Урок биологии в 8 классе на тему "Размножение и развитие птиц"


Автор: Гимаева И.М. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала

Цель урока: сформировать представление о размножение и развитие птиц.
Задачи урока:
 Коррекционно-образовательные:
• обобщить знания, полученные на прошлых уроках;
• расширить кругозор и познавательный интерес учащихся.
Коррекционно-развивающие:
• развивать устную монологическую речь учащихся при ответах на вопросы учителя;
• составлять связные высказывания о размножении птиц;
• развивать аналитическое мышление при сравнении птиц с пресмыкающимися;
• развивать произвольное внимание при выполнении заданий с использованием карточек и электронного пособия.
Коррекционно-воспитывающие:
• прививать любовь к природе;
• воспитывать бережное отношению к птицам;
• развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.
Оборудование: мультимедийное оборудование; ноутбук; видеофрагменты: «Образование яиц», «Развитие зародыша в яйце», «Кукушонок», «Кормление кукушонка», «Страус»; презентация; на каждую пару: сырые яйца, чашка Петри, препаровальные иглы, лупы, пинцеты, карточки для индивидуальной работы.
Тип урока– комбинированный
Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи, практикум.
Методы обучения и методические приемы: проблемно-поисковый, рассказ, беседа, работа с карточками и компьютером.  

Формы работы: в парах, индивидуальная.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

·         Биология. Животные. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида/А.И. Никишов, А.В. Теремов. — 6-е изд., исправленное. – М.: Просвещение, 2008.- 232с.

·         Пименов А.В, Пименова Е.А. Биология: дидактические материалы к разделу «Животные»,7-8 кл.- 2-е изд.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2006.-160с.

·         http://dikiymir.ru/catalog-statei/zoo/114-kukushra.html#ixzz2mQyLsvcK

·         http://v.900igr.net/zip/a960a3f4bea06dd04fac0920b07de8da.zip

·         http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/178348

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг. момент

Слово учителя.

Слушают учителя.

2. Постановка целей и задач урока.

Реализует методический прием» «Знаем — Хотим узнать — Узнали».

Учащиеся совместно с учителем определяют задачи урока

3. Проверка ранее изученного материала.

Знакомит с заданиями. 1. Установите верное соответствие. 2.Индивидуальные задания по карточкам. Проверяет правильность выполнения.

Выполняют фронтально.
Выполняют самостоятельно
задание.

4. Изучение нового материала.

1. Рассказывает с применением мультимедийной установки. 2. Показывает видеофрагмент.

Слушают учителя. отвечают на вопросы. Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопросы. Определяют, где у птиц образуются яйца.

Задание 1.

Знакомит с целью лабораторной работы. Контролирует выполнение задания. Проверяет на мультимедийном экране.

Знакомятся с инструкцией. Выполняют задание, работаю по карточкам: делают надписи к рисунку и формулируют вывод.


Задание 2.

Сообщение учащегося о гнёздах птиц.
Беседа о помощи птицам, о поведении в природе.

Показ видеофрагмента о развитии зародыша в яйце. Беседа.
Сообщение учащегося о гнездовых и выводковых птицах.
Даёт задание по карточке. Проверяет усвоение материала.
Сообщение учащегося о заботе птиц о своём потомстве. Показ видеофрагментов о кукушке и страусе.

Слушают ученика. Отвечают на вопросы. Ученик читает стишок о правилах поведения в лесу.
Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы.

Слушают ученика. Отвечают на вопросы.

Работают с перфокартой. Сравнивают 
между собой выводковых и гнездовых птенцов.

Слушают сообщение учащегося о кукушке с использованием слайда презентации.

5.Закрепление изученного материала
Задание 3.

Работа с мультимедийной установкой. Проверяет работу.

Выполняют тестовое задание по карточкам.

6. Рефлексия. Итог урока.

Подводит итоги урока. Помогает делать вывод. Реализует методический прием» «Знаем — Хотим узнать — Узнали». Контролирует работу учащихся.

Заполняют анкету. Записывают д/задание.

Ход урока

1. Орг. момент— Добрый день, ребята! Сегодня с вами продолжим изучение темы «Птицы».Из предложенного перечня выберите, что вы знаете, что хотели бы знать. (Слайд 2).

Знаю Хочу узнать Узнал

1. Внешнее строение птицы.2. Внутренне строение птицы.3. Черты приспособления к полету.4. Строение и виды перьев.5. Особенности размножения и развития птиц.— После заполнения таблицы дети вместе с учителем формулируют цель урока и задачи урока: (Слайд 3)· Изучить образование яйца птицы· Изучить строение яйца птицы· Рождение и развитие птенцов. Прежде, чем отправиться в путь за новыми знаниями, проверим, как вы усвоили пройденный материал.

2. Повторение пройденного материала.

Цель: проверить учащихся, как усвоили материал по теме: «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц» и убедиться, что готовы изучать новый материал.1. Установите верное соответствие. (Слайд 4)
(Фронтальный опрос).

2. 
Индивидуальные задания по карточкам.(Слайд 5)

 Проверка правильности выполнения задания.

3.Изучение нового материала.

Цель:углубить свои знания по теме «Птицы». Продолжить выявлять особенности в размножении и развитии птиц.
Внимательно слушайте рассказ.

а) Образование яйца в организме птицы

— Самки птиц откладывают яйца, которые образуются у них в яичнике. Яйца развиваются не все сразу, как у пресмыкающихся, а по одному. Если бы они развивались все одновременно, то самки не могли бы летать.
Яйца птиц различаются по величине и окраске. (Слайд 6).
 (Рассказ учителя с применением мультимедийного экрана, показом видео «Образование яиц).
— Для того, чтобы лучше узнать строение яйца, проведём лабораторную работу. (Слайд 7).
— Вспомним правила техники безопасности при проведении лабораторных работ.

Инструктаж:

Требования безопасности перед началом лаб. работы:
1. Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы.3. Получить учебное задание у учителя.

Требования безопасности во время лаб. работы:
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте к соседу по парте
3. Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.
4. Соблюдать порядок и дисциплину.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность
— Ознакомимся с порядком проведения лабораторной работы.
(Параллельно чтению инструкции выполняется лабораторная работа.)

Инструктивная карточка.
Тема: Изучение строения куриного яйца.
Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования.
Оборудование: лабораторные инструменты, живой объект.
Ход работы:
1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? (Скорлупой)
2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри.
3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – 
канатики. От какой части яйца они отходят?

4. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск или зародыш. Где он расположен?
5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь? С помощью ручной лупы найдите в скорлупе маленькие отверстия – поры.
6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру.
Словарная работа: скорлупа, белок, желток, канатики, зародышевый диск (зародыш), подскорлуповая оболочка, воздушная камера.
Задание 1. Работа по карточкам.

Проверка на мультимедийном экране (Слайд 8).
Задание 2. Работа по карточкам.

 Сформулируйте вывод о строении яйца:

Снаружи яйцо покрыто твёрдой _____________________________.
Внутри яйца находится _______________ и _____________________.
Желток находится в середине белка благодаря ________________________.
На поверхности желтка имеется беловатое пятнышко, это — _________.
Под скорлупой находятся два слоя __________________ ___________.
В тупом конце яйца образуется ___________________ _____________.
Проверка на мультимедийном экране (Слайд 9).

Сообщение учащегося о гнёздах птиц. (Слайд 10).

— Весной воздух пронизывается весёлым птичьи шумом и гамом. Возвращаются птицы с зимовки, чтобы заняться самым главным делом – выведением своего потомства.
Перед откладкой яиц большинство птиц строит гнезда. Одни из птиц гнездятся на земле, другие на деревьях и кустарниках или среди камней. Грачи, например, строят гнезда на деревьях. Они таскают прутья, небольшие ветки, складывают их, и получается широкая корзина. Внутри гнездо грачи выстилают перьями, сухими стебельками травы. В отличие от грачей чибисы делают гнездо на земле - углубление в почве выстилают сухими травинками и соломинками.
Беседа о помощи птицам, о поведении в природе.
— Некоторые птицы не строят гнёзда, и тогда им на помощь приходят люди. Скворцы, синицы, воробьи, стрижи с удовольствием поселяются в деревянных домиках. (Слайд 11)
— Время выведения потомства – особый период для всех животных. В это время запрещена охота на птиц и зверей, в лесу нужно соблюдать определённые правила поведения. Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Слайд 12).
Ученик читает стих о правилах поведения в лесу. (Слайд 13).
— Отложенные яйца птицы насиживают, согревают теплом своего тела. Под влиянием тепла внутри яиц развиваются зародыши. Желток и белок служат им источником пищи и воды. Дышат зародыши кислородом воздуха, который поступает через поры в скорлупе яиц. Птенцы развиваются быстро. У грачей, например, они выклёвываются из яиц через 17-18 дней после начала насиживания, у кур – через 21 день. (Слайд 14)
Показ видеофрагмента о развитии зародыша в яйце. Беседа по вопросам:
— За счёт чего питается зародыш? — Что служит источником воды для зародыша? - Какие условия необходимы для развития зародыша?

Сообщение учащегося о гнездовых и выводковых птицах(Слайды 15-17)
— У гнездовых птиц птенцы появляются на свет слепыми, голыми, беспомощными (у грачей, воробьев, ласточек, дятлов ).
Родители приносят различных насекомых, личинок и суют их в широко раскрытые рты птенцов.
Благодаря заботе родителей птенцы быстро растут и вскоре вылетают из гнезд.
У выводковых птиц (у уток, гусей, кур) птенцы появляются, на свет зрячими, покрытыми густым пухом.
Такие птенцы, едва обсохнув, могут бежать за родителями. Пищу птенцы склевывают сами, а взрослые птицы помогают лишь найти ее.

Задание 3. Работа по карточкам.

Проверка на мультимедийном экране. (Слайд 18)
Сообщение учащегося о заботе птиц о своём потомстве.
Почему кукушка – плохая мать?
• Кукушка сносит 20 яиц с интервалом в 1-3 дня.
• Не имея своего гнезда, яйца она не высиживает – подбрасывает в гнезда других птиц.
• Сначала она, облетая свои владения, находит подходящее гнездо.
• Потом, затаившись, наблюдает за обитателями выбранного ею жилища.
• А улучив подходящий момент, во время отсутствия хозяев, подкидывает свое яйцо.
• Если гнездо прочное, открытое сверху, кукушка прямо в него откладывает яйцо.
• Если же гнездо расположено в дупле, если имеет вход сбоку, то откладывание яйца происходит на земле.
•  Потом, взяв яйцо в клюв, кукушка переносит его в гнездо.

видео «Кукушонок», «Кормление кукушонка», «Страус».
Вопрос к фильмам: В чём проявляется у птиц забота о потомстве?

4.Проверка изученного материала (Слайд 20).

5. Рефлексия урока. (Слайд 21).
Цель: подведение итогов урока, домашнее задание, оценка знаний.
Заполнение колонки «Узнал» в таблице первого этапа урока. Сравнение колонки «Хочу узнать», «Узнал» и вывод.
Домашнее задание: нарисовать рисунок по охране птиц.

Оценка знаний.