Для начала необходимо сформулировать ключевые понятия ИКТ-компетентности педагога и ученика: «ИКТ-компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) — умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.
ИКТ-компетентность учебная (для обучающегося) — умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ» (Из Федерального государственного стандарта для учащихся основной школы).
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Мы считаем, что главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ-грамотности учащихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ-грамотностью мы понимаем использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность - это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
Следует отметить и влияние на уровень ИКТ-компетентности факторов, связанных с поведенческой активностью учащегося. Например, довольно ярко проявляют себя в этом отношении посещаемость учащимися уроков и своеобразие их досуговой деятельности. Следует отметить, что определенный тип организации досуга учащихся (например, создание на базе школы объединений, кружков, связанных с использованием ИКТ, а также проведение конкурсов и олимпиад) позволит в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.
Теперь обратимся к влиянию на уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ образовательного статуса их семьи. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем компетентности ученика и уровнем образования его родителей - чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника.
Также большое влияние на общий уровень ИКТ-подготовки ученика влияет т.н. поселенческая специфика. То есть речь должна идти о влиянии на общий уровень развития места, где родился и живёт ученик.
Итак, на формирование ИКТ-компетентности учащихся влияют множество различных факторов, но мы рассмотрим некоторые из них:
В то же время нельзя игнорировать и поселенческую специфику в уровне ИКТ-компетентности школьников. Школьники села по уровню своей ИКТ-компетентности заметно уступают городским, что обусловлено широким спектром причин: дефицит квалифицированных кадров, недостаточность материально-технического обеспечения, отсутствие развитой инфраструктуры.
Деятельность педагога является одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области. Уровень ИКТ-компетентности учащихся напрямую зависит от деятельности преподавателей информатики. Квалификация учителя влияет на уровень компетентности учеников: чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников. Но при обособленном преподавании предмета информатики достижение желаемых целей в развитии ИКТ-компетентности учащихся невозможно, даже при достижении высокого уровня ИКТ-грамотности. Учитель информатики, так или иначе, особенно в сельских школах, является консультантом, помощником в вопросе информатизации образования. Мнение о том, что главное - научить учителя пользоваться компьютером, а дальше все произойдет автоматически, является в корне неверным. Это подтверждается практикой. Главное в том, что использование ИКТ должно быть, прежде всего, удобным, доступным и эффективным в учебной и воспитательной работе. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить осмысленный и продуктивный характер.
Несмотря на трудности освоения, большинство учителей-предметников уже используют компьютер для подготовки к урокам, но еще недостаточно. И причин здесь несколько, в том числе и отсутствие компьютеров на рабочем месте в учебном кабинете, и в очень малой гибкости предлагаемых учителю информационных продуктов, выпускаемых на дисках. Учителю важно адаптировать любой материал под особенности своей работы, под программу, в рамках которой работает, под особенности детей, обучаемых в этом году, и в этом классе. Конечно, достойна уважения продуктивная работа любого учителя независимо от того, какие технологии в своей работе он использует, поэтому мы постарались оставить за учителем право выбора как, в какой мере, в каких направлениях использовать информационные технологии. Ведь всё, даже самый сложный путь, можно преодолеть, если на человека не давят, если можно пройти его по ступенькам от простого к сложному, если у учителя есть чёткая задача и доступные средства её решения.
Из всего сказанного следует ряд вытекающих друг из друга положений, составивших основу программы информатизации школы:
То есть развитие ИКТ-компетентности учащихся зависит в большей степени от сформированности информационной образовательной среды образовательного учреждения. В центре этой среды должны находиться ученик и учитель как специалист, реализующий на практике идеи информатизации образования.
Использованная литература: