Психологические аспекты эффективности деятельности в коллективных спортивных играх (на примере гандбола)


Авторы: 
- Федосеева А.Р. - подписаться на статьи автора
- Бобрышева И. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала

Ни для кого не секрет, что личность формируется в различных социально обусловленных видах деятельности. Это положение  является одним из основных положений психологической теории личности. С другой стороны, свойства личности, сложившиеся под влиянием деятельности, становятся важнейшим условием ее успешного выполнения. Это особенно ярко проявляется в спортивной деятельности, а именно в коллективных видах спорта.

Анализ литературы по психологии спортивных игр показывает нам то, что в исследованиях психологических особенностей спортивных игр почти не затрагиваются вопросы, связанные с особенностями личности спортсмена. А если и рассматриваются отдельные качества, то не всегда имеются научные данные связи этих свойств с результативностью деятельности спортсмена. Вместе с тем, изучение психологических основ повышения результативности деятельности спортсмена является одной из актуальных задач современного российского спорта.

Рассмотрим психологические аспекты эффективности деятельности команды спортсменов на примере гандбола.

Так, в современном гандболе при возрастающей универсализации игроков основным требованием остается четкая их разделение. До настоящего времени распределение игровых функций среди игроков осуществляется с учетом только антропометрических и физических данных. Психологические особенности личности спортсмена при этом почти не учитываются, что делает наше исследование актуальным [Игнатьева В. Я, С.247]

Объектом нашего исследования стала  соревновательная игровая деятельность  спортсменов-гандболистов сборной г.Волгограда, а предметом - психологические характеристики гандболистов различных амплуа.

Общее число испытуемых - 30 человек. Средний возраст  игроков составляет 14-15 лет.

Цель нашего исследования: изучить психологические свойства личности гандболистов различных амплуа и, по возможности,  выявить взаимосвязь изученных свойств личности с результативностью их деятельности.

Психологическая характеристика игры в гандбол составлена на основе изучения литературы, собственных наблюдений и опыта игры в данном виде спорта. Она содержит характеристику основных объективных требований к деятельности гандболистов, реализация которых ведет к формированию личностных качеств.

Гандболу, как спортивной игре, характерен высокий темп, быстрота изменения игровой обстановки и большое разнообразие действий играющих, которые должны принимать самое активное участие в нападении и защите, настойчиво бороться за мяч, преодолевая сопротивление противника, и самоотверженно защищать свои ворота. Физическая и психическая нагрузка на каждого играющего в гандбол довольно значительна, однако она носит переменный характер.

Двигательная деятельность гандболистов в игре - это не просто сумма отдельных приемов, а совокупность действий, объединенных общей целью достижения победы в единую динамическую систему. Успех двигательной деятельности зависит от устойчивости и вариативности двигательных навыков, развития физических качеств и интеллектуальных способностей спортсмена [Тимуш Т. Н., С.6].

Соревновательная деятельность при игре в гандбол наряду с общими психологическими качествами личности спортсмена формирует специфические особенности спортивного характера, обеспечивающие высокую результативность игровых действий.

Все игроки команды выполняют определенные функции в игре и  отличаются  характеристиками двигательной деятельности.

На основе анализа объективных показателей деятельности гандболистов различного амплуа мы составили их психологическую характеристику.

Активное участие в игровом взаимодействии и программировании деятельности команды в целом, свойственное игровому амплуа разыгрывающего игрока гандбольной команды, формирует наиболее гармоническое сочетание его личностных свойств. Он организатор всех атак команды, диспетчер, способствующий взаимодействию между линиями и флангами, т.е. это функциональный лидер. Его основное место - в центре задней линии нападения. При прочих равных условиях побеждает та команда, у которой в действиях разыгрывающего больше выдумки, инициативы, личной дисциплины, атакующей активности, организованности. Он более других должен проявлять выдержку, хладнокровие, смелость, расчетливость в самых сложных ситуациях игры, хорошо осмыслив игру,и иметь склонность к комбинационным действиям, а также предвидеть развитие событий на площадке [Игнатьева В. Я., С.256]. Данный игрок должен уметь не только предложить программу действий в конкретном игровом эпизоде, но и уметь организовать партнеров и управлять их действиями

Для полусреднего нападающего наиболее значимой способностью является целеустремленность.  Полусредний нападающий выполняет две роли: первая – роль «бомбардира», а вторая – за счет определенных действий приковывать к себе пристальное внимание противника, чтобы у партнеров появилась возможность для взятия ворот.  Им часто характерно чувство превосходства и уверенности. Лучшие из них отличаются решительностью, смелостью, самостоятельностью в своих действиях, поэтому они должны обладать комплексом  таких личностных качеств, которые обеспечивают им высокий уровень эмоционально-волевой регуляции действий в сложных условиях спортивной борьбы.

Линейный нападающий игрок постоянно находится на острие атаки, в гуще противника, и жестко борется за мяч то с одним, то с другим из них. Одной из предпосылок успешных действий линейного нападающего является наличие у игрока морально-волевых качеств, в первую очередь коллективизма, ответственности, инициативности. Характерными чертами этого амплуа являются энергичность, независимость, стремление к противоборству и физическому противопоставлению себя противнику [Костюкова В. А., С.160].

Крайних игроков  обычно отличает быстрота принятия решения и твердость в исполнении поставленных целей. Для личности крайнего игрока должно быть характерно стремление к доминированию, настойчивость, твердость в исполнении поставленной цели, энергичность, предприимчивость, решительность, быстрота принятия решений.

Проведенное нами экспериментальное исследование позволило дополнить и углубить психологическую характеристику гандбола, составленную на основе анализа литературы и своего практического опыта.

Составленная нами психологическая характеристика гандболистов различных амплуа, позволит тренерам команд, а также учителям физической культуры и спорта, подбирать игроков с учетом специфики личностного уровня их психической регуляции, темперамента и характера.

 

Список литературы

1.       Игнатьева, В. Я. Подготовка игроков в гандбол в спортивных школах : учебно-методическое пособие / В. Я. Игнатьева. - Москва: Советский спорт, 2013. - 288 c.

2.       Игнатьева, В. Я. Теория и методика гандбола: учебник / В. Я. Игнатьева. - Москва: Издательство «Спорт», 2016. - 328 c.

3.       Костюкова В. А. Современные антропометрические модели состояния гандболистов различных амплуа: научная статья / Костюкова В. А., Долгий А. С., Тарасенко А. П. // Актуальные вопросы физической культуры и спорта.  -  2009.  -  №11.  -  С. 157-160

Тимуш Т. Н. Многолетняя подготовка гандболиста: учебное пособие для студентов факультета физической культуры и спорта, специализирующихся в области гандбола/сост. доцент Т.Н. Тимуш - Тирасполь, 2009 – 105 с.