru/

Список источников: 

  1. https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/klassnyj-chas/puteshestvie-v-mir-professij.html